Урок по окружающему миру "В сосновом лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока по предмету _Окружающий мир_ для 2 класса на тему _В сосновом лесу_
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по предмету «Окружающий мир» во 2 классе
Тема: «В сосновом лесу».
Цель урока:
-познакомить детей с растениями и животными соснового леса.
Предметные УУД: - Обучать сравнению сосны и ели;
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
Личностные УУД: -Развивать интерес к изучению природы, чувство ответственности за выполнение работы в паре;
- Осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями;
- Уметь оценивать трудность предлагаемого задания.
Метапредметные УУД : -Развивать умение выделять существенную информацию из учебных и научных текстов;
- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- Обосновывать свою позицию, аргументировать;
- Адекватно оценивать правильность выполнения заданий.
Ход урока.
I.Организационный момент
Настрой на работу.
II.Проверка домашнего задания
Какие растения дети увидели у лесного озера?
Какие животные обитают в озере?
Как эти животные приспособлены к жизни в воде?
Какие рыбы еще встречаются в прудах и озерах?
Какие из этих птиц плавают, а какие ходят по воде? Объясните, как вы определили?
Сравните клювы птиц.
Как вы думаете, почему у цапли и журавля длинные клювы?
Кого поймал Петя? Сравните лягушку и жабу?
Если бы у вас был подводный костюм, что бы вы увидели в водоеме?
III.Сообщение цели
Вместе с Машей, Петей и Николаем Ивановичем мы побывали у лесного озера.
Узнали о его обитателях. Но озеро находилось в лесу.
- Итак лес. А что такое лес?
- Как вы его себе представляете? (где много деревьев)
- А какие деревья растут в лесу? (клен, осина, береза, ель, сосна)
1) А как называется лес, где растут разные деревья. (смешанный лес)
2) Как называется лес, где растут березы? (березовая роща)
3)Как называется лес, где растут одни ели? Какой это лес? (хвойный)
4) А как вы думаете, как будет называться лес, где растут одни сосны? (сосновый бор)
Сегодня мы с вами отправимся в такой лес.
IV.Изучение нового материала
Что же это за дерево?
1. СОСНА
Сосна — удивительное дерево. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное — умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает милиарды снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем.
Сосна светолюбивое растение. Она быстро тянется к свету, поэтому ствол у нее ровный и гладкий. Ветки расположены на самой верхушке. Внизу ствол покрыт коричневой корой. Вверху кора красная. Хвоинки у сосны держатся на ветках 2-3 года, постепенно сменяя друг друга. Семена созревают в шишках.
2. ЛЕСНАЯ СТОЛОВАЯ
Ко времени созревания еловых семян в лесу собирается много лесных обитателей. Белка — большая лакомка этих семян. Любят еловые семена и клесты. С шумом, с песнями, нарушая покой зимнего леса, налетают они на вершины елок с гирляндами шишек. Клесты используют шишку частично, так как в мороз у них мерзнут лапки и они не в состоянии вылущить холодную шишку до конца. Весной, когда снег растает, белки и мыши находят и доедают то, что не доели клесты. Любят посещать еловую столовую дятлы, синицы, глухари, рябчики, тетерева и куропатки.
3. Кто же питается хвоей?
Хвоей сосны – рябчик, глухарь.
Корой –лось, жук короед, заяц
А еще под сосной и елью можно встретить небольшие кустарнички. Как они называются?
( Голубика, черника, брусника)
Голубика, черника и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с ними. Вот, например, черника помогает восстановить зрение, а клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа.
Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток.
У него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя.
Какой гриб растет под сосной? (подосиновик)
V.Сравнение соснового леса с еловым
Почему условия жизни в сосновом лесу отличаются от условий жизни в еловом лесу?
Давайте сравним с вами ветку сосны и ели.
VI.Физминутка «Сосна»
VI. Работа в тетради
VIII. Польза растений
Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Воздух с ароматом сосновой хвои чище, ведь сосновый запах убивает бактерии.
Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок.
Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). Ель и сосна очень хорошо очищают воздух.
Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.
IX. Экология
И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.
В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах.
Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Живи, елочка!».
Мне елку купили!
Мне елку купили
В лесу на опушке ее не рубили
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень - И она зазвенит еле слышно
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому? Никому! Просто — ветру, метели,
Такой же красивой Неспиленной ели!
- Я хочу прочитать одно стихотворение. Называется «Откуда стол пришёл?» Написал его С.Маршак. Послушаем:
Берете книгу и тетрадь
Садитесь вы за стол
А вы могли бы рассказать
Откуда стол пришел
Недаром пахнет он сосной
Пришел он из глуши лесной
Вот этот стол – сосновый стол
К нам из лесу пришел.
1) Откуда стол пришел?
2) Из какого дерева он? (из сосны)
- А теперь оглянитесь и посмотрите по сторонам и скажите, какие предметы пришли к нам из лесу? Правильно, стол за которым мы сидим, кровать на которой мы спим, тетрадки на которых мы пишем, карандаши, которыми мы рисуем и т.д.
- Вот видите, мы никак не можем жить без леса, без деревьев.
X. Правила поведения в лесу.
Вспомним, как нужно вести себя в лесу.
Поиграем в игру «Можно-нельзя» (дети отвечают хором).
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать больше деревьев (можно)
• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Рвать большие букеты цветов (нельзя)
• Любоваться ими (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Собрать мусор в яму и закопать (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)
Пословицы
Много леса – не губи
Мало леса – береги
Нет леса – посади
ХI. Подведение итогов. Рефлексия.
Что нового вы узнали о лесах? Чем отличается сосновый лес от елового? Как мы с вами должны относиться к лесу?
Оценивание. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру: "Голоса леса"
Конспект открытого урока по окружающему миру: "Голоса леса" предназначен для учащихся 2 класса, обучающихся по программе УМК "Начальная школа 21 века" с целью знакомства учащихся...
Урок по окружающему миру "Жизнь леса. Лес – природное сообщество."
Урок по окружающему миру...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/15/picture-52874-1523813765.jpg)
урок по окружающему мирув 1 классе "Здоровая пища"
данный урок проводится без ИКТ,но с использованием различных видов деятельности учащихся и форм общения педагога с детьми.Усвоение материала идёт с опорой на свойственые первоклассникам возрастные осо...
Конспект урока по окружающему миру "Жизнь леса" 4 класс
Конспект урока по окружающему миру "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/25/picture-925418-1495734959.jpg)
Конспект урока по окружающему миру "Кустарники леса"
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/25/picture-925418-1495734959.jpg)
Конспект урока по окружающему миру "Кустарники леса"
Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру....