Конспект урока "Мир древности: далекий и близкий". Окружающий мир. 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок-путешествие для учащихся 4 класса в Древнюю Грецию, Древний Египет и Древний Рим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
Окружающий мир. 4 класс.
Тема урока: Мир древности: далекий и близкий.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Целевая установка урока:
Обучающие:
1.Познакомить детей с историей Древнего Египта, Греции и Рима.
2.Показать значимость изучаемого исторического периода.
Развивающие:
1.Развивать умения учащихся работать в группе, работать с текстом учебника, уметь выделять главное.
2.Развивать умение работать с наглядным материалом.
3.Развивать внимание и память.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к истории.
2.Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.
Задачи урока:
1.Создавать ситуацию успеха для каждого ученика.
2.Повышать мотивацию детей к познанию окружающего мира.
Оборудование урока: проектор, мультимедийный экран, учебник, раздаточный материал.
1.Мотивация.
На классной доске экран, на который выводится слайд №1. В кабинете выключен свет. Тихо играет музыка (1.Египет.Фоновая музыка.). Появляется первая ученица с учебником (Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. 2 часть).
Первая ученица: Опять окружающий надо учить. А параграф – то большой! Про Древний мир. Пирамиды, боги, цари – и кому это сейчас нужно?!
Появляется Вторая ученица.
Первая ученица: Ты кто?
Вторая девочка: Я – это ты, вернее ты в своей прошлой жизни!
Первая ученица: Ну да! Так не бывает?
Вторая девочка: Еще как бывает. Древние философы учат, что все мы уже жили, только в другой жизни и в другое время. Вот ты уже жила на свете в Древнем мире около четырех тысяч лет назад. И я могу поведать тебе о твоей прошлой жизни.
Первая ученица: Да? Я слышала, что наука шагнула далеко вперед, но чтобы вот такое…
Вторая девочка: Закрой глаза и сосчитай до десяти, сейчас мы перенесемся в древность. Только давай возьмем и этих замечательных ребят с собой (показывает на класс). Я думаю им будет интересно попутешествовать с нами.
2.Изучение новой темы.
На экране слайд №2. Выходит Учитель: Ребята, чтобы вы не заблудились в древнем мире, я пойду с вами и буду вашим гидом.
Учитель: Для начала предлагаю побывать в стране, которую вы все прекрасно знаете и наверняка отдыхали там в современном мире. Это Египет.
Египетское царство возникло примерно 5000 лет назад на берегах удивительной реки Нил. (Слайд №3). Она питала водой обширные пространства земли. Это создавало благоприятные условия для земледелия. Также в Египте хорошо было развито скотоводство и ремесло.
Древние египтяне считали, что миром управляют боги. На изображение некоторых из них вы можете посмотреть в учебнике на стр.8 и в более крупном и цветном виде на нашем экране (Слайд№4). Перед вами бог солнца Ра. Его изображали человеком с головой птицы. Бог воды и разлива Нила Себек (Слайд№5) представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счета и письма считался бог Тот (Слайд №6). Его изображали в виде человека с головой птицы ибиса. Египтяне верили, что именно Тот придумал месяцы и годы и научил людей арифметическому счету и письму.
Ребята, посмотрите внимательно на это изображение богов (Слайд №7) и скажите, какую общую черту вы видите.
Ответы детей: (тело человека, а голова животного).
Учитель: Какие вы молодцы, заметили эту характерную черту.
А мы идем дальше. Писали египтяне не как мы с вами, а иероглифами (Слайд №8). Научиться такому письму мог не всякий, поэтому египтяне с почтением относились к тем, кто владел этой мудреной грамотой.
Египтяне умели возводить грандиозные постройки. До наших дней сохранились пирамиды (слайд №9), которые строили в честь египетских царей – фараонов, и храмы – в честь богов. Перед вашим вниманием два храма – Карнак и Луксор (Слайд №10).
Вторая ученица читает стихотворение о рабстве, тихо играет египетская музыка:
Я жалкий раб царя, с восхода до заката,
Среди других рабов, свершаю тяжкий труд,
И хлеба кус гнилой – единственная плата
За слезы и за пот, за тысячи минут
Когда порой душа отчаяньем объята,
Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,
И каждый новый день товарища иль брата
В могилу общую крюками волокут.
Учитель: ребята, сейчас вы услышали отрывок из стихотворения. О ком в нем говорилось?
Ответы детей: (о рабах).
