Технологическая карта урока по окружающего мира 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс. Тема: "Царство растений". УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira_3_klass.docx | 176.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О: Панкова Ангелина Владимировна
Тема урока: «В царстве грибов»
Класс: 3 «Д»
Цель урока: формирование представления о размножении и развитии грибов.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать у учащихся представление о строении грибов
- научить различать съедобные и несъедобные грибы
Развивающие:
- развивать любознательность в процессе сбора материала
- развивать умение пояснять и рассуждать
Воспитывающие:
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе
Ресурсы урока: презентация, Окружающий мир 3 класс. В 2-х ч. Часть 1. Плешаков А.А. Школа России, рабочая тетрадь, картинки грибов.
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (ФИПГ | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля. | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные | ||||||||
#1054;рганизационный этап | Создать условия для мотивации учащихся к позитивному настрою на урок. | Словесный: беседа. | Приветствие учащихся. Настрой учащихся для работы на уроке. | Настраиваются на работу. Проверят готовность к уроку. | Ф | Самоконтроль | К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формировать положительную мотивацию к учению. | ||
#1040;ктуализация знаний | Выявить опорные знания и способы действий | Практический: упражнение | Учитель раздает индивидуальные карточки с заданиями «Дополни цепь питания». Проводит фронтальный опрос. | Выполняют задание на повторение. Отвечают на вопросы учителя. | И Ф | Карточки | Индивидуальный | Сформированность уважительного отношения к природе | П: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Осознание алгоритма своего действия |
#1055;остановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создать условия для формулировки учащимися темы урока, мотивации учащихся к учебной деятельности. | Словесный: беседа. | Проблемная ситуация. Загадывает загадку. Подводит учащихся к определению темы урока. Мотивирует на работу. | Отгадывают загадку. Догадываются о теме урока. Определяют тему и задачи урока | Ф | Дидактический материал учителя, презентация | Фронтальный опрос | Освоение доступных способов изучения природы | Р: определять цель учебной деятельности с помощью учителя. | Развить готовность к сотрудничеству. |
#1055;ервичное усвоение новых знаний | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | Словесный: объяснение, беседа. Практический: работа с учебником, заполнение схемы. Наглядный: работа с иллюстрациями. | Беседа о грибах. Объяснение нового материала. Предлагает ученикам заполнить схему «Живая природа». Организует работу с учебником, иллюстрациями. Рассказывает о строении грибов. Рассказывает о грибах, занесенных в красную книгу. | Рассказывают о каких грибах они знают. Заполняют схему «Живая природа». Работают с учебником. Слушают учителя, задают вопросы. | Ф | Учебник, дидактический материал учителя | Фронтальный опрос | Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире | Р: уметь проговаривать последовательность действий на уроке. | Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Первичная проверка понимания | Организовать выполнение заданий на новый способ действий | Словесный: беседа Практический: работа в тетради | Составление правил сбора грибов. Организует беседу о съедобных и несъедобных грибах. Подготовленные ученики выступают с устными сообщениями на темы «Трутовик», «Дрожжи», «Бледная поганка».) | Составляют правила сбора грибов. Выступают с устными сообщениями | Ф, И | Учебник, презентация, дидактический материал учителя | Фронтальная, индивидуальная работа | Уметь находить в тексте данные необходимые данные. По образцу выполнять индивидуальное занятие | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Проявлять познавательную инициативу на основе имеющихся знаний. |
Первичное закрепление | Повторить и закрепить раннее изученное на уроке. | Практический: заполнение таблицы | Учитель организует работу в тетради с проверкой | Работают в тетради, проверяют. Задают вопросы | И | Рабочая тетрадь | Самоконтроль | Уметь применять имеющиеся знания в практической деятельности | К: Формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике | Словесный: объяснение, беседа
| Сообщает домашнее задание, дает инструктаж по его выполнению | Записывают домашнее задание в дневники | Ф | Учебник, рабочая тетрадь | Самоконтроль | Р: Оценивать возможности самостоятельной работы дома | Желание к самостоятельному изучению прдемета | |
Рефлексия ( подведение итогов урока) | Организовать рефлексию и самооценку учащихся. | Словесный: беседа | Проводит рефлексию. Подводит итог урока | Оценивают свою работу на уроке. | Ф | Самоконтроль Фронтальный опрос | Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | Развивать способность адекватно воспринимать успех/неуспех в обучении |
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальное задание
— Дополни цепь питания.
