Проект по окружающему миру "Весна идет"
проект по окружающему миру (2 класс)

Тамара Васильевна Полонова

Проект направлен на ознакомление младших школьников  с родным краем Республикой Бурятией и сезонными изменениями в природе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vesna_idet.docx81.05 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Тема:Проект «Весна идёт!» 2 класс

Данное мероприятие проводилось во втором классе учителем начальных классов в форме проектной деятельности, которая направлена на ознакомление ребят с изменениями в живой и неживой природе с наступлением весны. Была организована творческие работа, в результате которой учащимся предлагалось оформить страницы книги о весне.

Тема проекта соответствует государственному стандарту начального общего образования по окружающему миру, литературному чтению и музыки. Использован материал из курса литературного чтения Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, учебников музыки Ригининой и окружающего мира Плешакова. Проект несёт экологическую направленность.

Результатом практической работы школьников являлось создание книги "Весна идёт!", в которой рассказывается об основных изменениях в живой и неживой природе с наступлением весны, о перелётных птицах и первоцветах Кяхтинского района Республики Бурятия. В ходе мероприятия учащимся предлагалось обсудить ответы на основополагающий (С чего начинается пробуждение весны?) и проблемный вопросы (Почему весну называют утром года?) Работа по данной теме является значимой, поскольку знания о признаках изменения в живой и неживой природе, полученные в ходе проекта, будут являться основой для дальнейшего, более глубокого, изучения. В ходе работы над проектом ребята учились наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность её событий в природе и их связи. Ученики работали по заданной теме, используя карточки, картинки и составляли клише. Групповая работа способствовала развитию коммуникативных навыков. Создание книги каждой группы являлось конечным результатом данного мероприятия.

Тема: «Весна идёт!»

Направленность: экологическая

Актуальность: данное мероприятие направлено на ознакомление младших школьников с родным краем Республикой Бурятией и изменениями в природе.

Целевая аудитория: 2 класс, 8 лет.

Роль и место воспитательного мероприятия:проведено совместно с учителем музыки, прослеживается связь между следующими предмами: окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, литературное чтение.

Цель: познакомить с природными измениями в природе.

Задачи: обучать наблюдению признаков весны,

определять последовательности событий в природе и их связи,

анализ изображения весны в произведениях художников и поэтов, композиторов.

Планируемые результаты:

  • личностные

учащиеся получат навыки делового сотрудничества со сверстниками;приобретут навыки оценивания собственной учебной деятельности.

  • метапредметные

развитие умения работать в группе, вступать в речевое общение, понимать собеседника, признавать право на иное мнение, ставить цель, планировать свою деятельности, соотносить результат своей деятельности с поставленной целью, презентовать подготовленную информацию в наглядном виде.

  • предметные

развитие умения устанавливать причинно - следственные связи между весенними явлениями природы, между изменениями в неживой и живой природе; обогащать словарь по лексической теме «Весна»; формировать навыки построения связного текста.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора: Мероприятие проводилось в форме групповой работы, где происходит овладение навыками общения, обеспечивающее вызов интереса рк теме и определение цели ее рассмотрения. Работа над творческим проектом способствует развитию потенциала учащихся и умению работать совместно.

Педагогические технологии:

#1048;нформационно – коммуникационная технология

2. Технология развития критического мышления

3. Проектная технология

4. Здоровьесберегающие технологии

5. Технология проблемного обучения

6. Технология интегрированного обучения

7. Групповые технологии.

Методы: Словесный, проблемный, частично- поисковый.

Приёмы:работа с аппликацией по теме, составление логической схемы, проблемная ситуация.группировка.

Этапы подготовки:

Подготовительный этап

- составление плана работы над проектом;

- создание стартовой презентации.

Вводный этап

- организация работы со стартовой презентацией;

- оценивание учителем и самооценивание обучающимися знаний и умений по теме "Весна идёт»";

- создание рабочих групп;

- распределение обязанностей участников групп.
Работа над проектом

Работа с источниками информации:

- сбор и поиск информации;

- анализ и систематизация информации.

