Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Откуда берутся снег и лёд"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Откуда берутся снег и лёд"
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Слайд 1.
- Здравствуйте, уважаемые гости. Садитесь, ребята. Начинаем урок окружающего мира. Помним о правильной посадке за партой во время работы.
Урок мы с вами начинаем, ещё одну тайну сегодня узнаем.
Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.
Не отвлекайся, внимателен будь, за новыми знаниями отправимся в путь!
Пожелаем друг другу удачи и новых открытий!
II этап. Постановка учебной задачи (актуализация знаний и формулирование темы урока). 3 мин.
- Ребята, отгадайте загадку.
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …(зима). Слайд 2.
На доске рисунок девушки-зимы.
- А какие три зимних месяца вы знаете? (декабрь, январь, февраль). Слайд 3. Какой сейчас зимний месяц? Какой он по счёту у зимы?
- Давайте произнесём шёпотом слово зима. Слайд 4.
-Скажите, какие слова или словосочетания вы вспоминаете, когда вы слышите слово «зима»? (ответы детей)
- Молодцы, ребята. Вы подобрали много «зимних» слов и словосочетаний. Попробуем сформулировать тему нашего урока. Слайд 5 (чёрный экран). Откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте в своих группах составить те «зимние» слова, о которых мы сегодня будем говорить. Начинаем. Кто будет готов, поднимайте руку.
- Какие слова у вас получились? (снег, лед)
- Так что мы будем изучать на уроке сегодня? (Снег и лед). На доске вывешиваются 2 слова – таблички СНЕГ, ЛЁД. Один человек убирает буквы обратно в конверт.
Тему нашего урока прочитайте в учебнике («Откуда берутся снег и лёд»).
III. Постановка проблемы (ситуация противоречия между известным и неизвестным). 4 мин.
Проблемная ситуация
У нас сегодня на уроке две гостьи. Знакомьтесь. Это – Снежинка, а это – Льдинка.
Снежинка.
В небе зародилась я в облаке большом
Звездочкой резною сияю серебром.
Хрусталиком искристым с неба прилечу
Сяду и растаю, если захочу.
Льдинка.
Я когда - то капелькой воды была
А когда замерзла, словно замерла
Тоже я искристая, ростом невеличка
Льдинка я лучистая – я твоя сестричка.
Снежинка.
А вот и нет! Я из солнца, серебра
Ты же – мутная вода! Просто замарашка.
Разве мы близняшки?
Льдинка.
Может, мы, конечно, не очень похожи,
Но я из воды, из воды и ты тоже.
- Льдинка, Снежинка, не ссорьтесь. Ребята, а как вы думаете, кто из девочек прав? Выскажите предположения - снег и лёд – что это такое?
Откуда они берутся в природе? (ответы – предположения детей, снег и лёд замерзшая вода). Если снег и лед – замёрзшая вода, то они должны быть одинаковые? Может быть, это одно и то же? (ответы - предположения детей, это разные природные явления). Вот видите, у нас с вами возникли разногласия. Все наши предположения или как их ещё называют гипотезы - надо доказать. А что значит доказать? (проверить, подтвердить или не подтвердить фактами). Девочки, вы хотите поработать вместе с нами? Присоединяйтесь к ребятам. Дети, а как мы можем что-то проверить, узнать новое? (спросить у взрослых, прочитать в книгах, учебнике, посмотреть в интернете или по телевизору, самим попробовать исследовать).
- Итак, ребята, мы, как настоящие ученые, будем заниматься исследовательской работой, будем проводить опыты и делать маленькие открытия. Наша задача – Слайд 6. изучить какими свойствами обладает снег и лед. Слайд 7. И узнать, откуда берутся снег и лед. Изучать эти свойства мы будем в наших маленьких лабораториях. Слайд 8 (чёрный экран).
IV. Открытие нового знания.
1) Исследовательская работа. 15 мин.
- Помним, что для успешной работы нужно уметь договариваться в своей группе и быть очень внимательными.
- Давайте вспомним правила работы в группах. Памятки лежат у вас на столах.
- Работаем дружно. Важно мнение каждого. Распределяем обязанности. Объясняем свою точку зрения. Уважаем мнение всех членов группы. Работаем тихо, чтобы не мешать другим.
Опыт 1.
У нас есть 2 стакана с водой одинаковой температуры. В 1 стакан положим кубик льда, а в другой ком снега. Как вы думаете, что произойдет со льдом и снегом если я их поставлю в тепло?
- Отлично. Этот опыт небыстрый, поэтому мы отставим стаканы в сторону и вернемся к ним чуть позже, и посмотрим, что получилось.
Опыт 2.
Теперь испытаем лед и снег на прочность. Для этого опыта мне понадобятся 2 лаборанта.
- Дорогие лаборанты, вот вам кубик льда и для сравнения ком снега.
- Попробуйте палочкой проткнуть снег. А теперь лед.
- Получилось?
О чем говорит этот опыт?
- А теперь попробуйте проткнуть лед?
