Конспект урока "Кто такие птицы?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?", разработан для учащихся 1- ых классов, в соответствии с содержанием программы по окружающему миру УМК «Школа России» Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птиц. Задачи: - создать условия для формирования понятия « птицы»; - создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни; - создать условия для определения принадлежности животного к своей группе; - выражать свою точку зрения по данной теме; - организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий. Планируемые результаты обучающихся: Предметные: • рассматривать и сравнивать наглядный материал (иллюстрации на экране, раздаточный материал (перья птиц); • приводить примеры птиц; • знать определение понятия «птицы»; • называть главный признак птиц; • узнают строение птиц. Метапредметные: регулятивные: • понимать учебную задачу урока и стремить¬ся её выполнить; • Освоение начальных форм познавательной рефлексии • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. познавательные: • находить в учебнике ин¬формацию о птицах; • формирование умений отличать птиц от других животных; коммуникативные: • строить монологические высказывания; • Формирование умения слушать собеседника и вести диалог; • работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности). Личностные: • проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала; • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; • понимать различия птиц от других животных. Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку: В области познавательных (общеучебных) УУД научатся: ориентироваться в учебной книге – находить и выделять необходимую информацию, выделять существенные признаки. В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) научатся понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт. В области коммуникативных УУД научатся планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать с соседом по парте. Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированный подход, частично-поисковый метод, формирующее оценивание, ИКТ. Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозапись «Голоса птиц», презентация, учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, ножницы, цветные карандаши. По типу - урок изучения нового материала. Урок комбинированный, способы организации учебной деятельности: совместная деятельность «учитель–ученик», «ученик – ученик». Урок разработан в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной программы по окружающему миру. Для расширения кругозора и настроя для размышления представлена работа со словарем С.И.Ожегова и пословица с иллюстрацией. На этапе – работа по теме урока, учащиеся подробно знакомятся со строением птицы и с помощью сравнения с раннее, изученными группами животных самостоятельно приходят к определению – «Кто такие птицы?» На уроке проводится подвижная физминутка, которая способствует разгрузке, переключению умственного мышления, развитию слухового внимания, зрительного внимания, общей моторики. Во время урока обучающиеся при выполнении практической работы работали в парах, что способствует улучшению взаимоотношений между друг другом. В ходе урока используется мультимедийное сопровождение в виде презентации, физминутки и аудиозаписи «Голоса птиц». Современные технические средства обучения помогают поддерживать мотивацию к проведению урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "Кто такие птицы?"34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Урок  по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?", разработан для учащихся 1- ых классов, в соответствии с содержанием программы по окружающему миру УМК «Школа России»

Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки птиц.

Задачи:

-  создать условия для формирования понятия « птицы»;

- создать условия для выявления отличительных признаков птиц, их внешнего строения и образа жизни;

- создать условия для определения принадлежности животного к своей группе;

- выражать свою точку зрения по данной теме;

- организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий.

Планируемые результаты обучающихся:

Предметные:

·         рассматривать и сравнивать наглядный материал (иллюстрации на экране, раздаточный материал (перья птиц);

·         приводить примеры птиц;

·         знать определение понятия «птицы»;

·         называть главный признак птиц;

·         узнают строение птиц.

Метапредметные:

регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • Освоение начальных форм познавательной рефлексии
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

познавательные:

  • находить в учебнике информацию о птицах;
  • формирование умений отличать птиц от других животных;

коммуникативные:

·         строить монологические высказывания;

·         Формирование умения слушать собеседника и вести диалог;

  • работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности). 

Личностные:

  •  проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • понимать различия птиц от других животных.

Ожидаемые результаты формирования УУД по данному уроку:

В области познавательных (общеучебных) УУД научатся: ориентироваться в учебной книге – находить и выделять необходимую информацию, выделять существенные признаки.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) научатся понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт.

В области коммуникативных УУД научатся планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать с соседом по парте.

Технологии обучения: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированный подход, частично-поисковый метод, формирующее оценивание, ИКТ.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозапись «Голоса птиц», презентация, учебник, тетрадь, перья птиц, стакан с водой, ножницы, цветные карандаши.

По типу - урок изучения нового материала.

Урок комбинированный, способы организации учебной деятельности: совместная деятельность «учитель–ученик», «ученик – ученик».

Урок разработан  в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной программы по окружающему миру.

Для расширения кругозора и настроя для размышления представлена работа со словарем С.И.Ожегова и пословица с иллюстрацией.

На этапе – работа по теме урока, учащиеся подробно знакомятся со строением птицы и с помощью сравнения с раннее, изученными группами животных самостоятельно приходят к определению – «Кто такие птицы?»

