Интегрированный урок окружающий мир + математика по функциональной грамотности
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Хайреева Альбина Назировна

Урок окружающего мира и  математики  в 3 классе (по естественно-научному направлению финансовой грамотности)

Тема: "Экскурсии в природные сообщества родного края. Лес." Работа над единым текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_i_po_matematike_v_3_klasse.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира и  математики  в 3 классе (по естественно-научному направлению финансовой грамотности)

Тема: "Экскурсии в природные сообщества родного края. Лес." Работа над единым текстом.

Цель урок:  формирование представления учащихся о лесе, как природном сообществе.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить детей с разнообразием лесных обитателей

Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли; развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Воспитательные: формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: групповая.

Средства обучения:

Технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор, экран;

Программные средства: презентация, подготовленная в Power Point, CD, аудиозапись «Звуки леса».

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствуем всех, кто время нашел.

И сегодня на урок к нам пришёл!

Посмотрите друг на друга в глаза, улыбнитесь себе и гостям.

 2. Аутогенная тренировка.       

- Ребята! Сегодня чудесный день, потому что светит солнце, которое всех любит и греет. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направьте к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро. А теперь направьте к ней лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку.   Наша звездочка стала большой, как солнце.

Расставьте свои руки в стороны и поделитесь друг с другом теплыми чувствами, добрыми мыслями. Садитесь.

- Дети, я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете и взяли с собой умения слушать и слышать, думать и обобщать.

     - Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь (включатся магнитофонная запись «Звуки леса»  (появляется на доске рисунок леса)

- Ребята, где мы оказались? (в лесу)

-Кто, что услышал? (Поют птицы, стрекочут кузнечики, мухи гудят, дятел стучит по дереву…)

3. Постановка темы и целей урока.

- Я хочу пригласить вас сегодня в лес.

В добрый, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Если внимательны будете дети,

Тайны чудные откроете эти.

- Перед вами лежит текст. Прочитаем текст: (у каждого ученика на парте лежит распечатанный текст)

            Олег и Женя идут в ближний лес за грибами. От ветра шумят ветви высоких сосен. На их коре застыла ручейками золотая смола. Под ногами трещат сухие сучья. По травинке ползет божья коровка. Она распахнула два маленьких крылышка и улетела.

            Рядом с березкой высится гигантский   муравейник. От него лучами разошлись во все стороны узкие дорожки. По ним бегут муравьи. Они тащат пушинки, иголки.   Какая мощная армия строителей!

              С запада плывут легкие облака. Но они не закрывают солнца. Дождя днем не будет.

4. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.  (Работа по карточкам)

- Где оказались дети? ( в лесу)

- Какие правила соблюдать должны дети  и взрослые в лесу?

В лесу надо вести себя очень осторожно, чтобы не навредить растениям и животным. Поэтому необходимо выполнять следующие правила поведения:

- не шумите, не тревожьте обитателей леса;

- не рвите цветы, не ломайте деревья;

- не разоряйте гнёзда и муравейники;

  - Ребята, а вы хотите узнать кто на земле самый сильный?

Загадка:

Живёт в лесу малыш изящный,

Пусть ростом мал, да работящий.

Весь день без устали снуёт –

То прутик, то брёвнышко несёт (муравей)

(Показ иллюстрации муравья.)

- Самый сильный на земле – муравей!

- Ребята кто из вас видел живого муравья?