Растения жуки поползень ... (ястреб).
Дуб ... (мышь) сова.
Дерево глухарь ... (куница).
2. Фронтальный опрос
— Вспомните, какая бывает природа. (Живая и неживая.)
— Что относится к неживой природе? (Вода, воздух, Солнце и др.)
— А что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, микроорганизмы и др.)
— Назовите признаки жизни. (Питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть.)
— О каких животных России, занесенных в Красную книгу, вы приготовили сообщения?
(Заслушиваются выступления нескольких учеников. Учитель устраивает выставку плакатов на тему «Берегите животных!».)
III. Самоопределение к деятельности.
— Отгадайте загадку.
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (Гриб.)
Сегодня на уроке мы будем говорить о царстве грибов.
IV. Работа по теме урока
Беседа
— Назовите грибы, которые вы знаете.
— Чем интересны грибы? (Это особая группа живой природы, которая не относится ни к растениям, ни к животным.)
(Учитель рисует на доске схему.)
Грибы — удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 тыс. разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны, а остальные используются в различных целях.
Грибы имеют исключительно большое значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляется людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.
Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики — под соснами и елями. Подосиновики — под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы — лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.
— Прочитайте текст в учебнике на с. 112—113.
— Из каких частей состоит гриб? (Из шляпки, ножки, грибницы.) (Учитель рисует на доске схему строения гриба. Ученики показывают на ней все части гриба.)
— Что такое грибница? (Подземная часть гриба.)
— Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.)
— Чему способствуют грибы? (Разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)
— Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? (Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)
Грибы из Красной книги России
(Учитель показывает рисунки грибов.)
В 1984 г. в Красную книгу нашей страны впервые было занесено 20 видов грибов. Многие из них еще растут в заповедниках и заказниках, где сбор их запрещен. Но в других местах эти грибы встречаются крайне редко. Все они, как правило, имеют необычный вид: причудливую окраску, форму или большие размеры.
Грибная капуста — это чудо грибного мира своим внешним видом действительно напоминает капусту. Только растет она не в огороде, а у подножия хвойных деревьев. От малозаметной толстой ножки отходят волнистые, плотно прижатые друг к другу лопасти, по краю сильно извилистые, желтоватого цвета. Они очень напоминают курчавые листочки петрушки или морские водоросли. Удивительный гриб имеет форму шара диаметром до 35 см и массой до 10 кг.
Велика грибная капуста, а гриб-баран еще больше. Если вам очень повезет, то в конце лета у основания стволов и пней старых лиственных деревьев вы сможете встретить «грибной куст» с сильным приятным запахом. Гриб-то один, а «веточек» с кудрявыми шляпками у него великое множество. На одном экземпляре гриба насчитывается до 200 шляпок. Плодовое тело взрослого гриба достигает 50—80 см в диаметре, масса 10 кг и более. А вся эта громадина вырастает за каких-то 8—10 дней. Найдет удачливый грибник такой «букет» — и можно домой идти с богатой добычей. Гриб-то съедобный, только как его донести? Нив какую корзину не поместится.
Трутовик разветвленный — съедобный гриб-великан. Шар диаметром до 50 см состоит из многочисленных белых ножек, соединенных друг с другом в центре. Каждая поддерживает шляпку размером 1,5—4 см светло-коричневого или серовато-коричневого цвета. Плоские шляпки с небольшим углублением в центре плотно прижаты друг к другу. Если отломить кусочек молодого гриба, почувствуется запах укропа.
