Конспект урока на тему "Жизнь леса" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: ЖИЗНЬ ЛЕСА
Программа «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») автор А.А.Плешаков
учебник «Мир вокруг нас» 4 класс, авт.Плешаков А.А.
Цели урока:
Изучение природного сообщества «лес» как комплекса обитающих совместно организмов.
Формировать у учащихся умения раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком
Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, учить выслушивать мнения других и высказывать свою точку зрения, воспитывать навык самоконтроля, толерантное отношение друг к другу. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Предметные умения:
Узнавать по иллюстрациям представителей лесного сообщества;
- выделять экологические связи в лесу;
Метапредметные умения:
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять желание решить проблему используя приобретённые знания;
Оборудование:
Таблица «Ярусы леса», иллюстрации животных, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись «Звуки леса
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Жизнь леса»,толковый словарь Ожегова, учебник,
Дидактические материалы: карточки для работ групп, оценочный лист.
Ход урока
Слайд 1
I. Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим всё ли у вас готово к уроку. Молодцы! Садитесь.
Снова пришёл долгожданный миг,
Нам пора в дорогу.
Он зовёт нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
II. Повторение пройденного материала.
1. Наблюдение за погодой.
Учитель: - Когда вы сегодня шли в школу, что интересного вы заметили?
- Какой была температура воздуха?
- Были ли осадки?
- Был ли ветер?
Вывод: Молодцы! Вы очень наблюдательные.
2. Работа с оценочным листом.
- Возьмите свои оценочные листы и выполните 1задание.
III. Сообщение темы и целей урока
Учитель: -Прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Попробуйте отгадать, о чём пойдёт речь на уроке? (учитель включает файл звуки леса).
- Где, ребята, вы побывали за этот короткий промежуток времени?
(Учащиеся: - В лесу …)
- А что вам указывало на то, что вы должны оказаться именно в этом месте?
(Учащиеся: - Щебет птиц.)
-Как вы думаете о чем будем говорить на сегодняшнем уроке?
- О каком главном богатстве нашей страны пойдет речь?
(Учащиеся: О лесе. Леса- занимают большую часть страны)
-Верно, о лесе. Но не просто о лесе, а мы узнаем, что лес — это природное сообщество.
Слайд 2 (изображение леса)
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!
Учитель: А теперь попробуйте сформулировать тему урока.
Слайд 3
-Тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».
Учитель: - Давайте вспомним, какие леса встречаются на территории России?
-Все ли слова понятны вам в теме урока? -А выражения?
-Все ли из вас могут объяснить.-Что такое лес? - Что такое сообщество? -Что такое природное сообщество? -Хотите узнать?
Перед вами таблица: (у каждого на парте лежит таблица)
Что я знаю | Что хочу узнать | Что узнал |
Итак, какие цели мы поставим себе на урок?
Цели:
-Выяснить, что означает выражение ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО?
-Доказать, что лес — это природное сообщество?
- Мы отправляемся в лес, откроем его тайны, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.
- Отправляемся в экспедицию. В ходе нашей научной деятельности будут работать 3 группы: ботаников, зоологов и экологов.
IV. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ученые называют лес природным сообществом и мы должны понять, почему?
- Как вы понимаете слово «Сообщество»?
(Учащиеся: - Сообща что–то, вместе.)
-А что такое природное сообщество?
— Вот как Ожегов толкует в своём словаре это слово.
Найдём понятие в словарях, которые у вас на партах.
Словари
(СООБЩЕСТВО - Группа растительных или животных организмов, живущих вместе)
- Нашу работу я хочу начать со сказки
СКАЗКА О ХУДОЖНИКЕ, КОТОРЫЙ РЕШИЛ НАРИСОВАТЬ ЛЕС
– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, зайца, белку!
– Нет, – сказал художник.
Долго спорили они, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез.
А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
V. Работа над новой темой
Учитель: - Чем является лес для живых организмов?
(Учащиеся: Для живых организмов лес является домом.)
- А какой этот дом?
(Учащиеся: Большой, многоэтажный.)
- Может кто-то вспомнит, как по-научному называются эти этажи?
По - научному лесные «этажи» называют ярусами.
- Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.
Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.
- 1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.) (Слайд 4)
2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.) (Слайд 5)
3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.) (Слайд 6)
- А что же растет на самой земле? ( Лишайники и мхи.) (Слайд 7)
- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.
Слайд 8 - Познакомьтесь, как писал о лесных этажах М.М. Пришвин.(ученик у доски)
Работа научных групп.
Выполним «Модель леса» из выданных рисунков растений, животных, грибов, создать картину леса.
Ботаники Расположите ярусы и растения в нужном порядке.
Зоологи «Расселить животных леса по их «квартирам».
Экологи- прочитают стихотворение Ладонщикова и расскажут о правилах поведения в лесу.
Выступление первой группы. Ботаники
Заполнение плаката.
(Пока ботаники работают, в группах ученики выбирают и зачитывают стихи о лесе)
Ботаники
#1051;ес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения. Деревья образуют верхний ярус, который состоит из высоких, светолюбивых пород деревьев таких как :дуб, сосна, ель, клён.
#1053;иже располагаются теневыносливые деревья -- рябина, черемуха.
Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники.
К этому этажу можно отнести такие растения, как калина,
смородина, шиповник, черника.
3. 3 ярус- травы: подорожник, ландыш, земляника, ромашка .
На самом нижнем «этаже» леса располагаются мхи и лишайники.
Слайд 9 МИКРОИТОГ: Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений, полному использованию солнечного света.
