Урок окружающего мира. Тема: Куликовская битва. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Куликовская битва»
Класс: 4
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель урока: Формирование представления о Куликовской битве.
Задачи урока:
Обучающие:
- Узнать ход событий Куликовской битвы.
- Проанализировать ход Куликовской битвы и ее исход.
Развивающие:
- Способствовать развитию навыка работы с картой.
- Способствовать развитию устной речи посредству дискуссии.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию интереса к истории своей страны.
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению других людей посредству дискуссии на определенные темы.
Планируемые результаты (для ученика):
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение пересказывать ход Куликовской битвы. Умение анализировать ход событий. Умение ориентироваться в карте. Умение считывать информацию из карт и схем. | Коммуникативные: Умение работать в паре. Умение высказывать свою точку зрения. Регулятивные: Умение проводить самопроверку. Умение проводить анализ своей деятельности. Познавательные: Умение анализировать прочитанный текст. | Умение сотрудничать с одноклассниками. Умение грамотно излагать свои мысли в устной форме. |
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная.
Методы и приемы обучения:
Пересказ, беседа, дискуссия, анализ прочитанного текста, работа со схемой/картой, демонстрация и иллюстрация.
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля:
самопроверка по образцу.
Оборудование, дидактические средства, раздаточный материал для учеников, электронные образовательные платформы:
презентация, учебник, рабочая тетрадь, 2 видео о куликовской битве.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | методы обучения; формы организации учебной деятельности (Ф, П, Г, И) формы контроля |
| - Ребята, здравствуйте, сейчас у нас урок окружающего мира. Вам понадобится учебник и рабочая тетрадь. - Начнем этот урок со слов Александра Невского. - Кто как понимает эту фразу русского князя? - Чтобы понять, о чем говорил князь Александр Невский, вернемся к этим словам в конце урока. | Приветствуют учителя. Проверяют свои принадлежности. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Ответы учеников | Фронтальная работа |
| - А для начала, поработаем с рабочей тетрадью и узнаем, как вы усвоили прошлую тему. Откройте тетради на 18-той странице и в паре с соседом выполните задание под номером один. Ваша задача найти из всех утверждений неверное, и поставить в квадратике рядом знак минус. Вы должны объяснить свой выбор устно. Даю 3 минуты и спрашиваю. - Ребята вспомним князя, о котором вы говорили на прошлом уроке. Как его зовут? - А как назвал его народ? - Почему его так прозвали? - Что сделал князь для Руси? - Как называлось место торгов? - Ребята, как думаете, для чего он собрал военных ремесленников? - Для чего стране оружие? - А кто на тот момент был врагом Руси. - Что она требовало от Руси? | Анализируют все высказывания. Выявляют неверное. Ответ:3. Потому что береста не дошла бы до наших дней. - Иван Данилович. - Иван Калита. - Он жертвовал нищим из своей сумки – калиты. - Наладил торговлю, развил ремесло. Обогатил русские земли, за счет доверия золотой орды. Нарастил военную мощь. -То*ржище. - Чтобы они создавали оружие. - Защищаться от врагов. - Золотая Орда. - Большую дань. | Парная работа. Фронтальная работа. Беседа. Опрос по пройденной теме. |
| - Ребята, как думаете, просто так ли русские князья укрепляли войско страны, собрали ремесленников, чтобы те делали оружие? - Сегодня мы узнаем, чем же это обернулось. (Включаю видео №1) | - Не зря. Они готовились к войне. Чтобы дать отпор Золотой Орде. Открывают учебник. - Куликовская битва. | Фронтальная работа. Наводящий вопрос. |
| - какая тема нашего сегодняшнего урока. - Значит, не зря трудились ремесленники. - Целью нашего урока станет знакомство с ходом Куликовской битвы. - Составим план урока. 1. Узнаем, как проходила Куликовская битва. 2. Научимся определять место куликовской битвы на исторической карте. 3. Применим полученные знания. | - Куликовская битва. Обозначают себе цель урока. | Фронтальная работа. |
| - Откроем учебник на 70-й странице. -Прочтем первый абзац. - Кто был князем на тот момент? - Что он сделал? - А почему он так сделал? - Читаем дальше. - Что происходило в Золотой Орде? - Как думаете, зачем Мамай вызвался на войну с Русью? - Читаем, что же случилось. - Что стало известно летом 1380го года? - Что приказал князь Дмитрий Иванович? - Какие люди шли на войну? - Что делали остальные? - Читаем дальше. - О Троицком монахе вы тоже читали на прошлом уроке. Что же он сделал? - Запомните имя первого богатыря. - Продолжим дальше. - Что несли русские люди? - Когда и кто крестил Русь и привел ее в христианство. - То есть, Русь уже была христианской страной, а монголы были язычники. - Читаем дальше. - Вот где и появился Пересвет. На экране вы можете увидеть эту сцену битвы. (слайд) - Они оба упали замертво. И началась жестокая битва. Читаю следующий абзац. - Чем