"Петр Первый" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ефремова Татьяна Валентиновна

конспект урока по окружающему миру с применением технологииразвития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_velikiy_4_kl.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Ефремова Татьяна Валентиновна

                                                                                                                                                      учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №158 (ГБОУ СОШ №158)

г. Санкт - Петербург 

Тема урока: «Пётр Великий»

Тип урока: открытие нового знания.

Цели: формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах.

Задачи:

1. Образовательные – познакомить с жизнью Петра Великого, способствовать формированию представления об эпохе правления Петра Ι, его преобразованиях. Определение ценности преобразований Петра Великого для современников.

2. Развивающие – способствовать развитию психических познавательных способностей : памяти, мышления, воображения, речи учащихся, умения работать с источниками информации, ориентироваться в тексте.

3. Воспитательные – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, воспитывать патриотизм, расширять кругозор, поддерживать интерес к предмету, умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, отстаивать свою точку зрения.

Планируемые образовательные результаты:

Познавательные — самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

Личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Технологии обучения: технология ТРКМ, проблемно-диалогического обучения, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии

Оборудование: раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Урок окружающего мира, проверьте вашу готовность к уроку.

-Кто пришел сегодня с хорошим настроением, давайте поделимся этим настроением, улыбнемся себе и друг другу, пожелаем успехов. Начинаем урок.

Сегодня нам предстоит работа в группах.

Давайте повторим правила работы в группе.

  Устав работы в группе.

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай

II. Актуализация знаний 

Прочитайте стихотворение:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной,
И зрел ее предназначенье,
То академик, то герой
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

-Попробуйте догадаться, о ком идет речь в этом стихотворении.

- Догадались ли вы, ребята, о ком идет речь?

А сейчас давайте  заполним таблицу «Верите ли вы…».

№ п/п

Высказывания

Начало урока

Заключение урока

1.

Верите ли вы,Петр I с детства обучался военному делу?

 

 

2.

Верите ли вы,что

 

 

3.

Верите ли вы,  что Пётр I упростил алфавит, ввёл арабские цифры?

 

 

4.

Верите ли вы, Петр I издал ряд указов, по которым дворяне были обязаны учиться.

 

 

5.

Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России при Петре I стали выпускать газету?

 

 

6.

 Верите ли вы, что Петр I открыл первую библиотеку для бесплатного пользования.

 

 

7.

Верите ли вы, что до Петра I в России Новый год встречали осенью, 1сентября?

 

 

8.

 Верите ли вы,что Пётр не разрешал привозить из-за границы те товары, которые выпускались в России?

 

 

 Кто готов поделиться своими результатами.

- Предположите о ком или о чем пойдет речь сегодня на уроке? 

Тема урока отображается на слайде.

Тема урока: «Пётр Великий»

- А что бы вы хотели узнать на уроке?

- Какую цель урока поставим  в связи с заявленной темой?

Цели урока отображаются на слайде:

-формировать представления о времени правления Петра I, его реформах.

– познакомить с жизнью Петра Великого и его преобразованиях. 

- совершенствовать навыки работы с источниками информации, ориентироваться в тексте.

– способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, воспитывать патриотизм, расширять кругозор, поддерживать интерес к предмету.

-Как вы думаете, что  мы будем делать для достижения этой цели?

Нам предстоит ответить на вопрос:

– Почему Петра I считают императором, реформатором, великим?

III.Осмысление.

Перед вами действительно портрет Петра Великого. Рассмотрите его.

-Что вы можете сказать об этом человеке?

Рассмотрите предметы, которые  расположены у меня на столе.

- Ваша задача, рассматривая предмет постараться предположить, как он связан с Петром I.     Предметы: елка, цифра 10, солдатики, книга.

Чтобы познакомиться с Петром  как личностью и  исторической фигурой,  нам необходимо прочитать текст и сделать пометки на полях:

 V – знаю, + - новое, ? – хочу узнать, непонятное.

Чтение с пометками:

 Петр родился 30 мая 1672 года. В 4 года он остался без отца, и свое детство провел с матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Петр I стал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Петр был слишком юным, поэтому государственными делами заправляла старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по закону того времени в России женщина не могла наследовать престол.

Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам: математике, географии, иностранным языкам, с особенным Одно из любимых увлечений – военные игры. Из своих сверстников юный царь образовывал «потешные» полки. На них были настоящие зелёные мундиры. Полки имели свои знамёна. На реке Яузе была построена «потешная крепость» – там юных солдат учили осаде и штурму крепостей. Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками.

Сколько себя помнил царь Петр – его всегда интересовали корабли.  Прошло время, царевич Пётр повзрослел, и детские потехи переросли в серьёзное увлечение военной наукой. Его потешные войска превратились в лучшие Семеновский и Преображенский полки, а сверстники стали самыми первыми полководцами, которые были для Петра всегда верной опорой.

  В то время Россия переживала трудный момент своей истории: она очень сильно отставала в своем развитии от стран Европы. Между приближенными царя – боярами и дворянами – постоянно шла борьба за власть, крестьяне поднимались на восстания…Деятельному и энергичному Петру I не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при Петре I.

