Технологическая карта по окружающему миру "Живая и неживая природа".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Технологическая карта по окружающему миру "Живая и неживая природа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_nezhivaya_i_zhivaya_priroda.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ФИО: Диденко Юлия Анатольевна
Тема урока: Неживая и живая природа.
Цель урока: формирование элементарных представлений о неживой и живой природе.
Задачи урока:
Образовательная:
- Дать учащимся первоначальное представление о живой и неживой природе.
- Научить находить связь между неживой и живой природой.
Развивающая:
- Развивать умение анализировать полученную информацию.
- Развивать умение рассуждать, высказывать собственные предположения.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
- Воспитывать познавательный интерес к обучению.
Ресурсы урока: Учебник «Окружающий мир» 2 класс. Ч 2 / А.А. Плешаков, презентация, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное обучение | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные | ||||||||
1.Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. | Словесный, слово учителя | Приветствие учащихся, проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на учебную деятельность. Приложение 1. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. | Фронтальная, индивидуальная | Чтение стихотворения со слайда | Самоконтроль | Самостоятельно организовывают свое рабочее место (Р) Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников (Р) | Повышение интереса, чувства необходимости учения. | |
2.Актуализация знаний | Организовать деятельность обучающихся по повторению изученного материала по теме для введения нового материала; выявить и зафиксировать места и причины затруднения | Словесный, беседа Наглядный, слайд презентации | Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог. Осуществление наблюдений за погодой. Приложение 2. | Участвуют в учебном диалоге, Выполняют задания по раннее изученному материалу. Осуществляют наблюдения за погодой. | Фронтальная, индивидуальная | Учебный диалог | Самоконтроль | Знают определение понятия «природа». Умеют определять направления ветра, облачность, осадки. Знают основные сведения о погоде. | Р: проговаривают последовательность действий на уроке; К: умеют анализировать свою работу | Понимают важность изучаемого предмета |
3.Постановка цели и задач урока 4.Физкультминутка | Активизация внимания учащихся и формирования интереса к изучаемому предмету. Предупредить и снять умственное и физическое утомление | Словесный, беседа Наглядный, презентация Словесный, слово учителя | Подводит к формулированию темы, цели и задач урока посредством выполнения задания со слайда презентации. Приложение 3. Проводит физкультминутку. Приложение 4. | Самостоятельно определяют и формулируют тему, цель и задачи урока, посредством выполнения задания со слайда презентации. Выполняют физкультминутку. | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная | Презентация Презентация, Текст на слайде | Самоконтроль. Самоконтроль | Строить предположения о предстоящем изучении темы урока, делать выводы. | К: оформлять высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета Р: планировать этапы предстоящей работы Р: умение принимать и понимать учебную задачу. | Понимают важность изучаемого предмета. Приобщение к здоровому образу жизни. |
5. Открытие детьми нового знания | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Словесный: Устная речь учителя, объяснение, беседа. | Создает условия для изучения нового материала. Работа с учебником. Просмотр познавательного видеоролика. Проведение беседы по просмотренному видеоролику. Работа с изображением и вывод о том, какие объекты относятся к живой природе и какие к неживой. Приложение 5. | Открывают учебник на нужной странице. Читают информацию о живой и неживой природе в учебнике. Просмотр познавательного видеоролика. Беседа по просмотренному видеоролику. Работа с изображением и вывод о том, какие объекты относятся к живой природе и какие к неживой. | Фронтальная, индивидуальная, парная. | Учебник, раздаточный материал, слайд презентации. | Самоконтроль, взаимоконтроль. | Знает определение понятия «природа». Умеет различать объекты живой и неживой природы. Умеют приводить собственные примеры объектов живой и неживой природы. Умеют выполнят задания по данной теме. | Участвует в диалоге (К.) слушает и понимает других (К.) самостоятельно формулирует выводы (П.) Строит логические цепочки рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П.) принимает и сохраняет учебную задачу (Р) | Признает собственные ошибки. |
6. Закрепление новых знаний | Усвоение новой информации о живой и неживой природе. | Практический, выполнение заданий на карточках. | Организует первичное закрепление с помощью выполнения заданий на карточках. Организует работу в парах. Организует работу в группах. Приложение 6. | Выполняют задания на карточках для закрепления нового материала. Выполняют работу в парах: дети, сидящие на 1 вар. – кладут фишки кр. цвета на те иллюстрации, где изображены неживой природы. 2 вариант – прикладывают фишки гол. цвета на изображения, на которых представлены представители живой природы. Пробуют в парах аргументировать свой выбор, учатся слушать мнение своих одноклассников. | Фронтальная, парная, групповая. | Учебник, раздаточный материал. | Самоконтроль, взаимоконтроль. | Умеет выполнят задания по данной теме без помощи учителя. | П: структурировать знания; осуществлять синтез. К: использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ Р: умение работать с соблюдением общего темпа | Умеет оценить работу другого ученика. |
7. Рефлексия. | соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Словесный, беседа | Организует рефлексию учащихся. Приложение 7. | Выполняют рефлексию деятельности на уроке. | Индивидуальная. | Раздаточный материал | Самоконтроль. | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни. |
8. Подведение итогов урока, информация о д/з | Осознание уч-ся своей учебной деятельности. Объявление детям домашнего задания, объяснение его выполнения | Словесный, беседа; слово учителя. | Совместно с детьми подводит итоги урока. Сообщает д/з и дает консультацию по выполнению Приложение 8. | Подводят итоги урока. Записывают д/з и задают вопросы по его выполнению. | Фронтальная | Самоконтроль. | Имеют представления о живой и неживой природе, называют объекты, относящиеся к живой и неживой природе, могут определить и назвать в чем заключается связь между живой и неживой природой | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | воспринимать речь учителя |
Приложение 1.
