Мой любимый город. Сохранение традиций.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Город Иркутск. История и современность. Сохранение традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_lyubimyy_gorod._sohranenie_traditsiy.docx | 56.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет | Факультативный курс «Наследие» |
Класс | 4 |
Учитель | Тюменцева Любовь Анатольевна |
Тип, форма урока | Урок обобщения пройденного, урок-путешествие |
Технология построения занятия | Игровая |
Тема | «Мой любимый город. Сохранение традиций» |
Актуальность | Выявленные материалы можно использовать при проведении факультативных и классных часов, на уроках ОДНКНР, истории, краеведения, написании творческих работ. Данный материал поможет нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. |
Цель | приобщение учащихся к изучению истории и культуры нашего города. |
Сверхзадача | Формировать устойчиво-положительное отношение к родному городу, Отечеству, как единственной, уникальной для каждого человека Родине. |
Задачи | 1. Активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к истории и краеведению родного края. 2. Развить творческие способности учащихся и навыков исследовательской работы. Развитие нравственность, 3.Расширять кругозор, повышать общий уровень эрудированности. 4. Прививать учащимся любовь к малой Родине, уважения к истории города |
Основные термины, понятия | Отечество, малая Родина, преданность, патриотизм. |
Планируемый результат | Прогнозируемые результаты УУД: Личностные - формировать чувство сопричастности своей Родине, городу, гордости и ответственности; - осознавать понятие «Я как гражданин России»; - сохранять мотивацию к учебной деятельности; - работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные УУД: – уметь ставить цели, сохранять и следовать им в своей деятельности; самостоятельно решать задачи, анализировать материал, делать выводы; - контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Познавательные УУД: - Работать с разными видами информации и ориентироваться в ней; - Выполнять действия по образцу; - Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них; -Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.. Коммуникативные УУД: - развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы; формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; развивать умение принимать коллективное решение. Предметные – Изучать историю города, приводить примеры основных достопримечательностей города Иркутска. |
Организация пространства | Работа проходит в классе, с помощью ИКТ происходит виртуальное путешествие. Работа учащихся на занятии должна быть понятна и иметь смысл для них. У школьников формируются навыки самоорганизации в учебной деятельности. У учащихся формируются определённые способности, УУД, опыт коммуникации. Школьники приобретают опыт рефлексии действия исследования, Занятие соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, рациональной организации урока и способствует развитию эмоциональной активности учащихся. |
Предварительное домашнее задание: | Приготовить поисково-информационные задания по краеведению |
Формы работы | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная |
Оборудование | - мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение: «Гимн Иркутска», фотографии, раздаточный материал, карточки (разрезные), листы бумаги, ручки, шаблоны сердечек разного цвета для рефлексии. |
Ресурсы | 1. Книгопечатная продукция: - Архивные материалы музея ДДТ №5, литература по теме. 2. Технические средства обучения: - презентация к уроку, интерактивная доска 3. Интернет-сайты: |
Общая характеристика урока:
Программа «Наследие» нацелена на изучение темы Иркутска от его основания до современного времени.
Урок по теме «Мой любимый город. Сохранение традиций» является обобщающим в разделе «Паломничество в Иркутскую землю».
Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической значимости общественных процессов, происходивших в нашем городе. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям города.
