НАСЕКОМЫЕ, ПТИЦЫ, РЫБЫ, ЗВЕРИ. Урок окружающего мира. 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Урок окружающего мира

1 класс

УМК «Школа России»

Гольцова Лидия Игоревна

Учитель начальных классов

МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №183 имени Р.Алексеева» Сормовского района

Тема учебного занятия:  НАСЕКОМЫЕ, ПТИЦЫ, РЫБЫ, ЗВЕРИ.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель и ожидаемый результат: выявить основные отличительные признаки животных и уметь приводить примеры представителей различных групп животных (насекомых, птиц, рыб, зверей).

Задачи урока (деятельность учителя):

Формирование познавательных УУД: расширить знания об окружающем мире и о животных, познакомить с основными отличительными признаками  животных (птиц, зверей, насекомых, рыб).

Формирование регулятивных УУД: развивать навыки исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике, умения выделять и формулировать проблемы.

Формирование коммуникативных и личностных УУД: воспитывать интерес к предмету, к результатам своего труда, умение работать в парах, умение взаимопомощи в решении общих задач.

 

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1класс (авт. А.А.Плешаков и др.) или презентация, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1класс(авт. А.А. Плешаков), дидактический материал.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

      1)Научатся:

Приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, птиц, рыб, зверей).

       2)Получат возможность научиться:

     Называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (птиц, зверей, рыб, насекомых)

Метапредметные:

Регулятивные:

     1)Научатся:

Определять тему урока; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;

    2) Могу научиться:

Осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий; замечать и исправлять ошибки; осуществлять взаимопроверку при работе в паре.

Познавательные:

   1)Научатся:

Понимать информацию представленную в виде текста и рисунков; называть и различать предметы и их признаки;

   2)Могут научиться:

Сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

1.     Научатся:

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

2.     Могу научиться:

Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; быть терпимыми к другим мнениям, приходить к общему решению, работая в паре.

 

Структура  урока:

1. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. 5 мин

2. Целеполагание. 5 мин

3. Открытие новых знаний.10 мин

4. Первичное осмысление и закрепление.15 мин

5. Итоги урока и рефлексия. 5 мин

 

Этапы урока;

задачи

деятельности

учащихся

  Деятельность учителя        

Деятельность учащихся

 УУД

1.Актуализация

знаний

учащихся и мотивация на учебную деятельность

Вспомнить известные знания детей об окружающем мире

Создать благоприятные условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения  в учебную деятельность

-Что такое окружающий мир?

-На какие две группы делят окружающий мир?

-Что  такое рукотворный мир?

-На какие две группы делится природа?

- Что относится к неживой природе?

- Что относится к живой природе? Почему?

-Как называют людей, которые изучают природу, делают открытия и составляют для нас учебники?

-А вам хотелось бы стать учёными и тоже делать открытия?

-Сегодня у нас не просто урок, а научное заседание. Все вы сегодня маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий.

-Всё что нас окружает.

-На рукотворный мир и природу.

 

-Рукотворный мир – это то, что создано руками человека.

- Живая и неживая.

-Глина, песок, камни, вода.

-Растения и животные, потому что они дышат, питаются, растут, двигаются, размножаются.

-Учёные.

(Ответы детей)

Коммуникативные(монологические высказывания)

Познавательные (логические: обобщение)

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

2.Целеполагание

Введение в тему урока

Выявление причины затруднения

Определение темы урока

Постановка и принятие цели учебной деятельности

Построение и принятие плана действий

- Все места на земле обитаемы. Почти везде: на суше, в воде, в воздухе и даже в вечных снегах обитают живые существа. А чтобы узнать, кто это вы должны отгадать загадки.

(Учитель зачитывает загадки о животных, по ходу выставляет на доску картинки с их изображением)

-Назовите, их одним словом.

-Посмотрите внимательно на изображения животных и подумайте, на какие группы  можно разделить?

-Почему вы именно так разделили животных?

-Я вижу, что вы затрудняетесь объяснить, а что мы как настоящие маленькие учёные должны сделать при затруднении?

-И так, подумайте, почему вы не смогли объяснить? Что вы пока не знаете?

-Может кто-нибудь догадался, какая у нас сегодня тема урока?

-Какую же цель вы перед собой поставите? Что вам надо сделать?

-Это наша цель урока.

-Сегодня,  мои маленькие учёные, вам предстоит работать по такому плану: 1-провести исследования,2- сделать выводы и 3- закрепить свои знания.

(Уч-ль вывешивает план)

-Что нам может помочь на уроке?

Учащиеся отгадывают загадки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Животные.

 

-Насекомые, птицы, рыбы и звери.

 

 

 

 

 

Высказывания детей

-Остановиться и подумать, что мы не знаем, и самим найти способ.

Мы пока не знаем, кто такие насекомые, птицы, звери, рыбы, чем они похожи и отличаются.

