Технологическая карта по окружающему миру "Какие бывают растения?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Технологическая карта по окружающему миру "Какие бывают растения?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_kakie_byvayut_rasteniya.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
ФИО: Диденко Юлия Анатольевна
Тема урока: Какие бывают растения?
Цель урока: формирование представлений о многообразии растений.
Задачи урока:
Образовательная:
- Дать учащимся первоначальное представление об основных группах растений.
- Научить различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам.
Развивающая:
- Развивать умение анализировать полученную информацию.
- Развивать умение грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.
- Воспитывать познавательный интерес к обучению.
Ресурсы урока: Учебник «Окружающий мир» 2 класс. Ч 2 / А.А. Плешаков, презентация, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное обучение | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные | ||||||||
1.Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. | Словесный, слово учителя | Приветствие учащихся, проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на учебную деятельность. Приложение 1. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. | Фронтальная, индивидуальная | Чтение стихотворения со слайда | Самоконтроль | Самостоятельно организовывают свое рабочее место (Р) Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников (Р) | Повышение интереса, чувства необходимости учения. | |
2.Актуализация знаний | Организовать деятельность обучающихся по повторению изученного материала по теме для введения нового материала; выявить и зафиксировать места и причины затруднения. | Словесный, беседа Наглядный, слайд презентации | Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог. Организует проверку домашнего задания. Приложение 2. | Участвуют в учебном диалоге, Выполняют задания по раннее изученному материалу. Отвечают подготовленное домашнее задание: придумать свою загадку про воду и фоторассказ на тему «Красота воды». | Фронтальная, индивидуальная | Учебный диалог | Самоконтроль | Знают где в природе встречается вода. Знают значение имеет вода для животных, растений, человека Знают основные причины загрязнения воды. | Р: проговаривают последовательность действий на уроке; К: умеют анализировать свою работу | Понимают важность изучаемого предмета |
3.Постановка цели и задач урока 4.Физкультминутка | Активизация внимания учащихся и формирования интереса к изучаемому предмету. Предупредить и снять умственное и физическое утомление | Словесный, беседа Наглядный, презентация Словесный, слово учителя | Подводит к формулированию темы, цели и задач урока посредством отгадывания загадок. Приложение 3. Проводит физкультминутку. Приложение 4. | Самостоятельно определяют и формулируют тему, цель и задачи урока, посредством отгадывания загадок. Выполняют физкультминутку. | Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная | Презентация Презентация, Текст на слайде | Самоконтроль. Самоконтроль | Строить предположения о предстоящем изучении темы урока, делать выводы. | К: оформлять высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета Р: планировать этапы предстоящей работы Р: умение принимать и понимать учебную задачу. | Понимают важность изучаемого предмета. Приобщение к здоровому образу жизни. |
5. Открытие детьми нового знания | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Словесный: Устная речь учителя, объяснение, беседа. | Создает условия для изучения нового материала. Работа с учебником. Проведение беседы по новой теме. Обсуждение и выделение нескольких групп растений. Подробное изучение каждой группы растений. Приложение 5. | Открывают учебник на нужной странице. Читают информацию о растениях в учебнике. Участвуют в беседе по новой теме. Выделяют несколько групп растений. Подробно изучают и разбирают каждую группу растений. | Фронтальная, индивидуальная. | Учебник, слайд презентации. | Самоконтроль. | Знает группы растений. Умеет разделять растения по группам. Знают отличительные особенности каждой группы растений. Умеют выполнят задания по данной теме. | Участвует в диалоге (К.) слушает и понимает других (К.) самостоятельно формулирует выводы (П.) Строит логические цепочки рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П.) принимает и сохраняет учебную задачу (Р) | Признает собственные ошибки. |