На уроке проводится подвижная физминутка, которая способствует  разгрузке, переключению умственного мышления, развитию слухового внимания, зрительного внимания, общей моторики.

Во время урока обучающиеся  при выполнении практической работы работали в парах, что способствует улучшению взаимоотношений между друг другом.

В ходе урока используется мультимедийное сопровождение в виде презентации, физминутки и аудиозаписи «Голоса птиц». Современные технические средства обучения помогают поддерживать мотивацию к проведению урока.

Ход урока:

І. Организационный момент. (Создание благоприятной психологической обстановки)

Прозвенел для нас звонок

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Ни минуты не теряем

Вместе всё запоминаем.

Эмоциональный настрой на урок (слайд 2).

-Ребята! Мы продолжаем наше путешествие в мир живой природы и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.

II. Актуализация знаний

- Сегодня вы маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных открытий.

- Ответьте мне: «Кто такие учёные?» (ответы детей(Учитель знакомит учащихся с толковым словарём Ожегова и лексическим значением слова учёный.

Учёный – это специалист в какой-нибудь области науки - много знающий, образованный. (слайд 3)

-Вспомните, какие группы животных мы уже изучили? (Рыбы, насекомые)

Слушайте внимательно вопросы, отвечайте только «Да или нет» поднимая руку.

а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)

б) У насекомых три пары ног. (Да)

в) Акула – речная рыба. (Нет)

г) Рыбы живут в воде. (Да)

д) Паук – это насекомое. (Нет)

е) Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)

– А у каких рыб тело не покрыто чешуёй? (сом, налим, акула…) Молодцы!

III. Самоопределение к деятельности (слайд 4)

- Наш помощник Муравьишка побывал в гостях у своих друзей насекомых и рыб, но у него остались еще и другие друзья – животные. Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались в лесу. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья. Но, кто, же они? Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц). Приложение 1

IV. Сообщение темы и цели урока.

- Как одним словом можно назвать друзей Муравьишки? (птицы)

-Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (о птицах)

- Как можно отличить птиц от других животных? (они летают) (слайд 5)

-Вспомните, каких птиц вы знаете.

V. Мотивация учебной деятельности.

- Послушайте рассказ муравья Вопросика

Звучит рассказ Муравья Вопросика: «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. „Какие разные животные, — подумал я, — но все они умеют летать… Наверное, все они — птицы“. А вы как думаете, ребята?» (слайд 6)

  • Работа по учебнику.

- Давайте откроем учебник на странице 36. Рассмотрите на рисунке животных, которых назвал Муравьишка. 

-Что общего у всех этих животных? (они умеют летать) Действительно ли все они — птицы? (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое.)

- Скажите, знает ли кто-нибудь из вас похожее на белку животное, о котором сказал Муравей? Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?

- Можно ли всех этих животных назвать птицами? (нет)

-Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц?

- Вот страус и пингвин – тоже птицы, но они не летают.

Давайте, разберемся, кто же на самом деле птицы? Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

VI. Работа по теме урока.

- Посмотрите внимательно на строение птиц (слайд 7)

- У птиц есть клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят.

У хищных птиц (орлы), клювы загнутые. Попугай мощным клювом разгрызает орехи, у уток сплюснутые клювы, чтобы щипать траву у края воды, у колибри – длинный тонкий клюв, чтобы добраться до сладкого нектара. У большинства птиц клюв такого вида.

- В отличие от других животных, у птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются, нападают, держатся за ветки, когда сидят. Обычно на птичьей ноге 4 пальца, 3 из которых направлены вперёд, а 4 повёрнут назад. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.

- Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. Чем покрыто тело птиц? (перьями) (слайд 8)

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.

-Кто же такие птицы? (Это животные, тело которых покрыто перьями.    (слайд 9) Этот вывод сверяется со словами Мудрой Черепахи. (читают в учебнике на стр. 37)

- Не случайно птиц часто называют „пернатые“ 

VII. Физкультминутка (все вместе)

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16936145542698255494&noreask=1&parent-reqid=1582634760246673-1596184744597964971600067-man13485&path=wizard&text=физминутка+танцуют+все+с+крокодилом

VIII. Практическая работа.

(Работа в парах. На столах лежат перья)

-Чем различаются эти перья? (цвет, форма, размер)

- Рассмотрите внимательно перо. Из чего оно состоит?

(Учитель показывает стержень и бородки перьев, очин и опахало).

-Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите.

-Еще у пера есть бородки. Найдите.

- Попробуйте сломать перо. Удаётся? (нет)

- Подбросьте перо. Что с ним происходит? (плавно летит)

-Разрежьте перо. Что видите внутри? (внутри пусто) Перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.

