Конспект окружающий
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока окружающий мир
УМК: «Начальная школа XXI века» 3 класс
(Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова)
Окружающий мир 1 часть стр. 62)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: г.
Время: 10:50-11:30
Место: МАОУ СОШ №1 г. Черняховск, кабинет №3
Класс: 3 класс
Целевой компонент урока:
Тема урока: Разнообразие мира растений (флоры).
Цель: организация деятельности обучающихся по созданию благоприятных условий для расширенного представления о растениях и их многообразии.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию знаний о растениях, их многообразии, значении в жизни человека; способствовать расширению кругозора обучающихся по теме путём создания условий для осознания и усвоения нового материала.
Развивающие: способствовать развитию аналитического мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся); способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний); способствовать развитию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД; способствовать повышению интереса к изучению предмета, познавательной активности.
Воспитательные: способствовать созданию условий для воспитания бережного отношения к природе.
Здоровье сберегающие: соблюдать СанПин, гигиенических условий в кабинете; применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся; создавать положительный эмоциональный микроклимат.
Планируемые результаты:
Личностные: формируют желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, положительное отношение к процессу познания; формируют умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, учебно-познавательный интерес к учебному материалу; формируют устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: добывают новые знания из текста учебника, раздаточного материала; перерабатывают полученную информацию для формулировки выводов.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя или предложенных заданий; самостоятельно оценивают правильность выполненного действия и вносят необходимые коррективы.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: участвуют в работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; используют простые речевые средства для передачи своего мнения; проявляют инициативу в образовательном процессе.
Предметные: анализируют текст, отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока, выполняют поиск нужной информации в учебнике.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы по определению частей растения, карточки для парной работы по определению ядовитых и неядовитых растений, карточки для парно работы по определению видов растений, карточки с правилами поведения с ядовитыми растениями, карточки в виде цветка для рефлексии, тест по теме).
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
У.: Здравствуйте, ребята! Меня зовут, сегодня урок окружающего мира проведу у нас я.
2) Проверка готовности к уроку.
У.: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? Молодцы! Я вижу, что все готовы. А теперь садитесь на свои места, мы начнем наш урок.
3) Мотивация к обучению и познанию.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
У.: Как вы думаете, почему на уроке мы должны сидеть тихонечко и отвечать смело и чётко?
О.: Мы должны сидеть тихо, чтобы слышать учителя и не мешать одноклассникам, а отвечать чётко для того, чтобы учитель и одноклассники нас услышали и поняли.
II. Актуализация умений и знаний.
Фронтальный опрос и индивидуальная работа обучающихся.
У.: Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?
О.: Мы изучали растения, их строение и значение каждого органа растения.
У.: Хорошо. Кто мне скажет, что такое растения?
О.: Растения – это живые организмы.
У.: Верно. Почему растения относятся к живым существам?
О.: Растения относятся к живым существам, потому что они растут, дышат, питаются, размножаются и умирают.
У.: Для чего нужны растения?
О.: Растения выделяют кислород, которым мы дышим. Еще человек и животные употребляют растения в пищу.
У.: Верно, ребята. Люди с древних времён выращивают растения. Постепенно накопились практические знания: какие растения ядовитые, а какие — нет, когда созревают плоды, как правильно их собирать и хранить, и многое другое. Эти знания легли в основу науки ботаники.
У.: Сейчас вы выполните задание на листах. Ваша задача подписать органы растения, после чего мы проверим, верно ли вы выполнили это задание. На это задание вам дается 2 минуты.
О.: выполняют задание.
У.: проверяем на слайде в презентации.
У.: Ребята, вы молодцы, почти все выполнили правильно. Предлагаю вам дома раскрасить этот цветок.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с миром растений. Посмотрите на слайд, что вы видите?
О.: На слайде изображено много разных растений.
У.: Верно. Как вы думаете, как называется тема нашего с вами урока?
О.: Я думаю, что тема нашего урока называется «Разнообразие мира растений».
У.: Правильно. Теперь попробуйте с помощью «слов – помощников» определить задачи нашего урока:
- вспомним о том, что такое растения, их строение и значение каждого органа растения.
- узнаем о многообразии растений на Земле.
- будем учиться разделять растения на группы, определять растение по его признакам.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Рассказ учителя, лекция с элементами беседы.
У.: Ученые изучили растения и пришли к выводу, что ни все растения похожи на другие, поэтому они разделили их на несколько групп. Рассмотрите рисунок-схему на странице 62 в учебнике. Назовите на какие группы разделили ученые все растения?
