НАСЕКОМЫЕ, ПТИЦЫ, РЫБЫ, ЗВЕРИ. Урок окружающего мира. 1 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Урок окружающего мира
1 класс
УМК «Школа России»
Гольцова Лидия Игоревна
Учитель начальных классов
МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №183 имени Р.Алексеева» Сормовского района
Тема учебного занятия: НАСЕКОМЫЕ, ПТИЦЫ, РЫБЫ, ЗВЕРИ.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат: выявить основные отличительные признаки животных и уметь приводить примеры представителей различных групп животных (насекомых, птиц, рыб, зверей).
Задачи урока (деятельность учителя):
Формирование познавательных УУД: расширить знания об окружающем мире и о животных, познакомить с основными отличительными признаками животных (птиц, зверей, насекомых, рыб).
Формирование регулятивных УУД: развивать навыки исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике, умения выделять и формулировать проблемы.
Формирование коммуникативных и личностных УУД: воспитывать интерес к предмету, к результатам своего труда, умение работать в парах, умение взаимопомощи в решении общих задач.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1класс (авт. А.А.Плешаков и др.) или презентация, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1класс(авт. А.А. Плешаков), дидактический материал.
Планируемые результаты:
Предметные:
1)Научатся:
Приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, птиц, рыб, зверей).
2)Получат возможность научиться:
Называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (птиц, зверей, рыб, насекомых)
Метапредметные:
Регулятивные:
1)Научатся:
Определять тему урока; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя;
2) Могу научиться:
Осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий; замечать и исправлять ошибки; осуществлять взаимопроверку при работе в паре.
Познавательные:
1)Научатся:
Понимать информацию представленную в виде текста и рисунков; называть и различать предметы и их признаки;
2)Могут научиться:
Сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
1. Научатся:
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
2. Могу научиться:
Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; быть терпимыми к другим мнениям, приходить к общему решению, работая в паре.
Структура урока:
1. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. 5 мин
2. Целеполагание. 5 мин
3. Открытие новых знаний.10 мин
4. Первичное осмысление и закрепление.15 мин
5. Итоги урока и рефлексия. 5 мин
Этапы урока; задачи деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Актуализация знаний учащихся и мотивация на учебную деятельность Вспомнить известные знания детей об окружающем мире Создать благоприятные условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | -Что такое окружающий мир? -На какие две группы делят окружающий мир? -Что такое рукотворный мир? -На какие две группы делится природа? - Что относится к неживой природе? - Что относится к живой природе? Почему? -Как называют людей, которые изучают природу, делают открытия и составляют для нас учебники? -А вам хотелось бы стать учёными и тоже делать открытия? -Сегодня у нас не просто урок, а научное заседание. Все вы сегодня маленькие учёные и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий. | -Всё что нас окружает. -На рукотворный мир и природу.
-Рукотворный мир – это то, что создано руками человека. - Живая и неживая. -Глина, песок, камни, вода. -Растения и животные, потому что они дышат, питаются, растут, двигаются, размножаются. -Учёные. (Ответы детей) | Коммуникативные(монологические высказывания) Познавательные (логические: обобщение) Личностные (мотивация к новому учебному материалу) |
2.Целеполагание Введение в тему урока Выявление причины затруднения Определение темы урока Постановка и принятие цели учебной деятельности Построение и принятие плана действий | - Все места на земле обитаемы. Почти везде: на суше, в воде, в воздухе и даже в вечных снегах обитают живые существа. А чтобы узнать, кто это вы должны отгадать загадки. (Учитель зачитывает загадки о животных, по ходу выставляет на доску картинки с их изображением) -Назовите, их одним словом. -Посмотрите внимательно на изображения животных и подумайте, на какие группы можно разделить? -Почему вы именно так разделили животных? -Я вижу, что вы затрудняетесь объяснить, а что мы как настоящие маленькие учёные должны сделать при затруднении? -И так, подумайте, почему вы не смогли объяснить? Что вы пока не знаете? -Может кто-нибудь догадался, какая у нас сегодня тема урока? -Какую же цель вы перед собой поставите? Что вам надо сделать? -Это наша цель урока. -Сегодня, мои маленькие учёные, вам предстоит работать по такому плану: 1-провести исследования,2- сделать выводы и 3- закрепить свои знания. (Уч-ль вывешивает план) -Что нам может помочь на уроке? | Учащиеся отгадывают загадки
-Животные.
-Насекомые, птицы, рыбы и звери.
