Формирование у младших школьников приёмов произвольного запоминания.
статья по русскому языку

Данная статья знакомит с основными приемами произвольного запоминания, с этапами их формирования у мадших школьников, демонстрируются примеры использования приемов на уроках русского языка и чтения на различном учебном материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у младших школьников приёмов произвольного запоминания.

Шадриков предлагает следующие способы произвольного или организованного заучивания. Важнейшими способами логического запоминания является группировка, классификация, смысловое соотнесение.

1. Группировка – деление материала на группы по каким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т. д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т. д.).

План – совокупность опорных пунктов.

2. Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

3. Структурирование материала – установление взаимного расположения частей, соединяющих целое.

4. Схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах.

5. Аналогия – установление сходства, подобия между предметами, явлениями, понятиями, образами.

6. Перекодирование – вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме.

7. Достраивание запоминаемого материала, привнесение нового в запоминание.

8. Ассоциации – установление связей по сходству, смежности или противоположности, связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленные в нашей памяти.

При обучении мнемическому действию классификации успех достигается, если его формирование осуществляется в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П. Я Гальперина.

  1. Этап практического действия.
  2. Этап речевого действия.
  3.  Этап умственного действия.

Выделяют общие приемы продуктивности запоминания:

  1. Большое влияние на успешность запоминания оказывает активная работа над запоминаемым материалом, внимательное его изучение.
  2. Еще на ранних стадиях изучения материала желательно переходить от пассивного его воспроизведения к активному. Это позволяет ученику проверять, что из данного текста он уже усвоил. Эта проверка активизирует внимание учащихся, выявляя то, что он уже знает. Ученик видит, что прилагаемые им усилия подкрепляются успехом, и это дополнительно стимулирует его к запоминанию. При разнообразии повторений повышается интерес детей к работе, в связи с чем мнемическая деятельность осуществляется более успешно. При запоминании и воспроизведении всегда устанавливают связи между запоминаемыми предметами и явлениями. Такого рода связи называются ассоциациями.
  3. Рациональная организация повторений:

а) распределение повторений во времени (например, в I день – 5-6 раз, во  II день – 4, в III еще 2-3 раза);

б) изменение способов повторения (индивидуально каждым учеником, «цепочкой», хором, в порядке инсценировки, слушание учителя и прочее);

в) сочетание повторений всего материала целиком с заучиванием его по смысловым частям.

3. Использование приема соотнесения – связывания нового материала с усвоенным ранее, с практическим его использованием. Новые знания усваиваются осмысленно, в соответствующей последовательности и системе. Младшие школьники без помощи учителя самостоятельно не справляются с этой задачей.

4. Овладение приемами осмысленного запоминания происходит наиболее успешно в тех случаях, когда младшие школьники при изучении предмета используют наглядные пособия: модели, рисунки схемы, картины зарисовки, чертежи и образцы.

5. Продуктивность памяти зависит от степени развития самоконтроля у младших школьников, от умения проверять себя, то есть насколько полно и точно воспроизведено то, что заучивалось.

6. Применение заученного материала в решении задач разных видов, в выполнении разных упражнений, в разнообразных видах деятельности детей способствует более глубокому и осознанному запоминанию материала.

7.Важным условием того, чтобы учебный материал запоминался быстро и надолго, является наличие интереса к тому, что запоминаешь, и внимания в процессе усвоения и воспроизведения материала.

Формировать приемы осмысленного запоминания текста можно следующим образом:

  1. Многократное прочитывание;
  2. Чередование прочитывания с воспроизведением;
  3. Возвращение к прочитанным частям текста с целью уяснения их содержания;
  4. Мысленное припоминание прочитанного, когда чтение текста полностью еще не закончено;
  5. Составление развернутого и свернутого плана;
  6. Выделение смысловых единиц и группировка материала (объединение и соподчинение его основных компонентов, расчленение посылок и выводов, сведение отдельных данных в таблицу и т. д.).
  7. Переход от одних элементов текста к другим и сопоставление их;
  8. Оформление результатов группировки в виде письменного плана.

Рассмотренные приемы работы с текстом обеспечивают не только его понимание, но и успешное запоминание. Чем тщательней и всесторонней будет работа с текстом, тем быстрее и легче он будет запомнен.

Возможности памяти детей наиболее полно раскрываются в процессе их целенаправленного обучения, в процессе активного формирования у них способов логического запоминания.

 Задача учителя – научить детей думать, анализировать, то есть группировать материал, классифицировать, а это значит научить использовать приемы логического запоминания. Было доказано, что если детей с первого класса обучать приемам осмысленного запоминания, то это приводит к повышению продуктивности их логической памяти. Поэтому умение работать с текстом является важнейшим компонентом умения учиться.

   Наиболее необходимым и часто встречающимся в учебной деятельности является прием смысловой группировки. Так как практически на всех уроках учащиеся встречаются с текстами, возрастает необходимость овладения школьниками именно этим приемом. От качества работы с текстом (или другими видами представления информации) зависит усвоение определенных знаний, умение самостоятельно пользоваться различными источниками и, как следствие, общий уровень развития и успеваемость детей.