6. Закрепление новых знаний | Усвоение новой информации о живой и неживой природе. | Практический, выполнение заданий на карточках. | Организует первичное закрепление с помощью выполнения заданий в рабочих тетрадях. Организует взаимопроверку и самопроверку. Приложение 6. | Выполняют задания в тетради для закрепления нового материала. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку. | Фронтальная, парная, индивидуальная. | Учебник, рабочая тетрадь. | Самоконтроль, взаимоконтроль. | Умеет выполнят задания по данной теме без помощи учителя. | П: структурировать знания; осуществлять синтез. К: использовать текст в учебнике для объяснения способа и хода выполнения задания; формулировать ответ Р: умение работать с соблюдением общего темпа. К: осуществлять взаимный контроль. П: строить сообщения в устной и письменной форме. | Умеет оценить работу другого ученика. Адекватно понимать причины успешности / неуспешности учебной деятельности. |
7. Рефлексия. | соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | Словесный, беседа | Организует рефлексию учащихся. Приложение 7. | Выполняют рефлексию деятельности на уроке. | Индивидуальная. | Раздаточный материал | Самоконтроль. | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни. |
8. Подведение итогов урока, информация о д/з | Осознание уч-ся своей учебной деятельности. Объявление детям домашнего задания, объяснение его выполнения | Словесный, беседа; слово учителя. | Совместно с детьми подводит итоги урока. Сообщает д/з и дает консультацию по выполнению Приложение 8. | Подводят итоги урока. Записывают д/з и задают вопросы по его выполнению. | Фронтальная | Самоконтроль. | Имеют представления о живой и неживой природе, называют объекты, относящиеся к живой и неживой природе, могут определить и назвать в чем заключается связь между живой и неживой природой | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | воспринимать речь учителя |
Приложение 1.
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Проверьте свою готовность к уроку, все ли принадлежности у вас есть на столе?
- Я знаю, что вы умеете внимательно слушать, отвечать на вопросы. Хочется надеяться, что сегодня вам удастся в полной мере показать всё, на что вы способны.
Приложение 2.
- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Где в природе встречается вода?
- Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?
- Почему загрязняется вода?
- Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?
- Кто придумал свою загадку про воду?
- Кто приготовил фоторассказ на тему «Красота воды»?
Приложение 3.
- Наш друг Муравьишка подготовил для вас загадки, постарайтесь их отгадать.
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Берёза)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)
Не огонь, а жжётся. (Крапива)
Был цветочек золотой,
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова. (Одуванчик)
Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)
Две сестрицы зелены,
К осени одна краснеет.
Другая чернеет. (Чёрная и красная смородина)
- Как можно назвать одним словом: это всё … (растения).
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (о растениях)
- Прочитайте тему урока на с. 56 учебника. (Какие бывают растения?)
- Что вы уже знаете о растениях? (У растений есть общие части: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. Есть дикорастущие и декоративные растения. Деревья бывают хвойные и лиственные.)
- Что ещё хотели бы узнать?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
1. Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения.
2. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп.
3. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.
- Прочитайте в учебнике, что об этом говорит Муравьишка.
Приложение 4.
Всем ребяткам быстро встать будем вместе отдыхать.
- Мы пойдём все в лес густой.
Это ель смотри, постой! (показываем дерево - тянемся вверх на носочках, руки поднимаем вверх)
Это дикая малина (кустарник ниже - приседаем чуть, руки в стороны разводим)
Ну а это земляника (относится к травам - садимся на корточки, наклоняем голову)
Снова видим мы сосну.
А теперь орешник.
Это белая берёзка
Ну а это вот морошка.
Тихо детям сесть на место, мы продолжим наш урок, выполним задания в срок!
Приложение 5.
- Чтобы решить все поставленные задачи мы с вами отправимся в путешествие. Чтобы узнать куда мы отправимся, вам нужно отгадать загадку:
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно – комаров.
Там всегда полно чудес –
Я люблю прогулки в … (Лес)
- Поднимите руки те, кто бывал в лесу. Когда вы были в лесу, какие растения там видели?