О.: Ученые разделили растения на мхи, папоротники, водоросли, голосеменные и покрытосеменные.
У.: Верно. На Земле обитает множество разных растений. Флора чрезвычайно разнообразна. Ребята, кто мне скажет, что такое флора?
О.: Флора – это все виды растений, находящиеся на какой-либо территории.
У.: Молодец. Большую часть флоры составляют водоросли. Посмотрим на слайд. Эти простейшие водные растения не имеют корней, стеблей, листьев, цветков. Некоторые водоросли настолько малы, что увидеть их можно только с помощью микроскопа. Большинство водорослей выглядит как тонкие длинные нити или ленты зелёного или бурого цвета. Несмотря на малые размеры, летом их легко можно заметить в воде, потому что в теплые солнечные дни водоросли очень быстро размножаются, и вода, в которой они живут, становится зеленой. Особенно много водорослей в морях и океанах, где они образуют густые заросли.
У.: Ребята, внизу в учебнике на странице 63 есть рубрика «Этот удивительный мир». Кто хочет нам прочитать?
О.: Из морских водорослей широко распространена ламинария. Ее еще называют морской капустой. И это не случайно. Морская капуста ценный питательный продукт. Она содержит много веществ, необходимых человеку, например, йод.
У.: Следующая группа растений – это мхи (слайд в презентации). Их можно встретить во влажных лесах, на болоте, на стволе старого дерева. Они часто образуют на почве покров изумрудно-зелёного цвета. У мхов более сложное строение, чем у водорослей. У них есть стебель и листья, но нет корня, также как, и цветков и плодов с семенами. Поэтому мхи в основном растут там, где много влаги, они впитывают ее, как губка. Если воды мало, мхи высыхают и их жизнь приостанавливается.
Все мхи кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны. Посмотрите на слайд, как много тут разных мхов. Маша, прочитай нам, как они называются.
О.: Кукушкин лён, сфагнум, маршанция, риччия.
У.: Следующая группа растений – это древние папоротники, господствовавшие на Земле много миллионов лет назад. Тогда папоротники были огромными деревьями высотой до 40 метров. Сейчас древовидные папоротники высотой около 20 метров можно увидеть только в тропических лесах. В наших лесах обитают травянистые папоротники. У папоротников большие красивые листья, напоминающие большие птичьи перья. Кроме листьев у них есть корни и стебли. Папоротники никогда не цветут. Цветков, семян и плодов у этих растений не бывает.
У.: Ребята, пора немного передохнуть. Встаем из-за своих парт, задвигаем стулья. Не мешаем своему соседу.
V. Физкультминутка.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 и.п. 3 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
И.п. – стоя или сидя. 1 - голову наклонить вправо. 2 - и.п. 3 - голову наклонить влево. 4 - и.п. 5 - голову повернуть направо. 6 - и.п. 7 - голову повернуть налево. 8 - и.п. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
У.: Ребята посмотрите на слайд. Наша следующая группа – это хвойные растения. Вы все знаете ель, сосну, лиственницу, которые относятся к этой группе. У хвойных растений есть не только корни, стебли и листья, но и семена, которые расположены открыто (голо) на чешуйках шишек. Поэтому ученые биологи относят хвойные растения к голосеменным. Размножаются они семенами.
У.: Ребята, что же является листьями у многих хвойных растений?
О.: У многих хвойных растений листьями являются длинные тонкие иголки.
У.: Молодцы. Теперь Петя прочитает нам материал из рубрики «Этот удивительный мир» на странице 65 в учебнике. Остальные следят за чтением Пети.
О.: Среди хвойных деревьев встречаются гиганты. Секвойя, которая растет в Америке, имеет высоту свыше 100 метров, диаметр ствола – 11 метров. Хвойные растения – долгожители. Известны секвойи, возраст которых свыше трех тысяч лет.
У.: И последняя группа, но не по значению, – цветковые растения. Сейчас на Земле большинство растений – цветковые. Их так называют, потому что они имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами, также у них имеются корень, стебель, листья. Цветковые растения – самая многочисленная и широко распространенная на Земле группа растений. Они встречаются повсюду: в лесах, на лугах, в водоемах.
Практическая работа учащихся в парах.
У.: Ребята, у вас на партах лежат карточки, на которых изображены различные растения и названия групп. Ваша задача определить какие растения к каким группам относятся. На это задание вам дается 1-2 минуты.
У.: Вы все знаете, что среди растений встречаются ядовитые. Они могут вызывать тяжёлые отравления и даже смерть людей. У одних растений более ядовиты плоды, например, вороний глаз (на слайде), у других семена – дурман обыкновенный (на слайде), у третьих – корни и корневище – вех ядовитый (на слайде), у других – кора – волчье лыко (на слайде), цветки и листья – олеандр обыкновенный (на слайде).
