2классТема:Московский Кремль
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кириллова Екатерина Павловна

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moskovskiy_kreml.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата:20.04.2023

Школа: МБОУ Трубчевская гимназия имени Калашникова

Класс: 2

Дисциплина: окружающий мир

Образовательная система: Школа России

Учитель: Максимова Евгения Викторовна

Студент: Кириллова Екатерина Павловна

Тема: Московский Кремль

Тип урока: общеметодологической направленности

Цели:

Содержательная: формирование представлений о об истории Московского Кремля,  его архитектурными памятниками;

                  Деятельностная: формирование умения рассказывать о достопримечательностях Кремля и Красной площади;

Задачи:

Дидактические:

1.Позназнакомиться с достопримечательностями Московского Кремля;

2.Повторить сведения об истории Московского Кремля;

3.Учиться называть достопримечательности по иллюстрациям.

Развивающие:

1.Учиться сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

2.Учиться находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию;

3.Учиться формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

4. Учиться планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

5. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

6. Учиться находить ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

7. Учиться объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;

8. Учиться в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;

9. Учиться конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов работы.

Воспитательные:

1.Осознавать ценности познания, проявлять познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств;

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Познакомился с достопримечательностями Московского Кремля;

2.Повторил сведения об истории Московского Кремля;

3.Умеет называть достопримечательности по иллюстрациям.

Личностные:

1.Осознаёт ценности познания, проявляет познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств;

Метапредметные:

Познавательные:

1. Сравнивает объекты окружающего мира, устанавливает основания для сравнения, устанавливать аналогии;

2. Находит и использует для решения учебных задач текстовую информацию;

3. Формулирует с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Регулятивные:

1. Планирует самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;

2. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности;

3. Находит ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректирует свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);

Коммуникативные:

1. В процессе диалогов задаёт вопросы, высказывает суждения, оценивает выступления участников;

2. Конструирует обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;

Оборудование:

Для учителя:

1. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012 – С. 78-81

2. А. А. Плешаков Окружающий МИР / Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. Ч.2 3-е изд. М.: Просвещение, 2014 – С. 49

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Главные вопросы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы

Форма организации УД

Дидактические средства

Формы контроля и взаимоконтроля

Планируемые результаты

ПР

МЕТ

Л

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1. Приветствие

– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Павловна, и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.

1.2. Проверка готовности

– Проверьте готовность к уроку. На ваших столах должны лежать: учебник,

1.3. Мотивация

- Ребята, на доске пословица, как вы её понимаете?

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

(Также, как мы любим, заботимся и ценим  свою единственную маму, надо любить и оберегать свою родину)

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Объясняют смысл пословицы

Фронтальная

пословица

Фронтальный контроль

К1

Л2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Проверка остаточных знаний (вопросы от Умной Совы)

- Дети, о каком городе вы говорили на прошлом уроке?

-Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал прошлого урока, для этого я предлагаю вам  ответить на вопросы от Умной Совы.

1)Когда была основана Москва? (слайд 1)

2)На какой из картинок  изображён  герб Москвы? (слайд 2)

3)Кто является основателем Москвы? (слайд 3)

4)Что такое план города? (слайд 4)

5) На берегах, какой реки стоит город Москва? (слайд 5)

6)Какие из представленных достопримечательностей есть в Москве? (слайд 6)

-Москва была основана более 850 лет назад.

-На гербе изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец.

-Основателем Москвы является князь Юрий Долгорукий.

-Москва.

- План – это чертеж местности.

-Большой театр; Третьяковская галерея; Московский Кремль;

Викторина

Фронтальная

Слайды презентации

Фронтальный контроль

П1

Р2

Р3

Р4

Л2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1.Чтение стихотворения учителем.

-Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос о какой достопримечательности Москвы говориться в нем.

Московский Кремль - краса России,

Велик, могуч, неповторим.

Ты - наша слава, наша сила,

Мы, русские, тебя боготворим.

Прошло с тех пор веков немало,

Как Калита - московский князь,

Дубовые построил стены,

Москва из пепла поднялась.