- Что вы наблюдаете?
- Значит лед какой?
- И так, вывод: (Слайд 5)
Снег – рыхлый, а лед – твердый. (Учитель вывешивает карточки со свойствами на доске)
Заглянем в сундучок. Кажется, тут есть еще что-то интересное. (Учитель достает цветную бумагу)
- Это что?
- Чем эти листы отличаются?
- Давайте теперь проверим какого цвета снег и лед.
- На один лист красного картона положим снег, на другой – лед. Сравните цвет снега и листа.
- Какого цвета снег?
- А теперь на лед (учитель попеременно меняет листы бумаги под куском льда).
- Какого цвета он?
- Почему?
- Правильно. Если лед положить на лист зеленого картона, то он станет зеленым, если на лист
синего цвета, то синим.
- Тогда посмотрите на снег. Какой он? Если через кусочек льда мы видим цвет картоне, то можем ли мы его увидеть через снег?
- Значит снег какой?
- Отлично. Давайте сделаем вывод.
Вывод: снег – белый и непрозрачный, а лед – прозрачный и бесцветный.
Опыт 4. Изучение состояния снега и льда в тепле.
Вот мы и вернулись к первому опыту. Посмотрите, что осталось от снега и льда?
- Посмотрите на метки на стакане. Что стало с уровнем воды?
Вывод: в тепле снег и лед таят и образуется вода. Снег тает быстрее, а лед медленнее.
ФИЗМИНУТКА ПОДВИЖНАЯ, КОМПЬЮТЕРНАЯ «ЗИМНЯЯ МУЛЬТЗАРЯДКА».
Переключить с презентации на видеоплеер. После физминутки обратно. 2–3 мин.
3) Диалог с целью обобщения выводов и оценивания результатов опытов. 1 мин.
- Давайте подведём итоги нашей практической исследовательской работы. Вспомните, какова была цель наших опытов? (Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть наше предположение)
- Достигнута ли цель опытов? (Да, мы изучили свойства снега и льда). Я думаю, теперь мы можем нашим гостьям – Льдинке и Снежинке объяснить, сестрёнки они или нет? Что мы доказали, из чего состоят лёд и снег? (из воды). Льдинка Алина, а можно ли сказать, что снег и лед - это одно и то же? (нет) Снежинка Лиза, а одинаковые ли у них свойства? (разные свойства). Но что у них общего? (снег и лед под воздействием тепла превращаются в воду)
V. Первичное закрепление, включение новых знаний в систему знаний. 7 мин.
- Итак, ребята, мы с вами теперь знаем, что снег и лёд получаются из воды. Но у нас с вами была ещё одна задача - узнать, откуда берутся снег и лёд, как они образуются.
Если вода замерзает, получается лёд. Кто знает, при какой температуре вода замерзает? (0 градусов и ниже нуля). А где и когда в природе вы видели лед? (на реке, в луже, сосульки, гололед, иней, узоры на окнах. Зимой.) А можно в домашних условиях воду превратить в лед? (показ формы для льда).
- А вот как образуются снежинки? Это мы с вами узнаем, посмотрев детский учебный фильм.
ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА «ОТКУДА БЕРЕТСЯ СНЕГ?»
После просмотра фильма обратно. 2 мин.
- Ну, вот мы ответили и на главный вопрос нашего урока – откуда берутся снег и лёд. Давайте прочитаем в учебнике на стр. 69 вывод урока (читаем хором).
- Скажите, ребята, а для детей зима – это весёлое время года? Какие зимние забавы вы любите? (можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снеговиков) это спорт, отдых (просмотр слайдов). Слайды 9 – 17. Слайд 18 (чёрный экран).
В нашей стране и в мире проводятся фестивали и чемпионаты по изготовлению снежных и ледяных фигур. Я знаю, что вы любите зиму, вы наблюдательные и к уроку нарисовали очень красивые снежинки, которые видели в природе.
VI. Контроль и самопроверка знания. 2 мин.
А сейчас проверим, насколько вы были внимательны, проверим свои знания, игра «Вспоминай – ка». Приготовьте сигналы. Если вы согласны с утверждением, показываете (какой?) синий цвет. Если не согласны, то красный.
- Снег тает и превращается в воду (синий)
- Если вода замерзнет, она превратится в лед (синий)
- Снег бесцветный (красный)
- Лед непрозрачный (красный)
- У снежинки 5 лучей (красный)
- Лед хрупкий (синий)
- Снег образуется высоко в облаках (синий)
- Все снежинки одинаковые (красный)
- Молодцы, ребята, вы были очень внимательны!
VII. Рефлексия деятельности. Итог урока. 2 мин.
Подводим итог. Слайд 19. Давайте посмотрим, справились ли мы с задачами урока? Я узнал… Я исследовал …..Я удивился…
Понравилось ли вам быть исследователями? Трудно быть исследователем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")
Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...
Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")
Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наш класс", 1 класс, УМК "Школа России".
Технологическая карта урока....
Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе
Цель урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлением к полёту. ...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"
Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...