Технологическая карта
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (УУД) |
I. Организационный | Приветствие учащихся Включение в деловой ритм. Настрой учащихся на работу | Подготовка к работе Психологический настрой обучающихся, обеспечение рабочей обстановки на уроке. | Коммуникативные: согласование усилий по достижению общих целей. |
II. Актуализация знаний | - Звучит песня «Иркутск – середина земли». Учитель. «Любимый Иркутск – середина земли!» - Учитель: Что вы можете рассказать об Иркутске? - Кто догадался, какая тема нашего урока? -Запишите число и тему нашего урока в тетрадь «Мой любимый город» - Какие цели вы ставите для себя на урок? | Обучающиеся предполагают, что урок посвящен Иркутску. - Ответы учащихся. (где находится, история возникновения, Иркутск современный) Ответы ребят: «Иркутск любимый». Выполняют задание. Постановка целей урока учащимися. |
Регулятивные: –способность принимать цели и следовать им в ходе деятельности; Коммуникативные: - слушать, высказывать свое мнение; - Познавательные: - осознавать познавательную задачу; |
Ш. Постановка учебной задачи | Учитель: Здесь, в середине России, сохранилось уникальнейшее творение природы и человека – Иркутская земля. Я приглашаю Вас совершить увлекательную экскурсию по страницам истории нашего города. Скажите, что такое экскурсия? Как вести себя во время экскурсии? Что главное во время экскурсии? Провести путешествие, экскурсию нам помогут ученые-географы, ученые-историки, этнографы, литературоведы, которые сильны в своих вопросах. Чтобы решить эти задачи, я предлагаю вам работать в группах. Каждая группа выберет себе задание и подготовит ответы, данные к каждому заданию. Итак, начинаем работу. |
Ученики работают в четырех группах, предварительно подготовив задание для каждой из них, распределив обязанности. Заполняют бланк ответов. | - Познавательные: - понимать информацию, поиск и выделение нужной информации, Регулятивные: - организация своей деятельности, Коммуникативные: - ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника. Личностные - сохранять мотивацию к учебной деятельности; - работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха в учебной деятельности. |
IV. Изучение нового материала | Учитель. Первая станция нашего путешествия: «Географическая». Слово имеют ученые – географы. Я хочу задать вопрос нашим историкам. Как возник наш город? Ребята показывают инсценировку «В далеком 17 веке» | Ученик 1 группы у карты «Иркутская область») сообщает: Иркутская область расположена почти в центре Азиатского материка. Значительно удалена от всех морей и океанов. Занимает площадь 767, 9 тыс. км, и по размерам территории стоит на шестом месте в России. По площади область превосходит Англию, Японию, Германию, Францию. Город Иркутск является областным центром. Через наш город проходят важные железнодорожные, водные и воздушные пути, обеспечивающие связи с Дальним Востоком и другими регионами России и странами Азии. Численность населения Иркутска 623 869 человек. Инсценировка «В далеком 17 веке». Яков Похабов: «Государя царя великого князя Алексея Михайловича и всея Великие и Малые и Белые России самодержца воеводе Ивану Ивановичу Енисейский сын боярский Якунька Иванов Похабов челом бьет. В нынешнем 169 году июля в шестой день против Иркута реки на Верхнеленской стороне, государев новый острог изволил острог поставить и тут место самое лучшее, угожее для пашень и скотной выпуск и сенные покосы и рыбные ловли все близко…» Ученик. Своё начало город ведёт с Иркутского острога, заложенного казаками под руководством Якова Похабова в 1661 году. Острог - деревянная крепость на месте соединения двух рек: стремительной Ангары и степенного Иркута. От этой реки и пошло название города. Вместе с казаками и землепроходцами новые земли осваивали и священники. Во всех уездах были построены церкви, открыты монастыри. Уже к концу XVII века Иркутск представляет собой небольшой город, здесь возводятся монастыри, формируются предместья. 2 ученик читает стихотворение «Тропою дикою, звериной…» | Метапредметные: Регулятивные: - организация своей деятельности, умение действовать по плану, Познавательные: - применение изученных методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, оценка результатов деятельности. Личностные: - чувство сопричастности своей Родине, народу, истории своей малой родины, осознание «Я» как гражданина России; Регулятивные: - умение планировать и выполнять действия в соотнесении с определенными условиями. Коммуникативные: - ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника |
Физминутка | Левой, правой-шаг вперёд Класс на экскурсию идёт. Смотрим мы по сторонам, Но не видно врага нам. Мы склонились над землёй Слава Родине родной! | Учащиеся выполняют разминку. | Личностные Здоровьесбережение. |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Учитель. Мне в день грядущий заглянуть бы - Мы продолжаем путешествие. Много знаменитых людей посещали наш город и оставляли о нем добрые воспоминания. Давайте спросим об этом у литературоведов? Учитель. Современный Иркутск – это крупный промышленный, научный, образовательный и культурный центр России. Но пройденный городом путь длиною более чем в три века наложил отпечаток на застройку и планировку города, его архитектуру. Иркутск сохранил свой самобытный облик, сочетающий сияние церковных куполов, красоту купеческих домов, монументальность современных зданий и сооружений. В городе сохранилось более 1200 памятников архитектуры, истории и культуры, среди которых выделяются исторически сложившиеся ансамбли. Учитель. Наше путешествие с вами будет неполным, если не вспомним о самом главном богатстве Сибири – это жемчужина Сибири – Байкал. Давайте спросим о чудесном озере Байкале ученых-этнографов. | Учащиеся отвечают на вопросы. Русской Ривьерой назвали туристы солнечные живописные места Иркутской области, сравнимые только с Крымом и Швейцарией. А.Н. Радищев, прибывший в ссылку об Иркутске сказал: «Иркутск есть город, который особливо благодаря его обширной торговли заслуживает внимание отменного. Он есть склад всего торгового дела сей губернии…». Записки революционера Петра Кропоткина говорят: «Пять лет, проведенные мной в Сибири были для меня настоящей школой изучения жизни и человеческого характера… Растительность Сибири по богатству напоминает флору Южной Канады…» А.П. Чехов, совершая поездку на остров Сахалин, писал об Иркутске: «Из всех сибирских городов самый лучший Иркутск - это интеллигентный город ,есть музеи, театры, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы». Группа историков. 20 век – время бурного развития. С 1919 по 1920 гг. город был в центре политических событий - это связано с пребыванием здесь сибирского правительства верховного главнокомандующего А. В. Колчака. В годы первых пятилеток были построены новые фабрики и заводы. Огромный вклад Иркутск внес в Великую Победу, в дни войны стал тыловой базой фронта, здесь формировались знаменитые сибирские дивизии, о героизме которых ходят легенды. В 50-60 годы в Иркутске создается ряд исследовательских институтов, формируется уникальный научный центр России. Что сказать о сегодняшнем Иркутске - это город с развитой промышленностью сегодня, это процветающий и культурный город, открываются новые музеи и культурные центры, связуя иркутские времена и судьбы. Ученые – этнографы. Русские давно слыхали, что где-то посреди Сибири есть огромное озеро. Но как оно называется - никто про то не знал. Когда купцы, а потом казаки за Урал перевалили и стали к большим рекам Оби и Енисею подходить, они узнали, что около озера, которое денно и нощно кипит, вокруг него люди живут. Узнали, что то озеро богато рыбой, а по берегам разные звери ходят, да такие дорогие, которых на свете больше нету. Шли те купцы и казаки к морю несколько лет. Дошли и видят перед собой Шаманский камень. Он им дорогу перегородил. У местных народов Шаман-камень имел религиозное значение: это камень злых духов - онгонов. На камне совершались дикие обряды жертвоприношения. Покрутились казаки с купцами около Шаман-камня. Как же им Шаман-камень перевалить или горы объехать? Подошел к ним неведомый человек и назвался бурятом и повел русских новой дорогой, вывел их на берег моря и сказал: «Байгал!». Русские спросили его, что это такое, он им ответил: «По-нашему значит «огненное место», здесь раньше сплошной огонь был, потом земля