Формирование фунциональной грамотности,используя приёмы патриотического воспитания" Мастер-класс
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения
Задачи:
продемонстрировать коллегам эффективные методы и приемы работы по развитию ФГ на уроке на уроках литературного чтения;
прокомментировать эффективность применения данных приемов;
отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
Основные этапы мастер-класса:Мотивация учения.
Актуализация знаний.
Постановка педагогической проблемы.
Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
Подведение итогов мастер-класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Смирнова О.В. МОУСШ№11им. СкрипкиО.В.
Тема: «Формирование функциональной грамотности обучающихся, через использование различных приёмов обучения на уроках литературного чтения»
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения
Задачи:
продемонстрировать коллегам эффективные методы и приемы работы по развитию ФГ на уроке на уроках литературного чтения;
прокомментировать эффективность применения данных приемов;
отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).
Основные этапы мастер-класса:
Мотивация учения.
Актуализация знаний.
Постановка педагогической проблемы.
Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
Подведение итогов мастер-класса.
Рефлексия.
1. Мотивация
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами проведем мастер- класс. Для того, чтобы Вы догадались, какой теме он будет посвящен, послушайте небольшую притчу.
Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.
Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».
— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?
— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».
Лодка начала кружиться на одном месте.
— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.
Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.
— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.
— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.
Какой методический прием (или приемы) лодочника Вы можете отметить? самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний.)
Что - самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, мудрость этой притчи в том, самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия.
А еще урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применять эти добытые знания и умения в жизненной ситуации.
Это самое главное, чему мы должны учить детей
Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этой заветной цели?
Мы понимаем, что возникает необходимость в освоении новых эффективных форм и приемов обучения, которые будут направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, на отработку практических умений в новых образовательных ситуациях, т.е. на формирование функциональной грамотной личности ученика. Скажите , пожалуйста, говоря современным языком, как называется умения применять знания в жизни? («функциональная грамотность школьников».)
Эпиграфом к нашему мастер-классу будут замечательные слова Яна Аммоса Каменского, которые как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся»
2. Актуализация прежних знаний
Прежде чем перейти к приемам, которые способствуют формированию функциональной грамотности, давайте с вами вспомним некоторые теоретические моменты.
Когда впервые появился термин «функциональная грамотность?» был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО (в 1957 году, 60 лет назад)
Верно ли что «функциональная грамотность» - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (Да)
Верно ли что компонентами функциональной грамотности является ….
Верно ли что на Что в основном влияет на содержательное наполнение понятия функциональной грамотности? (потребности общества
Верно ли что PISA - сформированность функциональной грамотности: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, сформированность навыков разрешения проблем, креативного мышления.
Верно ли что в России PISA проводится для обеспечения соответствия качества российского образования мировым стандартам. (ДА)
Верно ли что исследовании PISA участвуют учащиеся 15-летнего возраста? (ДА)
Верно ли что место РФ среди других стран-участниц (по количеству баллов) по читательской грамотности в исследовании PISA-2018 -3? (НЕТ РФ заняла 31 место)
Верно ли что новое направление исследования PISA-2021 для 15-ти летних обучающихся это креативное мышление; (верно)
Верно ли чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю необходимо им предложить нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни (ДА)
3. Постановка педагогической проблемы
Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. В ходе сегодняшнего мастер-класса я попробую показать несколько приемов работы на уроках литературного чтения , которые способствуют формированию именно функциональной грамотности.
Приём "Добавь следующее "
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний, на развитие памяти, умение слышать и слушать соучеников, учителя.
Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику.
Родина-мать, умей за неё постоять
Москва — Родины украшенье, врагам устрашенье.
Москва, что гранит: никто Москву не победит.
один из способов «вхождения» в урок - прием «Отсроченная отгадка».
До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.
В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.
Приём «Ложная альтернатива» (прием можно использовать на этапе закрепления знаний, на этапе актуализации знаний по теме)
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
- Примеры. Основал Москву Пётр I?
