"Москва- столица России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Хасанова Татьяна Алексеевна

Интегрированный урок по освоению темы программы по окружающему миру и проекту “Моя Москва, горжусь тобой”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_integrirovannogo_uroka_om.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока

Учебный предмет / класс

Окружающий мир

Тема учебного предмета

Москва – столица России.

Содержание темы

Достопримечательности Москвы

Тема учебного пособия «Моя Москва, горжусь тобой!»

Любимый город

Содержание темы

Цель урока

Формировать, систематизировать представления детей о Москве, ее истории, национально-культурных традициях, достопримечательностях, символах Москвы, воспитывать любовь и привязанность к Москве, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем, расширять кругозор детей .

Планируемые результаты по освоению темы программы по окружающему миру и проекту “Моя Москва, горжусь тобой”

Предметные

Метапредметные

Личностные

- узнать когда и кем была основана Москва;

- находить Москву на карте России;

- называть и описывать основные достопримечательности Москвы;

- формировать представление о плане города и о том, как выглядит Москва на плане;

- знать герб столицы.

Познавательные универсальные учебные действия (базовые логические и начальные

исследовательские действия, работа с информацией).

Коммуникативные

универсальные

учебные

действия

(общение,

совместная

деятельность, презентация).

Регулятивные универсальные учебные действия (саморегуляция, самоконтроль).

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Контрольно-оценочные формы

Диалог, практическая работа

Аналоговые и цифровые образовательные ресурсы

ЭУП МЭШ «Моя Москва, горжусь тобой!»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, направленные на достижение планируемых результатов

1

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом.

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

Присаживайтесь!

2

Актуализация знаний и мотивация

  1. мин)

1.Повторение пройденного материала

2. Задание

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

- Страна, где мы живем.

Самое большое государство.

Наша Родина.

Работают

1)  Москва - мать всем русским городам.

- Сегодня мы продолжим изучать нашу с вами большую страну.

- Внимательно послушайте стихотворение.

Над Россией солнце светит,

И сады шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней.

- Что значит слово «Россия»?

- Наша Родина, наше Отечество. Много есть на свете кроме России всяких хороших государств, но одна у человека мать, одна у него и Родина.

- Предлагаю вам сейчас составить пословицу и узнать, в какой город России мы отправимся.

- Я предоставлю вам секретный конвертик. Ваша задача поставить слова в правильном порядке и составить половицу.

3

Постановка учебной задачи  (4-5 мин)

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к формулировке темы и целей.

Формулируют и говорят о теме и целях урока.

С помощью вашей смекалки и собранной пословице, предположите, в какой город нашей необъятной родины мы сегодня отправимся?

- Мы оправимся в Москву.

- Как будет звучать тема нашего урока?

- Путешествие по Москве.

- Абсолютно верно!

 А какую поставим цель?

- Как можно больше узнать о столице нашей Родины - городе Москве.

- Узнаем, когда и кем была основана Москва; что такое план и как выглядит Москва на плане.

- Будем учиться описывать достопримечательности столицы.

- А задачи?

4

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

1. Открытие для учеников новых сведений.

1.1.знакомство с историей Москвы

Внимательно слушают.

- На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея.

Это святой Георгий Победоносец.

- «Москва не сразу строилась» - так говорят в народе. Глядя на город, на его величественные соборы, сейчас трудно представить, как все начиналось. Вот как описала «начало Москвы» Наталья Кончаловская в своей книге «Наша древняя столица»:

Там, где столько крыш вдали,

Огромный лес стоял когда-то,

Дубы могучие росли,

Шумели липы в три обхвата.

Полянки вместо площадей,

А вместо улиц-перелоги,

И стаи диких лебедей,

И рев медведицы в берлоге,

Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах,

Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал

С десятого, быть может, века,

Тот люд «Москвою» называл

Глубокую, большую реку.

- Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким поселком. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора.

- Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял – «город Москвы». Ученые до сих пор спорят по поводу происхождения названия «Москва». Единого мнения на этот счет нет. Одной из версий является та, что слово «Москва» означает «влажное место». Впервые Москва упомянута в летописи в 1147 году. Этот год и считается годом основания Москвы.

- Основателем Москвы был князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому теперь в центре города установлен памятник.

- Как и другие города, Москва имеет свой герб, т.е. эмблему города.

- Что изображено на гербе Москвы?

- На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец-покровитель Москвы.

- Кто из вас знает, почему именно Георгий Победоносец изображен на гербе?

- В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Однажды на древний город напал страшный дракон-змей. Змей жил в озере, похищал людей и там их пожирал. Чтобы умилостивить чудовище царь посоветовал жителям давать в пищу змею каждый день по жребию своих детей.

Пришла очередь и до дочери царя. И по счастливой случайности в это время к озеру на коне подъехал Святой Георгий. Когда из озера с шумом и грохотом появился страшный змей, Святой Георгий устремился на своем коне на змея и поразил его своим копьем.