провалилась и стало море. С тех пор мы зовем наше море «Байгалом». А мы - Байкалом. Потом началось изучение Байкала. В период великой Северной экспедиции побывали здесь, исследуя Сибирь, первые российские академики. На берега Байкала попали польские ученые-ссыльные, участники восстания 1863 года, много сделавшие для первых научных выводов о природе озера. Сейчас изучение озера продолжается, и оно хранит еще немало тайн, скрытых от нашего взгляда. | Метапредметные: Регулятивные: - организация своей деятельности, умение действовать по плану, корректировать свои действия; Познавательные: - поиск и выделение нужной информации, применение изученных методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные: - чувство сопричастности своей Родине, народу, истории своей малой родины, Личностные: Оценивание усваиваемого содержания, исходя из своих личностных ценностей. Метапредметные: Регулятивные: - оценка своих действий; -выделение и осознание учащимися того, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: -выполнение нормы речевого поведения, участие в диалоге, умение строить свои высказывания. - согласование усилий по достижению общих целей, организации совместной деятельности, умение обосновывать и доказывать собственное мнение. Личностные: Оценивание усваиваемого содержания, исходя из своих личностных ценностей. Метапредметные: Регулятивные: - организация своей деятельности, умение действовать по плану, корректировать свои действия;
Познавательные: - поиск и выделение нужной информации, применение изученных методов информационного поиска, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, оценка результатов деятельности. |
Учитель. Помимо красоты иркутского края, есть и печальная и суровая сторона. Наш путь лежит мимо каторги и сибирских тюрем. Ведь все прекрасно знают, какую роль в истории нашего города сыграли ссыльные декабристы, революционеры, борцы за свободу. Они научили и сибиряков бороться за справедливость. Давайте зададим вопрос Ученому – историку – кто такие ссыльные? За что царское правительство ссылало неугодных царю? Учитель. Иркутск рос, развивался. Его нельзя представить без русских традиций, обрядов и обычаев. Они являются неотъемлемой частью культуры русского народа. Какие традиции вы можете назвать? Учитель. Очень важно чтить традиции и обряды земли, на которой мы живём. Будучи бесценным опытом, накопившимся за годы существования поколений наших предков, русские обычаи знаменуют собой духовную память народа. Именно поэтому их необходимо хранить и почитать. Ведь земля отцов наших — это и наша земля. | Ученые – исследователи (ученый-историк. обращая внимание на портреты декабристов, ссыльных революционеров) Иркутская земля со времени царя Алексея Михайловича считалась краем каторги и ссылки. Через Иркутскую губернию прошли многие декабристы, участники польского восстания. Иркутский Александровский централ посетили М.А. Бакунин, П.Ф. Якубов. Были и марксисты – М.В. Фрунзе, В.М. Молотов, И.В. Сталин, Г.К. Орджоникидзе. Поселенцы – декабристы, оказали наиболее существенное влияние на развитие края. С. Волконский, С. Трубецкой, А. Муравьев, В. Давыдов, Е. Оболенский. В.Ф. Раевский -в разное время находились более 40 декабристов. Они лечили местное население, обучали крестьян, выращивали диковинные растения. Особенно заметный вклад оставили декабристы в просвещении. Многие сами преподавали в школе. В настоящее время в домах декабристов открыты музеи, в их четь названа площадь. Прием «Корзина идей» Ученики называют известные им традиции, о некоторых из них рассказывают подробно. Зимой, после зимнего солнцеворота, приходило время для чествования Коляды. В рамках традиций русского народа в эту ночь не спали, а облачались в забавные звериные маски и ходили по дворам — колядовали. В традиции русского народа было издавна принято закатывать пир горой. Удалая, весёлая Масленица издавна считалась одним из любимейших зимних русских праздников. | Личностные: - чувство сопричастности своей Родине, народу, истории своей малой родины, , осознание «Я» как гражданина России. Коммуникативные: - умение обосновывать и доказывать собственное мнение, умение договариваться и находит общее решение.