Но каждый век свое оставил что-то

В истории Московского Кремля.

И помнит, как творили итальянцы,

Великая Российская земля!

Величье башен, красота соборов

И купола, что вместо головных уборов,

Шедевры Феодосия, Рублева, Грека,

Иконостас 15 века.

Царь-пушка, Чохова творенье,

Отлита всем на удивленье.

А звезды из рубина над Кремлем,

Такие где еще найдем.

Поэтому, мы постоянно говорим:

«О, Кремль Московский, ты неповторим! »

 -О какой достопримечательности Москвы говорится в стихотворении?

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопрос учителя

 

- В стихотворении говориться о Московском Кремле.

Вводная беседа

Фронтальная

Слайд презентации

Фронтальный контроль

П1

П3

Л2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Формулирование темы урока

– Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Тема: «Московский Кремль».)

- Давайте откроем учебник на странице 102 и проверим ваши предположения. 

4.2. Формулирование цели и задач урока

– Какую цель мы с вами поставим? (узнать об истории создания Московского Кремля, его достопримечательностях)

- Какие задачи мы поставим перед собой?

- Ребята, давайте проверим верны ли все наши предположения. Прочитайте, чему нам предлагает научиться Муравьишка.

-Ребята, какую проблему мы перед собой поставим?

4.3. Планирование своей деятельности

– Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели и ответить на главный вопрос? (Работать с рисунками и текстом учебника, выполнять задания из рабочей тетради.)

Мыслительная деятельность

Под руководством учителя формулируют тему, цель и задачи урока.

Проводят проверку предположений по эталону в учебнике

Планируют свою деятельность

Самостоятельное формулирование темы, цели, задач

Проверка по эталону в учебнике

Фронтальная

Учебник

Фронтальный контроль

Р1

Р2

К1

Л2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Достопримечательности кремля

5.2. Красная площадь

5.1.1. Работа с иллюстрациями в учебнике(стр. 102-103)

- Ребята, поднимите руку  кто  из вас был в Кремле? Какие впечатления у вас остались?

-Хорошо, сегодня мы продолжим путешествие по Москве и  отправимся в самое сердце нашей страны – в Кремль.

-Рассмотрите иллюстрацию внизу на 102-ой странице

-Опишите эту иллюстрацию, что вы на ней видите ?(Московский Кремль)

-Верно, на ней изображен Кремль со стороны Москвы реки. Кремлевская набережная Москва.

-А теперь, давайте посмотрим, что же находится за стенами Московского Кремля. Найдите рисунок на странице 103-ей.

- Представьте, что вы пролетаете над Московским Кремлем на вертолете. И у вас есть возможность увидеть все достопримечательности Московского Кремля. Рассмотрим фотографию. На ней цифрами указаны достопримечательности.

-Давайте найдём достопримечательность под цифрой 1.Что это?

- Давайте прочитаем какая башня под цифрой 2 расположена на восточной стороне Кремлёвской стены.

-Что располагается  практические в центре кремля под цифрами 3,4,5?

-Рядом под цифрой 6 расположен Большой Кремлёвский дворец.

-На западной стороне Кремлёвской стены расположены  под цифрами 7и 8 башни. Прочитайте их названия.

-Хорошо ,ребята, сегодня нам  с вами предстоит ещё ближе познакомиться с некоторыми из этих достопримечательностей.

5.1.2 Работа с текстом учебника ( стр. 102-103)

-Ребята у умной  совы есть к вам вопросы, они представлены на слайде. Чтобы на них ответить нужно прочитать текст на странице 102-103.Прочитайте его самостоятельно, а ответы на вопросы вы можете обсудить в паре.

  1. Чем был Кремль в далекие времена?
  2. Что находится в Кремле?
  3. Почему Московский Кремль называют сердцем Москвы?

5.1.3.Видео о башнях Кремля.

Ребята, из текста в учебнике мы с вами узнали, что Кремль-это военное сооружение и в далёкие времена был крепостью, а так , как это крепость, то у него есть башни, каждая из которых выполняла свою функцию имела своё название. Предлагаю вам посмотреть видео ,чтобы узнать о них поподробнее.