Так Святой Георгий спас город от чудовища. Вот поэтому Святого Георгия стали изображать на гербе.

- Где еще можем увидеть герб Москвы?

- Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук.

Мы протянем к солнцу ручки. 

(Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем. 

(Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку,

Отдохнули ножки, спинки.

Выполнение упражнений.

1.3  план города

1.4 достопримечательности города

- Деньги, здания, паспорт, карта, путеводитель

Спросить у прохожих

- Уменьшенное изображение местности

- Выложена из красного кирпича. Красивая.

- Москва - огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно. Особенно тем людям, которые приехали в город впервые. Что же может помочь гостям достаточно легко ориентироваться в городе?

- Карта.

- А сейчас мы пройдемся по самым знаменитым местам Москвы.

- Большой театр - крупнейший центр русской и мировой культуры. В труппе Большого театра - прославленные на весь мир певцы и артисты балета, в его оркестре лучшие музыканты, знаменитые художники готовят к спектаклям декорации.

- А в этом театре артисты - животные. «Уголок дедушки Дурова»

- Третьяковская галерея - Это один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. Основан в 1856 году П.М.Третьяковым, который передал в дар Москве, народу огромную бесценную коллекцию картин. Здание галереи похоже на сказочный терем.

 Галерея была главной целью и смыслом жизни Павла Третьякова.

Уже передав галерею городу, он по-прежнему заботился о ней, покупал новые картины, встречался с художниками. Последними словами его были - «берегите галерею».

- В Москве много храмов. Самый знаменитый храм Москвы - Покровский собор. Он построен в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного. - Существует легенда, что Иван Грозный, увидев какое чудо, сотворили мастера, повелел ослепить их, чтобы не могли они построить где-то храм еще краше. Существует и еще одно, более известное имя у этого храма – Храм Василия Блаженного.

Самый старый - Успенский собор. Здесь проходили коронации царей.

Самый главный храм в Москве - Храм Христа Спасителя.

- Самое высокое сооружение в Москве - Останкинская телебашня. Когда подъезжаешь к городу, ее шпиль виден издалека. Высота 540 метров.

- Есть в башне и смотровая площадка. Если поднимешься туда - вся Москва будет как на ладони.

- В Москве много красивых мест. Самая главная река, от которой возникло название города - река Москва.

- Москву называют портом 5 морей, так как через Москву-реку и каналы имеет выходы в 5 морей.

- Самая красивая улица – это Арбат.

- Главная площадь нашей страны - Красная площадь. - Красная площадь образовалась в 90-х годах XV века и называлась «Торг», а со второй половины XVII века — «Красная». Первоначально была торговой площадью.

- С XVI века и по сей день здесь происходят торжественные церемонии, парады.

- Может быть, кто-нибудь знает, почему эта площадь так называется?

- Ответ на этот вопрос мы найдем в учебнике на странице 106.

- Ну и, конечно, сердце Москвы - это Кремль.

- Кремль - это одно из красивейших сооружений, символ нашей Родины. Здесь

находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врагов.

- А сейчас в Кремле работает Президент нашей страны В.В. Путин.

- В Кремле насчитывается 20 башен. Самая знаменитая, большая, красивая и стройная – Спасская башня.

- На Спасской башне находятся знаменитые Кремлевские куранты - огромные часы. Вес часов 25 тонн. Длина стрелок 2м и 3м.

-Каждая из 20 башен Московского Кремля имеет свое название, свою историю. В путешествие по Московскому Кремлю мы отправимся с Вами в ближайшее время!

5

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

Внимательно случают учителя.

Работают самостоятельно.

https://uchebnik.mos.ru/material/app/379136?sharing_key=dd184858-4c3a-4b18-85ca-bbb69878c3b8

6

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала.

3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей.

Ответы детей на вопросы учителя.

 Кремль

- Москва-река

- Арбат

- Москва

- Юрий Долгорукий

- А сейчас наша прогулка по Москве заканчивается. И мне хочется посмотреть, насколько вы сегодня были внимательны.

1. Что называют Сердцем Москвы?

2. Самая главная река города?

3. Самая красивая улица города?

4. Столица нашей Родины?

5. Основатель Москвы?

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы поставленной цели?

7

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценивание.

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Москва - столица России" 2 класс

Конспект урока  по окружающему миру для учащихся 2-го класса, может быть использован для любого УМК, а также как занятие по Основам православной культуры в 1-м классе по авторской программе Бород...

Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России"

Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России". 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва-столица России"

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва- столица России"...

Презентация "Москва" к уроку "Москва-столица России"

Презентация к уроку"Москва-столица России"...

Москва - столица России.

УМК "Школа России"...

Москва - столица России

Технологическая карта составлена согласно требованиям ФГОС. Создать условия для систематизации знаний детей о родной стране, о столице России - Москве; способствовать ознакомлению с достопримечательно...

Презентация Москва- столица России

Презентация с иллюстративным материалом к уроку по Окружающему миру в 1 классе, программа А.Плешакова....