    На уроках русского языка дети обычно работают с различного характера текстами. Поэтому развитие у учащихся приема смысловой группировки на этом уроке будет наиболее целесообразным. Школьники обычно выполняют следующие виды заданий:

1. Работа над правилом.

    С целью сознательного и качественного усвоения правила такая работа должна проводиться следующим образом:

  1. Прочитай правило;
  2. Раздели его на смысловые части. О чем говорится в каждой части?
  3. Приведи свои примеры.
  1. Написание изложения.

С целью развития мышления и речи детей можно предложить следующие задания (на примере текста «Яхта «Спасибо» для 3 класса):

1) Прочитай внимательно название и подумай, о чем может пойти речь в тексте. Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом? Подбор другого названия.

2) Прочитай внимательно текст и сравни свой рассказ с предложенным в учебнике. Чем они отличаются?

3) Определи основное содержание прочитанного. О чем текст?

4) Прочитай текст еще раз и найди в нем незнакомые или непонятные слова. Словарно – лексическая работа: учащиеся выясняют значение слов, подбирают к ним синонимы, антонимы, выясняют, почему автор употребил именно это слово или словосочетание (с целью обогащения и уточнения активного словаря детей). Для активизации внимания учащихся и концентрации его на тексте можно задать вопрос до текста, который будет стимулировать внимательной чтение текста. Вопрос можно задать после чтения, тогда неизвестность вопроса также будет стимулировать внимательность при чтении. Например:

- Что значит «упорная борьба»? «Упорная борьба с волнами»?

5) Выделение опорных слов, чтение по абзацам и выделение героев, места и времени действия (с целью логического запоминания текста). Выделение смысловых опор – о чем будет говориться в начале рассказа, в середине, и чем он закончится.

6) Деление текста на смысловые части. В каждую часть объединяются предложения, связанные общим смыслом. Где заканчивается каждая часть? Почему?

7) Озаглавливание частей. Составление плана (по смысловым опорам). Здесь дети должны четко и кратко уметь формулировать главную мысль. С этой целью можно предложить приемы работы:

а) Показать на примере каким должен быть план, как формулируются его заголовки.

б) методика восстановления текста (составление из абзацев текста). Учащиеся выделяют существенное, что приводит к выделению главной мысли.

     В процессе анализа плана обязательно отмечается логичность и стройность его, правильность и точность формулировок, отсутствие повторения, выбор главного в тексте. Постепенно у детей складывается представление о том, каких ошибок и как надо избегать. Это помогает им осуществлять самоконтроль.

8) Пересказ каждой части и всего текста. Здесь необходимо развивать речь ребенка, при чтении текста следует обратить внимание на подбор эпитетов, которые украшают речь человека (см. п.4).

9) При чтении большую роль играет воображение. С целью его развития необходимо предложить учащимся представить картины прочитанного. Их можно описать словесно или составить картинный план, то есть нарисовать. Коллективное устное рисование: учащиеся описывают те образы, которые представили, выбирают наиболее яркие и точные, дополняют друг друга. Ученики чувствуют себя настоящими художниками «слова», когда они владеют богатым запасом эпитетов, определений, ярких сравнительных выражений. Здесь еще раз следует обратить внимание на важность словарной работы.

10) Картинный план. Он помогает учащимся не только лучше, наглядно запомнить сюжет, но и легко восстановить в памяти последовательность событий. Картинный план помогает младшим школьникам точнее и ярче представить образы прочитанного. Можно предложить задание – восстановить порядок картинок, слайдов в правильной последовательности событий.

11) С целью выявления качества понимания школьниками смысла прочитанного и закрепления его в памяти предлагаются вопросы:

- Зачем построили новую яхту?

- Почему назвали ее «Спасибо»?

12) Работа с иллюстрацией.

13) Чтение текста последний раз, и написание изложения.

3. Почти аналогично проводится работа и перед написанием сочинения на какую - либо тему:

1) Представление образов, о чем пойдет речь.

2) Выделение частей сюжета.

3) Словесное рисование или составление картинного плана.

4) Запись плана, формулирование главных мыслей.

5) Составление смысловых опор и выделение ключевых слов. Работа со словарем.

6) Написание сочинения с опорой на план.

4. Особую трудность может представить следующее задание: составление рассказа по картине и предложенному плану. Здесь также будет вестись активная работа по обогащению и уточнению словаря учащихся.

1) Рассмотри внимательно рисунок. Что на нем изображено?

2) Можно предложить учащимся опорные слова для облегчения составления рассказа.

3) Внимательно рассмотрев рисунок, ученики должны подобрать к нему название, обобщить. Здесь особую роль играет сформированность у учащихся аналитико–синтетической деятельности. Учащиеся выбирают более точное название.

4) Составление предложений по каждому пункту плана с включением опорных слов.

     На уроках чтения перед пересказом текста проводится аналогичная работа по его анализу. Здесь большее внимание следует уделить формированию умения делить текст на смысловые части, выделять опорные слова и формулировать главную мысль каждой части.

Последовательность действий ученика при работе с научно-познавательными текстами:

1) найти главный вопрос произведения — т.е. определить его тему.