У.: Посмотрите на страницы 68-69 в своих учебниках. На них изображены часто встречающиеся ядовитые растения. Белена, например, растет на пустырях, в близи жилья, у дорог. Все части этого растения ядовиты! Вех ядовитый (цикута) одно из самых ядовитых растений. Ядовиты все части растения, особенно корень и корневище. Белладонна вызывает тяжёлые отравления как у людей, так и у крупного рогатого скота. Очень опасны многие виды борщевика. Прикосновение к нему может вызвать сильный ожог.
Никогда не трогай эти растения! Плоды у бузины и снежноягодника яркие, привлекательные. Но их нельзя есть. Они могут вызвать расстройство желудка. Некоторые растения могут вызвать аллергическую реакцию.
Практическая работа учащихся в парах.
У.: Ребята, у вас на партах лежат карточки, на которых изображены некоторые растения и их названия. Ваша задача определить какие растения относятся к ядовитым и отметить их галочкой. На это задание вам дается 1-2 минуты.
У.: Внимательно посмотрите на правила, которые лежат перед вами. Прочитайте их и вклейте в свои рабочие тетради. Вы должны запомнить эти правила!
VII. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа обучающихся.
У.: Ребята, сейчас я раздам вам небольшой тест по сегодняшней теме урока, чтобы проверить, внимательно ли вы слушали меня на уроке. Вам предстоит ответить на семь вопросов. В конце у вас должно получиться слово, которое и покажет вашу работу на уроке. На это задание вам дается 5 минут.
Тест:
1. Растения это – …
Б) неживые организмы.
М) живые организмы
У) подводные обитатели.
2. Какой группы нет в классификации растений?
О) морские
М) папоротники
Ш) хвойные
3. Какие растения появились на Земле первыми?
А) хвойные
Т) папоротники
Л) водоросли
4. Выбери название цветкового растения.
В) лиственница
О) тюльпан
Н) сфагнум
5. Как называется самая многочисленная группа растений?
П) мхи
И) водоросли
Д) цветковые
6. Что заменяет хвойным растениям плоды?
К) иголки
Е) шишки
Ц) семена
7. Укажи признаки, которые характерны для мхов:
Г) у них нет листьев и стеблей
Ц) у них есть стебель и листья, но нет корня
А) у них есть цветки, плоды и семена
Ключевое слово: Молодец.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится, если у обучающегося нет ни одной ошибки, и в итоге получилось ключевое слово.
Оценка «4» – ставится, если обучающийся допустил одну или две ошибки.
Оценка «3» – ставится, если обучающийся верно ответил на половину вопросов.
Оценка «2» – ставится, если обучающийся неверно ответил на большую часть вопросов.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Попробуйте с помощью «слов – помощников» определить, как мы выполнили задачи, поставленные в начале урока:
- вспомнили о том, что такое растения, их строение и значение каждого органа растения.
- узнали о многообразии растений на Земле.
- учились разделять растения на группы, определять растение по его признакам.
У.: Молодцы! Сегодня на уроке мы выполнили все поставленные задачи.
У.: Ребята, у вас на краю парты лежат карточки, на которых вы должны написать пару слов о вашей работе на уроке, было ли вам интересно, что запомнилось и понравилось. Затем я заберу у вас эти карточки.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У.: Вашим домашним заданием будет раскрасить растение, у которого вы в начале урока подписали составные части, и написать в ваших рабочих тетрадях рассказ-описание любого ядовитого растения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект окружающего мира "Птичьи секреты"
конспект предназначен для учителя 2 класса...
"Поле"(план конспекта) окружающий мир
познакомить учащихся с растениями и животными поля...
Конспект окружающего мира 4 класс, тема "Наш край".
Конспект окружающего мира в 4 классе по теме: "Наш край"....
Конспект окружающего мира. Что такое деньги. 3 класс.
Тема урока: Что такое деньги?Цели урока: познакомить с понятием деньги, историей появления денег, их функциями.Планируемые результаты:· Предметные: понакомятс...
конспект окружающего мира 1 класс.Правила поведения на дорогах, дорожные знаки УМК "Начальная школа XХI век"
Способствовать формированию безопасного поведения детей на улицах и дорогах...
Конспект окружающего мира в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"
Подробный конспект урока...
Конспект окружающего мира на тему " В школе" 2 класс
Конспект окружающего мира на тему " В школе" 2 класс...