 

 

 

-Насекомые, птицы, рыбы, звери.

 

 

- Нам надо узнать кто такие  звери, птицы, насекомые, рыбы, и научиться  находить сходства и различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Иллюстрации, тетради, свои наблюдения, поддержка одноклассников.

Личностные (мотивация к новому учебному материалу)

Познавательные

(информационные: извлечение информации, логические)

Коммуникативные (монологические высказывания)

Познавательные (формулирование проблемы)

Регулятивные (определение темы урока, принятие цели и постановка задач урока)

Познавательные(формулирование познавательной цели)

Регулятивные (планирование)

Познавательные (знаково-символические)

3 Открытие новых знаний

Выявление основных отличительных признаков животных

Развитие умения обобщать наблюдения, делать простейшие выводы

-Сейчас мы займёмся исследовательской работой.(слайд 2) ---Рассмотрите, кто изображён?

-Назовите одним словом.

(слайд 3)

-Рассмотрите части тела пчелы. Какие части тела вы увидели?

 Найдите подобные части у стрекозы. Сколько ног у стрекозы, пчелы?

Что отличает насекомых от других животных?

-Кто же такие насекомые? Что объединяет всех насекомых и отличает от других животных?

- (слайд 4) Рассмотрите этих животных. Кто изображён на нём?

Где живут рыбы?

(слайд 5) Какие части тела рыбы увидели?Что особенного заметили? Чем покрыто тело рыб?

-У рыб я не заметила ног. Как же они передвигаются? С помощью каких частей тела рыбы плавают?

-Как же мы объясним, кто такие рыбы?

-

(слайд 6)

Рассмотрите  следу- ющих животных. Кто изображён на каждой картинке?Назовите одним словом.

Где живут и выводят своих малышей птицы?

(слайд 7)

Какие части тела вы видите? Сколько ног?

В деревне я видела курицу. Она и петь не поёт, и летать не летает, за что же тогда её птицей считают?

-Курица это домашняя птица. Каких ещё домашних птиц вы знаете?

-Так кто же такие птицы?

Физкультминутка

(слайд 8)

-Рассмотрите этих животных,  работая в парах. Задайте свои вопросы друг другу и

самостоятельно сделайте вывод, о том кто это такие и чем отличаются от других животных?

-Вижу готовность пар. Давайте послушаем выводы наших маленьких ученых.

(слайд 9) Давайте проверим на примере волка выводы наших учёных.

 

 

 

 

-Бабочка, божья коровка, жук стрекоза.

-Насекомые.

 

Ответы детей по ходу рассматривания

 

 

 

- 6 ног.

 

 

 

 

-У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног.

 

 

 

-Окунь, карась, камбала, щука, акула.

-Рыбы.

 

 

-Тело рыб покрыто чешуёй.

 

 

- С помощью хвоста и плавников.

 

 

 

 

- У всех рыб есть плавники. Тело рыб покрыто чешуёй.

 

 

-Дятел, снегирь, соловей, глухарь, орёл, поползень.

-Птицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Тело курицы покрыто перьями, а перья есть у всех птиц.

 

 

 

 

-Гусь, утка, индюк.

 

 

-У птиц два крыла и две ноги. Тело покрыто перьями.

 

 

 

 

Дети задают вопросы.

 

 

 

 

 

-Это звери. У зверей четыре ноги. Тело покрыто шерстью.

Регулятивные (удержание цели и задач урока)

Познавательные (поиск, выделение, фиксация информации)

Познавательные (логические: анализ (выделение признаков), сравнение)

Коммуникативные (общение, монологические высказывания, взаимодействие)

Логические (анализ, подведение под понятие)

Познавательные (самостоятельное решение проблемы)

4 Первичное осмысление и закрепление

Формирование первичного умения анализа при работе в паре

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Самостоятельная работа с фронтальной проверкой

-Обратимся к нашему плану.  Что мы уже сделали? (слайд 10)Вот наши выводы.

- Что ещё мы должны сделать?

- Мы должны потренироваться.

- Сейчас мы поиграем в игру «Найди лишнее». Откройте тетради на странице 20, рассмотрите внимательно картинки  и определите самостоятельно кто там лишний.

-Вижу, что вы уже справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте правильность выполнения задания, оцените на линеечке успеха.

-Ребята, продолжим нашу тренировку. В тетради на странице 20 следующее задание: раздели животных на три группы. Приготовьте цветные карандаши: насекомые будут на красном фоне, звери – на зелёном, а рыбы – на синем.  

-Давайте проверим: кто у вас на красном фоне и почему?

 

 

 

- Кто на зелёном фоне?

 

 

 

- Кто на синем фоне?

- Мы исследовали животных, сделали выводы.

 

 

-Закрепить полученные знания.