- Здравствуйте, ребята!
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.
Приложение 2.
- Давайте начнем наш с вами урок с наблюдений за погодой.
- Какая сегодня температура? (Сегодня +7 градусов)
- Сильный ли ветер сегодня? (Сегодня слабый ветер.)
- Небо ясное или облачное? (На небе переменная облачность.)
- Наблюдаются ли на улице осадки? (На улице не наблюдаются осадки.)
- Молодцы!
- Мы с вами отметили наши наблюдения за погодой.
- Ребята, давайте прочитаем стихотворение. Подумаем и ответим на вопрос:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
В небе тучка проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг… (природа)
-Совершенно верно, т.е. природа- это всё существующее во вселенной.
- Так что же такое природа? (Это все то, что нас окружает.)
Приложение 3.
- Скажите, а кто же сегодня снова пришел к нам на урок за знаниями? (Муравьишка Вопросик)
- Он, как всегда принёс нам вопрос:
- Вспомните, когда вы сегодня шли в школу, что вы видели? (Растения, облака, солнце, людей, машины, деревья, здания и т. д.)
- Подумайте, на какие 2 группы мы можем их разделить? (Живые и неживые.)
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? («Неживая и живая природа»).
- Давайте откроем стр. 24 в учебнике и прочитаем тему урока, чтобы проверить, правильно ли мы ее определили.
- Давайте составим план учебных задач. Чему мы должны сегодня научиться и что узнаем?
1. Узнаем, какая бывает природа.
2. Научимся различать объекты неживой и живой природы.
3.Научимся находить связи между живой и неживой природой.
Приложение 4.
- Давайте немного отдохнем.
Вот под елочкой зеленой
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны,
(Прыжки на одной ноге, на другой ноге.)
Кар-кар-кар.
(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)
Целый день они летали,
(Бег на месте со взмахами рук в стороны.)
Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар.
(Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.)
Только к ночи умолкают,
Вместе с нами засыпают, (Ходьба на месте.)
Ш-ш-ш-ш. (Присед с выдохом.)
Приложение 5.
- Сегодня, мы с вами поговорим о том, что такое «Неживая и живая природа». Так звучит тема нашего урока!
- Посмотрите вокруг себя, скажите, что вас окружает?
- А теперь закройте глаза и представьте, что закончились уроки, вы вышли на улицу. Что вы видите вокруг себя?
- Скажите, пожалуйста, можно ли заменить одним словом все те слова, которые вы только что перечисли? (Да, это окружающий нас мир.)
- Верно. Из самого названия становится ясно, что все предметы, что находятся вокруг нас – окружающий мир. Некоторые люди путают понятие «окружающий мир» с понятием «природа».
- Давайте-ка вспомним, ребята, что такое природа? (Это то, что нас окружает и не создано руками человека.)
- Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, который расскажет нам о понятии «природа» и какой она может быть.
Просмотр познавательного видеоролика №1 о объяснении понятий «Живая природа» и «неживая природа».
- Давайте сделаем небольшой вывод:
- Какие два мира существуют в природе? (Существует мир живой природы и мир неживой природы.)
- Что не относится к природе? (К природе не относится то, что создал человек своими руками.)
- Приведите примеры: что является частью живой природы? (Растения, грибы, животные, птицы, рыбы, насекомые, человек.)
- Что же, тогда относится к миру неживой природы? Приведите примеры. (К миру неживой природы относятся природные явления, небо, звезды, Солнце, горы и камни, водоемы.)
- Совершенно верно. Исходя из этого, можно сказать, что: к живой природе относятся предметы, которые двигаются, дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. К неживой природе относятся явления погоды, небо и космические тела (звезды, планеты, солнце и луна), камни и горы, полезные ископаемые, драгоценные камни и минералы, водоемы (озера, моря, океаны).
