Конспект урока "Пустыня" 3 класс УМК Перспектива
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Пустыня" УМК Перспектива
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_pustynya.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Перспектива»
Конспект урока по окружающему миру
Класс: 4
Тема урока: «В жаркой пустыне»
Цели:
Обучающие:
- познакомить с животным и растительным миром пустынь России.
-показать приспособленность животных и растений к суровому климату пустынь;
- учить применять полученные знания при составлении мини-сообщения.
-учить работать с географической картой.
Развивающие:
- развивать географические знания, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;
- развивать в детях умение высказывать своё мнение, принимать мнения товарищей; умение слушать друг друга;
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- развивать навыки управления собственной деятельностью(планировать, контролировать, оценивать) ;
- развивать мышление (наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы).
Воспитательные:
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- формировать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
Метапредметные:
Регулятивные:
-учить планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
Познавательные:
- учить находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- учить использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
- учить выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
Коммуникативные:
- учить сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы обучения и формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная и фронтальная работа.
Методическое сопровождение: учебник . Окружающий мир: 4-й кл. А,АПлешаков., М.Ю.Новицкая. Москва «Просвещение», компьютер, презентация, картинки животных и растений.
Ход урока
I. Орг.момент:
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
II.Проверка д/з.
1)
1.С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?
(Природной зоной степей)
2.Где расположена зона степей?
Покажите расположение этой зоны на карте. Что вы можете рассказать про эту зону?
( Степная зона расположена южнее лесных зон. Здесь много тепла, но недостаточно влаги. Степь-царство трав. В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы. Участки диких степей сохранились в заповедниках.)
3. Каковы природные условия в этой зоне?
( В этой зоне очень теплое, продолжительное, засушливое лето. Часто дуют горячие сухие ветры-суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды не успевая напоить почву,потоками стекает в низины.
Зима в степной зоне короткая, но холодная. Ей на смену приходит непродолжительная весна, отмеченная буйным цветением степных растений.)
4.Дайте краткую характеристику растительного мира степей.
(Тюльпаны, ирисы- луковичные растении, они цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. Потом надземная часть растений отмирает, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.
Ковыль, типчак благодаря узким листьям, которые испаряют мало влаги приспособлены к степным условиям)
6. .Дайте краткую характеристику животного мира степей.
Птицы: степной жаворонок, серая куропатка, журавль- красавка, дрофа, степной орел.
Насекомые: бабочки, шмели, пчелы.
Грызуны: суслики, хомяки.
Пресмыкающиеся: ящерицы, степная гадюка.
2) (Работа в парах)
Тест «Зона степей»
1.Внесите по порядку буквы правильных ответов в таблицу, сначала первый вариант, а затем второй.
2.-Что у вас получилось за слово?
п | у | с | т | ы | н | я |
III.Работа над новой темой.
1.-Ребята чтобы вы хотели узнать об этой природной зоне?
Сегодня будем работать по плану
1. Границы зоны. Поверхность в пустыне. Климат.
2.Растения.
3.Животные.
4. Экологические проблемы и пути их решения.
- Что вы представляете, когда слышите слово пустыня? От какого слова произошло слово «пустыня»? (от слова «пусто»).
-А попробуйте найти значение этого слова в словаре.
« 2 ученика ищут в словаре. Работа со словарем.
1. «Пустыня» Обширное, обычно безводное пространство со скудной растительностью или вовсе без неё.
2.Безлюдное необитаемое место.
– На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.
2. -Чтобы нам быстрее разобраться с нашей задачей, мы будем работать в группах. Первая группа будет называться –ботаники. Вторая-зоологами. Третья-экологи.
-Каждая группа будет работать кейсом и должна ответить на вопросы и подготовить рассказ по своему вопросу . Для этого вы будете использовать учебник стр.94-97, картинки которые вы должны выбрать из тех которые лежат на столах у вас и подойдут к вашей теме, а также разный материал из энциклопедии, который вы сами отберете себе для проекта.
Зона пустынь расположена на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни ровнинная с валами из песка. Это песочные валы- барханы-постоянно передвигаются. Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до +70 градусов, а в тени выше +40 С. А ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадет ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12С, и длится зима 2-3 месяца.
3. Физминутка.
По пустыне мы гуляем
За природой наблюдаем.
Вверх на солнце посмотрели
И нас всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ножками топаем
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Кейс №2 для ботаников:
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка- опора с вопросами:
1) Как выглядит пустыня в разное время года? Почему?
2) Какие растения растут в пустыни?
3) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате? Рассказать о корнях, стеблях, листьях.
Источник 1.
Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.96).
Источник 2.
Тексты с описанием пустыни.
Тот, кто никогда не бывал в пустыне, представляет ее в виде большого необитаемого пространства со скудной растительностью или вовсе без нее. Но такой пустыня бывает лишь летом или осенью, когда солнце сжигает все и на иссохшей твердой земле не заметно жизни. Совсем по-другому выглядит пустыня весной - во время короткого, но бурного цветения. Цветущая пустыня - явление удивительно красивое!
По определению, пустыня – это голое бесплодное место, мало приспособленное для жизни. Тем не менее, животный и растительный мир пустыни удивительно разнообразен.
Там растут растения не прихотливые к воде. Растения пустынь за много миллионов лет выработали у себя определенные приспособления для существования и в этих невероятно трудных условиях. Все пустынные растения очень хорошо умеют доставать, запасать, экономить воду или пить солёную. Между грядaми песков встречаются в пустынях растения-кустарники и травы.
. Интересны приспособления у растений. У одних листья уменьшены до крохотных размеров, у других листьев нет совсем, а вместо них зеленые веточки, корни достигают грунтовых вод на глубине 3-4 м, а иногда 10-15 м. Есть и такие растения, которые живут только в прохладное время, а остальную часть года находятся в безжизненном, недеятельном
Самым известным пустынным растением является кактус. Известный факт, что в пустыне растет огромное количество видов кактусов. Они имеют разную форму, размер, способ цветения. Растут кактусы обособленно или семьями. Влагу эти растения удерживают за счет своего мясистого тела и колючек. Продолжительность жизни некоторых видов кактусов может достигать ста и более лет.
- Я – пища «корабля пустынь».
(Верблюжья колючка)
Хорошо приспособлена к условиям пустыни верблюжья колючка (перекати-поле) - растение семейства бобовых. Высота ее - 40-120 см, корни достигают грунтовых вод на глубине 3-4 м, а иногда 10-15 м. Растение богато сахарами, которые в жаркую погоду выделяются на стеблях и листьях в виде беловатого налета. Весной в пазухах листьев на колючках сидят красные или розовые цветки. Верблюжья колючка - важный корм для верблюдов и почти единственный медонос этих мест.
- Я ростом невелик, мои листья – зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески.
(Джузгун)
Джузгун- это небольшой кустарник. Его листья – зелёные веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.)
- Мой ствол – как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.
(Саксаул)
На неподвижных, закрепленных песках растут саксауловые леса. Вот только ничего общего с тенистыми лесами у них нет. Кусты саксаула находятся на таком расстоянии друг от друга, что их кроны никогда и не смыкаются. Издалека куст саксаула напоминает плакучую иву или фруктовое дерево, но на самом деле, у этого деревца нет ни одного листика, поэтому спрятаться в тени от палящего солнца невозможно.
В пустыне участки вблизи водоёмов богаты растительностью, их называют оазисами. (иллюстрации)
Оазис – это место в пустыне, где есть вода. Она может, например, течь из подземного источника. Около оазисов обильно растут пальмы и другие деревья и растения.
Кейс №3 для зоологов:
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка- опора с вопросами:
1) Какие группы животных обитают в пустыне?
2) Как они приспособились к жизни?
3) Как они приспособились к жизни в жарком и засушливом климате?
Источник 1.
Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.96-97)
Источник 2.
Картинки с изображением животных
Источник 3.
Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных, в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица – круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица – круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности.
Лисичка – корсак и ушастый ёжик имеют большие уши. (иллюстрация) Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. (иллюстрация) Одни из них роют норы, другие –тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину.
"Кораблями пустыни" названы верблюды. Они настолько хорошо приспособлены к жизни в пустыне, что могут обходиться без воды месяцами. Главное, чтоб перед засухой верблюд смог отложить жир в горб, благодаря которому потом сможет получать энергию и влагу, которая образуется при расщеплении жиров.
Самыми обычными обитателями считаются черепахи. На поверхности они находятся только 3 месяца, за которые откладывают большое количество яиц, а потом снова прячутся в толщу песка в своих норах.
Основой животного населения пустынь являются насекомые, среди которых - большое количество жуков.
В пустыне почти нет птиц, т.к они плохо пенреносят жажду.Очень много птиц появляется зоне полупустынь весной и в начале лета. Некоторые из них вьют свои гнезда прямо в земле. А от опасности их спасает маскировочная окраска, птенцы же очень быстро развиваются, избегая при этом лишний риск.
Источник 4.
Загадки
Жизнь в песках полна борьбы,
Мужества, отваги.
Этот зверь несет горбы,
В них - запасы влаги.
Он вчера зашел в аул,
Съел на завтрак саксаул. (Верблюд)
Я ползу неторопливо
В толстом панцире с отливом.
