Конспект урока на тему "Жизнь леса" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока  по окружающему миру "Жизнь леса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx92.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ЖИЗНЬ ЛЕСА

Программа «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») автор А.А.Плешаков

учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, авт.Плешаков А.А.

Цели урока:

Изучение природного сообщества «лес» как комплекса обитающих совместно организмов.

Формировать у учащихся умения раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком

Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Предметные умения:

Узнавать по иллюстрациям представителей лесного сообщества;

- выделять экологические связи в лесу;

Метапредметные умения:

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания;

Оборудование:

Таблица «Ярусы леса», иллюстрации животных, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись «Звуки леса

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Жизнь леса»,толковый словарь Ожегова, учебник,

Дидактические материалы: карточки для работ групп, оценочный лист.

Ход урока

Слайд 1

I. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим всё ли у вас готово к уроку. Молодцы! Садитесь.

Снова пришёл долгожданный миг,

Нам пора в дорогу.

Он зовёт нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

II. Повторение пройденного материала.

1. Наблюдение за погодой.

Учитель: - Когда вы сегодня шли в школу, что интересного вы заметили?

- Какой была температура воздуха?

- Были ли осадки?

- Был ли ветер?

Вывод: Молодцы! Вы очень наблюдательные.

2. Работа с оценочным листом.

- Возьмите свои оценочные листы и выполните 1задание.

III. Сообщение темы и целей урока

Учитель: -Прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Попробуйте отгадать, о чём пойдёт речь на уроке? (учитель включает файл звуки леса).

- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?

(Учащиеся: - В лесу …)

- А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?

(Учащиеся: - Щебет птиц.)

-Как вы думаете о чем будем говорить на сегодняшнем уроке?

- О каком главном богатстве нашей страны пойдет речь?

(Учащиеся: О лесе. Леса- занимают большую часть страны)

-Верно, о лесе. Но не просто о лесе, а мы узнаем, что лес — это природное сообщество.

Слайд 2 (изображение леса)

Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои!

Учитель: А теперь попробуйте сформулировать тему урока.

Слайд 3

-Тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

Учитель: - Давайте вспомним, какие леса встречаются на территории России?

-Все ли слова понятны вам в теме урока? -А выражения?

-Все ли из вас могут объяснить.-Что такое лес? - Что такое сообщество? -Что такое природное сообщество? -Хотите узнать?

Перед вами таблица: (у каждого на парте лежит таблица)

Что я знаю

Что хочу узнать

Что узнал

Итак, какие цели мы поставим себе на урок?

Цели:

-Выяснить, что означает выражение ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО?

-Доказать, что лес — это природное сообщество?

- Мы отправляемся в лес, откроем его тайны, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.

- Отправляемся в экспедицию. В ходе нашей научной деятельности будут работать 3 группы: ботаников, зоологов и экологов.

IV. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ученые называют лес природным сообществом и мы должны понять, почему?

- Как вы понимаете слово «Сообщество»?

(Учащиеся: - Сообща что–то, вместе.)

-А что такое природное сообщество?

— Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.

Найдём понятие в словарях, которые у вас на партах.

Словари

(СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе)

- Нашу работу я хочу начать со сказки

СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

Нарисуй жабу и ящерицу, зайца, белку!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили они, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез.

А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

V. Работа над новой темой

Учитель: - Чем является лес для живых организмов?

(Учащиеся: Для живых организмов лес является домом.)

- А какой этот дом?

(Учащиеся: Большой, многоэтажный.)

- Может кто-то вспомнит, как по-научному называются эти этажи?

По - научному лесные «этажи» называют ярусами.

- Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.

Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

- 1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.) (Слайд 4)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.) (Слайд 5)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.) (Слайд 6)

- А что же растет на самой земле? ( Лишайники и мхи.) (Слайд 7)

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.

Слайд 8 - Познакомьтесь, как писал о лесных этажах М.М. Пришвин.(ученик у доски)

Работа научных групп.

Выполним «Модель леса» из выданных рисунков растений, животных, грибов, создать картину леса.

Ботаники Расположите ярусы и растения в нужном порядке.

Зоологи «Расселить животных леса по их «квартирам».

Экологи- прочитают стихотворение Ладонщикова и расскажут о правилах поведения в лесу.

Выступление первой группы. Ботаники

Заполнение плаката.

(Пока ботаники работают, в группах ученики выбирают и зачитывают стихи о лесе)

Ботаники

#1051;ес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения. Деревья образуют верхний ярус, который состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как :дуб, сосна, ель, клён.

#1053;иже располагаются теневыносливые деревья -- рябина, черемуха.

Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники.

К этому этажу можно отнести такие растения, как калина,

смородина, шиповник, черника.

3. 3 ярус- травы: подорожник, ландыш, земляника, ромашка .

На самом нижнем «этаже» леса располагаются мхи и лишайники.

Слайд 9 МИКРОИТОГ: Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений, полному использованию солнечного света.

Физкультминутка

Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями.

