Урок окружающего мира в 4 классе. "Мир древности: далекий и близкий".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Методическая разработка содержит подробный конспект урока, карточки для индивидуальной работы, дополнительный материал по изучаемой теме для работы в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mir_drevnostey_dalekiy_i_blizkiy.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым» |
«Мир древности: далекий и близкий» |
Урок окружающего мира в 4-А классе. Подготовила учитель начальных классов Л. В. Кривцова, первая категория |
Феодосия, 2017 год |
РАЗДЕЛ IV «СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ»
ТЕМА. Мир древности: далекий и близкий.
ЦЕЛИ: создать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение.
Личностные: проявляют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развитию науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Оборудование: свеча, проектор, компьютер, карточки для проверки домашнего задания, музыкальные композиции, жетоны на рефлексию, лента времени.
Основные термины и понятия: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.
Организационная структура (сценарий) урока
- Самоопределение к деятельности.
- Здравствуйте, уважаемые гости, ребята поприветствуйте гостей.
- Посмотрите, что это у меня? (Свеча)
- А что она нам дает? (Свет и тепло).
- Ассоциируется ли у вас слово свет с каким-нибудь другим? (Да со словом – знания.)
- Ребята, подумайте и скажите, почему мы сегодняшний урок начали со свечи? Какая пословица о знаниях приходит на ум? (Ученье свет, а неученье – тьма).
- Мы сегодня будем получать знания, то есть свет. Ну что настроились на работу? Тогда мы начинаем наше путешествие по знаниям.
- Актуализация знаний.
- Блиц-опрос.
- Назовите раздел, к изучению которого приступили. Страницы всемирной истории.
- Что такое история? История – это наука о прошлом человеческого общества. История – это дорога во времени.
- Кого называют «отцом истории»? Геродота.
- Какая наука помогла нам узнать о жизни первобытных людей? Археология.
- Как называется самая длительная эпоха в истории человечества? История Первобытного мира.
- Работа в парах.
- Поработайте в парах.
- Первый вариант – занятия древнего человека.
- Второй вариант – орудия труда первобытных людей.
- Время работы 1,5 минуты. Познакомьте с результатами вашей работы. Оцените работу в парах цветной фишкой.
- Молодцы! К какому же времени относятся результаты ваших работ? Они относятся к древнему миру.
- Постановка учебной задачи.
1. Беседа.
- А раз вы выполняли такую работу, как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Мы будем продолжать говорить о древнем мире.
- Зачем, как вы думаете? Чтобы узнать, как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди.
- Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.
2. Ассоциативный ряд. Фронтальная работа.
- Рассмотрите иллюстрации, постройте ассоциативный ряд. Какие изображения вы свяжите с Древним Египтом, какие – с Древней Грецией, какие – с Древним Римом? Что вызывает затруднения? Чего не хватает для ответа? Знаний, информации.
- Где можно добыть информацию? В учебнике, атласе, энциклопедии, художественной литературе, Интернете, спросить у учителя.
- Рассмотрим книги, которые вы принесли на урок.
Выставка книг. Краткое сообщение ученика о книге.
- Открытие нового знания.
- Знакомство с эпохой Древнего Египта.
- Первые древние государства возникли возле рек и морей. Почему? По рекам было удобно передвигаться, река давала человеку воду для питья и земледелия.
И одно из таких государств – Древний Египет, который возник на берегах реки Нил. Многим позже появились Древняя Греция и Древний Рим на берегах Средиземного моря. Демонстрация на карте.
- Перед вами прекрасная река Нил. Мы начинаем разговор о ней, так как примерно 5 тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Дожди в этой местности очень редки. Например, дети, прожив 10-12 лет могли не увидеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов.
В воде много черного ила, он оседал на песках, на нем хорошо росла пшеница, ячмень. Египет в переводе означает «черная земля». За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался слой жирного чернозема.
- Чем еще прославилась цивилизация Древнего Египта нам расскажут _____________________________________.
Ученик 1. Древний Египет очень знаменит на весь мир в первую очередь постройками. Такими как:
Храм Карнак. Храм Луксор. Пирамиды Хеопса.
Храмы строили в честь богов, а пирамиды были гробницами царей Египта – фараонов. Египтяне считали, что миром управляют боги.
Бог солнца – Ра (человек с головой птицы).
Бог воды и разлива Нила Себек (человек с головой крокодила).
Бог мудрости Тот (человек с головой птицы ибиса).
Дары Тота это счет времени – месяцы и годы, а также арифметический счет и письмо. У Египтян много священных животных – лев, бык, кошка, коршун, крокодил, скорпион и другие.
Ученик 2. (Отрывок из учебника об особых знаках иероглифах).
- Итак, ребята, посмотрите на ленту времени, вот в какое время существовала цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила почти 3000 лет. Что оставил потомкам в наследие Древний Египет:
-памятники архитектуры,
-научные знания,
-знания в сельском хозяйстве,
-водный транспорт.