-Давайте, вспомним как он выглядит? Опишем его портрет. (крошечный, обычно меньше двух сантиметров в длину, как и все насекомые имеют 6 ног)

Задача №1

- Сколько ног у двух муравьёв? (2*6=12 ног), сколько ног у пяти муравьев? (5*6=30 ног)

-Найдем предложения из текста, где говорится о муравьях. Прочитайте первое  предложение (Рядом с березкой высится гигантский муравейник)

- Как вы понимаете  высится, гигантский? (рисунок муравейника)

   Интересно наблюдать, как муравьи строят муравейник. Вначале они находят и тщательно обследуют место для нового дома.  Место должно находиться в тени, иметь нормальную влажность и вентиляцию. Внешний вид муравьиного дома внешне напоминает гору, строят общий дом муравьи из различных травинок, листочков, хвоинок, земли, коры, внутри которого кипит интересная жизнь. Строительный материал тщательно измельчается и склеивается муравьиным клеем. Работа ведется очень аккуратно и основательно, на века. Строительство продолжается круглосуточно, поскольку колония муравьев быстро растет. Практически всю свою жизнь эти трудяги строят свое жилище, увеличивая его и в глубину, и в высоту. Сверху устройство муравейника представляет собой насыпь конусообразной формы с небольшими отверстиями-входами. Такая форма неслучайна — она позволяет муравейнику хорошо прогреваться солнцем, не промокать при дожде, получать необходимый доступ кислорода. С годами муравейник вырастает до нескольких метров в высоту. Капли дождя, которые попадают на внешний слой, не проникают внутрь. Открытые входы, которые охраняются многочисленным войском солдат, являются вентиляционными шахтами, через которые в муравьиный дом постоянно поступает воздух. В Томской области учеными был обнаружен огромный муравейник высотой 3 метра и в диаметре около 5 метров. Специалисты считают, что это сооружение строилось около 20 лет.  

Задача № 2

Муравейник разорять нельзя! Лучшее средство сохранить муравейник – огородить его. Так мы спасём муравьев от зверей, которые хотят полакомиться этими насекомыми.

- У каждого на парте лежит геометрическая фигура. Ребята огородили муравейник, изгородь имеет форму прямоугольника, длина 5 см, ширина 3 см. Найдите площадь и периметр этого ограждения.

S=a*b=3*5=15см

P=(a+b)*2=(5+3)*2=16см

-Прочитайте второе и третье предложение. О чём оно? Как вы понимаете слово лучами разошлись?

Существует огромное количество видов муравьев. Есть быстрые муравьи, есть те, которые помедленнее. В одном муравейнике могут быть муравьи, которые несут ответственность за разные функции его жизнеобеспечения. Есть муравьи, которые строят, другие приносят еду и так далее. Есть муравьи, которые несут охранные функции, они работают в муравейнике как разведчики. Эти муравьи очень хорошо ориентируются на местности и могут быстро найти дорогу в муравейник. Муравьи, которые занимаются добыванием еды – фуражиры уходят на расстояние до 200 метров от муравейника и потом возвращаются домой, используя так называемый «запах тропы». Когда они уходят, по месту своего пути они оставляют пахучие метки. Еще они используют свою способность отмерять шаги, чтобы найти кратчайший путь до дома. Есть кочевые виды муравьев, которые находятся в пути во время своего кочевания до 2-3 недель.

В зависимости от среды обитания муравьи приспособились к ним и ведут отличный от других муравьев образ жизни. Например, самым быстрым назван Сахарский серебристый муравей. Он может преодолеть расстояние в 108 раз длиннее, чем его собственное тело всего за секунду, примерно один метр в секунду. Это связано с тем, что им приходится перемещаться по раскаленному солнцем песку, поэтому этот вид муравьев передвигается, опираясь сразу на шесть лапок. При перемещении все шесть лапок у них одновременно отрывается от земли.

Физкультминутка «Хорошо гулять в лесу!»

Вот высокая сосна,

К солнцу тянется она.

Над поляной дуб старинный

Ветви в стороны раскинул.

Ёлочка к нам тянет ручки,

Солнце вышло из-за тучки.

Погуляли мы, ребята.

А теперь пора за парты.

 

-Разберем  следующее предложение текста (Они тащат пушинки, иголки.)   

 - Какой вес может поднять муравей?

Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.

