Конспект окружающего мира в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31имени А. М. Ломакина»
Конспект урока окружающего мира в 1 классе
Разработала
учитель начальных классов
Голобокова О. А.
Тема урока: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель (для учителя): формировать представление о разнообразие овощей и фруктов, их значение в питании для здоровья человека.
Задачи урока (для учителя):
- Создать проблемную ситуацию для мотивации обучающихся к учебной деятельности и формулирования ими учебной проблемы о значении овощей и фруктов в питании человека.
- Помочь обучающимся выдвинуть на основе проблемного вопроса версии о пользе овощей и фруктов, определить способы поиска решения проблемы.
- Способствовать применению в ходе выполнения упражнений, творческой работы новых знаний о пользе овощей и фруктов для формирования у обучающихся культуры здорового питания.
- Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.
Планируемые результаты обучающихся:
Предметные:
- иметь представление о разнообразии овощей и фруктов;
- называть значение овощей и фруктов в питании человека;
- называть пользу витаминов для здоровья человека;
- соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
Метапредметные:
регулятивные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать учебную деятельность;
- удерживать учебную задачу в течение урока;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
познавательные:
- группировать (классифицировать) овощи и фрукты на основе выделения главных признаков каждой группы с использованием цветных фишек;
- различать овощи и фрукты, выращиваемые в своей местности;
- выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем;
- находить в учебнике информацию в соответствии с заданием;
- различать значение витаминов А, В, С в жизнедеятельности человека.
коммуникативные:
- строить монологические высказывания;
- создавать портреты;
- работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Личностные:
- проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимать значение пользы овощей и фруктов, витаминов, содержащихся в них;
- понимать необходимость соблюдения правил гигиены при употреблении овощей и фруктов;
- понимать пользу витаминов для здоровья человека.
- Организационное начало.
Сегодня день больших секретов,
Сто вопросов и ответов.
Ну, готовы вы к нему?
Отвечать на «почему»? (да)
- С каким настроением вы пришли на урок? Просигнальте смайликом.
( на парте у каждого изображения весёлых и грустных овощей и фруктов)
- У всех настроение хорошее. Отлично. Начинаем урок.
- Актуализация знаний.
- Сегодня у нас в гостях Муравьишка – вопросик (рассказывает или читает)
«Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая!»
- И зачем дед посадил эту репку?
- Почему именно репку? Посадил бы лучше морковь. Я ее так люблю, каждый день ем!
- Что - то мне и читать надоело, устал, сил больше нет!
Учитель: Подожди, Муравьишка, не огорчайся! Поможем мы с ребятами ответить на возникшие у тебя вопросы. Ты садись и слушай.
- Ребята, зачем дед посадил репку?
(чтобы кушать, полезная, витамины есть)
- Почему репку?
(Репа – исконно - русский овощ. Это первый овощ, который начал выращивать человек, раньше репа заменяла людям картофель.)
- В какое время года дед посадил репку? (весной)
- Какие признаки весны вы знаете? (почки, трава, небо, солнышко)
- А ещё с приходом весны, у людей наступает усталость, как, Муравьишка, сказал сил нет, вялость. Значит это - авитаминоз.
- Что это такое? Кто знает?
- А где можно узнать точное значение этого слова? ( в толковом словаре)
Сегодня за работу со словарём отвечает ………. Обратимся к словарю С. И. Ожегова.
Авитаминоз – это состояние организма, когда в нем не хватает витаминов.
- А как вы думаете, что надо делать, чтобы такого не случилось? (Кушать больше овощей и фруктов).
3. Сообщение темы урока.
- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока? (Почему нужно есть много овощей и фруктов)
-Чтобы вы хотели узнать об овощах и фруктах. Придумайте вопросы, используя слова: ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО?
- По ходу урока мы и постараемся ответить на все ваши вопросы.
4. Работа по теме урока.
Интерактивная игра (распределение на группы овощей и фруктов)
-Какое задание вы можете предложить? (распределить на группы овощи и фрукты)
- Соберите на одну тарелку овощи, на другую – фрукты.
- Чего же получилось больше овощей или фруктов? (овощей)
- На сколько больше получилось овощей, чем фруктов? (на 2)
- Как узнали?
- Что общего в овощах и фруктах? (они полезны для здоровья, потому что в них много витаминов)
Физкультминутка (исполнение песни)
Мы корзиночки несем,
Хором песенку поем.
Урожай собирай,
И на зиму запасай.
Припев: Ой, да, собирай,
И на зиму запасай.
Мы — ребята-молодцы!
Собираем огурцы,
И фасоль, и горох.
Урожай у нас неплох.
Припев: Ой, да, и горох!
Урожай у нас неплох.
Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок.
Не ленись, не зевай,
А в корзину полезай.
Припев: Ой, да, не зевай,
И в корзину полезай.
Едем, едем мы домой,
На машине грузовой.
Ворота отворяй,
Едет с поля урожай.
Припев: Ой, да, отворяй,
Едет с поля урожай!