Учитель: Совершенно верно. Рабство было неотъемлемой частью Древнего мира (Слайд №11).
3.Физкультминутка.
Первая ученица: Что-то мы с вами засиделись. Давайте-ка разомнемся!
Мы дружно трудились,
Немножко устали:
Быстро все сразу
За партами встали.
Руки поднимем, потом разведем,
И очень глубоко всей грудью вздохнем.
Левую ногу поднимем вперед
И дальше пойдем мы в поход.
4.Работа по теме.
Играет греческая музыка (Сиртаки).
Учитель: А сейчас мы с вами переносимся в другое государство – (Слайд№12) – Древняя Греция. Это государство возникло много позже Древнего Египта. Столица Греции – Афины – появилась уже в ту пору. Уже много веков сердцем Афин является Акрополь (Слайд 13). Так называется высокий холм с обрывистыми склонами, на котором расположен неповторимый архитектурный ансамбль – великолепное творение древних греков, сохранившееся до наших дней. Самый знаменитый храм Акрополя – Парфенон (слайд №14) – даже сегодня производит торжественное впечатление. Этот храм был воздвигнут в честь богини Афины (Слайд №15). Как выглядел Парфенон изнутри, мы можем знать благодаря сохранившимся описаниям древних авторов. Давайте обратимся к учебнику.
Задание: Откройте страницу 11. Внимательно прочитайте текст внутри зеленой рамочки.
Учитель: О чем рассказывает нам учебник?
Ответы детей: (об освещении в храме, дается описание статуи богини Афины).
Учитель: (фоном играет римская музыка, трек №3) Еще один город, в котором мы с вами побываем, был основан в 753 году до нашей эры. Это город Рим (Слайд №16). Со временем римляне завоевали огромные территории, на которых основали новые города. Созданное государство было названо Римская империя (Слайд № 17). В современном Риме сохранилось немало древних построек. Вам конечно же известен Колизей (Слайд№18) – место, где устраивались знаменитые гладиаторские бои (Слайд №19). Неизгладимое впечатление производит Пантеон (Слайд №20) – храм всех богов.
О том, как выглядели другие римские города, можно узнать, побывав в Помпеях (Слайд №21). Этот город в древности был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий (Слайд №22).
Ребята, мы с вами побывали в трех государствах Древнего мира. История этого периода длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры. Надеюсь, наше путешествие было для вас не только интересным, но и занимательным.
5.Закрепление изученного.
Задание: Мы вернулись с вами в современный мир. Давайте представим, что вы являетесь работниками одной известной пиар - компании. Вам необходимо придумать «визитную карточку» для одной из тех стран, с которыми мы сегодня познакомились. (1 группа – Древний Египет, 2 группа – Древняя Греция, 3 группа – Древний Рим). Для работы вам выдается материал, на основе которого вы и будете оформлять «визитную карточку» (альбомный лист + раздаточный материал + цветные карандаши). После этого каждой группе нужно продемонстрировать свое творение.
Выполнение задания детьми по группам. Презентация работ.
6.Подведение итогов. Д/З.
Учитель: Какие вы все молодцы! Спасибо всем за работу! За активную работу на уроке наиболее отличившиеся ребята получают отличные оценки.
В качестве Д/З предлагаю вам выполнить Задание №3 стр.14.
Список литературы:
1.Годер Г.И. и др. Методическое пособие по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2003.
2.Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». История. № 4. Январь 1996.
3.История. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. (Открытый мир).
4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text.
5. http://www.google.ru/search?q=www.ololo.fm+.mp3
6. http://www.google.ru/search?q=vmuzike+net
7. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2010.
Приложение№1
Группа № 1 – Древний Египет
Приложение №2
Группа № 2 – Древний Рим
Приложение №3
Группа № 3 – Древняя Греция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Мир древности: далекий и близкий"
Яркая и красочная презентация станет хорошим дополнением к уроку....
Урок окружающего мира. Мир древности: далекий и близкий. 4 класс, А.А. Плешаков
Урок изучение нового материала. Знакомство с древними государствами: Египет, Рим, Греция. ...
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс.Тема: "Мир древности : далекий и близкий"
Тема: «Мир древности: далекий и близкий»...
Технологическая карта урока "Мир древности далекий и близкий" (окружающий мир, 4 класс, "ШКОЛА РОССИИ")
ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию пер...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир древности: далекий и близкий" (УМК "Школа России") 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир древности: далекий и близкий" (УМК "Школа России") 4 класс...