2) найти ответ на этот вопрос — т.е. определить главную мысль;

3) увидеть, как доказывает автор эту главную мысль, — т.е. найти в тексте доказательства;

4) выделить в каждой части новую информацию, новые термины;

5) осмыслить, почему именно в такой последовательности они приводятся, как они связаны между собой;

6) осмыслить целое, уметь доказывать основную мысль (этому помогут опорные конспекты).

На уроках окружающего мира:

I. Осознанность в работе с научно – познавательным текстом обеспечивает прежде всего умение распознавать этот текст среди других текстов. С целью формирования этого умения учащимся может быть предложено сравнение научно – познавательного текста с художественным и научным и выделение таких его особенностей, как наличие в нем научной информации и занимательная форма ее изложения, что обусловливает сочетание в нем научного и художественного стилей речи.

Основное предназначение научно – познавательных текстов определяет необходимость формирования умения выделять из него научную информацию и оформлять ее в тексте. В качестве упражнений для овладения данным умением в системе работы могут быть предложены:

  1. систематизация выделенных из научно – познавательного текста сведений и оформление их в тексте;
  2. изложение научно – познавательного текста с изменением стиля исходного текста, то есть создание текста в научном стиле на основе научно – познавательного текста, в котором преобладает художественный стиль;
  3. составление научного текста на основе сведений, полученных из нескольких научно – познавательных текстов.

Учет особенностей научно – познавательного текста и задачи обучения определяют специфику этапов урока в перечисленных видах упражнений, в частности, анализ текста, который занимает центральное место при подготовке к изложению. На первый план при анализе выступает задача выделения из исходного текста научной информации (фактографической), определение стиля ее изложения в тексте, установление элементов художественного и научного стилей, выявление языковых средств того и другого стиля.

        Любой текст в среднем содержит 75% избыточности и только 25% фактографической  информации. Выделяя в тексте ключевые слова, ребенок определяет, что является главным, а что - второстепенным. Текст как будто сжимается, что делает формулирование основного содержания более легким и осмысленным, исключает простое бессознательное переписывание нескольких предложений из текста, совершенно не передающих главного

     Модели – схемы помогают более глубокому пониманию и систематизации естественнонаучных знаний, формированию важного навыка учебного труда – умению обобщать знания, выделять в них главное, играют важную роль в развитии творческих способностей, логического мышления, воображения. Модели – схемы служат хорошим основанием для развития монологической речи, являясь как бы планом ответа.

Схемы передают основные (главные) признаки предмета, процесса. Поэтому они используются для обобщения, выделения главного в изучаемом материале.

Разнообразны приемы работы с иллюстрациями. С целью получения информации используется прием рассматривания, целенаправленного наблюдения.  При чтении текста, абзаца статьи целесообразно рассмотреть рисунок. Такая работа с рисунком помогает лучше понять и усвоить содержание текста (рассмотреть рисунок до и после чтения статьи).

Лучшему запоминаю текста способствует также работа с картографической наглядностью:

1) «Путешествие» по карте является хорошим способом повторения и закрепления знания карты и умения ее читать.

2) Прием «заселения» карты поможет детям разместить объекты на карте,    выявить их взаимное расположение (полезные ископаемые, различные виды водоемов и т. д.), лучше запомнить текст учебника.

Рекомендации учителю начальных классов по формированию у учащихся умения использовать приемы произвольного запоминания в учебной деятельности.

В своей работе по формированию у детей этого умения учитель должен обратить особое внимание на организацию следующих видов деятельности:

1. Повторение. Сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно учащиеся ставят задачу запомнить определенный материал. Организация повторений должна происходить с учетом процессов забывания.

2. Организация запоминания материала. Учащиеся группируют материал по категориям, по общим признакам, соотносят с уже имеющимися знаниями и представлениями, подбирают ассоциации, классифицируют и т. д. Здесь можно выделить рациональные приемы при работе с текстом:

- связать мышление с памятью и осуществить интеллектуальную работу по осмыслению текста;

- активная деятельность при работе с текстом;

- деление текста на смысловые части;

- придумывание заголовков, составление плана;

- прослеживание основных смысловых линий;

- возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания;

- интерпретация названия;

- выделение смысловых опорных пунктов или слов, моделирование;

- мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух.

3. Семантическая обработка, когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события вместо простого воспроизведения.

4. Создание умственных образов может быть применено для воспроизведения рассказа.

5. Поиск информации в памяти.

6. Для скорейшего и более качественного овладения учащимися приемами осмысленного запоминания такая работа должна проводиться не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках природоведения, математики, истории.

7. Постепенно создавать учащимся условия для самостоятельного применения приемов произвольного запоминания.

8. Обеспечить осознанность, понимание учащимися значимости применения этих приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...

Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.

Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....

Особенности памяти младших школьников: приёмы запоминания, упражнения и рекомендации.

Память младших школьников, как и их внимание и восприятие, имеет свои возрастные особенности. Дошкольник запоминает без всякого труда то, что ему интересно. В школе ученику необходимо запоминать и то,...