же все кончилось? (Видео №2) - Где был наш князь? - Где же был Мамай? - Читаем дальше. - Кто выиграл в этой битве? - Что послужило бегству Орды? - Дочитаем текст до конца | Читают 1-й абзац. - Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты. - Отказался платить дань. Велел построить белокаменные стены вокруг Кремля. - Он понял, что Орда придет за данью с войском и хотел защитить город. Читают 2-й абзац. - Борьба за власть. - Чтобы усмирить Русь, взять дань и вернутся победителем между своими конкурентами на власть. Читают 3 абзац до конца страницы. - Что Мамай двинулся на Русь. - Собрать войско со всей Руси. - Княжеские полки, дружины и даже те, кто не держал в руках оружие. - Молились за победу Руси над Ордынским игом. Читают 4 абзац. - Благословил князя на битву и дал князю в помощь богатырей – Пересвета и Осля*бю. Читают 5 абзац. Читают следующий абзац. - Лик Христа. - В 988г. Русь крестил Владимир Красное Солнышко. Читают следующий абзац. Читают следующий абзац. - Сбежало. - На поле боя, как и все простые люди. - Он стоял на высоком холме и смотрел, как его войско бежало прочь. Дочитывают текст до конца. - Русский народ. - Внезапная атака русской конницы. | Фронтальная работа. Чтение по цепочке. Дискуссия. Иллюстрирование. Обсуждение прочитанного. |
| - Ребята, посмотрите на карту на 73-й странице учебника. Чем обозначено место куликовской битвы? - Теперь найдите его на карте. Покажите пальцем, я проверю. - Теперь найдем обозначение пути войск Орды и Руси. - Откуда шло русское войско? - Ребята, а почему стрелка, показывающая путь Орды повернулась в конце в обратную сторону? | Смотрят на карту - Находят обозначение места битвы. Показывают место битвы. Коричневая стрелка. - Из московского княжества. - Потому что их войско сбежало с поля битвы. | Работа с картой. Демонстрация |
| - Откройте рабочие тетради на 20-й странице. - Вместе выполняем задание под цифрой 1. Прочитаем описание первого человека. О нем мы говорили в начале урока. - Второй человек, прочитаем описание. - Кто же это? - Задание под 2-м номером выполняем самостоятельно. Вам нужно выбрать из перечисленных ответов верные. Приступаем. - После окончания работы глаза на меня и будем проверять работу по образцу. - Обмениваемся тетрадями с соседом. - Эталон проверки на экране. | Открывают рабочие тетради. Выполняют задания в рабочей тетради. - Александр Невский. - Дмитрий Донской. Выполняют задание в паре. - 1. Река не относящаяся к куликовской битве – Дунай 2. Полководец возглавлявший русское войско – Дмитрий Донской 3. Куликовская битва произошла – 8 сентября 1380 года 4. Кто не был участником поединка, перед началом битвы – Мамай 5. Куликовская битва закончилась – Победой русских войск | Самостоятельная работа. Взаимопроверка по образцу. |
| - Вернемся к нашему плану урока. - Мы узнали, как проходила куликовская битва? - Научились находить место куликовской битвы на карте? -Применили полученные знания при работе с тетрадью? | Обратная связь по ходу урока. | Фронтальная работа. Пересказ. |
| - Давайте вернемся к словам Александра Невского. Прав ли он? - На этом наш урок подходит к концу. | Аргументируют свой ответ. | Фронтальная работа. |
| - Дома вам нужно выполнить 3 задание на 20 странице рабочей тетради. Чтобы заполнить кроссворд воспользуйтесь текстом учебника. | Записывают домашнее задание. | Фронтальная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. Тема: «Животноводство». 3 класс.
Цели:1) познакомить с отраслями животноводства, с особенностями разведения и содержания домашних животных; с правилами безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с домашними животными;2) р...
Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)
Тема: «Грибы» Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи между о...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Животноводство». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Животноводство»Цели урока: познакомить с отраслью сельского хозяйства – животноводством, особенностями разведения и содержания домашних животных; воспитывать любовь к жи...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Растениеводство». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Растениеводство»Цели урока: познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства – растениеводством; учить различать и группировать культурные растения....
Конспект урока окружающего мира. Тема: "Грибы" 2 класс. (УМК Перспектива)
Тема: «Грибы» Цели деятельности учителя: формировать представление о грибах как особом царстве живой природе, их строении и многообразии; развивать умение устанавливать связи меж...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Животноводство» 3 класс Тема: «РАСТЕНИЕВОДСТВО»
Создать условия для обобщения знаний учащихся о растениеводстве; формирования представлений о животноводстве, его отраслях; ознакомления с особенностями разведения и содержания домашних животных, отра...
Урок окружающего мира. Тема: «Куликовская битва. Поход Мамая на Русь»
Урок окружающего мира по программе "Школа России" для 4 класса...