- А.С.Пушкин русский поэт.
- Илья Муромец – это рыцарь в былине?
Как думаете, коллеги, учит ли этот прием критически мыслить? Почему?
Попробуйте сформулировать 1 вопрос ложной альтернативы по своей предметной области.
Приём «Да - нет»
- Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ. Илья Муромец был довольно высок? Широкоплеч и силен?
- На лице его могучий и решительный взгляд?
- Его волосы были уже с сединой и спадали до плеч?
- Мощь, выдержка и мудрость присутствовали?
- Чему учим:
Учим связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, удерживать в памяти несколько фактов, анализировать
Как думаете, коллеги, учит ли этот прием критически мыслить? Почему?
Попробуйте сформулировать 1 вопрос ложной альтернативы по своей предметной области.
Патриотизм – это плохо, потому что | Патриотизм – это хорошо, потому что |
- Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять понятие патриотизм
Найдите плюсы или минусы данного понятия».
Кроме этого формируются:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Приём «Мои аргументы»
Данный приём для отрывков на уроке литературного чтения направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание.
Эта работа проводится не при первичном чтении, а при глубоком анализе текста. Здесь предполагается работа в паре, потому что концентрация внимания будет недостаточной.
Как строится работа?Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова, факты из текста в пользу своей точки зрения.
«ГЕНЕРАЛ ЖУКОВ" Сергея Алексеев Задание: -В каких городах побывал Жуков? Каков Жуков? Найдите его характеристику
- Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)
Остолбенели штабные офицеры. С нескрываемым удивлением на нового командующего смотрят. Уловил Жуков недоверие в глазах офицеров. Усмехнулся. — Не сомневайтесь. Всё именно так. Вы молодцы — обстановку знаете, — похвалил Жуков штабных офицеров. — Но у меня точнее. Оказывается, побывал уже генерал Жуков и под Юхновом, и под Медынью, и под Калугой. Прежде чем в штаб — поехал прямо на поле боя. Вот откуда точные сведения. Во многих битвах принимал участие генерал, а затем Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков — выдающийся советский полководец, герой Великой Отечественной войны. Это под его руководством и под руководством других советских генералов советские войска отстояли Москву от врагов. А затем в упорных сражениях и разбили фашистов в великой Московской битве.
Если мы зададим вопрос детям, а при этом книга закрыта, то не каждый ребёнок сразу сможет ответить на вопрос, а при самостоятельном поиске результат будет другим.
Работа с текстом не ограничивается уроком литературного чтения. Можно организовать на любом уроке, подобрав соответствующий материал.
Прием «Мои аргументы»- очень хороший прием для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Приём «Поиск информации»
Задача учащихся - извлечь необходимую информацию из представленного аудио - или видеофайла.«Потерянное поколение» Чему учит роль? Какова роль книги? Какой приём чтения использован?
Рефлексия :
Свой мастер-класс я закончу притчей:
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Мы, учителя, растим молодое поколение, и хотелось, чтобы оно не стало потерянным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя учебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»
Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используяучебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»...
Патриотическое воспитание младшего школьника как гармоническое развитие и формирование личности.
Воспитание патриотической личности - одна из важных задач педагогики. Эта проблема воспитания актуальна в наше время. ...
"Воспитание патриотических чувств - основа формирования личности"
В данном материале рассказывается опыт работы в отдельном классе по патриотическому воспитанию....
формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста
воспитание любви у детей к своей малой родине,формирование патриотических чувств,знакомство с достопримечательностями своего города...
Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума».
Разработка мастер-класса. Формирование читательской грамотности посредством приёма «Ромашка Блума»....
Педагогические методы и приёмы патриотического воспитания учащихся начальных классов.
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности...
Формирование у младших школьников приёмов произвольного запоминания.
Данная статья знакомит с основными приемами произвольного запоминания, с этапами их формирования у мадших школьников, демонстрируются примеры использования приемов на уроках русского языка и чтения на...