Личностные -внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Метапредметные: Регулятивные: - оценка своих действий; Коммуникативные: -выполнение нормы речевого поведения, участие в диалоге, умение строить свои высказывания; Познавательные: - проводить обобщение, анализировать. | |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Учитель. Вот и подходит к концу наша экскурсия. Ученые-литературоведы подготовили для вас викторину. Учитель. Предлагаю выполнить творческое задание. ∙ Придумайте и запишите прилагательные, характеризующие город Иркутск И – исключительный, исторический Р - радостный К - красивый У - уникальный Т - таинственный С - старинный К – культурный, колоритный | Литературоведы проводят викторину. Викторина:
Чтение стихотворения учащимися. Иркутск Мой дивный край - родная сторона, твои глаза полны Байкала сини. Родной Иркутск - сибирская земля, Ты середина матушки России. Людьми своими славился всегда, делами их, душевностью и силой. Суровый край - родная сторона. Ты середина матушки России. Ты стариною зодчества красив, резьбой узоров и небесной сини, Таёжный край - иркутская земля, Ты середина матушки России Когда звонят твои колокола, в их перезвоне благовеста сила. Родной Иркутск - ты Родина моя, Ты середина матушки России. автор: Любовь Тарасова-Никитина | Личностные: Оценивание усваиваемого содержания, исходя из своих личностных ценностей. Коммуникативные: - согласование усилий по достижению общих целей, организации совместной деятельности, умение обосновывать и доказывать собственное мнение. Регулятивные: -выделение и осознание учащимися того, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: Оценивание усваиваемого содержания, исходя из своих личностных ценностей. Коммуникативные: - согласование усилий по достижению общих целей, организации совместной деятельности. |
Учитель. Закончить наш урок я хочу словами М.В. Ломоносова: " ... Колумбы Росские, презрев угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша досягнет в Америку держава". Его слова "российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном» до сих пор актуальны. Учитель. На столах у вас лежат разноцветные сердечки. Выберите одно из них и выйдя к доске, поделитесь своими впечатлениями об уроке. Дайте свои пожелания нашему городу и нам, жителям его. Спасибо за урок! | (фоном звучит музыка «Иркутск- середина Земли) Ребята, по очереди, выходят к доске с сердцами, делятся своими впечатлениями и прикрепляют к доске рядом с фотографиями разных видов города. | Личностные - формировать чувство сопричастности своей Родине, городу, гордости и ответственности; - сохранять мотивацию к учебной деятельности; - работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха в учебной деятельности. |
Литература
1. Иркутск. Энциклопедический словарь / С.И.Гольдфарб – Иркутск, Агенство «Комсомольская правда»- Байкал», Иркутское отделение фонда культуры, 2006.- 368 с.
2. Гольдфарб С.И. Весь Иркутск.- Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992.- 304 с.
3. Дулов А.В. Исторические памятники древнейшей части Иркутска. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983.- 32 с., ил.
4. Земля Иркутская. 1917-1967/ сост. Е.Г. Бандо, А.И. Гайдай, И.И. Кузнецов и др.- Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1967.- 448 с.
5. Иркутск: из прошлого в будущее. – Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990.- 284 с.
6. Интернет-сайты.
Приложение
Тропою дикою, звериной Срубили здесь землепроходцы | Тайга все дальше отступала, И вырос город величавый Так первым стал Иркутск по праву |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любимый город Шебекино - тебе посвящаю!
Праздник, посвящен освобождению нашего любимого города Шебекино......
Проект.Виртуальный музей «Мой любимый город»
Идея создания нашего музея простая и бесхитростная - мы хотим собрать, систематизировать и обнародовать банк данных, связанный с происхождением и развитием нашего города.Нами двигает...
Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"
Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....
План-конспект урока по окружающему миру "Мой любимый город"
План-конспект урока по окружающему миру на тему "Мой любимый город", цели которого: -закрепить знания детей о родной стране, о столице России – Москве;-воспитание чувства патриотизма и любви к ро...
"Шымкент-мой любимый город"
Красочно-оформленная работа о прекрасном городе Казахстана-Шымкенте. Для скачивания материала воспользуйтесь ссылкой:http://depositfiles.com/files/kxnj7uvl...
Квест – игра «Город любимый, город родной!»
Методическая разработка занятия для внеурочной деятельности по теме «Люблю тебя мой край родной!» разработана для учащихся начальной школы....