Мне среди пустынь бугристых
Незачем спешить.
Двести лет, и даже триста,
Я могу прожить. (Черепаха)
У меня сухая шкурка,
Греет жаркий лучик.
Я в песках шныряю юрко
Около колючек.
Извиваюсь, но не змейка.
Отгадать меня сумей-ка. (Ящерка)
Суслик, убегай скорей,
Ведь опасность рядом!
Нападает на зверей
Кто-то с сильным ядом
Посреди песков шипит
И добычу не проспит. (Змея)
Тушканчики . Задние ноги у этих грызунов длинные и сильные. С их помощью тушканчики прыгают на расстояние до трёх метров! Это раз в 20 больше длины тела зверька. Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие при резких поворотах.
Сайгаки. Они держатся стадами. Кочуя в поисках пищи и воды. Могут быстро бегать- со скоростью до 80 километров в час.
Верблюд В наших пустынях обитают двугорбые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500килограммов. Жить в пустыне ему помогает и строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь.
Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его нёбо, губы и язык покрыты толстой кожей. Верблюд может обходиться без воды в сильную жару по 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Такие интересные животные обитают в пустыне.
Ушастый ёж. Отличается от обычного ежа большим размером ушной раковины; длина ушей до 5смю иглами покрыта только спина. День проводит в норе. К осени накапливает жир. В спячку залегает в конце октября- начале ноября, пробуждение в конце марта – начале апреля. Питается насекомыми, иногда ест ягоды, семена, фрукты. Ушастые ежи способны долгое время обходиться
Кейс №4 для экологов:
- Ваша задача, работая в группе выяснить:
Карточка - опора с вопросами:
1) Какие основные занятия населения зоны пустынь?
2) Какие экологические проблемы есть в этой природной зоне?
3) Что делается для охраны природы?
Источник 1.
Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" (стр.118-119)
Источник 2.
Традиционное занятие населения в зоне полупустынь и пустынь — это скотоводство: разводят овец, верблюдов, крупный рогатый скот. В результате перевыпаса скота площадь незакрепленных развеиваемых песков увеличивается. Одна из мер по борьбе с наступлением пустыни - фитомелиорация - комплекс мероприятий по культивированию и поддержанию естественной растительности. Для закрепления барханов могут использоваться такие виды растений, как колосняк гигантский, пырей сибирский, саксаул.
Источник 3.
Чем занимается население в полупустынях и пустынях?
Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, во многие районы подвели воду. На орошаемых землях появились поля, сады, виноградники. Из домашних животных в этих природных зонах на первом месте овцы и верблюды.
Источник 4
Экологические проблемы.
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, (19слайд) чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.
Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.
Для сохранения природы в 1990году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные Земли». (20слайд) В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных. А на озере Маныч-Гудило (21слайд) обитают утки, гуси, лебеди.
6. Работа в группах.
Учитель выполняет роль консультанта.
-Молодцы ребята, вы хорошо работали на уроке, сами нашли информацию о пустыне, смогли выполнить и подготовить ответы. А теперь ответьте на вопрос, который прозвучал в начале нашего урока.
– На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством? ( ответы детей)
IV. Закрепление изученного.
Выслушав утверждения отметьте знаками «+» , если согласны и «- « если нет.
- В России пустыня находится у Каспийского моря. +
- В пустыне холодное лето .-
- В пустыне лето жаркое. С температурой до +70 градусов +
- Растения пустыни источник влаги. +
- У растений пустыни корни проникают в глубину до 20м. +
- Окраска животных пустыни яркая, заметная издали. -
- К растениям пустыни относятся колосняк джузгун, саксаул+
- В пустыне нет экологических проблем-
- В Калмыкии создан пустынный заповедник « Черные земли»+
V. Рефлексия.
Синквейн
1.Пустыня
2. 2 прилагательных
3 3 глагола
4 4 слова про пустыню
5 ваше отношение к пустыне
VI. Домашнее задание.
Найти информацию о растениях и животных пустыни занесенных в Красную книгу.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК «Перспектива» Тема урока: Разделительный мягкий и твердый знаки (ь, ъ). Закрепление изученного.
Урок русского языка....
Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе УМК "Перспектива"
Подробный конспект урока обучения грамоте (УМК "перспектива") по теме: "Звук [Э]. Буквы Ээ." В конспекте представлены разнообразные виды работы на уроке. Предложена работа с электронным приложен...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Перспектива"(авт. Климанова Л.Ф)
Тема урока: Картины русской природы. И. Шишкин «Зимой в лесу. Иней»Интегрированный урок чтения и технологии с использованием ИКТ. ...
Конспект урока в 1 классе УМК "Перспектива"
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Природа в классе" (УМК "Перспектива")...