"Воспитание патриотических чувств - основа формирования личности"
статья по теме
В данном материале рассказывается опыт работы в отдельном классе по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_alekseevskie_chteniya.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средняя образовательная школа № 31 г. Якутск
Республики Саха/Якутия
«Воспитание патриотических чувств –
основа формирования личности
младших школьников»
Шматкова Татьяна Яковлевна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 31 г. Якутска
Республики Саха/Якутия
В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
Любая страна нуждается в наличии действительной, эффективной системы патриотического воспитания граждан по содержанию и методам, сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере перемен в политической, экономической и социальной жизни в стране и мире.
Актуальность
Проблема патриотического воспитания актуальна в современной России, потому что:
• условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания;
• в настоящий момент Россия переживает духовный кризис – упадок общественной морали и, как следствие, отсутствие объединяющих общество ценностных ориентиров;
• наблюдается рост асоциальных молодёжных объединений;
• дезинтеграция социальной среды уменьшает значимость коллективной общероссийской идентичности и взаимности её формирования;
Цель работы: представить опыт работы по патриотическому воспитанию с младшими школьниками.
Задачи:
Охарактеризовать сущность работы по патриотическому воспитанию младших школьников;
Выявить и проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность патриотического воспитания младших школьников;
Для решения цели и задачи использовались следующие методы исследования:
Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
Изучение программ и опыта работы школ по патриотическому воспитанию младших школьников;
Диагностические методы: анкетирование, индивидуальные беседы, коллективный опрос, анализ результатов деятельности.
Необходимость активизировать процесс воспитания патриотизма у младших школьников нашла отражение в содержании «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», « В послании президента РФ Федеральному собранию РФ Медведева Д.А.» и «Федеральном государственном образовательном стандарте».
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Младший школьный возраст наиболее восприимчивый период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого – педагогические компоненты. Такими компонентами, по определению И.Ф. Харламова, являются потребностно – мотивационный, когнитивно – интеллектуальный, эмоционально – чувственный, поведенческий и волевой.
Основным средством для воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.
Патриотическое воспитание основывается на такие направления работы:
Моя семья
Моя школа
Мой край
Мое Отечество
Осуществляются эти направления в следующих структурах:
учебная деятельность
внеурочная деятельность
ДОО «Бригантина»
Только совместные усилия семьи, школы, общественных организаций, органов самоуправления обеспечит достижение цели работы по патриотическому воспитанию.
«Моя семья». На данном направлении решаются следующие задачи:
Воспитывать в школьниках чувство самоуважения через его добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям.
Воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям.
Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
Знакомство с семьей начинается с истории создания семьи, где каждая семья составляет буклеты о своей семье. Дети с родителями создают герб и флаг своей семьи для воспитания чувства гордости и любви за семью. Эта работа продолжается на уроках окружающего мира, где дети познакомятся с родословной своей семьи, семейными традициями, на уроках литературного чтения составляют рассказы о профессиях родителей. В классе проводятся семейные праздники день бабушек, день отцов, день мам, спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», выходы на природу с родителями.
Особое место занимает работа по воспитанию уважения и любви старшему поколению. Это великий праздник День Победы. В течение нескольких месяцев мы ведем подготовительную работу ко Дню Победы. Работа начинается с посещения музея Боевой и Трудовой Славы. Ведем поисковую и исследовательскую работу с родителями о родственниках - участниках войны. В итоге пишем сочинения, используя исторические и военные фотографии из семейного архива. Лучшие сочинения печатаются в газете «Эхо столицы», а также организовывается выставка семейных реликвий с помощью родителей, где показаны старинные семейные книги для чтения, медали, ордена прадедушек и бабушек, документы из семейного архива. Наша работа воплощается в выставку, где выставляются все творческие работы, рисунки, исследовательская работа учеников. Наша выставка получает высокую оценку за богатую и интересную, творческую работу. Одна из форм работы патриотического воспитания является шефская работа над ветераном войны и труда Романовой Матреной Петровной. Посещаем с ребятами ее по праздникам, готовим праздничные открытки и подарки.
«Моя школа». В этом направлении решаем следующие задачи:
Повышать авторитет школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными и знаменитыми выпускниками;
Формировать качества личности, способствующие успешному обучению школьников;
Усвоить учащимися этических норм и правил поведения в соответствии со статусом учащегося школы.
Любовь к своей школе начинается с урока – знакомства, дети узнают о школе и осознают, что они стали учениками. Проводимые классные часы об истории школы и его выпускниках развивает чувство гордости за школу. Наш класс каждый год участвует на спортивных соревнованиях «Эрэл» и занимает призовые места. В течение нескольких лет класс является участником окружного смотра песни и строя, где занимали призовые места и награждены почетными грамотами. Во главе этой многогранной деятельности патриотического воспитания стоит ДОО «Бригантина». Одна из форм работы ДОО «Бригантина» - акции «Письмо солдату», «Тепло наших сердец, посвящено ветерану», конкурс патриотической песни, игры, спортивные соревнования и др.
«Мой край» и «Мое Отечество». В этом направлении ставятся следующие задачи:
Воспитать любовь к республике и уважение к ее прошлому, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее;
Развивать стремление к творческим делам и мероприятиям.
Вырабатывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Через совместную работу мы помогаем гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной. Знакомятся с историческими памятниками, совершая экскурсии по городу, в музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Проводимые классные часы знакомят с символикой страны, с традициями народов. Привлекаются учащиеся в проведении классных часов, этому позволяют информационные технологии, использование мультимедийных учебников, дисков, создание презентаций. Традиционные выходы на природу воспитывают у детей любовь к родному краю и людям, получают представления об образе жизни народов РС/Я, знакомятся с растительным и животным миром, с историей и современностью своего родного края.
Для проверки работы, способствующий формированию патриотических чувств младших школьников было проведено ряд анкетирования и индивидуальных бесед, коллективного опроса.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить ряд задач:
выявить сформированность интересов детей к историческому прошлому страны, города, семьи, традициям национальной культуры;
определить уровень осознания понятия «патриотизм» младшими школьниками;
выяснить представления детей о качествах человека - патриота.
Методы и методики:
1 Анкетирование
2 Сочинение «Патриотизм и как я его понимаю» (Фридман Л.М.)
Практическая часть работы была проведена в 3 Г классе МОБУ СОШ №31 г. Якутска. Возраст детей 9-10 лет. Количество детей, принявших участие - 22 человека.
С целью выявления сформированности интересов детей к историческому прошлому страны, города, семьи, традициям национальной культуры было проведено анкетирование учащихся.
С целью выяснения знаний ребенка об историческом прошлом своей семьи был задан вопрос: «Рассказывается ли вам о членах семьи, воевавших в годы Великой Отечественной войны или трудившихся в тылу?».
Анализ результатов исследования знаний детей об историческом прошлом своей семьи показал, что 50% учащихся (11 человек) ответили утвердительно; 27% учащихся (6 человек) ответили отрицательно; 23% учащихся (5 человек) от общего количества опрошенных, затруднились ответить на поставленный вопрос.
С целью выяснить изучение исторической литературы был задан вопрос: «Читаете ли вы книги о историческом прошлом народа?».
Анализ результатов исследования изучения исторической литературы показал, что 27% учащихся (6 человек), ответили утвердительно; 68% учащихся (15 человек). от общего количества опрошенных, ответили отрицательно;.5% учащихся (1 человек), затруднился ответить на поставленный вопрос.
С целью определения уровня осознания понятия «патриотизм» учащимся было предложено написать сочинение на тему «Патриотизм и как я его понимаю».
Анализ результатов исследования уровня осознания детьми понятия «патриотизм» показал, что у 59% учащихся (13 человек) низкий уровень понимания учеником существенно важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекает таких как любовь к Родине, чувство национальной гордости.
У 32% учащихся (7 человек) - средний уровень, т. е. неглубокое частичное понимание сущности соответствующих признаков неустойчивости иногда положительных, а в некоторых случаях, пассивное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают.
У 9% учащихся (2 человека) – высокий уровень, т.е. понимание учеником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекает умение и привычка действовать в реальной жизни в соответствие с усвоенными требованиями.
В результате продельной работы можно сделать следующие выводы. Что большое внимание в младшем школьном возрасте должно уделяться развитию и обогащению чувств детей, формированию способности управлять ими. Общеизвестно, что в этом возрасте воспитываются нравственные чувства, определяющие отношение детей к окружающим людям, к труду, к природе, к важным общественным событиям. Значимую роль в этом процессе играют развивающиеся моральные чувства, которые становятся более богатыми по содержанию. Вместе с тем умение сознательно управлять своими чувствами представляет для младших школьников достаточную трудность, поэтому поведение школьников требует постоянного внимания учителя.
Анализ накопленных материалов, позволяет нам обосновать эффективность патриотического воспитания младших школьников:
а) постоянная целенаправленная работа по организации и сплочению детского коллектива;
б) систематическое воздействие на сознание младших школьников с использованием различных средств воспитания - с целью формирования патриотических чувств;
в) вовлечение младших школьников в разнообразную практическую патриотическую деятельность;
г) совместная деятельность учителя и семьи по патриотическому воспитанию младших школьников;
д) осуществление индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе патриотического воспитания.
Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.
Список использованной литературы:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.
Андреев В.И. Педагогика: учебный курс творческого саморазвития. – Казань, 2000.
Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Книга для учителя. М., 1989.
Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. –М.,2006.
Божович Л.И. Личность и ее формировании е в детском возрасте. – М.,1968.
Валеева Г.Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. Челябинск, 2006.
Военно – патриотическое воспитание в школе. Сост. М.В. Видякин. – Волгоград, «Учитель». 2006.
Воронова Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия игры. – М., 2008.
Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // 2001. - № 9
Волина В.В. Учимся играя. – М.: АстПресс. 1996 г.
Дополнительное образование и воспитание. – 2006 № 11.
Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.
Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. -1999.- №1
Калаев А.В. Новые технологии воспитания: Курс лекций по теории и методике воспитания. Казань, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата трад...
СЕМЬЯ, КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ СРЕДА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведётся в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов, славу советского народа-патриота. Д...
Воспитание патриотических чувств у младших школьников
Самые великие подвиги...
Воспитание патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы
В сегодняшнем мире постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата российского патриотического созн...
Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности.
Огромную роль в воспитании личности играют средства массовой информации....
Воспитание патриотических чувств младших школьников на основе отечественных традиций
Выступление воспитателя ГПД ГБОУ СОШ №493 Ксенофонтовой Татьяны Николаевны на секции Рождественских образовательных чтений в Кировском районе Санкт-Петербурга «Нравственные ценности и будущее че...
"Духовно-нравственное воспитание- основа формирования личности."
Доклад на педагогический совет....