Урок окружающего мира "Мир древности – далекий и близкий"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Надежда Владимировна Кузьмина

Урок открытия нового знания 4 класс.

Тема: Мир древности – далекий и близкий

Цель урока: Создание условия для расширения знаний учащихся о наследии Древнего мира; развитие исследовательскую культуру, речь, кругозор; воспитывать уважение к историческому достоянию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchiy_mir.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающий мир

Ф.И.О. Кузьмина Надежа Владимировна

Класс 4 А

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Тема:         Мир древности – далекий и близкий

Цель урока: Создание условия для расширения знаний учащихся о наследии Древнего мира; развитие исследовательскую культуру, речь, кругозор; воспитывать уважение к историческому достоянию.

Предметные: познакомятся с историей возникновения и развития древних государств, их особенностями.

Метапредметные:

Познавательные. Получат возможность исследовать необходимую информацию для выполнения учебных заданий с использованием различных источников, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Регулятивные. Понимать учебную задачу урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, обобщать собственные представления; слушать собеседника, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные. Осуществлять сотрудничество в малой группе, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, вступать в речевое общение.

Личностные: принимать другие мнения, уважительно относиться к ним, проявлять желание больше узнать, понимать необходимость знаний об истории Древнего мира.

Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Содержание заданий, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап.

Орг. Момент

Создание эмоционального настроя на урок.

Ребята, на каждом уроке вы стремитесь получить новые знания. Вот и сегодня постарайтесь узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех.

Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Проверяет и актуализирует знания по изученным темам.

 Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие

-Как называется первая и самая долгая эпоха в истории человечества? (Первобытная)

-Когда и где появились первые люди? (Около 2,5млн.лет назад в Восточной Африке)

-Кто был величайшим помощником человека? (Огонь)

-Как жили первобытные люди? (Сообща)

-Как назывались эти первобытные коллективы? (Человеческое стадо)

-Назовите основные занятия первобытных людей. (Охота, собирательство)

-Из чего были сделаны первые орудия труда? (Камень)

-Как называлась живопись, появившаяся в это время? (Наскальная)

-Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней? (Молоток)

Ответы на вопросы: фронтальный опрос

3 Постановка проблемы

Акцентирует внимание на теме урока, выдвигает проблему.

Ребята, посмотрите как красиво звучит тема нашего урока сегодня (слайд2:

Мир древности: далекий и близкий). Прочитайте вслух. Почему тема звучит именно так? Сможете ли вы мне ответить на этот вопрос сейчас? Сегодня я хотела бы чтобы слова великого американский астронавта, лётчика-испытателя, космического инженера, профессора университета, первого человека, ступившего на Луну 20 июля 1969 года в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон, стали девизом нашего урока. Прочитайте слова (слайд3: «Исследование создает новое знание»). Как вы понимаете смысл этого высказывания? Ребята, а что такое исследование? А кто такие исследователи? Какими качествами должны обладать исследователи? Ребята, а мы обладаем такими качествами? Как вы думаете, какую работу я вам сегодня хочу предложить? Все верно, молодцы. А что мы будем исследовать вы узнаете, выполнив задание.

Высказывают предположения, обсуждают, слушают мнения друг друга

4. Определение целей урока

Предлагает задание.

Ребята, у вас на столах лежат карточки. Собрав из них слова, вы узнаете объекты наших исследований. Объединяемся в группы по рядам и приступаем к работе.

Итак, что же мы сегодня будем исследовать:

1 ряд –

2 ряд-

3 ряд –

Ребята, обратите внимание на предметы (на доске: пешеходный переход, дорога, подъемный кран, наручные часы, автомат для выдачи вода, сока, кофе и т.д). Назовите их. Предположите, как эти предметы можно связать с темой нашего урока?

Итак, на какие вопросы мы с вами должны найти ответы?

Работают в группах, определяют название страны с которой будут работать.

5. «Открытие» детьми новых знаний

Организует работу в группах, помогает и контролирует ее выполнение.