- Рассмотрите изображения и сделайте вывод о том, какие объекты относятся к живой природе и какие к неживой.
-Назовите признаки живой природы.
- Скажите, а растения дышат?
- Да, они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
- Ребята, как Вы думаете, какими еще признаками живой природы обладают растения?
- Назовите признаки неживой природы?
- Какие объекты относятся к живой природе?
- Какие объекты относятся к неживой природе?
Приложение 6.
- Проверим, как вы запомнили, что относится к живой и неживой природе.
- У вас на партах есть 8 иллюстраций и у каждого из вас должно быть по 4 фишки.
1 вариант, кто сидит за Юлей, имеют по 4 фишки красного цвета.
2 вариант – те ребята, кто сидит за Варей, имеют по 4 фишки голубого цвета.
- Сейчас, я даю вам время – 1 мин. На то, чтобы вы обсудили в парах, что относится к живой, а что – к неживой природе. 1 вариант кладут фишки на иллюстрации неживой природы. 2 вариант – на иллюстрации живой природы. Попробуйте объяснить товарищу по парте, почему вы сделали такой выбор при выполнении задания.
- Время на выполнения задания вам дается 30 сек.
- Итак, время вышло. Давайте же проверим, как вы выполнили задание.
- Для того, чтобы проверить, как работу выполнил ваш сосед, спросите друг у друга, вам нужно будет обменяться карточками. И на против каждого верно ответа – поставьте «+».
- Итак, посмотрите на экран.
- Если ваш сосед выполнил задние правильно – потрите ладони. Если нет – тихонько потопайте ногами.
Вывод: Природа – это все то, что нас окружает, не созданное человеком. Существует мир живой природы, к которому относятся живые существа, в том числе и человек, а также растения. И существуйте мир неживой природы, к которому относятся явления природы, космические тела, водоемы и камни, т.е. то, что не может иметь свойства живых организмов.
- Подумайте и сделайте вывод, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы?
- Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? (Живая природа не может существовать без неживой и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.)
- Животным, насекомым, птицам, растениям для полноценного существования требуется солнечный свет, воздух, и вода. Без этих трех составляющих ничто живое не могло бы существовать.
- Следующее задание вы будете выполнять в группах. 1-й ряд, это первая группа. 2-й ряд, это вторая группа, а 3-й ряд, это третья группа.
- Отгадайте слово и разделите слова отгадки на 2 группы 1- живая природа, а 2- неживая природа. (Объекты живой природы – это петух, белка, лиса, зебра. Объекты неживой природы – это мороз, радуга, молния.)
- Какое ключевое слово у Вас получилось? (Получилось слово ПРИРОДА.)
Приложение 7.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, узнали много нового- прикрепите карточку с изображением зайца. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, вы узнали немного новой информации, но испытывали трудности – прикрепите растение. Если вы остались не довольны своей работой на уроке, для вас он ничего нового не принес – прикрепите скалы.
- Посмотрите, какая полянка у нас получилась!
Приложение 8.
- Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.
- Ребята, какая была тема нашего сегодняшнего урока? (Тема нашего урока «Неживая и живая природа».)
- Чем мы сегодня занимались на уроке? (Научились различать объекты живой и неживой природы, рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природы, научиться беречь природу.)
- Для того, чтобы закрепить полученную на уроке информацию, давайте ответим на вопросы:
- Что такое живая природа, - неживая природа?
- Что относится к живой природа, а что – к неживой?
- Как связаны между собой неживая и живая природа?
- Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?
- Всем спасибо за активную работу. Мне было приятно с вами работать. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Неживая и живая природа" 2 класс
Материал расчитан для обучающихся 2 класса УМК "Школа России". Урок соответствует требованиям ФГОС. В технологической карте прописаны планируемые УУД. В течении урока обучающиеся сами формулирую...
Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Береги природу, человек!».
Технологическая карта урока окружающего мираТема: «Береги природу, человек!»....
Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Как связаны неживая и живая природа" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)
Тема урока: «Как связаны неживая и живая природа?» Цели деятельности учителя:дать ученикам общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы;развить мышление,...
Технологическая карта урока. Окружающий мир. Тема: «Явления природы».
Цель урока: создать условия для формирования первоначальных представлений обучающихся о том, что такое явления природы.Задачи:Образовательные:1....
Технологическая карта урока окружающего мира "Процессы в природе" 1 класс
Урок окружающего мира был проведён в 1 классе для родительской общественности. На уроке использовались датчики температуры. ...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природе нужны все"
Технологическая урока по окружающему миру для 1 класса...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (3 класс, УМК "Школа России")
Дети расширят свои представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными....