Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. "Мир животных: насекомые"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Технологическая карта урока. Окружающий мир. 2 класс. "Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._okruzhayushchiy_mir._2_klass._mir_zhivotnyh_nasekomye.docx | 47.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет | Окружающий мир | ||||||||
Учитель | Загороднова С. В. | ||||||||
Школа, класс | МОУ «СОШ №1 г. Катав-Ивановск», 2 класс | ||||||||
Раздел программы Тема урока | «Человек и природа» | ||||||||
«Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание» | |||||||||
Тип урока | Урок открытия «нового знания» | ||||||||
Цель изучения (целевые установки урока): | Содержательная цель: углубление и расширение знаний о представителях класса «насекомые» Деятелъностная цель: формирование у учащихся умения реализовывать полученные знания и направлять их на бережное отношение к природе. | ||||||||
Содержание обучения на уроке | Планируемые результаты | ||||||||
Программное содержание | Формируемые УУД | Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||
Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков, передвижения, питания. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. | Личностные -Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата Регулятивные: -Определять цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу -Учиться планировать учебную деятельность на уроке -Высказывать свою версию, работая по предложенному плану, -Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем Познавательные: -Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи -Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи -Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) -Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; -Построение логической цепи рассуждений -Ориентироваться на разнообразие способов применения нового знания Коммуникативные: -Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи -Слушать и понимать речь других -Вступать в беседу на уроке -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -Работа в парах, группах (допускать различные мнения, формулировать своё мнение) -Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | -Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата | Познавательные: -Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи -Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи -Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях -Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) -Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; -построение логической цепи рассуждений -Ориентироваться на разнообразие способов применения нового знания | -Углубить и расширить знание о представителях класса «насекомые» (внешний вид, способ передвижения, питание, связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных.); -Научиться распознавать и называть изученных животных по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире по способу передвижения, по виду питания -Закрепить полученные знания о различиях представителей других групп животных | |||||
Коммуникативные: -Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи -Слушать и понимать речь других -Вступать в беседу на уроке -Работа в парах, группах (допускать различные мнения, формулировать своё мнение) -Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | |||||||||
Регулятивные: -Определять цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу -Учиться планировать учебную деятельность на уроке -Высказывать свою версию, работая по предложенному плану, -Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем | |||||||||
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, магнитная доска , карточка «План работы», карточки для «Кластера», листы-задания группам, чистые листы для самостоятельной работы | |||||||||
Учебно-методическая литература: Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир. 2 класс», Рабочая тетрадь А.А. Плешаков «Окружающий мир. 2 класс», Толковый словарь для школьников, О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир. Учебник. 2 класс», О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир. Хрестоматия. 2 класс» | ЦОР: мультимедийная презентация составленная на основе материала ЦОР «Моя школа», аудиозапись «В мире животных», | ||||||||
Ход урока: | |||||||||
Этап 1. Самоопределение к деятельности Цель: создать условия для возникновения у ученика потребности включения в учебный процесс | |||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный результат | ||||||
Слайд 1. Какие чудные картины Мир открывает нам порой! В травинках – лучик золотой, Серебряная паутинка. А сколько дивной красоты В хрустальной капельке росы, В дождинке, по стеклу скользящей, И в лёгкой дымке над рекой… Мир – удивительный такой! К нему присматривайся чаще! Слайд 2. Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим изучать таинственный и удивительный мир природы. А эпиграфом урока будут слова: Наблюдай и восхищайся, изучай и береги! | Учитель читает стихотворение (под музыку) Учитель называет эпиграф к уроку | Настраиваются на урок. | |||||||
Этап 2. Актуализация знаний Цель: актуализировать ранее изученные сведения по теме «Животные» | |||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный результат | ||||||
Давайте вспомним -какую тему мы изучаем? ( Животные) -назовите группы животных и их отличительные признаки Проводит игру «Верите ли вы?» (приёмТРКМ – Технология развития критического мышления). Раздаёт карточки.
Проверка. Обменяйтесь листочками. Назовите правильные ответы. Правильные ответы соседа обведите в кружок. Снова обменяйтесь листочками. Посчитайте количество кружочков (правильных ответов). Оцените себя 8 - «5», 6-7 – «4», 4-5 – «3» Вывод. Хорошо ли вы усвоили прошлую тему? | Ставит вопрос Проводит игру «Верите ли вы?» Проводит проверку Подводит детей к выводу Хорошо ли усвоена предыдущая тема? | Дают ответ Работу выполняют по карточкам Проводят взаимопроверку Отвечают на вопрос | Коммуникативные: -Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи Коммуникативные: – Работа в парах, группах (допускать различные мнения, формулировать своё мнение) Личностные: - Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата | ||||||
Этап 3. 3.Целеполагание Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока | |||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный результат | ||||||
-Сегодня мы продолжим изучать наших соседей по планете - животных и будем с вами не просто учениками, а будем учёными-энтомологами. Как вы думаете, каких животных изучают энтомологи? Ваши предположения? Загадка. Червяком она была, Только ела да спала. Потеряла аппетит, Смотришь – по небу летит (бабочка) Как догадались? К каким животным относятся бабочки? Так кого же изучают энтомологи? - Что же такое энтомология? Где можно узнать точное значение слова? Работа со словарём. На Слайде 3 определение слова «энтомология» -Сформулируйте тему урока. Слайд 4 - Ребята, подумайте, какова цель нашего урока. - Назовите насекомых на картинках Слайд 5 -А что мы уже знаем о насекомых? Групповая работа. Каждая группа записывает на листочек то, что они уже знают о насекомых. Приём ТРКМ «Кластер» (на доску прикрепляет карточки) Карточки: 1. Насекомые 2. 6 ног 3. Голова, грудь, брюшко 4. Пара усиков Если бы всех животных суши собрать вместе…Слайд 6 то большую часть заняли бы насекомые. Их в мире более миллиона видов. Что интересно, каждый год ученые находят новые виды насекомых. - Какой вопрос возникает в связи с этими данными? Слайд 7 (Почему насекомых на Земле так много?) Чтобы достичь цели урока и ответить на проблемный вопрос, необходимо составить план изучения насекомых. Задайте вопросы по теме. Посмотрите на план: 1.Строение 2.Среда обитания 3.Питание 4.Размножение Согласны ли вы с ним? Принимаем данный план работы? | Готовит обучающихся к постановке темы и цели урока Организует работу со словарём Формулировка темы и цели урока Организация групповой работы и составление «Кластера» Организует беседу | Отвечают на вопросы, формулируют тему и цель Работа со словарём Формулируют тему и цели урока Работа в группах Составление «Кластера» Формулируют вопрос Задают вопросы по теме Принимают план работы | Коммуникативные: -Слушать и понимать речь других -Вступать в беседу на уроке Познавательные: -Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях Регулятивные: -Определять цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: -Работа в парах, группах (допускать различные мнения, формулировать своё мнение) Коммуникативные: -Вступать в беседу на уроке Познавательные: --Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи Коммуникативные: -Вступать в беседу на уроке Познавательные: -Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи Регулятивные: -Учиться планировать учебную деятельность на уроке | ||||||
Этап 4. Открытие нового знания Цель: организовать уточнение и согласование темы урока, организовать открытие новых знаний | |||||||||
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Образовательный результат | ||||||
Организует работу в группах. Задания группам. 1группа - Строение насекомых. Изучите в группе внешний вид насекомых. Уч. с.60-63, Хр. с.69-70 2группа - Среда обитания Рассмотрите рисунок в учебнике с. 61 -Где могут жить насекомые? 3группа – Питание Уч. с. 60-63, Хр. с.71 4группа - Значение Уч. с.60-63, Хр. с.72 Физминутка Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре - полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась Проверка 1группа. Назовите строение насекомых, есть ли дополнения у других энтомологов. Что узнали нового? Слайды 8,9 Добавляем карточку в кластер: 2,4,5,10 глаз. А кто слушает ногами? 2группа. Где могут жить насекомые? Насекомые очень хорошо могут приспосабливаться к любой среде. Они живут в мире повсюду, за исключением морских глубин –в почве, воде и воздухе. Медведка в почве – у неё роющие конечности. Жук-плавунец в воде – тело имеет обтекаемую форму. Его ноги превратились в «вёсла». Водомерка – жировая капелька на кончиках ног. А знаете ли вы, что жилища насекомых – это тоже их среда обитания? Как называются жилища насекомых? У муравья – муравейник, у пчёл – ульи, у ос – гнёзда. А знаете ли вы, из чего осы строят гнёзда? Посмотрите, как они выглядят. Слайд 10 А это жилища домашних пчёл. Слайд 11Для чего люди разводят пчёл? Добавляем карточку в кластер: живут в почве, воде, воздухе. 3группа. Что вы узнали о питании насекомых? Добавляем карточку в кластер: Растительноядные, хищники, всеядные. 