Вам сегодня предстоит побывать в трёх Древних Государствах, собрать воедино новую информацию, создать «визитные карточки» этих государств и донести информацию до остальных групп. Ваша задача — ответить на вопросы. Работаем в парах. На каждой парте лежит вопрос, на который вы должны найти ответ. При работе пользуетесь учебниками, дополнительной литературой, картами.

Слушают инструкции, приступают к работе с информационными источниками.

6. Выступление групп.

Проверяет работу, уточняет.

Ребята, я прошу вас представить отчет по вашему исследованию, что вы узнали о стране. Итак, слово предоставляется первому ряду.

Спасибо за интересный рассказ.

-Какое же изображение связано с Египтом?

Физминутка.( для глаз)

Пожалуйста, вторая группа.

Какие картинки связаны с Грецией? Почему?

Слово предоставляем третьему ряду.

-Какие предметы связаны с Древним Римом?

Молодцы!

Ребята, посмотрите на следующее задание. Я попрошу вас собрать пазл. Скажите, что получилось? Как она называется? Все верно, так называется картина Карла Брюллова, изображающая событие, произошедшее в 79 году, когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Стабии. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин Помпеи.

Совершим и мы путешествие в этот город. (ПОКАЗ слайда)

Везу́вий — действующий вулкан на юге Италии. За всю историю существования у него насчитывается 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до знаменательной даты в 79 году. После этой трагедии вулкан опять замолчал более чем на 1500 лет. Но 24 августа 79г. жители близлежащих городов были обречены. Раскалённая лава и ядовитые газы со стремительной скоростью обрушились на Помпеи. Всё, что попадалось на пути, мгновенно сгорало.

  • Как определили археологи, 54 жителя в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале большого оптового склада. Убежище было надёжным. Но люди не учли, что воздух наполнили вредные для дыхания газы. Люди  задохнулись раскалённым воздухом. Гибель ускорила пыль. Она попадала в лёгкие и превращалась там в цемент. Через две тысячи лет эти тела нашли.

Раскопки города начались в XIX веке. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Практически всё население погибло. Это примерно 16 тысяч человек. В наши дни когда-то прекрасный город превратили в музей под открытым небом. Развалины выглядят вполне мирно. Также миролюбиво смотрится и Везувий. Пока вулкан «спит», и будем надеяться, что следующая активность наступит не скоро.

Отвечают на свои вопросы, представляя источники с которыми работали, делают выводы.

Работа в мини – группах, слушают дополнительную информацию

7.   Подведение итогов урока

Акцентирует внимание обучающихся, выслушивает, дополняет.

История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры. Давайте вернемся к теме нашего урока. Почему же она так звучит?

Оцените свою работу на уроке.

В заключении я хочу прочитать слова писателя Рудольса Итса

"В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками- и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю. Великое свойство человека - не забывать прошлое и быть благодарным тем, кто шел впереди"

Объясняют, почему тема урока звучит именно так.

Оценивают свою работу.

8. Домашняя работа.

Объясняет выполнение домашней работы.

На партах у вас лежат карточки с одним словом. Прочитайте. Как вы думаете, какую домашнюю работу я вам хочу предложить? Все верно, найти историю появления этих предметов.

Спасибо за урок. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Мир древности: далекий и близкий"

Яркая и красочная презентация станет хорошим дополнением к уроку....

Урок окружающего мира. Мир древности: далекий и близкий. 4 класс, А.А. Плешаков

Урок изучение нового материала. Знакомство с древними государствами: Египет, Рим, Греция. ...

Урок истории, «Мир древности: далекий и близкий».

Цели урока:1.Создать условия для изучения истории древнего Египта, древней Греции, древнего Рима ;2.Развивать устную речь;3.Воспитывать интерес к предмету....

Конспект урока "Мир древности: далекий и близкий". Окружающий мир. 4 класс.

Урок-путешествие для учащихся 4 класса в Древнюю Грецию, Древний Египет и Древний Рим....

Урок окружающего мира в 4 классе. "Мир древности: далекий и близкий".

Методическая разработка содержит подробный конспект урока, карточки для индивидуальной работы, дополнительный материал по изучаемой теме для работы в группах....

Технологическая карта урока "Мир древности далекий и близкий" (окружающий мир, 4 класс, "ШКОЛА РОССИИ")

ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию пер...