- Обмакните перо в стакан с водой. Какие изменения произошли с пером? Намокло ли перо? (оно осталось сухим, вода скатилась капельками).

-Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости)

- Объясните, как понимаете выражение «Как с гуся вода»? (птица и в воде остаётся сухой) (слайд 10)

- Какой же можно сделать вывод? (Перья прочные, легкие, не впитывают воду) (слайд 11)

-Для чего птицам нужны большие перья? (чтоб летать)

-Для чего нужны маленькие перышки? (Для тепла)

Вывод: Перья согревают птицу и делают ее тело обтекаемой. Они не пропускают ветер, отталкивают воду. Перья могут быть разного цвета и отличаться по форме и размеру. Самыми большими и крепкими перьями являются маховые перья – перья хвоста и крыльев, более мягкие контурные перья покрывают тело, а расположенные под ними нижние кроющие перья или пух помогают сохранить птице тепло (слайд 12)

-Раньше не было ручек, и люди писали гусиными перьями (слайд 13)

IX. Расширение представлений детей о многообразии мира птиц.

- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех.

Страус – самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов (слайд 14)

Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб. (слайд 15-16)

Колибри – самая крохотная птичка. Эта птица может летать не только вперёд, но и вверх, в стороны, и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар. (слайд 17)

1) Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на странице 37.

Найдите тех птиц, которых вы видели. Расскажите, что вы знаете о них.

2) Загадки о птицах

- Отгадайте, что за птицы прилетели к нам на урок?

1) На дереве сижу,

«Кар-кар» кричу.

Окраской сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Так кто же я? (ворона) (слайд 18)

Ворона – крупная, с большими крупными ногами. Клюв большой, голова, крылья черные, а остальное тело – серое. Зимой ворона перекочевывает ближе к жилью человека. Здесь она питается остатками и отбросами.

2) Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найду приют:

Не боюсь никак простуды

С первым снегом – тут как тут!

Каждый год я к вам лечу-

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко- красный галстук мой.

-Кто это? (снегирь) (слайд 19)

Снегирь – красногрудая птичка. Снегири держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку или почку. Они прилетают к нам зимовать с севера.

3) Красный берет,

Чёрный жилет.

Все время стучу,

Деревья долблю,

Но их не калечу,

А только лечу. (дятел) (слайд 20)

Дятел упирается в ствол хвостом, и, зацепившись, сильными лапами, долбит дерево крепким клювом, чтобы достать из – под коры насекомых. У дятла длинный и узкий язык. Зимой дятлы кормятся семенами сосен и елей. Дятел – лесной санитар.

4) Я непоседа пёстрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока) (слайд 21)

Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. К зиме переселяется ближе к жилью человека.

Сорока – белобока не только воровка, сплетница, трещотка, но и добрые дела делать успевает. Она всю весну, лето и осень уничтожает большое количество насекомых и грызунов.

5) Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

По дворам шныряю,

Крохи подбираю,

По полям ночую,

Зёрнышки ворую. (воробей) (слайд 22)

- Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще всего они сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи очень чистоплотные и охотно купаются зимой в снегу, а летом в лужах. Воробей питается различными семенами, но своих птенцов выкармливает насекомыми.

6) Спиной зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица) (слайд 23)

- Синичка – красивая птичка размером с воробья. Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и синичкам приходится плохо. Гнезда у синиц в дуплах, которые сделал дятел, или они сами делают дупло в старом трухлявом пне. Синицы – многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов. К концу лета в одной синичьей стае-семейке будет 20-25 птичек. Такими стайками они и летают.

3)Работа в тетрадях.

- Откройте тетради на странице 25. Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.

- Чем различаются эти птицы? (размером)

- Чем они похожи? (имеют черное оперение)

- Раскрасьте птиц на рисунках.

X. Итог урока.

- С какой новой группой животных мы познакомились?

- Что мы узнали о птицах?

- Кто же такие птицы?

- Что вам понравилось на уроке?

- Ребята, мы говорим: птицы – наши друзья. Как вы думаете, почему так говорят? А мы – друзья птицам? Что значит быть друзьями птиц?

XI. Рефлексия

- У вас на партах есть три смайлика. Один из них веселый. Этот смайлик для тех ребят, которым сегодня все удалось на уроке! Второй смайлик  не грустит, но все же не такой веселый, как хотелось бы. Этот  смайлик  для ребят, которые сегодня допустили несколько ошибок или немного недовольны своей работой на уроке.  И третий смайлик для тех ребят, у которых сегодня что-то не сложилось или что-то пошло не так. Где – то  может не успели или прослушали. А теперь возьмите смайлики  и прикрепите на доску.

Ребята, все вы сегодня поработали на славу! Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....