Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа (2 класс)
Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_5.docx | 60.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цель занятий развития основ функциональной грамотности» – формирование читательской компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Во 2 классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику чтения.
В 3 классе в программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
∙распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;
∙формулировать эти проблемы на языке математики;
∙решать проблемы, используя математические факты и методы;
∙анализировать использованные методы решения;
∙интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
∙формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
∙использовать естественнонаучные знания,
∙выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
∙строить развернутые высказывания;
∙устанавливать надежность информации;
∙сотрудничать.
В 4 классе в программу добавляется модуль « финансовая грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
∙ развитие экономического образа мышления;
∙ воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
∙ формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.
1 четверть - модуль «читательская грамотность».
2 четверть - модуль «математическая грамотность».
3 четверть - модуль «естественнонаучная грамотность».
4 четверть - модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 3 - 4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Программа рассчитана на 3 года (102 часа): 2 класс- 34 ч, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
3-4 класс
Метапредметные и предметные результаты
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Находит и извлекает информацию из различных текстов | Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов | Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
Личностные
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную | объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Содержание курса.
2 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности». (12 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» ( 11 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности». ( 11 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Модуль « Основы читательской грамотности». ( 9 ч)
Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е В. Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч)
Раздел1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности». ( 8 ч)
Раздел1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль: «Основы финансовой грамотности». ( 9 ч)
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Раздел 3. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».
3.Тематическое планирование.
2 класс
№ п/п | Содержание | Теоретические часы | Практические часы | Всего часов |
1 | Раздел1. Настоящий читатель | - | 10 | 10 |
2 | Раздел 2. Технология продуктивного чтения | - | 17 | 17 |
3 | Раздел3. Проект «Дружим с книгой» | - | 7 | 7 |
4 | Итого | 34 | 34 |
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | 1 | |
2-3 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | 2 | 1 | 1 |
4-6 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 3 | 0,5 | 2,5 |
7 | Типы текстов: текст описание. | 1 | 1 | |
8 | Типы текстов: текст повествование. | 1 | 1 | |
9 | Типы текстов: текст рассуждение. | 1 | 1 | |
10-12 | Работа со сплошным текстом. | 3 | 3 | |
12 | 1,5 | 9,5 |
«Основы естественнонаучной грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1 | Изучение природы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2-3 | Условия, в которых мы живем | 2 | 1 | 1 |
4-9 | Кто и как живет рядом с нами. | 6 | 2 | 4 |
10 | Выясняем, что такое экология. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | 1 | |
11 | 4 | 7 |
Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1-3 | Удивительный мир чисел» | 3 | 1 | 2 |
4-8 | Мир занимательных задач | 5 | 2 | 3 |
9-10 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. | 2 | 1 | 1 |
11 | Итоговый мониторинг. | 1 | 1 | |
11 | 4 | 7 |
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1-2 | Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3-4 | Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Учебный текст как источник информации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Составление плана на основе исходного текста. | 1 | 1 | |
8 | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. | 1 | 1 | |
9 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | 1 | |
9 | 2 | 7 |
Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | 1 | |
3 | Задачи на взвешивание. | 1 | 1 | |
4 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | 1 | |
5 | Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6-7 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 2 | 1 | 1 |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | 1 | |
8 | 2 | 6 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1 | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Воздух и его свойства. | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Углекислый газ в природе и его значение | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Вода. Уникальность воды. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Почвы и их свойства. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | 4 | 4 |
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№п/п | Тема занятия | Всего часов, 1 час в неделю | Теория | Практика |
1 | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Деньги в разных странах | 1 | 1 | |
3 | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | 1 | |
4 | Как разумно делать покупки? | 1 | 1 | |
5 | Кто такие мошенники? | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Личные деньги | 1 | 1 | |
7 | Сколько стоит «своё дело»? | 1 | 0,5 | 0,5 |
8-9 | Проведение рубежной аттестации. | 2 | 2 | |
9 | 1,5 | 7,5 |
Приложение 1.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание. | Дата проведения |
Я - настоящий читатель. | ||||
1. | Кого можно считать настоящим читателем? | 1 | Представление о настоящем читателе. Вводный мониторинг. | |
2. | Любимая книга. | 1 | Обложка любимой книжки. | |
3. | Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. | 1 | Чтение и обсуждение книг. | |
4. | Экскурсия в библиотеку. | 1 | Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». | |
5. | Домашняя библиотека. | 1 | .Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель - много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. | |
6. | Писатели и их книги. | 1 | Портреты писателей. | |
7. | Быстрое чтение и получение информации. | 1 | Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. | |
8. | Сходство и различие текстов разных предметов. | 1 | Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. | |
9. | Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». | 1 | Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации | |
10. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Работа над текстом. | |
Технология продуктивного чтения. | ||||
11-12. | Продуктивное чтение – что это? Мониторинг. | 2 | Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Работа над текстом. | |
13-14. | Глубокое восприятие и понимание текста. | 2 | Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Работа над текстом. | |
15-18. | Читаем и переживаем. | 4 | Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни», « Бюро лесных услуг».. Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя». В. Драгунский «Денискины рассказы». Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности. | |
19- 22. | Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. | 4 | Чтение рассказов В. Осеевой: «Долг», « Картинки» . Рассказ В. Голявкина «Вот, что интересно». Рассказы Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», «Мишина каша». Работа над текстом. Смысловое чтение. | |
23- 26. | Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении | 4 | Основные этапы работы над произведением. Практическая работа. | |
27 | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Проверочная работа. | |
Проект «Я дружу с книгой» | ||||
28 | Уточнение, выбор под тем проекта. Составление плана работы над проектом. | 1 | Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. | |
29-32 | Выполнение проекта. | 4 | Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. | |
33. | Защита проекта. | 1 | Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!». | |
34. | Итоговый мониторинг. | 1 | Работа над текстом. |
3 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание. | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» | ||||
1. | Фольклор. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. | |
2- 3. | Вводный мониторинг. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | 2 | Практическая работа над текстом. | |
4-6. | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 3 | Чтение рассказа Н. Носова «Фантазёры». В. Драгунский «Друг детства». Г. Скребицкий « Кот Иваныч». Работа над текстами. Составление плана, пересказ. | |
7. | Типы текстов: текст описание | 1 | Понятие о тексте описании. Работа над текстом. | |
8. | Типы текстов: текст повествование. | 1 | Понятие о тексте повествовании. Работа над текстом. | |
9. | Типы текстов: текст рассуждение. | 1 | Понятие о тексте рассуждении. Работа над текстом. | |
10-12. | Работа со сплошным текстом. Промежуточный мониторинг. | 3 | Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь». Комплексная работа над текстом. | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | ||||
13. | Изучение природы. | 1 | Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Тексты на заданную тему. | |
14-15. | Условия, в которых мы живем. | 2 | Солнце - источник тепла и света на Земле. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | |
16. | Кто и как живет рядом с нами. | 1 | Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. | |
17. | Почему надо беречь и охранять растения. | 1 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Чтение текстов, выполнение заданий к ним. | |
18. | Грибы - удивительное царство. | Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Работа с атласом – определителем. | ||
19. | Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | 1 | Лишайники. Работа с детской энциклопедией. | |
20. | Многообразие животных родного края. | Многообразие животных родного края. Особенности животных каждого вида. Тексты по теме, чтение выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | ||
21. | Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. | 1 | Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье. | |
22. | Выясняем, что такое экология. | 1 | Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. | |
23. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Комплексная работа. | |
Модуль «Основы математической грамотности» | ||||
24-25. | Удивительный мир чисел. | 2 | История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). | |
26. | Решение математических ребусов. | 1 | Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. | |
27. | Мир занимательных задач. | 1 | Решение олимпиадных задач. | |
28. | Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. | 1 | Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Решение практических задач. | |
29. | Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. | 1 | Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | |
30- 31. | Решение задач.. | 2 | Выбор наиболее эффективных способов решения. Работа с текстами, в которых есть математические данные. Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». | |
32-33. | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. | 2 | Работа с текстами, в которых есть математические данные. Решение задач на нахождение площади, периметра. Задачи – расчёты. | |
34. | Итоговый мониторинг. | 1 | Комплексная работа. |
4 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание. | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» | ||||
1. | Определение основной темы и главной мысли в произведении. | Рассказы современных писателей. Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Чтение и анализ. | ||
2. | Определение авторской позиции в художественном тексте. Вводный мониторинг. | » Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Работа над текстом. | ||
3-4. | . Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | Чтение произведения Е В. Медведева «Баранкин, будь человеком» . Работа с текстом. | ||
5. | Работа с текстом. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение | Работа над текстами разных типов. | ||
6. | Учебный текст как источник информации. Промежуточный мониторинг. | Комплексная работа. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | ||
7. | Составление плана на основе исходного текста. | Работа над текстом. Подготовка к ВПР. | ||
8. | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. | Сочинение. Подготовка к ВПР. | ||
9. | Проведение рубежной аттестации. | Выполнение заданий в форме ВПР. | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | ||||
10. | Применение чисел и действий над ними. Вводный мониторинг. | 1 | Счет и десятичная система счисления. Комплексная работа. | |
11. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | Решение логических задач. Подготовка к олимпиаде по математике. | |
12. | Задачи на взвешивание. | 1 | Решение практических задач. | |
13. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Промежуточный мониторинг. | 1 | Подготовка к олимпиаде. Решение задач. | |
14. | Наглядная геометрия. | 1 | Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | |
15-16. | Комбинаторные задачи. | 2 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | |
17. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Комплексная работа в форме ВПР. | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | ||||
18. | Движение и взаимодействие частиц. Вводный мониторинг. | 1 | Признаки химических реакций. Работа в форме ВПР. | |
19. | Воздух и его свойства. | 1 | Работа над текстами по теме. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | |
20. | Углекислый газ в природе и его значение. | 1 | Работа над текстами по теме. | |
21. | Вода. Уникальность воды. | 1 | Работа над текстами по теме. | |
22. | Почвы и их свойства. Промежуточный мониторинг. | 1 | Выполнение заданий в форме ВПР. | |
23. | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | 1 | Работа над текстами по теме. Подготовка к ВПР. | |
24-25. | Уникальность планеты Земля.. | 2 | Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. | |
26. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Работа в форме ВПР. | |
Модуль: «Основы финансовой грамотности» | ||||
27. | Как появились деньги? Вводный мониторинг. | 1 | Как появились деньги и что они могут. Решение задач с величинами «цена»,»кол-во», «стоимость». | |
28. | Деньги в разных странах. | 1 | Чтение текстов по теме. Решение задач. | |
29. | Деньги настоящие и ненастоящие. | 1 | Понятие «деньги подлинные» и «фальшивые». Как их отличить. Сувенирные деньги. Работа над текстами по теме. | |
30. | Как разумно делать покупки? Промежуточный мониторинг. | 1 | Практическая работа. Работа с текстом, содержащим данные по теме. | |
31. | Кто такие мошенники? | 1 | Беседа по теме. Чтение текстов. | |
32. | Личные деньги. | 1 | Практическая работа. | |
33. | Сколько стоит «своё дело»? | 1 | Понятие «своё дело». Игра « Экономические загадки». | |
34. | Проведение рубежной аттестации. | 1 | Комплексная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"
Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...
Программа внеурочной деятельности «Путь к грамотности»
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Грамотный пешеход"
Программа внеурочной деятельности для 1 класса по формированию навыков безопасного поведения на дорогах....
Программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"
программа внеурочной деятельности для 3 класса, 18 занятий 1 раз в 2 недели...
Программа внеурочной деятельности " Грамотный читатель"
Программа внеурочной деятельности...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...