- Если представить, что Вова – муравей, то он сможет унести на себе 10 мальчиков из нашего класса? ( нет, а муравей может нести на себе груз в 10 раз тяжелее)

  Если бы человек был наделен подобной силой, то он без проблем поднимал бы около 4-5 тонн. Но никто из людей не способен поднять столько тонн. Это позволяет сделать вывод, что сила муравья превосходит человеческую во много раз. Многие люди просто недоумевают, почему подобные насекомые наделены такой способностью. Видимо, и поэтому так звучит восклицательное предложение:

- Какая мощная армия строителей!

Задача №

Длина сосновой иголки, которую тащил на спине муравей 60 мм, а длина тела рабочего муравья  1 см. На сколько мм сосновая иголка длиннее муравья?

1 см=10мм

60-10=50(мм)

Ответ: на 50 мм (и для него эта сосновая иголка, как для нас бревно).

  VII. Рефлексия

-Понравилось вам в лесу?

-Хочется еще сюда прийти?

Где было трудно?

Что услышали в лесу?

Что увидели в лесу?

Что удивило?

Что насторожило?

- Вы сегодня очень хорошо работали. Выполнили много разнообразных заданий. Теперь подведем итоги нашей с вами работы.

- Вот и подошёл к концу наш урок, ребята, вы можете сейчас украсить наш класс цветами.

Те ребята, кто работал активно, всё понял на уроке и сможет объяснить другому - возьмите лепестки зелёного цвета.

-те ребята, кто работал хорошо - возьмите лепестки жёлтого цвета

-те ребята, кто старался, но у них не всё получалось - возьмите лепестки красного цвета.

  Посмотрите, как красиво стало вокруг!

-Я с вами вполне согласна. Сегодня все потрудились на славу. Молодцы, ребята! Спасибо вам!

Итог урока:

Ну вот, друзья урок закончен наш,

Мы математику с природой помирили.

О насекомом много интересного открыли

Примеры и задачи мудрые решили.

Я думаю, что хотя бы один ученик из нашего класса станет экологом, но не забывайте, что любой эколог и даже человек любой другой профессии должен хорошо знать математику!

Ученикам раздаются конверты с карточками, на которых написаны слова.

1 ряд: Враг природы тот, кто лес не бережёт.
2 ряд: Лес – богатство и краса, береги свои леса.
3 ряд: Лес не школа, а всему учит.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающий мир + математика "Экосистема луга" 2 класс

Интегрированный урок во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" предусматривает парную и групповую работу, систематизирует знания учащихся о "профессиях" членов экосистемы луга, о роли луга в жизни ...

Интегрированный урок (окружающий мир + математика) во 2 классе. Тема: "Певчие птицы. Закрепление изученного.".

На этом уроке ребята не только закрепляют умения решать примеры, уравнения, задачи изученных видов, но и получают возможность прикоснуться к тайнам природы. Выполняя математические задания, ученики уз...

Презентация к интегрированному уроку (окружающий мир+математика) в 3 классе "Экологическая безопасность"

Презентация к интегрированному обобщающему уроку содержит вопросы и ответы по разделу "экология" за 3 класс по предмету окружающий мир, а так же математические задачи на экологическую тематику....

Интегрированный урок (окружающий мир - математика) "Путешествие из Петербурга в загадочную Австралию"

Ведущая идея урока: "Познание стран мира - украшение человеческих умов" (Леонардо да Винчи).Предметные образовательные результаты:знания о математических  величинах,  умении применять их на ...

Интегрированный урок (окружающий мир + математика + русский язык). Тема «В краю белого золота. Хлопчатник».

Цели:-познакомить с новым видом земледелия – хлопководством, познакомить детей с растением – хлопок, дать понятие, что оно собой представляет, где произрастает, и как его возделывают;-в до...

Конспект урока окружающего мира с элементами функциональной грамотности

Предлагаю вашему выниманию конспект урока окружающего мира на тему "Город на Неве"....