Диктиофора сдвоенная (сетконоска) — из яйца вырастает грязновато-белая ножка высотой до 20 см с маленькой конической оливково-зеленой шляпкой, слизистой в зрелом возрасте. Самое примечательное у этого гриба — сетчатое покрывало, которое отходит от места соединения шляпки с ножкой. Покрывало прикрывает половину или даже всю ножку, за что, несмотря на неприятный запах, диктиофоре сдвоенной дано романтическое название «дама с вуалью».
Съедобные и несъедобные грибы
— На какие две группы можно разделить грибы? (На съедобные и несъедобные.)
— Назовите съедобные грибы.
— Назовите несъедобные грибы.
— Как различить съедобные и несъедобные грибы?
— Пользуясь текстом учебника на с. 114, сравните съедобные и несъедобные грибы. Запомните их отличительные признаки.
(Работа ведется в парах.)
Правила сбора грибов
— Кто из вас ходил в лес за грибами?
— Какое главное правило грибника вы знаете? (Нельзя брать гриб, который не знаешь.)
— Назовите самые ядовитые грибы. (Бледная поганка, мухомор, поганки.)
— Как узнать самый ядовитый гриб — бледную поганку? (Ее отличительные признаки — кольцо на ножке, «чашечка» у основания и белый цвет пластинок шляпки.)
— Какие меры предосторожности нужно принять, чтоб в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов? Давайте составим памятку.
1. Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус в сыром виде.
2. Если гриб тебе незнаком, спроси у более опытных грибников.
3. Гриб надо срезать ножом.
4. Никогда не собирай и не ешь те грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженное оболочкой (как, например, у мухомора), и не пробуй их на вкус.
5. Придя домой, еще раз пересмотри все грибы: может, в лесу ты что-то не заметил.
6. Не собирай и не ешь перезрелые, ослизлые, червивые, испорченные грибы.
7. Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, — лучше его не брать.
— Прочитайте в учебнике правила сбора грибов на с. 115.
— Дополните нашу памятку.
(Ученики выступают с устными сообщениями на темы «Трутовик», «Дрожжи», «Бледная поганка».)
V. Физкультминутка
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек.
Низко наклоняется,
Шляпу к солнышку потянет,
Еще выше станет.
Прибежали тут ребятки —
Тонконогие опятки.
Они вместе наклонялись,
Дружно к солнцу поднимались.
А когда пришел грибник,
Они все в корзину прыг!
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 54).
— Прочитайте задание.
— Нарисуйте схему строения гриба. Подпишите его части. (После выполнения задания проводится взаимопроверка по учебнику.)
№2 (с. 55).
— Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки. Назовите грибы, которые изображены.
— Почему они занесены в Красную книгу?
— Найдите рисунок этих грибов в учебнике на с. 113. Раскрасьте грибы в рабочей тетради.
— Какие еще грибы занесены в Красную книгу?
№3(с.55).
— Прочитайте задание. Запишите по три примера съедобных и несъедобных грибов.
(После выполнения задания проводится проверка.)
VII. Рефлексия
Игра «Доскажи словечко»
Осень в гости к нам пришла, Лес раскрасив не спеша. А в траве пошли грибы — Их назвать поможешь ты?
Этот гриб живет под елью, Под ее огромной тенью, Мудрый бородач, старик, Житель бора — ... (боровик).
Ломкий красочный грибок
Выбрал мягкий уголок.
Как принцесса Белоснежка,
Нас встречает... (сыроежка).
Средь сосенок, среди елок
Вырос крепенький ребенок.
Он от шляпки до штанишек
Ярко-рыжий. Это... (рыжик).
В шляпе розовой мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления... (волнушка).
На короткой полной ножке
Он поднялся у дорожки.
Цвет его наводит грусть,
Но хорош в соленье ... (груздь).
Л. Герасимова
Итак, грибы, которые мы обычно встречаем в лесу, состоят из шляпки, ножки и грибницы. Грибы играют большую роль в жизни леса. К ним надо относиться бережно. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Собирая грибы, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные.
VIII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Из чего состоит гриб?
- Что такое грибница?
- Какие правила сбора грибов вы выполняете?
Домашнее задание
1. Учебник: прочитать текст на с. 112-116, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 116.
2. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 55).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"
« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока - изучен...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс
Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...