Оформление результатов проекта

- оформление результатов работы;

- консультирование обучающихся;

- выполнение творческих работ.
Заключительный этап

Книга о весенних изменениях в природе.

Рефлексия, итоговое оценивание.

Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия:

Кадровые:

Учитель начальных классов Полонова Т.В.

Методические:

Учебник «О кружающий мир» А.А. Плешаков 2 класс,

учебник « Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого 2 класс,

учебник «Музыка» Г.С.Ригина 2 класс

Материально – технические: проектор, компьютер

Рекомендации: Данная методическая разработка рекомендована для учителей начальных классов и классных руководителей.

Тема: Проект «Весна идёт!»

2 класс

Задача: обучать наблюдению признаков весны, определять последовательности событий в природе и их связи.

Планируемые результаты:

  • личностные

учащиеся получат навыки делового сотрудничества со сверстниками; приобретут навыки оценивания собственной учебной деятельности.

  • метапредметные

развитие умения работать в группе, вступать в речевое общение, понимать собеседника, признавать право на иное мнение, ставить цель, планировать свою деятельности, соотносить результат своей деятельности с поставленной целью, презентовать подготовленную информацию в наглядном виде.

  • предметные

развитие умения устанавливать причинно - следственные связи между весенними явлениями природы, между изменениями в неживой и живой природе; обогащать словарь по лексической теме «Весна»; формировать навыки построения связного текста.

#1054;рганизационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча будет творческий, а результатом нашей деятельности станет создание книги. А о чём же она будет?

Посмотрите, как ярко светит солнышко, как ласково оно нам улыбается! Улыбнитесь солнышку, друг другу. Садитесь. Отгадайте загадку:

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня : (Весна).

- По каким признакам вы узнали время года? (заслушиваются предположения детей)

Так о чём мы сегодня будем говорить? (сегодня на уроке мы будем говорить о весне, об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе)

Знаете ли вы, что весна бывает разная? Отгадайте названия месяцев:

Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц?
Кто узнает?
(март)

Март - первый месяц весны, начало весны - весна света. Солнце светит ярче, увеличивается световой день. Все короче становится ночь - длиннее день. От солнечного тепла снег тает, темнеет, становится рыхлым, появляются проталинки. По утрам и вечерам ещё холодно.

Будит лес, поля и горы,
все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех...

Апрель - второй месяц весны, середина весны - весна воды. Бурно тает снег, бегут ручьи, на реках начинается ледоход, разлив рек, на озёрах треснул лёд, ходить по нему опасно. Но с приходом весны: набухают почки, прилетели грачи, скворцы, жаворонки; появляются первоцветы и трава. Улетают на север снегири, синицы и свиристели. Из берлоги вылезают медведи, выводят медвежат.

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ...

(Май.)

.

Май - третий месяц весны. Кругом растёт трава, первые весенние цветы. Зашевелились ожившие муравьи, вылетают бабочки и пчёлы. На лесных пригорках на солнышке греются ящерицы. Распускаются листочки на деревьях и кустах. Цветут деревья: яблони, черемуха, сирень. Птицы высиживают яйца в гнездах, выводят птенцов. Люди работают в поле, на огороде: копают землю, высаживают семена овощей. В поле сеют пшеницу, рожь.

- Какой месяц относится к ранней весне?

-Почему? (похожа на зиму)

- А какой к поздней?

-Почему? (похожа на лето)

Весну воспевали многие поэты, художники, композиторы, Прослушайте стихотворение «Весенние воды», которое было написано в 1830 году ,187 лет назад Федором Ивановичем Тютчевым.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Вот так воспел пробуждение природы поэт.Вам понравилось произведение? Что вы представили?

- Как вы думаете а с помощью чего воспевают красоту весеннего пробуждения музыканты? (С помощью нот. В их композициях слышится светлая музыка, полная тепла и ласки)

Сергей Васильевич Рахманинов написал музыку на это стихотворение в 1896 году, 121 год назад. Давайте прослушаем это произведение.

Вы посмотрели презентацию к произведению. Какое чувство вы испытывали, когда его слушали?

Да, это призыв весны. Отражается торжественность и сила вдохновения наступающей весны.

- С помощью чего художники передают красоту природы весной? (разнообразием «теплых» красок)

Рассмотрите картину C:\Users\user\Desktop\март.jpg

- Как вы определили время года на картинах (Снег тает и образует проталины. На деревьях нет снега, Свет солнышка тёплый, жёлтый, Небо ярко – синее, Так и хочется выйти на улицу и вдохнуть чистый воздух)

Иссак Левитан «Март» написал картину в 1895 году, 122 года назад.

Звучит песня «Весенняя капель»

Текст - Весенняя капель

Что за музыка на улице слышна

Это снова на дворе поет весна

Птичьи трели засвистели и капели зазвенели

Веселой музыкой вся улица полна

Припев:

Открывайте шире двери

Просыпайтесь птицы, звери

Отступила злая зимушка - зима - а - а

Позабыли мы про стужу

Стали нам совсем не нужны

Холод и немая тишина

Зимний холод и немая тишина

#1063;то за музыку я слышу за окном

Все растаяло, что было зимним сном

И весенним водопадом звон сосулек громко капал

Засмеялось зазвучало все кругом

Припев тот же

#1069;та музыка, как вешняя вода

С нею нам не будет скучно никогда

Там мелодия повсюду вместе с нею петь я буду

Эту музыку запомню навсегда

Припев тот же.

- Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины, стихотворение?

-Хочется грустить или радоваться?

Почему?

Почему весна - одним из самых любимых времен года? ( Весна – это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора).

IV. Работа над новым материалом.

Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение С.Рахманинова, познакомились с содержанием картин художников, послушали стихотворение, но все это писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы с вами попробуем создать книжку о весне. Для этого нужно лишь только очень постараться.

Итак, перед вами стоит проблемный вопрос:

Почему весну сравнивают с утром года?

( ответы учащихся). Более полно ответить на этот вопрос поможет наш урок

Мы разделились на группы. Давайте вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе могут быть такими:

 «Говори спокойно, только по делу»;

 «Говори по очереди»;

 «Слушай своих товарищей внимательно»;

 «Убедись, что в разговоре участвует каждый»;

 «Обращайся к товарищу по имени»;

 «Уважай мнение каждого участника группы».

Перед вами лист 1. Напишите тему проекта ВЕСНА ИДЁТ!

Работа на листе № 1.

#1047;АДАНИЕ 1

Запишите признаки весны, на эту работу вам отводится 5 минут.

Проверяем.

#1047;АДАНИЕ #1054;дним из признаков весны является прилет птиц.

А сейчас в нашу книжку мы будем подбирать перелетных птиц.

- На партах у вас лежат листы с изображением птиц. Необходимо вырезать, наклеить и подписать перелётных птиц из листа Б.

Давайте проверим.

#1047;АДАНИЕ 3.

Перед вами стихи о цветах, выберите и наклейте цветок, который называют в народе первоцветом и подберите к нему стихотворение из листа В.

А знаете ли вы, что обозначает это слово?

Проверка.

Что вы знаете об этом цветке?

Название «подснежник» связано с ранним цветением растений- они появляются сразу из-под снега. Как и многие другие первоцветы нуждаются в государственной охране, занесён в Красную книгу.

#1047;АДАНИЕ 3

Подборка глаголов.

- Проблемный вопрос нашего урока «Почему весна- это утро года.» (пробуждение природы)

- Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло...)

Перед вами листы - клише.

Используя слова в скобках, заполните пропуски в предложениях. Также можете вставить своё слово.

Клише

(фраза, выражение, воспроизводимое по образцу)

#1055;ришла весна. Земля мерзлая, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё чудесно! Воздух прозрачен и свеж.

Солнце ярко ____________ (светить, сиять, сверкать).

2. Река уже проснулась и скоро_______________ (зареветь, зашуметь).

4. Деревья уже живут и _______________ (дышать, качаться, проснуться).

5. Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.

#1055;роверка: Прочитайте предложения, которые вы написали.

- Какие красивые предложения у вас получились!

- Как вы назовёте вашу книгу?

  • Вот и весна пришла.
  • Весна.
  • Красавица-весна.

Оформите титульный лист вашей книги.

#1042;ЫВОД: ВЕСНУ НАЗЫВАЮТ «УТРОМ ГОДА» ПОТОМУ ЧТО_____________________________________________________

6. ЗАПИШИТЕ УЧАСТНИКОВ СВОЕЙ ГРУППЫ .

САМООЦЕНКА

Каждый из вас сегодня работал на уроке. Оцените работу своей группы.

РЕФЛЕКСИЯ

А теперь перед вами листочки разного цвета.

Если вы были активны- выберите красный цвет.

Если были артистичны- выберите зелёный цвет.

Если были внимательными – жёлтый цвет.

Спасибо за урок.

ЛИСТ А (1)

_______________________________________________________

Время года

ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

_______________________________

название

___________________________

название

______________________________

название

_____________________________

название

ЛИСТ А (2)

ПЕРВОЦВЕТ

_________________________________________________________

Название цветка

#1055;ришла весна. Земля мерзлая, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё чудесно! Воздух прозрачен и свеж.

Солнце ярко _________________________(светить, сиять, сверкать).

2. Река уже проснулась и скоро_______________ (зареветь, зашуметь).

4. Деревья уже живут и _________________ (дышать, качаться, проснуться).

5. Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу.

ВЫВОД: ВЕСНУ НАЗЫВАЮТ УТРОМ ГОДА __________________________________________________________________

РАБОТУ ВЫПОЛНЯЛИ:_____________________________________________

План выступления:

1. Представить членов своей группы.

2. Назвать тему проекта (о чём ваш проект).

3. Рассказать, какие тексты и рисунки были выбраны. Пояснить, почему именно такие.

4. Сделать вывод и объяснить его.

5. Поблагодарить одноклассников за внимательное слушание и интересные вопросы.

Лист продвижения по проекту

Сбор информации и оформление странички

Положите перед собой листы А, Б, В. 

 #1042;озьмите лист А. Напишите название времени года.

Запишите 5 признаков весны.

 3. Выберите среди рисунков на листе Б подходящее изображение птицы. Вырежьте его, приклейте в нужное место на листе А.

 4. Запишите название птицы

 5. Выберите среди рисунков на листе Б подходящее стихотворение о цветке. Вырежьте его, приклейте в нужное место на листе А.

 4. Нарисуйте этот цветок.

 #1053;айдите текст с пропущенными словами.Прочитайте его, выберите

и вставьте слово из скобок.

 6. Запишите вывод.

 7. Подпишите на вашей странице фамилии всех участников группы или пары.

 8. Завершите оформление странички. Будьте аккуратны!

2. Подготовка к представлению своей работы

 Почитайте план выступления на листе.

Обсудите и решите, как будете рассказывать о своей работе: по очереди, кто-то один или те, кого вы выберете.

3. Слушание выступлений одноклассников.

4. Оценивание своей работы и работы других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по внеклассному чтению и окружающему миру «Идет коза рогатая…» 1 класс для обучающихся с ОВЗ.

Успешность включения ребенка в учебную деятельность, становление его самостоятельности, развитие способности к сотрудничеству заложены в основу реализации системно - деятельностного подхода, который о...

Паспорт - визитка проекта по окружающему миру. Тема проекта "Путешествие по родному посёлку"

Педагогическое портфолио проекта«Родной город (село)»учителя начальных классовМОУ «Лесогорская СШ»  Шатковского районаБухвалова Галина Михайловна...

Паспорт проекта по окружающему миру 3 класс 1 часть Раздел: Эта удивительная природа, Тема: Разнообразие веществ, Тема проекта "Какие есть нестандартные способы использования крахмала"

Паспорт проекта по окружающему миру 3 класс 1 часть, Тема проекта "Какие есть нестандартные способы использования крахмала"...

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Проекты по окружающему миру

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике...