Методы и приёмы формирования коммуникативных учебных действий на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Дельцова Елена Юрьевна

Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

В процессе обучения у младших школьников должны быть сформированы коммуникативные умения.

Коммуникативные умения - это владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и дальнейшей профессиональной деятельности.

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий.

Предмет «Окружающий мир», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

В статье  представлены методы и приёмы формирования коммуникативных УУД.

Перечисленные методы и формы работы можно считать эффективными, поскольку учащиеся активно обсуждают, учатся высказывать свое мнение, постепенно овладевают навыками работы в парах и группах.

Итак, младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Для формирования необходимых УУД у младших школьников требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy_kommunikativnyh_uud.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • умение слушать собеседника .

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

  • коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
  • коммуникация как кооперация (содержательное ядро-согласование усилий по достижению общей цели);
  • коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии [7, c. 19].

В процессе обучения у младших школьников должны быть сформированы коммуникативные умения.

Коммуникативные умения - это владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и дальнейшей профессиональной деятельности [10, c. 35].

У младших школьников преобладают следующие коммуникативные умения:

  • риторические умения;
  • умение вести диалог;
  • умение слышать и слушать;
  • вести спор;
  • умение вставать на точку зрения другого;
  • умение работать сообща для достижения общей цели [12, c. 35].

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

По данным таких исследователей как А.Ф. Ануфриев, В.С. Казанская, Е.В. Коротаева, О.А. Яшнова от 15% до 60% учащихся начальных классов общеобразовательной школы испытывают трудности в учении, в частности, трудности коммуникативного характера.

Действительно, наблюдения за младшими школьниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого.

Предмет «Окружающий мир», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

Для решения этой задачи  используются технологии организации группового взаимодействия. Младший школьный возраст психологически приспособлен для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Ключевое значение коммуникации для психического и личностного развития ребенка имеет содействие и  сотрудничество, они выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения в классе строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.

Групповые формы организации учебного общения включают в себя: групповую работу над проблемной ситуацией (в парах, микрогруппах); коммуникативно-направленные задания (учебный диалог); групповую работу с использованием современного дидактического оборудования; взаимопроверку заданий; игровые технологии; коллективные рисунки, аппликации, поделки из различных материалов; соревнования команд и др.

Работа в группе помогает первокласснику  осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Кроме этого, нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога и т. п. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие входят в курс «Окружающий мир». Третьи можно проводить как самостоятельные занятия.

В таблице  представлен алгоритм работы группы, а также описаны возожные действия учащихся в ходе групповой работы и формируемые коммуникативные умения (Таблица 1).

Таблица 1 - Возможные действия учащихся в ходе групповой работы и формируемые коммуникативные умения

Этап

групповой работы

Действия учащихся

в ходе групповой работы

Формируемые

коммуникативные

умения

Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания

Организатор проговаривает задание, после чего задаёт вопрос: «Всем понятно задание?».

Если кому-то из детей требуются пояснения, организатор должен сказать: «Саша, объясни Оле, что нужно сделать в этом задании»

Донести свою позицию до других

Анализ условия (определение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи)

Организатор: «Каких знаний нам не хватает для решения задачи?»

Дети высказывают свои мнения

Донести свою позицию до других

Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы)

Организатор: «Как предлагаете действовать?»

Школьники высказывают свои версии.

Организатор: «Вы согласны с Катей? Миша, как ты понял мысль Кати?»

Критик: «Я думаю иначе. Катя, ты не права, потому что... Я считаю, что верно будет поступить так, потому что...».

Секретарь фиксирует высказывания  ребят

– Высказывать свою точку зрения;

– обосновать свою точку зрения, приводя аргументы;

– слушать других;

– принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Обоснование версий, их проверка, исключение не подходящих для выполнения задания

Организатор: «У нас две версии. Дадим обоснование каждой».

Дети доказывают свои версии.

Контролёр: «Правильно ли мы поняли, что...»

–Уважительно относиться к позиции другого;

– договариваться;

– слушать других;

– принимать другую

точку зрения

Совместное принятие решения

Организатор: «Итак, версия нашей группы...»

Договариваться

Анализ решения задания, его оформлениеи

Организатор: «Задание было следующим: ...,

наше решение...».

Секретарь записывает и оформляет решение

группы

Осуществлять самоанализ

Проговаривание в

группе выступления

спикера

Организатор: «Спикер, проговори, пожалуйста, своё выступление».

Контролёр: «Все согласны с такой формулировкой?»