Высказывания детей -Остановиться и подумать, что мы не знаем, и самим найти способ. Мы пока не знаем, кто такие насекомые, птицы, звери, рыбы, чем они похожи и отличаются.
-Насекомые, птицы, рыбы, звери.
- Нам надо узнать кто такие звери, птицы, насекомые, рыбы, и научиться находить сходства и различия.
-Иллюстрации, тетради, свои наблюдения, поддержка одноклассников. | Личностные (мотивация к новому учебному материалу) Познавательные (информационные: извлечение информации, логические) Коммуникативные (монологические высказывания) Познавательные (формулирование проблемы) Регулятивные (определение темы урока, принятие цели и постановка задач урока) Познавательные(формулирование познавательной цели) Регулятивные (планирование) Познавательные (знаково-символические) |
3 Открытие новых знаний Выявление основных отличительных признаков животных Развитие умения обобщать наблюдения, делать простейшие выводы | -Сейчас мы займёмся исследовательской работой.(слайд 2) ---Рассмотрите, кто изображён? -Назовите одним словом. (слайд 3) -Рассмотрите части тела пчелы. Какие части тела вы увидели? Найдите подобные части у стрекозы. Сколько ног у стрекозы, пчелы? Что отличает насекомых от других животных? -Кто же такие насекомые? Что объединяет всех насекомых и отличает от других животных? - (слайд 4) Рассмотрите этих животных. Кто изображён на нём? Где живут рыбы? (слайд 5) Какие части тела рыбы увидели?Что особенного заметили? Чем покрыто тело рыб? -У рыб я не заметила ног. Как же они передвигаются? С помощью каких частей тела рыбы плавают? -Как же мы объясним, кто такие рыбы? - (слайд 6) Рассмотрите следу- ющих животных. Кто изображён на каждой картинке?Назовите одним словом. Где живут и выводят своих малышей птицы? (слайд 7) Какие части тела вы видите? Сколько ног? В деревне я видела курицу. Она и петь не поёт, и летать не летает, за что же тогда её птицей считают? -Курица это домашняя птица. Каких ещё домашних птиц вы знаете? -Так кто же такие птицы? Физкультминутка (слайд 8) -Рассмотрите этих животных, работая в парах. Задайте свои вопросы друг другу и самостоятельно сделайте вывод, о том кто это такие и чем отличаются от других животных? -Вижу готовность пар. Давайте послушаем выводы наших маленьких ученых. (слайд 9) Давайте проверим на примере волка выводы наших учёных. |
-Бабочка, божья коровка, жук стрекоза. -Насекомые.
Ответы детей по ходу рассматривания
- 6 ног.
-У всех насекомых есть голова, грудь, брюшко и шесть ног.
-Окунь, карась, камбала, щука, акула. -Рыбы.
-Тело рыб покрыто чешуёй.
- С помощью хвоста и плавников.
- У всех рыб есть плавники. Тело рыб покрыто чешуёй.
-Дятел, снегирь, соловей, глухарь, орёл, поползень. -Птицы.
-Тело курицы покрыто перьями, а перья есть у всех птиц.
-Гусь, утка, индюк.
-У птиц два крыла и две ноги. Тело покрыто перьями.
Дети задают вопросы.
-Это звери. У зверей четыре ноги. Тело покрыто шерстью. | Регулятивные (удержание цели и задач урока) Познавательные (поиск, выделение, фиксация информации) Познавательные (логические: анализ (выделение признаков), сравнение) Коммуникативные (общение, монологические высказывания, взаимодействие) Логические (анализ, подведение под понятие) Познавательные (самостоятельное решение проблемы) |
4 Первичное осмысление и закрепление Формирование первичного умения анализа при работе в паре Самостоятельная работа с взаимопроверкой Самостоятельная работа с фронтальной проверкой | -Обратимся к нашему плану. Что мы уже сделали? (слайд 10)Вот наши выводы. - Что ещё мы должны сделать? - Мы должны потренироваться. - Сейчас мы поиграем в игру «Найди лишнее». Откройте тетради на странице 20, рассмотрите внимательно картинки и определите самостоятельно кто там лишний. -Вижу, что вы уже справились с заданием. Поменяйтесь тетрадями друг с другом, проверьте правильность выполнения задания, оцените на линеечке успеха. -Ребята, продолжим нашу тренировку. В тетради на странице 20 следующее задание: раздели животных на три группы. Приготовьте цветные карандаши: насекомые будут на красном фоне, звери – на зелёном, а рыбы – на синем. -Давайте проверим: кто у вас на красном фоне и почему?
