конспект урока "Байкал" 3 класс УМК Перспектива
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гарифуллина Айгуль Мидхатовна

Конспект урока по теме:Байкал, 3 класс УМК ПЕрспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_baykal.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока .  Озеро Байкал

Цель . Формирование знаний об объекте  Всемирного природного наследия, находящегося в России – озере Байкал.

Планируемые результаты.

Предметные. Познакомить обучающихся с уникальными особенностями озера Байкал.

Метапредметные.

Познавательные. Узнать местоположение озера, размеры, особенности воды, флоры и фауны.

Регулятивные. Организация самостоятельной работы с целью выяснить, почему озеро Байкал входит в список Всемирного наследия.

Коммуникативные. Умение работать в паре, вести диалог с одноклассниками и учителем, формулировать высказывания.

Оборудование и материалы. Компьютер, презентация, карта России, наглядный материал для работы в паре.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

Ребята, всем внимание

Ведь прозвенел звонок!

Садимся  поудобнее,

Начнем скорей урок!

2.Актуализация знаний

Слайд(на экране эмблема всемирного наследия)

-Ребята, давайте вспомним, что обозначают элементы эмблемы?

( круг символизирует природу, квадрат-творение человека)

Значит выражение «Всемирное наследие» обозначает….

Выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества.

-Вспомните, что включено в список Всемирного наследия?

(в список Всемирного наследия включены шедевры архитектуры, созданные руками человека и природные объекты исключительной красоты и важности)

На прошлом уроке мы с вами совершили путешествие в Московский кремль. Давайте проверим, что осталось у вас в памяти. На партах листочки с тестами. 2 минуты на работу.

Поменяйтесь с соседом по парте работами, взаимопроверка. Проверяем правильные ответы.

(Слайд 2) 

Лист самооценки

Закрасим первый кружочек в зависимости от результата. Те, кто на все вопросы ответил верно- молодцы, зеленый кружочек, кто допустил 1 ошибку- желтый, кто 2 ошибки и больше- красный, надо повторить.

3.Открытие и фиксирование нового знания

Сегодня мы продолжим путешествие по нашей прекрасной Родине. А вот новый пункт назначения вам придется узнать самим.

Мы отправимся к объекту Всемирного природного наследия в далекую Сибирь.

Жемчужина мира - Чудесный Байкал

Ты взоры людей уж давно привлекал

Глубины твои и прозрачность их вод

Весь мир покорили на сто лет вперед.

-Что автор называет жемчужиной мира?

(озеро Байкал)

И тема нашего урока «Озеро Байкал»

Тему урока определили, давайте сформулируем задачи урока.

 (узнать, где находится озеро Байкал; какая глубина озера, какие рыбы живут в озере….)

Молодцы! Вы определили план работы.

1.Местонахождение озера.

2. Особенности озера Байкал.

3. Природа Байкала, с его животным миром

4 Экологические проблемы

- Мы сегодня проведем исследование, и полученные результаты разместим в виде схемы фишбоун

-  На  ваших партах лежат контурные карты и план работы,  листы самооценки, в которых вы фиксируете , как  справились с заданием.

-Назовите 1 пункт  нашей работы.

(местонахождение озера)

-Обратимся к физической  карте.  Карта какого государства перед вами? Запишите, в каком государстве находится озеро Байкал?  Лист задания  оранжевый

На карте  озеро имеет форму  полумесяца.

- На контурных картах обведите форму озера.

- Напишите название озера

-Назовите 2 пункт нашего плана.

(особенности озера Байкал)

-Продолжим работу по учебнику. Прочитаем 3 абзац на странице 100

-запишите, чему равна длина и глубина озера

-О чем вы еще узнали?

( в нём содержится 5 часть всей пресной воды планеты) 

Ширина от 25 до 80 км

-Чтобы узнать возраст Байкала найдите неизвестное слагаемое

…+15=40

-Запишем возраст Байкала. По данным, которые мы нашли, сделаем вывод:

Возраст Байкала приблизительно равен 25-30 миллионам лет. Другие озера живут только 10-15 миллионов лет. А потом заполняются осадками и высыхают.

Сдаем вывод запишем в схеме

Байкал – самое глубокое и самое древнее озеро на земле.

-Продолжим разговор об особенностях озера Байкал

Проведём эксперимент.

В банку с водопроводной водой опустим монетку .

- Что вы наблюдаете?

монетка опущенная в воду видна.

Какое свойство воды мы с вами проверяли ?

Байкальская вода чрезвычайно прозрачна, что отдельные камни и предметы бывают видны на глубине 40 метров весной.

Когда озеро замерзает, лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть воды Байкала на глубину 3-4 м. За свою чистоту и уникальные свойства питьевая вода ценится во всём мире.

-Не существует на Земле озера, вода в котором прозрачнее байкальской .

Сделаем вывод:

( Озеро Байкал - самое чистое озеро на Земле.  Запись в фишбоун

Внимание! Есть ещё одна способность озера -горячие источники, бьющие из недр Земли на дне озера.

Температура поверхностных слоев воды летом

+8 ,+9 градусов,

глубинных слоев около +4 градусов

-О следующей особенности озера прочитаем 4 абзац на с. 100.

-Сколько рек впадает в Байкал?

(300)

-Самая большая из них?

(река Селенга)

-Найдите ее на карте и нарисуйте на контурной карте.

-Сколько рек вытекает из Байкала?

(одна, река Ангара)

-Находим на  карте и наносим ее на контурную карту

Запись в фишбоун

Настало время физ .минутки

На Байкале красота(руки вперёд)

Посмотри туда(руки к плечам)

Посмотри сюда(вправо)

Наклонились вниз к ногам(руки на пояс, наклон вперёд)

Потянулись к небесам(руки вверх)

Над  Байкалом  чайки  кружат

Полетим за ними дружно(руки на пояс)

Брызги пены, шум прибоя(ходьба на месте)

Над Байкалом  мы с тобою!

Тихо сели на песок…

И продолжили урок

-Прочитаем 3 пункт плана

  1. Животный мир Байкала.

Воды Байкала уникальны

-  Там обитают 2630 видов и разновидностей растений и животных, которых нет больше нигде на Земле. Их называют – эндемики. Они составляют2 /3 обитателей Байкала.

Такое обилие объясняется большим содержанием кислорода.

- В озере насчитывается около 60 видов рыб различных семейств- это омуль, хариус, сиг, осётр, налим, щука и другие. Самой многочисленной рыбой в Байкале является глубоководная голомянка

Сообщение  

Приклейте на карту картинку

Самая древняя и самая крупная рыба Байкала – осетр.

Сообщение

Приклейте на карту картинку

Хариус

Сообщение

Приклейте на карту картинку

Байкальский омуль

Приклейте на карту картинку

- На Байкале водится 236 видов птиц, из них 29 водоплавающих. Например, на скалистых островах Байкала селятся серебристые чайки, а белоголовый орёл-один из самых красивых пернатых хищников.

- По берегам озера водятся: баргузинский соболь, белка, горностай, медведь, лось, и другие животные. Здесь же обитает нерпа – байкальский тюлень. 

Сообщение

Приклейте на карту картинку

Природа Байкала

 (слайд леса)

Большая площадь лесных массивов принадлежит хвойным лесам с сибирскими голубыми елями, соснами и лиственницами.

Ребята, для чего объекты вносятся в список Всемирного  Наследия?

 (Они нуждаются в защите)

Что и кто угрожает озеру Байкал и территории вокруг озера?

Посмотрите короткое видео

Сегодня 22 апреля празднуется Международный  день Земли. Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха – всего, что необходимо для жизни.

Давайте и мы с вами внесем вклад в защиту Байкала

Работаем в группе

Нарисуйте запрещающий знак в защиту Байкала.

 ПОСМОРИТЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

 -Сделаем вывод, что мы  узнали об озере Байкал?

Вывод ( Байкал-это уникальное озеро. Оно древнее. Оно самое глубокое. В нём самая чистая вода. Впадает в нее 300 рек, а вытекает одна Ангара. Очень разнообразный растительный и животный мир. На озере есть растения и животные, которые больше нигде в мире  не встречаются)

Запись в фишбоун

Самостоятельная работа

-Итак: в течение урока, мы многое узнали , анализировали данные, сделали выводы.

Выполните задание   Работа в паре

Найди пару- Соедини пары на доске

Выходят по одному к доске и соединяют (2 минуты)

Протяженность- 636 км.

Глубина -1642 м.

Часть мирового запаса пресной воды -1/5

Приносят воду более -300 рек
Вытекает  Ангара

Цвет смайлика перенесите в оценочный лист.

Д/з подписать названия животных  ,ответить на вопросы или подготовить сообщение  об одном животном обитающем в Байкале.

Когда здоров ты- мы здоровы,

Когда ты болен-  мы больны.

Так будь же вечен и прекрасен,

Байкал- жумчужина страны.