- Урожай каких овощей мы привезли с вами с поля? (горох, огурец, фасоль, кабачок)
- Но есть и другие овощи, об истории появления некоторых из них, мы сейчас узнаем.
Выступают дети
Морковь
В середине прошлого века морковь считалась лакомством для гномов. Существовало поверье, если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.
Картофель
На нашем столе картофель появился 250 лет назад, А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет , чтобы картофель занял достойное место на нашем столе.
Помидор
Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли «золотые яблоки». Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.
Капуста
Капусту впервые попробовали в Испании. Там ее называли «ащи». Возможно, с тех пор попало в русский язык слово «щи». Римляне по форме овоща называли его «капут», что означает «голова».
- А кто знает, что такое ЩИ?
Щи – это суп из капусты, однако капуста не всегда является обязательным компонентом в щах. Щи могут быть и из других растений, например из щавеля или крапивы - такой суп называют зеленые щи.
Работа на интерактивной доске
- Перед вами рисунки. Расположите картинки в правильной последовательности и расскажите, как капуста попала в щи.
- А сейчас мы попробуем с вами обратиться к работникам столовой. А кто работает в столовой? (повар)
СКАЙП
- Сейчас мы попробуем спросить, полезно ли есть ЩИ, супы, пить компот? (выступление) 1 минута
Физкультминутка
- А сейчас мы отдохнём и послушаем «полезные» частушки
Посидим у самовара Витаминный, натуральный
И частушки сочиним. Сок фруктовый мы попьём,
Про здоровое питанье В Сочи на олимпиаде
Рассказать мы вам хотим. Все рекорды мы побьём!
Миша кушал только чипсы, Чтобы хворь нас не застала
Кока-колой запивал. В зимний утренний денёк
Врач теперь ему лечиться В пищу вы употребляйте
На полгода прописал! Лук зелёный и чеснок.
Витя в счёте преуспел, Чтобы зубы не болели
Яблок много летом съел. Вместо пряников, конфет
В яблоках железо есть - Ешьте яблоки, морковку -
Это надо всем учесть. Вот вам дети наш совет!
Я румяная девчонка Кушать овощи и фрукты
И танцую ловко! Нужно людям каждый день
Потому что ем всегда И проблемы со здоровьем
Свежую морковку! Обойдут тебя как тень!
-А теперь загадка: Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …..(АЙБОЛИТ)
- Ребята, а сейчас мне хотелось бы предоставить слово Айболиту.
Все мы привыкли покупать лекарства в аптеке, ходить лечиться к врачам, это конечно правильно, но в древние времена обычная огородная грядка заменяла аптеку. Древнегреческие врачи назначали своим пациентам редьку и огурцы для улучшения пищеварения и зрения. В те времена делали лекарство из лука и петрушки. Да и сейчас: кашицей тёртого картофеля лечат ожоги и раны, листья капусты применяют при ушибах. А лук и чеснок для нас первые домашние лекарства, когда мы заболеваем простудой и гриппом. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле и ангине. Не зря говорят: «Лук-от семи недуг».
Почему же ещё полезны овощи и фрукты? Я смастерил вот такой город, который называется «Витамин». Витамин образовалось от латинского слова «вита» жизнь и слова «амин». Улицы моего города называются латинскими буквами: А, В, С. Витамины поступают в наш организм с пищей. Особенно человек нуждается в них весной (на этот период приходится Великий Пост), который идёт сейчас, когда на смену мясу приходят овощи и фрукты, в которых много витаминов. А детям 7-8 лет надо каждый день съедать 500 граммов овощей и фруктов. Летом хорошо в этом городе, потому что в домах можно найти вкусные витамины в свежих овощах и фруктах, но зимой тоже неплохо, потому что фрукты превращаются в сушёные яблоки, груши, курагу, чернослив, изюм, а в них тоже много витаминов, не зря же они живут в этом городе. А сейчас я хочу обратиться к моим друзьям одноклассникам. Вам, наверно, интересно, в каких овощах и фруктах прячутся витамины: А, В, С? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам провести мини - исследование.
Исследовательская работа
- Я думаю, что вы, ребята, легко справитесь с этим заданием. А работать вы будете в парах.
У каждого на столе есть текст о витаминах и таблица, которую вам надо заполнить, отвечая на вопросы. А ответы на них вы найдёте в текстах.
1 ряд – проводит исследование с витамином А.
2 ряд – проводит исследование с витамином В.
3 ряд – проводит исследование с витамином С.
Витамин А
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Я.
Я помогаю, предупредить инфекцию. Меня вы найдёте в морковке, капусте, помидорах, перце.
Витамин В
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен Я.
Меня вы найдете в свёкле, яблоках, редисе, зелени салата.
Витамин С
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезнях, вам нужен Я! Витамин С прячется в лимоне, луке, красной и черной смородине, груше. Богаты витамином С апельсины, кабачки, томаты.
Витамин А | Где содержится? | Для чего необходим? |
Витамин В | Где содержится? | Для чего необходим? |
Витамин С | Где содержится? | Для чего необходим? |
- Проверим, что же у нас получилось!
- Оцените работу первого ряда, второго, третьего.