- Кто на зелёном фоне?
- Кто на синем фоне? | - Мы исследовали животных, сделали выводы.
-Закрепить полученные знания.
Дети самостоятельно выполняют задание
Дети проверяют выполнение задания и оценивают работы друг друга
Самостоятельная работа детей. Фронтальная проверка
-На красном фоне комар, бабочка и кузнечик. Это насекомые. У насекомых 6 ног, голова, грудь и брюшко. - На зелёном фоне белочка, олень и волк. Это звери. У зверей 4 ноги, тело покрыто шерстью. - На синем фоне щука, карась и сом. Это рыбы. У всех рыб есть плавники, тело покрыто чешуёй. | Регулятивные (удержание цели и задач урока) Познавательные (логические) Коммуникативные(общение, монологические высказывания, взаимодействие) |
5 Итоги урока Рефлексия Формирование умения адекватно оценивать себя и свою работу на уроке | -Какая была тема урока? Какую цель поставили в начале урока? Обратимся к нашему плану, всё ли мы выполнили? Какие важные открытия сделали на уроке? Приведите примеры зверей (насекомых, птиц, рыб). Пригодятся ли вам эти знания в жизни и почему? Выберите любое высказывание и продолжите его. Сегодня я узнал….. Было интересно….. Было трудно……… Теперь я умею……. Я не совсем разобрался… Оцените своё участие в работе на уроке ( Смайлик). | Высказывания детей | Регулятивные (удержание цели и задач урока, адекватная оценка выполненных действий) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности) |
Загадки
Длинноногий, длинноносый, На овчарку он похож,
Длинношеий, безголосый Что ни зуб – то острый нож,
Он летает на охоту Он бежит, оскалив пасть,
За лягушками к болоту. На овцу готов напасть.
(Аист) (Волк)
И в морях, и в океанах Шевелились у цветка
Рыба страшная живёт. Все четыре лепестка.
Пасть с ужасными зубами Я сорвать его хотел,
И большой-большой живот. А он вспорхнул и улетел.
( Акула) (Бабочка)
Горбоносый, длинноногий С ветки на травинку,
Великан ветвисторогий С травинки на травинку
Ест траву, кустов побеги, Прыгает пружинка -
С ним тягаться трудно в беге. Зелёная спинка.
Коль такого встретить довелось- (Кузнечик)
Знай, что это ……(Лось).
Опасней всех она в реке, Ну, а это птица мира.
Хитра, прожорлива, сильна, Только в небесах парила,
Притом – такая злюка! Быстро к нам спустилась в ноги,
Конечно, это …….(Щука). Смело ходит по дороге
И боится только кошек,
Ей даём семян и крошек.
С нами птица круглый год,
Воркованием поёт.
(Голубь)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Божья коровка
насекомые
Камбала
РЫБЫ
Поползень
ПТИЦЫ
Куница
ЗВЕРИ
У насекомых 6 ног. У насекомых есть передние и задние ноги. У всех насекомых есть голова, грудь и туловище . У всех рыб есть плавники Туловище рыб отличается формой и размером. Тело рыб покрыто чешуёй. Тело птиц покрыто перьями. У птиц 2 ноги и 2 крыла У птиц есть туловище, голова и шея. Олень и медведь – это звери. У зверей 4 ноги. Тело зверей покрыто шерстью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира с ИКТ 1 класс по теме "Животные:насекомые,птицы,рыбы,звери"
Данная разработка представляет урок по теме "Животные:птицы,рыбы,звери",проведенный в 1 классе,с презентацией....
Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")
Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: формирование ценностного отношения к животным, посредством выделения существенн...
Презентация к уроку по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")
Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: формирование ценностного отношения к животным, посредством выделения ...
конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Насекомые,птицы, рыбы, звери"
Урок окружающего мира в 1 классе по программе "планета знаний"...
1класс, «Планета знаний» Урок по окружающему миру на тему: Насекомые, птицы, рыбы, звери.
Цель: знакомство с основными признаками групп животных (рыб, птиц, насекомых, зверей)Задачи:Обучающие: Актуализировать знания о животных; формировать умение классифицировать животных на гр...
Урок окружающего мира по теме: «Насекомые, птицы, рыбы, звери»
Конспект урока в 1 классе по УМК "Планета знаний"...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Насекомые, птицы, рыбы, звери"
В методической разработке представлен материал к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Насекомые, птицы, рыбы, звери"....