4группа. Расскажите о значении насекомых. Добавляем карточку в кластер:Защита леса, служат пищей. Чтение стихотворения (подготовленными учащимися) Если вам по душе красота земная Берегите её, устали не зная. Ни к чему обижать бабочку на ветке Веселее в лесу от её расцветки. Не пугайте жуков с длинными усами И поверьте, что жуки вас не тронут сами. И пчела просто так тоже не пристанет Ведь ни жалить, ни кусать зря никто не станет. Бабочка, кузнечик, муравей и птица Не всегда от нас могут защититься. Если будут нами уничтожены они, На планете с вами мы останемся одни. Вывод. Обратимся к кластеру. Что нового о насекомых вы сегодня узнали? | Организует работу в группах. Проводит физминутку Организация проверки Организация чтения стихотворения подготовленными обучающимися Ставится вопрос к выводу о поиске нового | Работа в группах (самостоятельно) Выполняют физминутку Выступают представители от каждой группы Отвечают на вопросы Обобщают, делают выводы Ответы детей: Не рвать цветы, не топтать их, не ловить, рассказывать всем ребятам о пользе насекомых Отвечают на вопрос | Познавательные: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) -Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Регулятивные: -Высказывать свою версию, работая по предложенному плану Коммуникативные: -Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Регулятивные: -Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, Личностные: - Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата Познавательные: -Построение логической цепи рассуждений Регулятивные: -Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, Личностные - Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата | ||||||
Этап 5. Применение нового знания Цель: Способствовать применению новых знаний на практике | |||||||||
Игра «Ай, ай, ай».Учитель произносит фразу. Если дети согласны – хлопают в ладоши, если нет –качают головой и произносят: «Ай, ай, ай». К насекомым относится паук - Все насекомые умеют летать- Жук-плавунец живёт в воде + Божья коровка – хищное насекомое + У насекомых пара усиков + Муравьи – вредители леса – У кузнечика ухо на носу - В Забайкальском крае насекомых нет – Организует работу на «рабочих листах» (материал из рабочих тетрадей на печатной основе) с.4 №6 –проверка на доске с обратной стороны с.5 №7 – работа в парах – проверка на экране Слайды 12, 13, 14 | Проводит игру Организация работы на «Рабочих листах» | Участвуют в игре Работают на «Рабочих листах» | Познавательные: -Ориентироваться на разнообразие способов применения нового знания | ||||||
5. Итог урока Цель: способствовать формированию рефлексии | |||||||||
Наш урок подходит к концу. Вспомним, какова была тема урока? Выполнили ли мы план урока? Давайте составим синквейн по теме «Насекомые». Пример «Синквейна»: Насекомые Маленькие, шестиногие
Питаются, ползают, летают Насекомые – удивительные существа Помощники -Можем ли мы теперь ответить на проблемный вопрос, который возник у нас в начале урока? Как вы считаете, урок был полезным для вас? Чем? Кто доволен своей работой на уроке? «Лесенка успеха» заполняется (по принятым условиям) Я тоже довольна вашей работой. Поблагодарим друг друга аплодисментами. Домой я предлагаю вам задание по выбору Слайд 15: 1)Учебник с.9-11, ответить на вопросы 2) Приготовить мини-доклад о насекомом нашего края | Подводит итог Составление «Синквейна» Беседа «Лесенка успеха» (по принятым условиям) Комментирование домашнего задания | Да. Изучили все пункты плана. Составление «Синквейна» Насекомых много, так какони -приспособились к разным средам обитания, -используют разнообразную пищу -плодовиты при размножении -необходимы природе и человеку Заполняют«Лесенку успеха» (по принятым условиям) Получают домашнее задание | Личностные: -Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата Регулятивные: -Принимать и сохранять учебную задачу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс "Как животные готовятся к зиме"
Предлагаю технологическую карту урока окружающего мира в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа" "Как животные готовятся к зиме"...
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Про кошек и собак"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Про кошек и собак"...
Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные"
Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные" 2 кл....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Насекомые весной"
Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...
Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...
Технологическая карта урока окружающий мир «Как разные животные готовятся к зиме» (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.Планируемые результаты:Предметные:знать характерные признаки животных;знать, как п...
Технологическая карта урока окружающего мира «Весна в мире насекомых», (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни насекомых весной, расширение знаний об изменениях, происходящих в природе весной, развитие умений оберегать бабочек и особенно гусениц.Зада...