- Как вы думаете, все растения, которые вы назвали, они одинаковые?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Можно ли разделить их на группы?
- На какие группы их можно разделить? (Деревья, кустарники и травы)
- Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается от другой.
- Чем деревья отличаются от остальных растений?
- У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.
- Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев.)
- На какие же 2 группы можно разделить все деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные.)
- Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными? (Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.)
- Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными.
- А как мы назовем одним словом эти растения: брусника, черника, орешник? (Это кустарники)
- Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких стволиков.)
- Вторая группа растений – это кустарники. Они тоже могут быть лиственными и хвойными. Приведите примеры.
- Ребята, а что растёт под деревьями и кустарниками? (травы)
- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? (У травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли.)
- Давайте представим лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхней ступеньке? (деревья)
- Какие растения располагаются ниже? (кустарники)
- И на нижней ступеньке поселим … (травы). Учёные называют такие ступеньки ярусами леса. (Ярусы леса)
-Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56.
Приложение 6.
- Мы с вами вспомнили примеры растений. Теперь нам будет легче выполнить задание в рабочей тетради.
- Открываем рабочие тетради на с. 39 и находим 2 задание.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (заполнить пропуски).
- Прочитайте 1 предложение с пропущенным словом. Какое слово пропущено? (лиственные)
- Запишите это слово вместо пропуска.
- Прочитайте 2 предложение с пропущенным словом. Какое слово пропущено? (хвойных)
- Запишите это слово вместо пропуска.
- Ребята, посмотрите на 3 задание. У вас даны 3 группы растений. На доске даны слова, примеры растений. Вам нужно распределить растения в правильную группу.
- Задание делаем самостоятельно, на оценку. Для выполнения этого задания я даю вам 2 минуты.
- Давайте проверим выполненное задание. Если, у вас все правильно, ставим себе + рядом с каждой группой.
- Какие растения записали в группу деревьев?
- Какие растения записали в группу кустарников?
- Какие растения записали в группу трав?
- Поднимите руки те, у кого 3 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 5.
- Поднимите руки те, у кого 2 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 4.
- Поднимите руки те, у кого 1 +. Поставьте зеленой пастой себе оценку 3.
- Откройте тетради, найдите задание 4 и схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение.
- Проверьте работу друг у друга.
Приложение 7.
- Наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. У каждого из вас на столах лежат листочки. Если на уроке вам удалось выполнить все задания и материал оказался легким и интересным, раскрасьте лист зеленым цветом. Если вы испытывали трудности при выполнении заданий, но материал был для вас понятным, раскрасьте лист желтым цветом. Если на уроке вам было трудно выполнять задания, а материал был сложным, то раскрасьте лист красным цветом. Приклейте свои листочки к нашему большому дереву.
Приложение 8.
- Давайте подведем итоги урока.
- Какую тему мы сегодня изучали?
- Какие группы растений можно выделить?
- Чем лиственные деревья отличаются от хвойных?
- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев?
- Чем кустарники отличаются от деревьев?
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: Р.т.с.20 №5, подготовить сообщение о растении.
- Спасибо за активную работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"
Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...
технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе Какие бывают животные.
Цель: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках. Задачи:1. Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить живо...
Технологическая карта урока Окружающий мир - 1 класс - "Какие бывают животные" УМК "Перспектива"
На данном уроке учащиеся получат общее представление о том, как разнообразен животный мир, о делении животных на группы ( звери, птицы, насекомые, рыбы); познакомятся с признаками каждой группы, науча...
Технологическая карта по окружающему миру 3 класс на тему: " Какая бывает промышленность"
УМК " Кола России"...
Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные"
Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные" 2 кл....
Технологическая карта по окружающему миру на тему"Какие бывают животные"
Дать детям общее представление о том , как разнообразен мир животных ,о делении животных на группы....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность?" УМК «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. (3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические:...