Мы с вами входим в лес. (Посмотрели вправо, влево)

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Рассказ о животных. Зоологи

(Пока зоологи работают, решим задачи

1 группа У синиц в гнезде было несколько птенцов. После того, как из гнезда вылетело 2 птенца, а потом ещё 5, в гнезде осталось 4 птенца. Сколько птенцов было в гнезде синиц?

2 группа Новорождённые лосята весят 100 кг, а через полгода их вес достигает 250 кг. На сколько больше вес лосят через полгода, чем ко дню рождения?

3 группа У ежа при спячке наблюдается 10 ударов сердца в минуту, а в активном состоянии – в 20 раз больше. Сколько ударов сердца в минуту наблюдается у ежа в активном состоянии?)

Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными.

Зоологи

1. Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса живут сотни гусениц - будущих бабочек, много майских жуков. На этой высоте многие певчие птицы растят птенцов.

2. На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.

3. Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули, олени, кабаны, волки.

.

Слайд 10----Растения жить без животных, а животные без растений не могут. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.

Учитель. --Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных . Все в лесу взаимосвязано.

- Приведите пример цепи питания.

(Пример приводят зоологи-- ДУБ - МЫШИ- ЛИСА)

- Что произойдет с пищевой цепочкой, если один из её элементов исчезнет?

(Учащиеся: Нарушится экологическое равновесие .Поэтому животные не могут жить без растений , а растения без животных)

Фронтальная работа

Учитель. - Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

И на горке, и под горкой,

Под березой, и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

(Грибы.) Слайд 11

Учитель. - Как вы думаете, каково значение грибов в жизни леса?

Найдите ответ в статье «Нужны ли лесу грибы?»

Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.

- Так каким будет ваш ответ?

Слайд 12

МИКРОИТОГ: Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

Учитель. «Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес».

- Так ли это? Кто может уничтожить лес?

Послушаем, что приготовила нам третья группа. Экологи

Чтение стихотворения

Дикарь в лесу

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал гнуть орешину - сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий...

Отбросил куст и, как медведь,

Пошел себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

(Т.Ладонщиков)

Мы хотим напомнить всем правила поведения в лесу, чтобы не навредить природе. (Правила поведения в лесу.) Слайд 13

Учитель. ---А что еще можно увидеть под ногами в лесу?

(Учащиеся: Остатки старой травы, сухие ветки и старые листья.)

Слайд 14 - Ученые называют это лесной подстилкой.

Учитель. --Год за годом опадают листья, засыхает трава. Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев?

Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.

VI. Закрепление

Работа в группах.

1 группа по учебнику

- найти определения понятий: лес, природное сообщество, лесная подстилка, выписать их на листок, который лежит у вас на столе (с.123-126 учебника)

2 группа по учебнику

1) найти представителей живой природы(растения)и выписать их на листок (с.124-126 учебника)

2) - найти представителей живой природы(животные) и выписать их на листок (с.124-125 учебника)

3 группа

Слайд 15 Прочитайте и обсудите, какие нарушения экологических связей могут произойти по вине человека.

( Проверка выполнения

  1. Лес -(это сложное единство живой и неживой природы) Природное сообщество леса (взаимосвязь живых организмов леса, тесно связанных между собой.)

Лесная подстилка (это опавшие листья и другие отмершие растения, из нее образуется перегной.

  1. Представители живой природы(растения) (Ель, осина, сосна, дуб…)

Представители живой природы(животные) (Белка, дятел, иволга, шелкопряд, бабочки и гусеницы, лесная мышь, ласка и т.д.)

(Также учащиеся составляют на листочках «Синквейн» - это работа в группах. Затем представители групп зачитывают, то что у них получилось и составляют единый «Синквейн».)

Учитель - Почему лес называют природным сообществом?

Прочитайте вывод на стр. 127.

Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

Лес- природное сообщество.

Проверочный тест.

УчительА сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а не верные - знаком «-».

Рефлексия.

Учитель - Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу.

Давайте вспомним тему урока.

Заполните таблицу до конца.

Что я знаю

Что хочу узнать

Что узнал

Продолжили предложение:

«Я узнал»,

«Я повторил»,

«Я запомнил», - Оцените свою работу.

Зелёный жёлтый красный

Было интересно были трудности было не интересно

Домашнее задание

Оценочный лист

______________________________

1. Проверка домашнего задания.

1. Перегной - это:

А) верхний, плодородный слой земли; Б) сгнившие остатки живых организмов; В) ценный вид почв России.

2. Участником почвообразования является:

А) мышь; Б) крот; В) дождевой червь.

3. Верхний, плодородный слой земли - это:

А) почва; Б) перегной; В) чернозем.

4. 1 сантиметр почвы образуется за:

А) 30 лет; Б) 300 лет; В) 3000 лет.

5. Самый ценный вид почв в России:

А) подзолистая; Б) черноземная; В) болотная.

2. Тест. «ДА» - + ; «НЕТ» ---.

#1056;астения в лесу растут ярусами.

#1046;ивотные делят ярусы между собой.

#1053;а деревьях обитают кроты и землеройки.

#1043;рибы помогают расти деревьям.

#1051;ось – хищник.

#1055;од действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает.

#1042; лесу можно шуметь.

#1042; лесу необходимо сохранение экологического равновесия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...