Работа по учебнику
- Откройте учебники на странице 55.
- Перед вами рисунок овощей и фруктов. Какие из этих фруктов растут в нашей Курской области? (груша, яблоко, виноград)
- Посмотрите, кто спрятался среди овощей и фруктов? (злючка – грязючка)
- А как вы думаете, что она там делает? (она поселилась на овощах и фруктах, если человек не моет их, то все микробы попадают к нему в организм)
(она пришла вас предупредить о том, что очень любит жить на овощах и фруктах, поэтому перед тем, как их съесть, надо обязательно помыть)
-Ребята, наш Муравьишка узнал, что морковка очень полезна и побежал скорей в огород. Да так спешил съесть вкусный овощ, что чуть не позабыл его помыть. А на нём оказалась злючка – грязючка, и сейчас мы её попробуем увидеть, а для этого нам понадобится МИКРОСКОП.
- Кто знает, что такое микроскоп?
Микроскоп - это прибор, с помощью которого можно увидеть те объекты, которые мы не видим.
(Лабораторный практикум: морковь, яблоко)
-Какой вывод мы можем сделать? (употреблять в пищу только чистые овощи и фрукты, перед едой мыть руки)
Работа в группах
А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
- Но сначала я бы хотела у вас спросить, что такое портрет?
Портрет - изображение человека в живописи или скульптуре.
Послушайте задание. Из овощей и фруктов создать:
1 группа – портрет МОДНИЦЫ – КАПУСТЫ
2 группа – портрет СВЁКЛЫ – ФЁКЛЫ
3 группа – портрет МОДНИЦЫ – ГРУШИ
- А помогать вам в этом будут картинки других овощей, фруктов.
- Оцените работу в своей группе. (сначала товарищей, а потом себя)
5. Рефлексия
- А сейчас вернемся к главному вопросу урока: Почему нужно есть много овощей и фруктов? (быть всегда здоровым, не болеть, иммунитет поддерживать и т.д.)
Ответим на вопросы теста.
- Полезно ли есть больше овощей и фруктов?
ДА НЕТ
- В овощах и фруктах много витаминов?
ДА НЕТ
- Нужно ли мыть овощи и фрукты перед едой?
ДА НЕТ
Проверим работы. Поменяйтесь со своим соседом работами. (на доске высвечиваются ответы)
- Да
- ДА
- ДА
Оцените работу своего соседа.
Всё верно-
1 ошибка-
2 ошибки -
3 ошибки -
- Кто может рассказать о своей оценке?
«Все в твоих руках» (рисунок ладошки, каждый палец, которой разукрашен в определённый цвет).
- На партах у каждого из вас ладошки. Возьмите их. Каждый палец — это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала — не красьте.
Большой — для меня тема урока была важной и интересной — красным.
Указательный — узнал много нового — желтым.
Средний — мне было трудно — зеленым.
Безымянный — мне было комфортно — синим.
Мизинец — для меня было недостаточно информации — фиолетовым.
Мы рождены, чтоб жить на свете долго;
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но чтобы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе —
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету? Выбросить окурок?
И только так здоровье сохранить.
Взгляни вокруг: прекрасная природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете и себе здоровье сохранить.
- И сейчас я хочу посмотреть на ладошки, которые у вас получились. Прикрепите их на макет нашей Земли. Я считаю, что такими ладошками, мы действительно сохраним здоровье себе и планете.
- Я знаю, что есть советы у Айболита, давайте его послушаем.
- Чаще кушайте свежие овощи и фрукты.
- Совет гостям: когда готовите салаты из овощей и фруктов, да и вообще пищу, бросьте в них немножко любви, чуть- чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.
А в подарок всем гостям мы приготовили витаминные рецепты. Мы хотим пожелать вам выполнять правила правильного питания, употреблять только полезные продукты, чтобы быть всегда здоровыми и красивыми.
(раздают рецепты)
-А теперь покажите , с каким настроением вы уходите с урока? Вот и прекрасно. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира: Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Урок окружающего мира к УМК "Школа России" (А.А.Плешаков) составлен с использованием технологии "зигзаг" (развитие критического мышления при чтении и письме). Работая в группах, взаимообучая дру...
Конспект урока окружающего мира по теме: "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"
Урок окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления....
Конспект урока по окружающему миру "Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Конспект урока по окружающему миру "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"...
Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."
Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."...
Конспект урока по окружающему миру. Почему нужно есть много овощей и фруктов? УМК Школа России
«Почему нужно есть много овощей и фруктов?» В классном коллективе преобладают позитивные межличностные отношения с учителем, одноклассниками, положительное отношение к са...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"
Конспект интерактивного урока с использованием Macbook по предмету окружающий мир 1 класс. УМК "Школа России", автору учебник А.А, Плешаков. Тема: "Почему нужно есть много овощей и фруктов?"....
Конспект урока по теме: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» Окружающий мир 1 класс УМК «Школа России»
Цели: формировать понятие о роли витаминов в жизнедеятельности организма.Планируемые результаты:Предметные:- различать фрукты и овощи;- понимать роль витаминов в жизнедеятельно...