сооружение, по периметру

расположено 20 башен, каждая

выполняла свою функцию

5.1.4.Рассказы детей.

У каждого собора свой облик и назначение. О которых вам сейчас расскажут ваши одноклассники.

(Рассказ об Успенском соборе,Благовещенском,Архангельском по плану)

Физминутка

5.1.5.Рассказ учителя.

-Ребята,  я тоже хотела бы рассказать вам о нескольких достопримечательностях. Самый большой колокол в мире – Царь-колокол, весом в 200 тонн, располагается так же на территории Кремля. Из-за многочисленных пожаров у колокола откололся кусок. Недалеко от него заняла почетное место Царь-пушка, вес которой составляет 40 тонн. Примечательна пушка тем, что за свою многовековую историю она так ни разу и не выстрелил. 

Обобщение: Что главного вы узнали? С какими достопримечательностями вы познакомились?

5.1.6. Работа по карточкам.

-Ребята, а что надо сделать, чтобы у вас были прочные знания? (Закрепить их)

-Возьмите карточки, вам необходимо соединить название  достопримечательностей с их изображением.  

5.1.7. Проверка по эталону

-Обменяйтесь карточками с соседом по парте, сравните выполнение работы с эталоном на слайде и поставьте  знак «+», если вы выполнили правильно.

5.2.1 Работа с иллюстрациями  учебника на странице (106-107)

 -Ребята, прочитайте задание под красным кружочком на стр106, что нужно сделать?

-Что изображено на первой/второй/третьей иллюстрации?(Спасская башня, Храм Василия Блаженного, Исторический музей).

-Что необычного можно заметить на Спасской башне?

(Часы-куранты на Спасской башне это  — первое, что видят россияне в Новом году. Это главный циферблат, по которому сверяет время вся страна.)
Чем выделяется  Собор Василия Блаженного?
 (своими разноцветными куполами.)

- Рассмотрите иллюстрацию на стр 106 и скажите, какие достопримечательности мы можем увидеть на красной площади?

5.2.2. Работа с текстом в учебнике (стр. 106) 

Поднимите руку ,кто может рассказать почему Красная площадь  так называется?

- Хорошо, а чтобы проверить ваши предположения давайте по цепочке, по одному предложению  прочитаем статью на странице 106.

- Итак, почему же Красная площадь так называется?

Обобщение по вопросу

-Что главное узнали?

ё

Вводная беседа

Работа с текстом учебника

Демонстрация

Обобщение

Работа с учебником

Обобщение

Обобщение

Работа по карточке

Работа с текстом в учебнике

Обобщение

Парная

Фронтальная

Фронтальная

Парная

Фронтальная

Слайды презентации

Учебник

Текст в учебнике

Карточка

Текст в учебнике

Слайды на презентации

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

Фронтальный контроль

ПР1

ПР2

ПР3

П2

Р4

К1

К2

П2

П3

Р4

К1

Л2

Л2

Л2

Л1

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д

6.1. Беседа по вопросам в конце темы.

-Ребята, а сейчас давайте ответим на вопросы в красной рамке в конце темы.

-Почему Московский Кремль является символом нашей Родины?

-Какие достопримечательности можно увидеть в Кремле и на красной площади?

6.2. Работа с выводом

- Ребята, мы с вами сегодня говорили о Московском Кремле, узнали о его интересной истории, о его уникальных архитектурных памятниках . Какой вывод вы можете сделать для себя?

- Прочитайте вывод в учебнике. Сравните с тем, который вы сделали.

Мыслительная деятельность

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Текст в учебнике

П2

Р4

К2

П2

Л1

Л1

Л2

7.        Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: учащиеся самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, а потом друг у друга

7.1. Самостоятельная работа карточка №1

-Ребята, а сейчас я предлагаю проверить, как же вы усвоили сегодняшний материал.

1.Сколько всего башен окружают Кремль?