Физкультминутка
Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями.
Мы с вами входим в лес. (Посмотрели вправо, влево)
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем — крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Рассказ о животных. Зоологи
(Пока зоологи работают, решим задачи
1 группа У синиц в гнезде было несколько птенцов. После того, как из гнезда вылетело 2 птенца, а потом ещё 5, в гнезде осталось 4 птенца. Сколько птенцов было в гнезде синиц?
2 группа Новорождённые лосята весят 100 кг, а через полгода их вес достигает 250 кг. На сколько больше вес лосят через полгода, чем ко дню рождения?
3 группа У ежа при спячке наблюдается 10 ударов сердца в минуту, а в активном состоянии – в 20 раз больше. Сколько ударов сердца в минуту наблюдается у ежа в активном состоянии?)
Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными.
Зоологи
1. Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса живут сотни гусениц - будущих бабочек, много майских жуков. На этой высоте многие певчие птицы растят птенцов.
2. На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.
3. Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули, олени, кабаны, волки.
.
Слайд 10----Растения жить без животных, а животные без растений не могут. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.
Учитель. --Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных . Все в лесу взаимосвязано.
- Приведите пример цепи питания.
(Пример приводят зоологи-- ДУБ - МЫШИ- ЛИСА)
- Что произойдет с пищевой цепочкой, если один из её элементов исчезнет?
(Учащиеся: Нарушится экологическое равновесие .Поэтому животные не могут жить без растений , а растения без животных)
Фронтальная работа
Учитель. - Еще об одних обитателях леса забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.
И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(Грибы.) Слайд 11
Учитель. - Как вы думаете, каково значение грибов в жизни леса?
Найдите ответ в статье «Нужны ли лесу грибы?»
Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.
- Так каким будет ваш ответ?
Слайд 12
МИКРОИТОГ: Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
Учитель. «Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес».
- Так ли это? Кто может уничтожить лес?
Послушаем, что приготовила нам третья группа. Экологи
Чтение стихотворения
Дикарь в лесу
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину - сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех - сорвал,
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст и, как медведь,
Пошел себе довольный.
А бедной белке и смотреть
На это было больно.
(Т.Ладонщиков)
Мы хотим напомнить всем правила поведения в лесу, чтобы не навредить природе. (Правила поведения в лесу.) Слайд 13
Учитель. ---А что еще можно увидеть под ногами в лесу?
(Учащиеся: Остатки старой травы, сухие ветки и старые листья.)
Слайд 14 - Ученые называют это лесной подстилкой.
Учитель. --Год за годом опадают листья, засыхает трава. Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев?
Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.
VI. Закрепление
Работа в группах.
1 группа по учебнику
- найти определения понятий: лес, природное сообщество, лесная подстилка, выписать их на листок, который лежит у вас на столе (с.123-126 учебника)
2 группа по учебнику
– 1) найти представителей живой природы(растения)и выписать их на листок (с.124-126 учебника)
2) - найти представителей живой природы(животные) и выписать их на листок (с.124-125 учебника)
3 группа
Слайд 15 Прочитайте и обсудите, какие нарушения экологических связей могут произойти по вине человека.
( Проверка выполнения
- Лес -(это сложное единство живой и неживой природы) Природное сообщество леса (взаимосвязь живых организмов леса, тесно связанных между собой.)
Лесная подстилка (это опавшие листья и другие отмершие растения, из нее образуется перегной.
- Представители живой природы(растения) (Ель, осина, сосна, дуб…)
Представители живой природы(животные) (Белка, дятел, иволга, шелкопряд, бабочки и гусеницы, лесная мышь, ласка и т.д.)
(Также учащиеся составляют на листочках «Синквейн» - это работа в группах. Затем представители групп зачитывают, то что у них получилось и составляют единый «Синквейн».)
Учитель - Почему лес называют природным сообществом?
Прочитайте вывод на стр. 127.
Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.
Лес- природное сообщество.
Проверочный тест.
УчительА сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а не верные - знаком «-».
Рефлексия.
Учитель - Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу.
Давайте вспомним тему урока.
Заполните таблицу до конца.
Что я знаю | Что хочу узнать | Что узнал |
Продолжили предложение:
«Я узнал»,
«Я повторил»,
«Я запомнил», - Оцените свою работу.
Зелёный жёлтый красный
Было интересно были трудности было не интересно
Домашнее задание
Оценочный лист
______________________________
1. Проверка домашнего задания.
1. Перегной - это:
А) верхний, плодородный слой земли; Б) сгнившие остатки живых организмов; В) ценный вид почв России.
2. Участником почвообразования является:
А) мышь; Б) крот; В) дождевой червь.
3. Верхний, плодородный слой земли - это:
А) почва; Б) перегной; В) чернозем.
4. 1 сантиметр почвы образуется за:
А) 30 лет; Б) 300 лет; В) 3000 лет.
5. Самый ценный вид почв в России:
А) подзолистая; Б) черноземная; В) болотная.
2. Тест. «ДА» - + ; «НЕТ» ---.
#1056;астения в лесу растут ярусами. | |
#1046;ивотные делят ярусы между собой. | |
#1053;а деревьях обитают кроты и землеройки. | |
#1043;рибы помогают расти деревьям. | |
#1051;ось – хищник. | |
#1055;од действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает. | |
#1042; лесу можно шуметь. | |
#1042; лесу необходимо сохранение экологического равновесия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
Конспект урока математики в 3 классе классе на тему: « Доли ». Презентация к уроку.
Изучение нового материала по теме " Доли"...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...