Строить монологическое высказывание,

обобщая разные точки зрения

Представление решения спикером

Выступление спикера группы с презентацией

решения задачи

–Выступать публично с монологической речью;

–отвечать на вопросы

учителя, учащихся из

других групп

После выполнения группового задания и демонстрации его результатов представитель группы проводит оценку деятельности по шагам:

1. Какова была цель задания?

2. Удалось ли получить результат?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Группе самостоятельно удалось получить результат или с помощью других?

5. Кто организовывал работу группы?

6. Кто предложил основную идею, решение задачи?

7. Были ли спорные мнения?

8. Кому удалось отстоять свою точку зрения?

9. Это было сделано корректно?

10. Кто не проявил себя в групповой работе? С чем это связано?

Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

На уроках окружающего мира можно использовать различные приемы и методы, нестандартные уроки  (Таблица 2).

Таблица 2 - Методы  формирования коммуникативных УУД

Методы обучения

Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников

Метод работы в парах

Умение донести свою мысль до напарника

Метод сотрудничества

Умение согласовывать свои действия с активностью партнеров

Метод работы в малых группах

Умение распределять обязанности в группах

Метод «Дискуссия»

Умение излагать сои мысли и прислушиваться к доводам оппонента

Метод

«Наблюдение и фиксирование результатов. Поиск информации»

Умение исследовать, задавать вопросы, ставить задачи

Метод «Мозговых штурмов»

Умение продолжить и развить мысль одноклассника

Метод дидактических игр

Умение общаться в игровой ситуации

Метод «Уроки общения»

Сознательное обучение общению

Проектно-исследовательский метод формирует следующие коммуникативные умения:  публичное выступление в разных аудиториях, ответы на вопросы оппонентов.

Метод подражания – дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику, ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение.

Метод сотрудничества – дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения (Таблица 3).

Таблица 3 -  Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира

(Таблица 3)

Приемы

Коммуникативные УУД младших школьников

Прием «Вертушка»

Умение работать в малой группе разного уровня развития

Приём «Пила»

Умение принимать решение сообща

Прием «Зигзаг»

Умение отстаивать свою точку зрения

Приём «Индивидуальная работа в команде»

Умение оказать помощь, выполняя собственное задание

Приём «Командно-игровая деятельность»

Умения работать в команде и соревноваться

Приём «Учимся вместе»

Взаимное обучение

Приём «Вертушка». Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек разного уровня обученности. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться разобраться, понять все детали. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может любой ученик). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Затем учитель контролирует выполнение заданий и дает уровневый тест на проверку понимания и усвоения нового материала (проверка уровня обучаемости). Тест учащиеся выполняют индивидуально. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются в группе, и объявляется общая оценка. Таким образом, соревнуются не друг с другом, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. Любой ученик, таким образом, может принести группе одинаковые оценки или баллы. Это работа очень эффективна для уроков усвоения нового материала.

Приём «Командно-игровая деятельность». Учитель так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности. Задания даются дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола.

Приём «Индивидуальная работа в команде». Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственную работу. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в листах самооценки успехи и продвижение каждого члена команды. Итоговые тесты проводятся также индивидуально, вне группы, и оцениваются самими учениками (главными в группе). Каждую неделю учитель отмечает количество проработанных каждой командой тем и заданий по программе и плану уроков, успешность их выполнения в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп.

Прием  «Пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.

Прием «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся частью задания какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности – работают и здесь.

Прием «Зигзаг». Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию.

Далее ученики с одинаковыми карточками объединяются в кооперативную группу, теперь у всех членов группы одинаковые карточки. Работа в группе состоит из решения, какие сведения представляют особый интерес, подготовка коллективного пересказа, опоры, схемы.

Заканчивается урок фронтальной работой (первичное закрепление) – выступлением членов от каждой кооперативной группы.

Очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).

Итак, младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Для формирования необходимых УУД у младших школьников требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Перечисленные методы и формы работы можно считать эффективными, поскольку учащиеся активно обсуждают, учатся высказывать свое мнение, постепенно овладевают навыками работы в парах и группах.

Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

На сегодняшний день  учитель – это фасилитатор, проводник и наблюдатель, который  должен создать возможность для учеников применять  универсальные учебные действия в получении знаний...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Методическое  объединение «Формирование универсальных    учебных действий   на   уроках окружающего   мира»Шкуратовой Жанны алексеевныучителя нач...

Сообщение по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в началь­ной школе — формирование исходных представлений о природ­ных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориент...

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в первом классе

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира во 2 классе (на примере изучения темы: «Если хочешь быть здоров»).

Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема: « Если хочешь быть здоров».Тип урока: комбинированный (урок-путешествие)....