 

 

Дети самостоятельно выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проверяют выполнение задания и оценивают работы друг друга

 

 

 

 

Самостоятельная работа детей. Фронтальная проверка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-На красном фоне комар, бабочка и кузнечик. Это насекомые. У насекомых 6 ног, голова, грудь и брюшко.

- На зелёном фоне белочка, олень и волк. Это звери. У зверей 4 ноги, тело покрыто шерстью.

- На синем фоне щука, карась и сом. Это рыбы. У всех рыб есть плавники, тело покрыто чешуёй.

Регулятивные (удержание цели и задач урока)

Познавательные (логические)

Коммуникативные(общение, монологические высказывания, взаимодействие)

5 Итоги урока

Рефлексия

Формирование умения адекватно оценивать себя и свою работу на уроке

-Какая была тема урока?

Какую цель поставили в начале урока?

Обратимся к нашему плану, всё ли мы выполнили?

 Какие важные открытия сделали на уроке?

Приведите примеры зверей (насекомых, птиц, рыб).

Пригодятся ли вам эти знания в жизни и почему?

Выберите любое высказывание и продолжите его.

Сегодня я узнал…..

Было интересно…..

Было трудно………

Теперь я умею…….

Я не совсем разобрался…

Оцените своё участие в работе на уроке ( Смайлик).

Высказывания детей

Регулятивные (удержание цели и задач урока, адекватная оценка выполненных действий)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности)

  Загадки

 Длинноногий, длинноносый,                 На овчарку он похож,

Длинношеий, безголосый                      Что ни зуб – то острый нож,

Он летает на охоту                             Он бежит, оскалив пасть,

За лягушками к болоту.                       На овцу готов напасть.

                   (Аист)                                                     (Волк)

И в морях, и в океанах                                   Шевелились у цветка

Рыба страшная живёт.                               Все четыре лепестка.

Пасть с ужасными зубами                          Я сорвать его хотел,

И большой-большой живот.                     А он вспорхнул и улетел.

                    ( Акула)                                                     (Бабочка)

Горбоносый, длинноногий                               С ветки на травинку,

Великан ветвисторогий                                 С травинки на травинку

Ест траву, кустов побеги,                            Прыгает пружинка -

С ним тягаться трудно в беге.                     Зелёная спинка.

Коль такого встретить довелось-                        (Кузнечик)

Знай, что это ……(Лось).

Опасней всех она в реке,                            Ну, а это птица мира.

Хитра, прожорлива, сильна,                    Только в небесах парила,                  

Притом – такая злюка!                        Быстро к нам спустилась в ноги,        

Конечно, это …….(Щука).                  Смело ходит по дороге

                                                                       И боится только кошек,

                                                                       Ей даём семян и крошек.

                                                                       С нами птица круглый год,

                                                                       Воркованием поёт.

                                                                              (Голубь)    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАСЕКОМЫЕ, ПТИЦЫ, РЫБЫ, ЗВЕРИ Составила Гольцова Л.И. МАОУ «Школа с УИОП №183 имени Р.Алексеева » 1 класс

Слайд 2

Божья коровка

Слайд 3

насекомые

Слайд 4

Камбала

Слайд 5

РЫБЫ

Слайд 6

Поползень

Слайд 7

ПТИЦЫ

Слайд 8

Куница

Слайд 9

ЗВЕРИ

Слайд 10

У насекомых 6 ног. У насекомых есть передние и задние ноги. У всех насекомых есть голова, грудь и туловище . У всех рыб есть плавники Туловище рыб отличается формой и размером. Тело рыб покрыто чешуёй. Тело птиц покрыто перьями. У птиц 2 ноги и 2 крыла У птиц есть туловище, голова и шея. Олень и медведь – это звери. У зверей 4 ноги. Тело зверей покрыто шерстью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с ИКТ 1 класс по теме "Животные:насекомые,птицы,рыбы,звери"

Данная разработка представляет урок по теме "Животные:птицы,рыбы,звери",проведенный в 1 классе,с презентацией....

Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")

Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  формирование ценностного отношения  к животным, посредством выделения существенн...

Презентация к уроку по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")

Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  формирование ценностного отношения  к животным, посредством выделения ...

конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Насекомые,птицы, рыбы, звери"

Урок окружающего мира в  1 классе по программе "планета знаний"...

1класс, «Планета знаний» Урок по окружающему миру на тему: Насекомые, птицы, рыбы, звери.

Цель: знакомство  с основными признаками групп животных (рыб, птиц, насекомых, зверей)Задачи:Обучающие: Актуализировать знания о животных; формировать умение классифицировать животных  на гр...

Урок окружающего мира по теме: «Насекомые, птицы, рыбы, звери»

Конспект урока в 1 классе по УМК "Планета знаний"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Насекомые, птицы, рыбы, звери"

В методической разработке представлен материал к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Насекомые, птицы, рыбы, звери"....