Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва-столица России"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва- столица России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_okr_mir.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Москва- столица России.

Цели урока:

1         Сформировать понятие «столица», представление о столице России,

          познакомить с достопримечательностями Москвы.

2          Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к историческому    

          прошлому России.

3         Формировать интерес к изучению отечественной культуры и истории.

Оборудование урока:

  1. Учебник по окружающему миру для 2-го класса. Автор: О.Т. Поглазова
  2. Мультимедийный проектор
  3. Зрительный ряд: презентация о Москве.
  4.  Литературный ряд: стихотворения по теме.

Ход урока

  1. Организационный момент. 

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Если много знать хотите,
В страну знаний поспешите.

2.Актуализация знаний.

-Дети садятся в пять групп.

1 Историки.

2 Экскурсоводы по Кремлю.

3 Экскурсоводы по Красной площади.

4 Литераторы.

5 Эксперты.

Блиц опрос:

-Как называется наша маленькая родина, город, в котором вы живёте?

- Как называется родная область?

- Как называется наша страна?

- Как называется главный закон РФ?( конституция)

-Кто является главой нашего государства?

-Какой флаг в России?( трехцветный)

-Когда исполняется гимн России? (в торжественных и особо значимых случаях)

- Какой город является столицей России?

-На берегах какой реки стоит Москва?

- Что изображено на гербе России?

- Что занимает центральную часть герба?(Герб Москвы)

- Знаете ли вы сколько лет нашей столице?(866)

-

За правильный ответ –смайлик. 3 и больше смайликов-«пять», 2-«четыре»,остальные продолжают работу.

3. Сообщение темы урока.

--Значит, мы не всё знаем о столице. И сегодня мы постараемся ответить на эти и другие вопросы о Москве.

Слайд1

4 Работа над усвоением нового материала (стадия осмысления)

- А откуда пошла Москва?

-  Кто же её основал?

-В каком году было первое упоминание о Москве?

- А сколько лет назад произошло основание Москвы?

Слайд2

Материал для «Историков»

Первые упоминания о Москве появились в 1147году.

  866 лет назад из славного города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы – крепости. Полюбился князю удобный холм на берегах Москвы- реки. Место было тихое, рыбное, охотницкое. Обнесли холм деревянным забором, поставили с запада на восток ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. Па́мятник Ю́рию Долгору́кому — московский скульптурный памятник «основателю города», Установлен в 1954 году на Тверской площади , напротив здания Мэрии Москвы .

Слайд3

Материал для «Экскурсоводов по Кремлю»

        Какой памятник в Москве самый известный, с чего начиналось строительство Москвы?  Конечно же, Кремль.

Сначала Кремль был обнесён деревянным забором, как вы думаете, для чего? ( для обороны от врагов)

- Шли годы, и деревянные башни Кремля сменили стены из белого камня. С тех пор Москву зовут белокаменная.

- К сожалению, частые пожары сильно разрушали каменные стены и башни Кремля. Очень часто враги сжигали Москву, и народ снова возрождал её, отстраивал, укреплял, расширял её границы.

Сейчас стены и башни Кремля из красного кирпича, которому не одна сотня лет. В Кремле 20 башен.

Слайд4

        Спасская башня – это одна из самых красивых башен Кремля. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы – куранты. Они занимают 3 этажа.

Слайд5

         Успенский собор – один из самых первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь проходили важные церемонии, венчались на престол русские цари.

Слайд6

        Царь – пушка. Сделана из бронзы. Изготовил её мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире, она никогда не стреляла.

Слайд7

        Есть в Кремле и царь – колокол. Вес его 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал, и откололся «кусок» весом 11 тонн.

ФИЗ МИНУТКА

Слайд8

Материал для «Экскурсоводов по Красной площади»

Кра́сная пло́щадь — главная площадь Москвы, расположенная в центре её радиально-кольцевой планировки посредине между Московским Кремлём (к западу) и Китай-городом (на восток). От площади к берегу Москвы-реки  ведёт покатый Васильевский спуск.

Слайд9

        На главной площади города – Красной, находится ещё один памятник архитектуры, Храм Василия Блаженного. Он построен в память о победе над Казанским ханством. Существует легенда, что царь Иван грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы он не мог построить более красивый храм.

Слайд10

      Памятник Минину и Пожарскому

Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.

Слайд11

Государственный исторический музей (ГИМ) — национальный исторический музей России, расположенный на северной стороне Красной площади в Москве. Также музею принадлежат соседние здания монетного двора и Московской городской думы. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времен и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов.

Слайд12

ГУМ (аббревиатура от «Главный универсальный магазин», до 1921 года— Верхние торговые ряды) — крупный торговый комплекс (универсальный магазин) в центре Москвы, который занимает целый квартал Китай-города и выходит главным фасадом на Красную площадь. 

Слайд13

А также  памятник великому русскому гению – поэту А.С.Пушкину.

        Красива и величава наша столица. Поистине, главный город великой России. Много стихотворений посвящено Москве,послушаем некоторые из них.

Материал для «Литераторов»

Александр Пушкин

(Из романа «Евгений Онегин»)

* * *

Но вот уж близко. Перед ними

Уж белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

Ирина Токмакова

Красная площадь

Мы с детства запомнили эти слова,

И нету прекрасней и проще

Для города имени — город Москва,

Для площади — Красная площадь.

 

На свете немало других площадей,

Героев на свете немало,

Но сколько здесь было отважных людей —

Пожалуй, нигде не бывало!

 

Кто в море уходит, кто в космос летит,

Маршрут пролагая опасный.

Но каждый считает началом пути

Прогулку по площади Красной.

 

Тут встретишь гостей из столицы любой:

Парижа, Софии, Каира!

Давай же сегодня пройдёмся с тобой

По стартовой площади мира.

   

   

 

5 Вывод по уроку делает группа «Эксперты»

Москва – один из______________________________ мира. Это главный город страны, здесь находится правительство и президент.

Москва – __________________________ России. Здесь находятся крупнейшие храмы, монастыри, центр Русской Православной Церкви.

Москва – _______________________________________, в котором располагаются крупнейшие библиотеки, киностудии, театры.

Москва –______________________________. Здесь находится Академия Наук России, главный университет – МГУ.

Москва – общий и ___________________________всех россиян.

Опорные слова  ( научный центр, любимый город, культурный центр страны, духовный центр, крупнейших городов мира)

     6 Оцените свою работу.

    Слайд14

      Тест «Да или нет»

1Городу Москва больше 860 лет._______

2 Москву основал Петр 1.______________

3 Кремль сердце Москвы.______________

4 Из Царь-пушки много раз стреляли.____

5 Москва столица России.______________

6 Москву основал Юрий Долгорукий.____

7Сначала Кремль был деревянный._____

  1. Москва стоит на реке Неве.__________

     9 Первые упоминания о Москве появились в 1147 году.______

7 Домашнее задание.

--Мини сочинение «Моя Москва»

8 Рефлексия

– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя такие слова…

Слайд 15

–узнал

–было интересно…

–больше всего понравилось…

–мне захотелось…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Основной закон России и права человека» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

           Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о Конституции РФ;·...

Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:...

Конспект урока окружающего мира Проект "Города России" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметныезнать: что ...

Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: ознакомление детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.План...