Отменил действующий в России календарь и ввёл Юлианский календарь. По этому календарю Новый год праздновался не осенью, а зимой, в ночь на 1 января.

Слово “учиться” стало важным в  петровских преобразованиях. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская. Большинство дворянских сынков бегали от учебы, Петр издал указ запретить жениться, пока не получат образование.

Петр I был основателем первого русского музея – Кунсткамеры, где посетителям показывали разные интересные диковинки, собранные со всего света.

Пётр I ввёл  арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас.  Потому, что раньше цифры обозначали буквами, а это было трудно и неудобно. 

Для печатания учебной литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Чтобы вывести Россию из отсталости, Пётр стал строить заводы и фабрики. За 25 лет Пётр создал более 200  заводов и фабрик. На этих заводах изготовляли оружие, боеприпасы, ткани, кожи, получали железо. Пётр не разрешал привозить из-за границы те товары, которые выпускались в России.

В 1703 г. в Москве вышел первый лист печатных русских «Ведомостей» — это была первая русская газета. Полное ее название «Ведомости, о военных и иных делах, достойных значения и памяти, случившихся в Московском Государстве и в иных окрестных странах».

Вот что было написано в первом ее номере (отрывок): «На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортир вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов.

16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесный град Петров — Санкт-Петербург. Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости. Пётр сам выбрал место для её закладки. На работы сгоняли ежегодно более 40000 человек со всей России. Они работали и день, и ночь. Осушали болота, рыли канавы, делали насыпи. Не хватало леса, кирпича, камня.

При Петре было начато строительство Петропавловского собора с золочёным шпилем. Собор долгое время считался самым высоким зданием России.

Новый город строился по чёткому плану. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. Петербург украшали многие известные зодчие. Горожане и гости любовались прекрасными дворцами знати, домами зажиточных людей, чудесными парками. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов.

 4) Словарная работа:

- Какие слова, вам показались непонятными?  Попробуем объяснить их значение (Работа со словарем)

-Расскажите ваши впечатления от прочитанного текста. Что вам было неизвестно, известно, непонятно?

Ответы детей.

- Как же связаны предметы, которые я вам продемонстрировала, с Петром I?

V. Физкультминутка

«Мы осанку исправляем»
Дети выполняют движения по тексту.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
.

V I.  Размышление над изученным материалом.

Продолжаем нашу работу.

Сейчас каждая группа получит задание.

Вам необходимо ответить на поставленный вопрос и проиллюстрировать его.

Задание для первой группы

— Кто такой Петр Первый? Чем отличался Петр I от европейских государей своего времени?

Вопрос для второй группы

- Какое любимое увлечение было у Петра?

Вопрос для третьей группы 

- Что нового появилось в России при Петре I?

Вопрос для четвертой группы

Какие дела Петра I вошли в историю?

Вопрос для пятой группы

Санкт- Петербург – град Петра

Презентация работы групп

Перечислим на ваш взгляд присущие Петру Первому качества личности.

Возьмите карточку синего цвета. Подчеркните качества личности Петра Первого, которые ему присущи.

Неутомимый   волевой    Целеустремлённый    жестокий    увлечённый

Деятельный   энергичный    любознательный    трудолюбивый

Честный      искренний     грубый     бережливый     весёлый

-Поделитесь результатами своей работы. Докажите свою точку зрения.

VII.Домашнее задание.

      Ежегодно 13 января в нашей стране отмечается День российской печати. В этот день в 1703 году вышел первый номер русскоязычной газеты, основанной по указу Петра I. Подумай и напиши, почему печатные средства массовой информации важны для общества и в наш век высоких технологий. (Объём ответа — до пяти предложений).

VIII. Итог урока.

Давайте вернемся к началу урока.

Повторно заполните таблицу « Верите ли вы…»

Что вы заметили?

 На какие вопросы мы смогли ответить? Какие вопросы остались без ответа?

Некоторые вопросы остались без ответа, так как требуется поработать с историческими материалами. Попробуйте ответить на них к следующему уроку, обратитесь за помощью в библиотеку.

Дополните предложение: «Теперь я знаю, что...»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания, полученные на уроке?

IX. Рефлексия

Заполните, пожалуйста, карточку для самооценки.- Я предлагал идеи по составлению проекта – 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы – 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы – 1 2 3 4 5.

Кто готов рассказать о своих ответах.

Кто готов поделиться впечатлениями о работе своей группы?

X. Организованное окончание урока

- Вы хорошо поработали на уроке. Урок окончен.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Россия при Петре I" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

Урок новых знаний. Материалы урока направлены на знакомство с личностью Петра I и преобразованиями, связанными с эпохой его правления .  Групповая работа способствует реализации системно-деятельн...

Проект "Родной город".Окружающий мир 2 класс .Выполнил ученик 2 класса Петров Максим

Проект "Родной город".Окружающий мир 2 класс .Выполнил ученик 2 класса Петров Максим...

Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Петр I" в 4 классе (виртуальная экскурсия "Град Петров").

В данной методической разработке представлен материал по соновным достопримечальностям Петербурга связаный с исторической эпохой Петра I и возникновением города. Данный материал можно использовать на ...