а) 13

б) 20

в) 23

2.Какая площадь Москвы считается самой главной?

а) Красная площадь

б) Соборная площадь

в) Театральная площадь

3.Самая высокая башня Кремля?

а) Спасская

б) Троицкая

в) Никольская

4.Что является символом нашей Родины?

а) Цирк на Цветном бульваре

б) Третьяковская галерея

в) Московский Кремль

5. Чем был Кремль в далёкие времена?

а) замком

б) монастырём

в) крепостью

7.2. Проверка по эталону

-Ребята, время на выполнение этого задания вышло. Возьмите в руку простой карандаш, сверьте работу с эталоном на слайде.

-Если всё верно, то поставьте плюс, а если есть ошибки, то поставьте минус

-Поднимите руку те, кто не допустил ошибок при работе

-Вы очень хорошо поработали, я довольна вашей работой на уроке. Вы были внимательны на протяжении всего урока и хорошо усвоили материал

-А теперь поднимите руку те, кто допустил ошибку. В чём была ваша ошибка?

-Как вы думаете, почему вы её допустили? Я надеюсь, что в следующий раз вы будете внимательнее и у вас всё получится

Мыслительная деятельность

Выполняют самостоятельную работу для закрепления материала

Проводят взаимопроверку

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют свою работу

Индивидуальная

Самостоятельна работа

Карточка №3

Взаимопроверка

Фронтальная

ПР1

ПР2

ПР3

ПР4

П1

Р2

Р3

Р4

К2

Л1

Л2

 8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Подведение итогов

- Итак, давайте вспомним как называлась тема нашего урока?

- Какую цель мы ставили на урок?

- Поднимите руку, если считаете, что мы достигли цели.

-Что вы сегодня узнали? (Какие правила дружбы вы запомнили?)

-Что усвоили хорошо?

-Что усвоили не совсем хорошо?

- Были у вас какие-нибудь трудности?

- Что вам было интересно?

- Ребята, как вы думаете, где вам пригодятся полученные знания?

Отвечают на вопросы учителя

Подведение итогов

Повторительно-обобщающая беседа

Фронтальная

Фронтальный контроль

ПР1

ПР2

ПР3

ПР4

П1

Р2

Р4

Л1

Л2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Рефлексия деятельности на уроке

-Ребята, наш урок подошёл к концу.

- Если вы считаете, что у вас всё получилось, и вы узнали много нового сегодня на уроке поднимите руку.

-Кто считает, что он  работал не совсем хорошо поднимите руки.

9.2. Домашнее задание

- Итак, ваше домашнее задание будет пересказ текста на страницах 102-106  и уметь отвечать на вопросы в конце темы.

- Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания.

Оценивают свою деятельность

Планируют домашнее задание

Рефлексия

Самостоятельное прогнозирование д/з

Домашнее задание

Фронтальная

Фронтальный контроль

Самоконтроль

Самооценка

Р4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс

Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

Развивать умение читать план карту. Дать наглядное представление  о Московском Кремле. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, размышлять, высказывать предположения. ...

Урок окружающего мира (доп. материал)Архитектура Московского Кремля

Дополнительный материал к урокам Окружающего мира...

Московский Кремль. Краеведение. Зарайский кремль.

Интегрированный урок по окружающему миру и краеведению раздела "Родная страна-Россия". Формы урока -путешествие,  творческая проектная деятельность, тестовый самоконтроль, ИКТ....

Конспект урока по теме"Кремль. Башни Кремля."

Конспектт урока "Кремль. Башни Кремля"...

Интегрированное занятие. Московский Кремль. Башни Кремля. (Виртуальная экскурсия)

Данное мероприятие – это виртуальная экскурсия в Московский Кремль. Мероприятие  является интегрированным: внеурочная деятельность(РПС – развитие познавательных способностей), технология и окружа...

Проект Тульский кремль - гордость Тулы. Прошлое и настоящее. К 500-летию создания Тульского кремля

Коллективный проект Тульский кремль - гордость Тулы. Прошлое и настоящее к 500-летию создания Тульского кремля...