2. Физминутка «Четыре стихии».
3. Знакомство с эпохой Древней Греции и Древнего Рима.
Работа в группах по плану. Время работы 6 минут.
- Древняя Греция (с. 10, сердце Афин – Акрополь. Знаменитый храм - Парфенон).
- Древняя Греция (с. 11-12, Олимпийские игры. Алфавит древних греков и его особенности).
- Древний Рим (с.12-13, дата основания, Колизей, Римский форум).
- Древний Рим (с. 13, храм всех богов – Пантеон, город Помпеи)
- Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».
- Познакомьте с результатами вашей работы.
Древняя Греция
В Древней Греции появились города, которые никого не могут оставить равнодушными.
Один из этих городов является Афины, а сердцем Афин – Акрополь. Высокий холм с обрывистыми склонами, на нем расположен архитектурный ансамбль.
Самый знаменитый храм Акрополя – Парфенон, высота 18 с половиной метров.
На севере Греции есть гора Олимп, на вершине ее Древние греки поселили главных богов
Зевс – громовержец,
Посейдон – бог моря,
Аид – бог подземного царства,
Афродита – богиня любви и красоты, а также многие другие.
- Давайте, посмотрим на ленту времени когда же существовала цивилизация Древней Греции.
- Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивается поэзия, открытия в науке и технике, театр, первые школы
Древние греки были удивительно талантливыми, веселыми и жизнерадостными людьми. Они любили музыку, спорт и танцы.
Древний Рим
Датой основания Древнего Рима считают 753 до нашей эры. Римляне создали могущественное государство, завоеваниями огромных территорий.
В современном городе Риме сохранилось немало построек. Например, Колизей. Колизей - это самый огромный из древнеримских амфитеатров, ставший символом Рима. Первым номером программы Колизея, как правило, были клоуны и калеки. Затем приходил черед боев гладиаторов и зверей. Эти битвы были невообразимо жестокими. Для участников сражений с арены существовало два выхода: путь жизни и смерти. Через один арену покидали победители, через другой выносили побежденных.
Римский форум – центр общественной жизни города. Кроме этого храм Пантеон – храм всех богов. Пантеон в Риме – это языческий храм всех древнеримских богов, это строение является воплощением мощи и силы Римской империи. Позже христиане решили превратить языческий храм в христианский и освятили его. Пантеон – это единственный храм в мире, который сохранился до наших дней в почти первозданном виде.
Как выглядели другие города можно узнать побывав в Помпеях.
В древности этот город был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.
Есть картина, которую написал Карл Брюллов – наш русский художник, она называется «Последний день Помпеи». Над картиной художник работал шесть лет. Карл Брюллов так увлекся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи. Извержение вулкана стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. Под лавой Везувия оказались погребены порядка 5 тысяч человек. После демонстрации картины Николай I наградил Брюллова лавровым венком, после чего художника стали называть «Карл Великий».
Культура Древнего Рима продолжала традиции Древней Греции, поэтому и время возникновения примерно то же, боги в этих культурах одни и те же только различаются названием. Но все-таки Древний Рим оставил свой след, отличался он:
- религиозной сдержанностью
- суровостью
- практичностью, что нашло отражение в градостроительстве (впервые появляются коммуникации, водопроводы, мостовые) и военном искусстве.
- Первичное закрепление.
А сейчас я вас проверю, как вы запомнили новый материал (вопросы на слайдах).
Блиц-опрос:
- Грандиозное сооружение – гробница фараонов?
- Государство, где были придуманы названия месяцев?
- Назовите народ, живший на берегах реки Нил?
- Что такое Акрополь?
- Родина олимпийских игр?
- Назови столицу Др. Греции?
- Кому поклонялись жители древних государств?
- Где возник первый алфавит?
- Назови древние государства?
- Кто такой фараон?
- Покажи на карте одно из государств, которое запомнил?
- Как называется материал, на котором писали др. египтяне?
- Какие древние постройки ты можешь назвать?
Вывод: жители древних государств были высокоразвитыми, умелыми строителями, учёными, многое умели делать.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Установи соответствие (на карточках):
Проверка на слайде
Древний Египет иероглифы
Древний Рим папирус
Древняя Греция Акрополь
Колизей
алфавит
мумия
форум
- Работа в парах в тетради на странице 8, задание 1, 2, 3.
- Рефлексия деятельности.
- А сейчас выберите изображение той эпохи, которая вам понравилась больше всего, обоснуйте свой выбор.
- Оцените свою деятельность на уроке. Чья работа достойна отметки?
- Что нового для себя открыли?
- Большую информацию о той или иной эпохе вы можете найти в нашей библиотеке.
- В старших классах на уроках истории вы также будете знакомиться с данными цивилизациями.
- Домашнее задание.
* Перечитать материал в учебнике с. 8-14, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».
