Цель темы: сформировать представление о перелетных и зимующих птицах. | Задачи: - познакомить учащихся с птицами;
- сформировать умение различать перелётных и зимующих птиц;
- сформировать понятие о перелётных и зимующих птицах;
- совершенствовать бережное отношение к природе.
Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Способствовать привитию аккуратности, терпения, преодоления трудностей, правил поведения на уроке. Формировать УУД: Личностные: - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; - понимать и следовать в деятельности нормам эстетики; - работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности; - развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям; - следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении; - способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; - следовать в поведении моральным и этическим требованиям; - способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности; - работать над осознанием ответственности за общее дело. Регулятивные: - фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; - способствовать выполнению пробного учебного действия; - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания: вносить необходимые корректировки в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке: работать по коллективно составленному плану: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте (совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им); - помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других). Познавательные: - развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; - помочь выделить и сформулировать познавательную цель; - развивать умение работать с разными видами информации; - продолжать работать над формированием умений выполнения действий по образцу; - работать над использованием знаково-символичных средств; - способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке; - умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
|
|
|
|
IV этап. Изучение нового материала. (13 мин.) Цель – сформировать представление о перелётных птицах. - показать взаимосвязь между изменениями в неживой природе и таким явлением в живой природе как отлёт птиц.
(3 мин.)
(3 мин.) |
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).
Оценивать
правильность выполнения заданий.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока
Включить учащихся в обсуждение вопросов.
Включить учащихся в обсуждение вопросов.
| III этап. Изучение нового материала. - Сегодня на уроке мы Поговорим о маленьких синицах О перелётных и зимующих здесь птицах. О том, как в парке каплями зари Уже мелькают красногруды снегири. Что в декабре морозно и светло От перистого инея бело. Знакомство с новым материалом. 1. Постановка проблемной ситуации. - Ребята, а как вы думаете, какие секреты могут быть у птиц? (ответы) - Совершенно верно. И как я уже сказала, сегодня на уроке мы попробуем разгадать птичьи секреты. - Каждую осень многие птицы улетают из наших краёв, а весной опять возвращаются. Таких птиц называют перелётными. Демонстрация слайдов с перелетными птицами 5 - 11 -Рассмотрите птиц в учебнике на стр. 94 и ответьте, каких из этих птиц вы видели в природе? - Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые сейчас будут вашими помощниками. Сейчас мы будем работать в парах. О чём мы должны помнить, общаясь друг с другом? Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение товарища. Доказывать свои версии, не перебивая. Быть внимательным друг к другу. Умеешь сам – научи другого. Работа в рабочей тетради. - Сейчас вы, когда посмотрели на изображенных птиц в учебнике, откройте свою рабочую тетрадь. Найдите изображения перелётных птиц, впишите их названий в кружочки. Обведите зелёным карандашом изображения перелётных птиц и закрасьте кружочки около тех птиц, которых вы видели в природе. - Учитель читает до конца первый абзац текста на стр. 94 - Дети, как вы думаете, куда могут улетать птицы? ( учитель читает первый абзац текста “Птичьи секреты” на “Страничках Умного Совёнка” ( стр. 126 учебника) Учитель подводит детей к выводу, который они должны проговорить. ( учёные узнали с помощью колец, которые надевали на лапки птиц, что птицы улетают в тёплые края. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать где зимуют птицы. Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и на юг Азии) - Попробуйте показать на карте, маршруты и пути перелета птиц. Физминутка. - Давайте мы с вами немного отдохнем. (Учитель показывает движения, а учащиеся повторяют) Утром птичка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре полетела И на веточку присела. После прочтения учителем вслух второго абзаца текста, он задает вопрос - Почему улетают дикие утки, гуси и лебеди, а домашние - нет? (Дети снова, при помощи учителя должны сделать вывод о том, что зимой исчезают насекомые, реки и озёра покрываются льдом, земля – снегом. Поэтому птицы и улетают в тёплые края, где нет снега, льда, где всегда есть корм. Птицы не остаются на юге на всё лето, потому что летом им там будет очень жарко. Поэтому весной птицы возвращаются из тёплых краёв. - И как мы с вами уже знаем, что таких птиц называют…? - Сейчас я прочитаю еще один абзац, а вы постарайтесь отгадать еще один птичий секрет. - А чтобы ответить вам было легче, воспользуйтесь помощью Умного Совенка. (Дети высказывают свои догадки, почему птицы заранее знают о приближении трудного, голодного времени). - Какие вы сообразительные!!! Молодцы!!!! Демонстрация слайдов с зимующими птицами 12-16 - Ребята, а видели ли вы как летят птицы? - Некоторые птицы во время полёта выстраиваются в определённом порядке, например, журавли, утки, гуси косяком или клином. Слайд 17. Летящей впереди птице приходится труднее всех – она рассекает воздух. Впереди всегда летят взрослые самые сильные птицы, а за ними молодые и слабые. Когда летящая впереди птица устаёт, она уступает место другой. Мелкие птицы и грачи летят большими скученными стаями. Учитель читает последний абзац текста на с. 95. Учащиеся рассматривают изображения зимующих птиц в учебнике; затем в тетрадях: обводят синим карандашом зимующих птиц, отмечают (закрашивают кружок) птиц, которых они видели в природе. Физминутка - А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Узнай какая птица". Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх и два раза хлопнуть, если я назову зимующую птицу, вы должны присесть. Грач, поползень, дятел, цапля, стриж, ворона, воробей. – Ребята, а как вы думаете, чем питаются зимой птицы, которые не делают запасов?- Да, многие зимующие птицы не делают запасы, а питаются тем, что смогут найти. Скорее, всего вы видели, как зимой синицы, воробьи, склёвывают с веток различные семена, липовые орешки, крылатки клёна, ищут жучков, насекомых и достают их из-под коры деревьев. Вы видели красавцев-снегирей. Насекомыми они не питаются. Чем же они тогда питаются? - А вот воробей всеяден. Он питается и насекомыми, и ягодами, и отходами питания человека. С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека. - Как вы думаете, почему? Нелегко, ребята, птицам зимой найти себе корм. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. - Прочитайте высказывание: “Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями”. - Как вы понимаете выражение? - Птицы приносят много пользы людям и природе. Они уничтожают вредных насекомых, переносят семена растений, уничтожают слабых и больных животных. Нужно охранять и заботиться о птицах. - Кто же может помочь птицам в суровое зимнее время? - Человек должен помочь птицам и как? - А у кого из вас есть дома кормушки? Молодцы. Не забывайте вовремя счищать с кормушек снег и подсыпать корма. Если каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку, то птицы будут обеспечены кормом. |
Узнает на рисунке изученных птиц;
Узнавать на рисунке изученных птиц;
|
Слушает и понимает речь других; отвечает на вопросы о птицах (Коммуникативные УУД)
Умеет классифицировать по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелетным, а какие – к зимующим (Познавательные УУД)
Высказывает свое предположение (Регулятивные УУД) |
V этап. Закрепление изученного. (12 мин.) Цель – обобщить информацию о перелётных и зимующих птицах | Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания.
Организовать фронтальную работу по учебнику.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
| IV этап. Закрепление изученного. Проверка усвоения новых знаний. - А сейчас я предлагаю вам выполнить задание: нужно дописать предложение… Карточка №1. Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края называются____________ . Карточка №2 Птицы, которые остаются на зиму у нас, называются_________________ . (взаимопроверка, затем сигнализируют сигнальными карточками.) Закрепление нового материала. Многие птицы на юг улетают, Многие зиму у нас коротают, Галка, ворона, снегирь, воробей. Ну-ка, ребята, их вспомним скорей! - Я предлагаю вам провести викторину о наших пернатых друзьях - птицах. ВИКТОРИНА Угадай, кто – я Доктор есть в стране лесной - В красной шапке расписной, Под сосною, под ракитой, Он везде с покорной свитой… Простучит больному спину, А потом бока, грудину, Глянет, как он дышит, И рецепт пропишет. 2. “Узнай меня по описанию” У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно люблю несолёное сало. Догадались, кто я? 3. Серенький мячик по двору скачет. 4. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин 5.На шесте дворец, Во дворце певец. - Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, пословиц живут в народе. Существует много народных примет о птицах. Я назову вам некоторые: - Воробьи перелетают стайками с места на место - перед сильным ветром. - Вороны и галки садятся на вершины деревьев - к морозу. - Галки к вечеру собираются дружной гурьбой, кричат - к ясной погоде. - А кто из знает народные приметы, связанные с птицами? |
Различать перелетных и зимующих птиц;
Приводить примеры перелетных и зимующих птиц;
| Классифицировать перелетных и зимующих птиц по известным признакам (Регулятивные УУД)
Слушает и понимает речь других; отвечает на вопросы о птицах (Коммуникативные УУД)
|
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. (3 мин.) Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Участвовать в обсуждении вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Включить учащихся в обсуждение вопросов.
| VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. - Чьи секреты мы разгадывали сегодня на уроке? - Куда же от нас улетают птицы осенью? - Почему же птицы улетают? - Как называют таких птиц? - Как называют птиц, которые проводят зиму у нас? - Как мы должны помогать птицам перезимовать? Улетели птичьи стаи Лес в сугробах до ветвей. Трудная пора настала Для пернатых для друзей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром окутан весь. Не покинув эту землю Много птиц осталось здесь. - Возьмите карточки-настроения: если вам было интересно и вы узнали много нового на уроке, то прикрепите солнышко, если было скучно, урок не понравился, то возьмите тучку. На доске, из букв, которые вы получили за работу, составьте слово. - Я говорю всем вам спасибо за урок, вы молодцы, хорошо потрудились. - Если вы захотите больше узнать о птицах, советую вам прочитать книги, которые размещены на нашей книжной выставке. | Знать причины по которым перелетные птицы покидают родные края;
| Слушает и понимает речь других; отвечает на вопросы о птицах (Коммуникативные УУД)
|