Тест по теме «Московский кремль»

1.В каком году Московский Кремль был включён в список Всемирного наследия?

а) 1990                           б) 1993                         в) 2000

2. Какую фигуру представляют собой сооружения Московского Кремля в ансамбле?

а) квадрат                        б) треугольник              в) прямоугольник;

3. Сколько башен с воротами стоят там, где подходят к Кремлю главные дороги?

а) 5                                    б) 6                             в) 7;

4. При каком великом князе была построена крепость Московского Кремля впервые итальянскими мастерами?

а) Иван  | | |                 б) Дмитрий Донской              в) Иван Калита;

Тест по теме «Московский кремль»

1.В каком году Московский Кремль был включён в список Всемирного наследия?

а) 1990                           б) 1993                         в) 2000

2. Какую фигуру представляют собой сооружения Московского Кремля в ансамбле?

а) квадрат                        б) треугольник              в) прямоугольник;

3. Сколько башен с воротами стоят там, где подходят к Кремлю главные дороги?

а) 5                                    б) 6                             в) 7;

4. При каком великом князе была построена крепость Московского Кремля впервые итальянскими мастерами?

а) Иван  | | |                 б) Дмитрий Донской              в) Иван Калита;

Тест по теме «Московский кремль»

1.В каком году Московский Кремль был включён в список Всемирного наследия?

а) 1990                           б) 1993                         в) 2000

2. Какую фигуру представляют собой сооружения Московского Кремля в ансамбле?

а) квадрат                        б) треугольник              в) прямоугольник;

3. Сколько башен с воротами стоят там, где подходят к Кремлю главные дороги?

а) 5                                    б) 6                             в) 7;

4. При каком великом князе была построена крепость Московского Кремля впервые итальянскими мастерами?

а) Иван  | | |                 б) Дмитрий Донской              в) Иван Калита;

  Озеро Байкал

       Озеро Байкал находится в  _______________________.

Протяженность _________________км. Его наибольшая глубина ________________метров. В этом великом озере содержится

__________ часть всей пресной воды планеты. Возраст Байкала не менее __________млн. лет.

         В Байкал впадают более _________рек и речушек. Вытекает из него _____река- Ангара.

         Из числа обитающих в озере растений и животных ___________ видов встречаются только здесь и нигде больше.

                             Озеро Байкал

       Озеро Байкал находится в  _______________________.

Протяженность _________________км. Его наибольшая глубина ________________метров. В этом великом озере содержится

__________ часть всей пресной воды планеты. Возраст Байкала не менее __________млн. лет.

         В Байкал впадают более _________рек и речушек. Вытекает из него _____река- Ангара.

         Из числа обитающих в озере растений и животных ___________ видов встречаются только здесь и нигде больше.

                                 Озеро Байкал

       Озеро Байкал находится в  _______________________.

Протяженность _________________км. Его наибольшая глубина ________________метров. В этом великом озере содержится

__________ часть всей пресной воды планеты. Возраст Байкала не менее __________млн. лет.

         В Байкал впадают более _________рек и речушек. Вытекает из него _____река- Ангара.

         Из числа обитающих в озере растений и животных ___________ видов встречаются только здесь и нигде больше.

Протяженность

Глубина

Часть мирового запаса пресной воды

Приносят воду более

Вытекает

Ангара

1/5

1642 м

636 км

300 рек

Протяженность

Глубина

Часть мирового запаса пресной воды

Приносят воду более

Вытекает

Ангара

1/5

1642 м

636 км

300 рек

Протяженность

Глубина

Часть мирового запаса пресной воды

Приносят воду более

Вытекает

Ангара

1/5

1642 м

636 км

300 рек

Протяженность

Глубина

Часть мирового запаса пресной воды

Приносят воду более

Вытекает

Ангара

1/5

1642 м

636 км

300 рек

Протяженность

Глубина

Часть мирового запаса пресной воды

Приносят воду более

Вытекает

Ангара

1/5

1642 м

636 км

300 рек

Как выглядит эмблема всемирного наследия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе УМК "Перспектива"

Подробный конспект урока обучения грамоте (УМК "перспектива") по теме: "Звук [Э]. Буквы Ээ."  В конспекте представлены разнообразные виды работы на уроке. Предложена работа с электронным приложен...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Перспектива"(авт. Климанова Л.Ф)

Тема урока: Картины русской природы. И. Шишкин  «Зимой в лесу. Иней»Интегрированный урок  чтения и технологии с использованием ИКТ. ...

Конспект урока в 1 классе УМК "Перспектива"

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Природа в классе" (УМК "Перспектива")...