** Пересказать близко к тексту материал по одному из государств.
*** Найти и подготовить устно сообщение или презентацию по Древним государствам, таким как Армения, Иран, Китай или Япония.
- Спасибо за внимание.
Приложение.
Древний Египет очень знаменит на весь мир в первую очередь постройками. Такими как:
Храм Карнак. Храм Луксор. Пирамиды Хеопса.
Храмы строили в честь богов, а пирамиды были гробницами царей Египта – фараонов. Египтяне считали, что миром управляют боги.
Бог солнца – Ра (человек с головой птицы).
Бог воды и разлива Нила Себек (человек с головой крокодила).
Бог мудрости Тот (человек с головой птицы ибиса).
Дары Тота это счет времени – месяцы и годы, а также арифметический счет и письмо. У Египтян много священных животных – лев, бык, кошка, коршун, крокодил, скорпион и другие.
Колизей - это самый огромный из древнеримских амфитеатров, ставший символом Рима. Первым номером программы Колизея, как правило, были клоуны и калеки. Затем приходил черед боев гладиаторов и зверей. Эти битвы были невообразимо жестокими. Для участников сражений с арены существовало два выхода: путь жизни и смерти. Через один арену покидали победители, через другой выносили побежденных.
Пантеон в Риме – это языческий храм всех древнеримских богов, это строение является воплощением мощи и силы Римской империи. Позже христиане решили превратить языческий храм в христианский и освятили его. Пантеон – это единственный храм в мире, который сохранился до наших дней в почти первозданном виде.
Есть картина, которую написал Карл Брюллов – наш русский художник, она называется «Последний день Помпеи». Над картиной художник работал шесть лет. Карл Брюллов так увлекся трагедией города, уничтоженного Везувием, что лично участвовал в раскопках Помпеи. Извержение вулкана стало самым крупным катаклизмом Древнего мира. Под лавой Везувия оказались погребены порядка 5 тысяч человек. После демонстрации картины Николай I наградил Брюллова лавровым венком, после чего художника стали называть «Карл Великий».
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-1
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.
- _____________________________ (разведение домашних животных)
- ___________________________ (работа по выращиванию культурных растений)
- ___________________________ (занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)
- ______________________ (занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)
- __________________________ занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-1
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.
- _____________________________ (разведение домашних животных)
- ___________________________ (работа по выращиванию культурных растений)
- ___________________________ (занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)
- ______________________ (занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)
- __________________________ занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-1
НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.
- _____________________________ (разведение домашних животных)
- ___________________________ (работа по выращиванию культурных растений)
- ___________________________ (занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)
- ______________________ (занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)
- __________________________ занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2
ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Орудия труда изготавливали из __________________________________.
- Основными орудиями труда были ___________________________________.
- Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2
ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Орудия труда изготавливали из __________________________________.
- Основными орудиями труда были ___________________________________.
- Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2
ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Орудия труда изготавливали из __________________________________.
- Основными орудиями труда были ___________________________________.
- Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2
ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Орудия труда изготавливали из __________________________________.
- Основными орудиями труда были ___________________________________.
- Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ВАРИАНТ-2
ПРОДОЛЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Орудия труда изготавливали из __________________________________.
- Основными орудиями труда были ___________________________________.
- Люди научились строить_____________________, шить ______________, изготавливать _____________________________.
РАБОТА В ГРУППАХ, № 1
- Древняя Греция (с. 10, сердце Афин – Акрополь. Знаменитый храм - Парфенон).
РАБОТА В ГРУППАХ, № 2
- Древняя Греция (с. 11-12, Олимпийские игры. Алфавит древних греков и его особенности).
РАБОТА В ГРУППАХ, № 3 +МАКСИМ
- Древний Рим (с.12-13, дата основания, Колизей, Римский форум).
РАБОТА В ГРУППАХ, № 4 + АНДРЕЙ
- Древний Рим (с. 13, храм всех богов – Пантеон, город Помпеи)
РАБОТА В ГРУППАХ, № 4 + АЛЕКСАНДРА
- Древний Рим (с. 13, храм всех богов – Пантеон, город Помпеи)
- Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру на тему : " Мир древности: далёкий и близкий" 4 класс
Конспект урока напечатан по требованиям ФГОС с УУД....
презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Мир древности: далекий и близкий"
Яркая и красочная презентация станет хорошим дополнением к уроку....
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс.Тема: "Мир древности : далекий и близкий"
Тема: «Мир древности: далекий и близкий»...
Открытый урок в 4 классе по окружающему миру на тем "Мир древности: далёкий и близкий"
Тема: Мир древности: далёкий и близкийЦель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.Формируемые УУД: познавательные — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в...
"Мир древности: далёкий и близкий" урок окружающего мира 4 класс
Урок окружающего мира даёт начальные представления о достижениях цивилизации Древнего мира....
Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир древности: далекий и близкий" (УМК "Школа России") 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир древности: далекий и близкий" (УМК "Школа России") 4 класс...