Тема | Живая и неживая природа |
Цель урока: | Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление. Образовательная: формировать первоначальное представление о живой и неживой природе; познакомить детей с отличительными признаками живой и неживой природы, предметами, сделанными руками человека; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового.
|
Задачи урока:
| Образовательные: - начать формировать целостное представление о мире Земли; - сформировать понятия о живой и неживой природе, о рукотворном мире(изделия человека); - обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений. Развивающие: - развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать объекты окружающего мира, выделяя существенные признаки группы однородных предметов, умения анализировать, делать простейшие выводы; - развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к природе. Воспитательные: - развивать умение общаться, работать в паре, интерес к изучению окружающего мира; - учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
|
Планируемый результат: | Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять признаки живой и неживой природы, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.
Метапредметные: Познавательные УУД: Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить .Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Высказывать предположения о признаках живой и неживой природы . Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций .Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться .Соблюдать простейшие нормы речевого этикета Личностные УУД: Формировать интерес к изучению природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.
|
Основные понятия | Окружающий мир, природа: живая и неживая, предметы рукотворного мира. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство, технология. |
Ресурсы:
| Основные: А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч., с. 70- 72, А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, с.17, 18 Дополнительные: ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение, дидактический материал |
Форма организации учебной деятельности (ФОУД) | Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах. |
Структура технологической карты |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Методы и приемы работы… ФОУД | Формирование УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального фона
| Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.
| Мотивация учащихся к учебной деятельности проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу
| Прозвенел уже звонок, Как же мы начнём урок? -На уроке мы сидим – Не шумим и не кричим, Руку тихо поднимаем, Если спросят, отвечаем. -Мы хороший, дружный класс? - Да! И всё получится у нас! Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.
| Фронтальная. | Коммуникативные УУД: Включение в учебный процесс Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней. Подготовка рабочего места.
|
СТАДИЯ ВЫЗОВ
II. Актуализация знаний.) Цели: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний. | Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. Демонстрируют знания- незнания о окружающем мире, природе и предметах, сделанных руками человека. Высказывают предположения. Делают выводы совместно с учителем. | Используя приёмы «Кластер» Верные и неверные утверждения», создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природе живой и неживой.
| - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Окружающий мир») - Что относится к природе? - Что не относится к природе? - Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.
Результатом прошлого нашего урока стал кластер: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПРИРОДА ПРЕДМЕТЫ СДЕЛАННЫЕ РУКАМИ ЧЕЛОВЕКА Мы еще вернемся к нему и дополним его новыми сведениями. -Ребята, отложите в сторону картинки, не относящиеся к природе. Посмотрите на оставшиеся. На какие две группы вы можете их разделить? - А у кого какие есть догадки или предположения? Прием «Верные и неверные утверждения» (работа проводится в парах) Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» -На каждой парте лежит листочек, на нем кружочки-бусинки. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы обсуждаете с соседом ответы и раскрашиваете бусинку в зеленый цвет, если вы верите, или в красный, если не верите. 1.Растения, животные, человек – это живая природа. 2. Солнце, камни, вода – это неживая природа. 3.Живая и неживая природа не связаны между собой. Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.
| Сообщение, наблюдение, беседа, слушание. Работа в парах.
Проблемная ситуация (Затруднение) Ребята с ней не могут справиться Выдвижение гипотез.
Работа в паре. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале
Личностные УУД: |
III Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса. Цели: - организовать постановку цели урока;
| Учатся выделять, что сегодня на уроке узнают. Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.
| Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке. Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач. Определяет их объем.
| -Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Живая и неживая природа) -Какую цель поставим? -Нам помогает слово узнать. Цель: узнать отличительные признаки живой и неживой природы, находить то, что сделано руками человека. -Если будем работать дружно. слажено, то на переменке вас будет ждать сюрприз. -У нас проблема, мы не знаем, чем живая природа отличается от неживой. Проблемный вопрос Что относится к живой и неживой природе? Как вы думаете? ( Предположения детей)
| Побуждающий диалог
| Познавательные УУД: Уметь проводить сравнение по заданным критериям .
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЕ
IV. Открытие нового знания Решение проблемной ситуации Цели: организовать изучение нового материала; формировать умение делать выводы; развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями
| Слушают сообщение учителя. Учатся обобщать. Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Что относится к живой и неживой природе?», проблемных ситуаций. Коллективные формы работы (в парах). Решение проблемной ситуации | Организует изучение нового материала. Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.
| Прием «Сводная таблица» - Рассмотрим признаки живой и неживой природы на примере двух звезд: морской и космической и заполним таблицу на основе их сравнения . Природа Линии сравнения | Живая природа(морская звезда) | Неживая природа(космическая звезда) | дышит | + | _ | растет | + | _ | питается | + | _ | дает потомтво | + | _ | умирает | + | _ |
-Какая из звезд дышит? (Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит). - Какая из звезд растет? (Морская звезда растет, а космическая не растет). - Какая из звезд питается? (Питается морская звезда, космическая не питается). - Какая из звезд дает потомство? (Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства). - Может ли морская звезда жить вечно? (Нет, она умирает). - Какой вывод можно сделать? (Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает. Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство). Обобщение: Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки: 1. растут; 2. питаются; 3. дышат; 4. дают потомство; 5. умирают. Предметы неживой природы таких признаков не имеют.
- Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?
| Беседа. Наглядно-демонстра-ционные. Фронтальная. Индивиду-альная.
| Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
|
V.Физминутка |
|
| Игра «Живое- неживое». -Если тот объект, о котором я буду говорить - живой, то вы топаете ножками, если неживой - тихо стоите, будто замерли.
1. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днём- Ищем- ищем не найдём. (роса)
2.Стоит Антошка на одной ножке, Его ищут, а он не откликается .(гриб)
3. Без рук, без ног, а и ворота открывает. (ветер)
4.Не без дела скок- поскок, А чтоб в зиму сытой быть, То орехи себе впрок Собирает, то грибы. ( белка)
5.Он повсюду: в поле, и в саду, А в дом не попадёт. И никуда я не пойду, Покуда он идёт. (дождь)
6.Пушистый жёлтенький комок Из скорлупы себя извлёк, Порадовав наседку, Дождавшуюся детку. (цыплёнок)
7. Конь бежит, земля дрожит. (гром)
8.Много рук, а нога одна. ( дерево)
9.Личный кран имеет он, Чтоб полить свои шесть тонн. (слон)
10.Скатерть бела Весь двор одела. (снег)
12. Летать- летаю, Всех птиц забиваю, С высоты на мышь нападаю. (орёл)
(Если учащиеся ошиблись, нужно попробовать пояснить, почему этот объект живой или неживой).
|
| Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Я |
VI .Первичное закрепление |
|
| Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.
(К живой природе относятся цыпленок, подсолнух, мальчик, воробей, дерево, собака. К неживой природе относятся камень, горы, облака).
|
|
|
Цель: - организовать усвоение учениками нового;зафиксировать новое содержание урока
|
VII. Закрепление Работа в группах Цели: Организовать коллективную работу; осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.
| Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. Практическая работа. Коллективные формы работы. Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.
| Организует практическую работу, организует работу в группе в учебной ситуации «Найди лишнее» | - Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что лишнее:
(Лишний — снеговик, он относится к неживой природе. Краб и роза - к живой природе).
(Лишняя – лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе). - Частью какой природы является человек? (Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы). Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены? Рост Питание Дыхание Потомство | Вопросно-ответные. Беседа. Практические. Работа в группах.
Работа в группах | Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия. Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания. Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.
|
Физминутка для глаз |
|
|
|
| Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
|
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ VIII. Итог урока.
Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Оценивают свои действия на уроке.
| Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | -Вернемся к нашему кластеру, который мы начали составлять на прошлом уроке. Давайте дополним его сведениями, которые мы узнали в ходе сегодняшнего занятия: ( СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПРИРОДА ПРЕДМЕТЫ СДЕЛАННЫЕ РУКАМИ ЧЕЛОВЕКА ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ дышит растет питается дает потомство умирает - А теперь вернемся к игре « Верите ли вы?», которую мы проводили в начале урока. - Давайте проверим, верные ли вы сделали предположения или нет. (Проверка по ключу на доске).
- Поднимите руки, кто не ошибся. -У кого есть ошибки? - А как вы думаете, почему третья бусинка пока не закрашена? - Верно! На этот вопрос мы пока не знаем точного ответа, но темой следующего урока будет « Связь живой и неживой природы». Изучив новый материал, мы сможем ответить на этот вопрос. | Вопросно-ответные. Индивиду-альная. Фронтальная | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
|
| Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока.
| Организует фиксирование содержания. Организует подведение итога урока.
| - А вы помните, какая была у нас тема урока? - Какая цель ? Узнали отличительные признаки живой и неживой природы? - Научились находить то, что сделано руками человека? -Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке?
В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых найдите другие сведения о живой и неживой природе. Попробуйте дома составить синквейн на тему «Природа» Все были дружными, активными. Молодцы! Посмотри, мой милый друг что находится вокруг? Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Человек и время года- Это все вокруг… (природа) - И природа, и творения людей радуют нас. Давайте улыбнемся друг другу и скажем спасибо всем. | Вопросно-ответные. Фронтальная
| Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.
Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные УУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера. Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |