Системообразующий компонент функциональной грамотности – читательская грамотность
учебно-методический материал

Степанова Нина Викторовна

Существуют разновидности функциональной грамотности. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системообразующий компонент функциональной грамотности –

читательская грамотность

Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

Ян Амос Коменский

Существуют разновидности функциональной грамотности. Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

В обучении среди  метапредметных универсальных учебных действий особое место занимает чтение и работа с информацией. Без  сформированности у обучающихся читательской грамотности успешное обучение невозможно. Читательская грамотность является системообразующим компонентом функциональной грамотности, потому что текст лежит в основе множества источников научной информации.

          Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Обладание такими умениями позволяет каждому обучающемуся достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, а также принимать активное участие в социальной жизни общества.

Понимание текста — это один из ключевых навыков, которым должен обладать современный школьник. В 21 веке – веке цифровых технологий – проблема понимания текстов особенно актуальна, так как все мы находимся в мире переизбытка информации, которую важно не только выбрать, но и переработать, сделать простой и доступной для понимания. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, содержащиеся в том или ином информационном тексте, важно обращаться к разным источникам информации. А художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, аудиосообщения — словом, любой источник, который можно и нужно правильно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность в образовательном учреждении.

Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.

         В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

 умение находить информацию в тексте;

умение интерпретировать текст;

рефлексия на содержание текста и на форму текста.

Следовательно, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образуют систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия каждого  элемента системы.

 

Поэтому, для меня  важно   приобщить детей к книге как к первоисточнику знаний. Для этого необходим комплекс приемов по приобщению детей к чтению,  и не только в стенах школы, но и дома. Вести совместную работу с родителями по домашнему чтению со своими детьми.

В этом большое содействие оказала сельская библиотека. Именно здесь первоклассники получили первый опыт социальной коммуникации, приобщение детей к книге. Начали мы, конечно, с экскурсия в библиотеку. Здесь учащиеся познакомились с книжными выставками, с правилами для читателей, заповедями читателей.

 Затем систематически,  совместно с библиотекарем организовывали мероприятия, связанные   календарными праздниками и датами, участие в конкурсах различного уровня.  

        Сейчас, во втором классе дети с удовольствием, осознанно могут выбрать книгу для самостоятельного чтения. Затем прочитанное обсуждаем в классе, высказывают свое отношение к герою произведения, обсуждают о чем же хотел сказать автор книги. Многие  обучающиеся в классе, получив на лето список рекомендуемых книг для чтения, регулярно посещали библиотеку на летних каникулах совместно с родителями.

        На первое родительское собрание в этом учебном году я пригласила библиотекаря. Она очень интересно рассказала родителям о имеющемся книжном фонде, показала новые книги.   Лучшим  читателям и их родителям были вручены грамоты, благодарности и подарки.

         Каждый обучающийся класса ведет читательский дневник - это специальная тетрадь к литературным произведениям, которые читаем как на уроках, так и на внеклассном  чтении.

Цель ведения читательского дневника -  научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ему лучше запомнить и понять произведение, сформировать навыки работы с текстами художественных произведений, развивать культуру читателя. Читательский дневник помогает описывать ученикам свои впечатления от произведения, самостоятельно оценивать содержание, язык, структуру произведения

Использую авторские «Читательские дневники», О.Н. Бершанской, Дегтяревой Г.Д. Интересны они тем, что здесь представлены различные приемы работы над произведением, их более 30.  Детям при работе оказывает помощь справочник «Моя шкатулка». Также разработаны методические рекомендации для учителя.

 На сегодняшний день в классе 100% успеваемость. Технику чтения не выполняет только один ученик.    

Итак, читательская грамотность - это фундаментальная база, системообразующий компонент функциональной грамотности. Что пригодится ребенку во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять.

 «Книга-это духовное завещание одного   поколения другому. Вся жизнь   человечества последовательно оседала в книге: племена, государства исчезали, а книга оставалась…»   А.И. Герцен

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности

Проблема формирования читательской грамотности младших школьников существовала всегда. Просто в последнее время в мире отечественных и международных исследований она приобрела новое звучание....

Технология формирования читательской грамотности у учащихся как одного из компонентов функциональной грамотности.

Представление опыта работы по использованию технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской....

Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность" (читательская грамотность) Тема: «Сколько весит облако»

Внеурочная деятельностьФункциональная грамотность (читательская грамотность)Тема: «Сколько весит облако»  Цели: познакомить учащихся с образованием облаков, их видами и плотность...

Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности) 3 класс

Контрольно-измерительные материалы. Диагностика функциональной грамотности (читательской грамотности), 3 класс...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Читательская грамотность — это уровень владения навыками чтения и понимания текста. Она включает в себя способность правильно произносить слова, понимать и интерпретировать прочитанное, а т...