МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Железногорская общеобразовательная школа №1»

Районные педагогические чтения

«Стандарты многомерны как сама жизнь».

МАСТЕР-КЛАСС

по теме:

«Приемы формирования универсальных         учебных действий на уроках окружающего мира».

                                                                                                Выполнила: Жукова Светлана

                                                                                                                             Владимировна

                                                                                                        учитель начальных классов .

г.Железногрск-Илимский

2012год

 Содержание.

  1. Актуальность работы.
  2.  Поставленные цели.
  3. Применяемые технологии и приёмы.
  4. Предполагаемые результаты.
  5. Практические задания.
  6. Анализ достигнутых результатов.

1.Актуальность.

         Очень высоки требования современной жизни к человеку, который живёт сегодня. Гибкость и подвижность мышления, умение быстро и ответственно принимать решение, умение выбирать важное и необходимое, иметь высокие коммуникативные навыки, быть толерантным, и в целом быть личностью в современном информационном мире. Именно эти требования побудили поставить перед школой цель оптимального общего развития каждого ребёнка, развития его личности.

        Но достижение цели возможно только через формирование универсальных учебных действий (УУД) ( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Выполнить это невозможно без применения в обучении нестандартных приёмов и технологий, развивающих интерес к учению ребёнка. Ведь «Интерес- это мотор жизнедеятельности», который движет любого человека только вперёд, развивая  и формируя его.

2.Педагогическая цель.

          Главной целью стоящей перед педагогом сегодня является:

-создание условий для формирования интереса к познанию окружающего мира;

-формирование бережного отношения ко всему увиденному;

-формирование представления каждого из нас частицей мира, в котором мы живём.

       

3.Применяемые технологии и приёмы.

      Бес сомнения интерес появляется в активной деятельности. Поэтому в обучении ребёнок должен быть не пассивным слушателем урока, а активным участником в предлагаемых учителем условиях. А для создания необходимых условий возможно применение следующих технологий:

- игровой технологии;

- технологии критического мышления;

- здоровье сберегающих технологий.

Применение этих технологий даёт возможность вовлечь ребёнка в процесс познания, исследования и изучения, используя разнообразные занимательные и увлекательные, творческие задания.

4.Предполагаемые результаты:

       Использование выше указанных технологий, занимательных заданий, исследовательской работы ведет к развитию учебных универсальных действий:

-личностных (появление интереса в поиске ответов на заданные вопросы, умение самооценки своих действий и успешности выполнения полученных знаний и т. д.),

-коммуникативных (формирование умения работать в группах, парах, умение выслушивать и принимать мнения и ответы других учеников и т. д.),

-регулятивных (формирование умений выполнять задания с наглядно- образным, словесно-логическим материалом, сотрудничая с учителем и одноклассниками и др.)

-познавательных (формирование знаний  по изучаемому материалу, развитие кругозора учащихся т. д.)

  Конечно, ведущей в достижении формирования УУД является роль педагога, который координирует работу ребёнка в поиске знаний в предложенной игровой ситуации и создаёт условия для самооценки  ребёнком своей работы при выполнении заданий (применение таблиц успехов).

5. Практические задания.

 Вашему вниманию хочу предложить отрывок урока окружающего мира по теме «Животные лесополосы». 2-й класс

  1. Введение в тему урока.

 Мы с вами сейчас попадём в одну очень известную сказку, сказку

(продолжите, начатое мною слово)   О ЖИВО………………..

                       Сказка о животных.

А сказка это такая…  Стоит в поле Теремок, Теремок

                            Он не низок не высок.

Что же это за теремок?

(Определим его название, составив словосочетание из слогов)

ЛЕСОПОЛОСА

2.Определение представителей животного мира лесополосы.

Кто же будет жить в этом Теремке?

Ответ: Животные  лесополосы.

Кто же они? Мы сейчас определим, отгадав загадки – ловушки.

Отгадывая и отбирая животных лесополосы, заселяем Теремок.

И распределяем животных по парам учащихся.

( Проведение самооценки по таблицы успехов) о результативности выполнения задания. 

3.Определение мест жилья животных.

Но, все ли эти животные живут в одинаковых домах?

Выполнив следующее задание- тест (работа в парах)

Мы определим дома животных лесополосы.

Дети выполняют тест и находят необходимый домик для каждого животного.

(Проведение проверки и самооценки по таблицы успехов)

4. Определение питания животных.

Животные живут в разных домах, а питаются они одинаково или нет?

Попробуем узнать, выполнив следующее задание

В каждом домике животного есть корзинка с множеством продуктов питания для животных. Необходимо выбрать необходимое, для каждого животного и оставить в корзине.

(Проведение проверки и самооценки по таблицы успехов)

6.Анализ предложенной работы.

 Рассмотренные задания, на мой взгляд, создают все условия для формирования УУД.

1.При выполнении всех заданий, прежде всего дети на практике пополняли свои знания по изучаемой теме, а это значит, были сформированы познавательные универсальные действия.

2.Работая с наглядно-образными, словесно-логическими заданиями, оценка выполненной работы формировало регулятивные учебные действия.

3.Работая в парах, учитывая мнение своего напарника по парте, делая выбор ответа,  формировало коммуникативные и личностные учебные действия.

То есть предлагаемые виды работы на уроках окружающего мира приводит к поставленной цели, формирование универсальных учебных действий, а это значит и личностных качеств.

Лесной «портной» не шьет сорочек,

На иглах он несет грибочек.

                                       (Ёж)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

                                   (Медведь)

Что за коняшки-

На всех тельняшки.

                              (Зебра)

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко  скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

                                    (Белка)

Этим птицам мороз нипочём,

Холод для них – Родной дом.

В чёрных фраках, в белых майках

круглый год

Ходит этот удивительный народ.

                                     (Пингвин)

По полю скачет-

Ушки прячет,

Встанет столбом-

Ушки торчком.

                                (Заяц)

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он….

                            (Жираф)

На овчарку он похож:

Что ни зуб – то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

                               (Волк)

Ловко прыгает под лёд –

В воде легко передвигается.

Гордится он усами

И острыми клыками.

На тюленя он похож –

Значит, это толстый …..

                              (морж)

Он под льдиной спит зимой

Под сугробом дом родной,

Ходит бродит в лютый холод

Утоляя сильный голод.

                             (Белый медведь)

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира...

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

На сегодняшний день  учитель – это фасилитатор, проводник и наблюдатель, который  должен создать возможность для учеников применять  универсальные учебные действия в получении знаний...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Методическое  объединение «Формирование универсальных    учебных действий   на   уроках окружающего   мира»Шкуратовой Жанны алексеевныучителя нач...

Сообщение по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

Основная цель изучения курса «Окружающий мир» в началь­ной школе — формирование исходных представлений о природ­ных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, практико-ориент...

Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в первом классе

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ем...

Формирование универсальных учебных действий на уроке окружающего мира во 2 классе (на примере изучения темы: «Если хочешь быть здоров»).

Предмет: окружающий мирКласс: 2Тема: « Если хочешь быть здоров».Тип урока: комбинированный (урок-путешествие)....

Творческий отчет на тему: "Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Виды работ на уроках окружающего мира по формированию универсальных учебных действий у обучающихся....