Тех карта 4 класс окр мир Водные богатства
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Тема: «Водные богатства нашего края»
Мотивационно-целевой этап:
Приветствует обучающихся.
У: «Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Эдуардовна, и сегодня урок проведу у вас я».
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
У: «Ребята, давайте проверим, все ли готовы к уроку, на столе у вас лежат сигнальные карточки: жёлтая и зеленая. Поднимите зелёную карточку, если вы готовы начинать, и жёлтую, если нет. Вижу, что все готовы, можем начинать».
Мотивирует обучающихся.
У: «Посмотрите у меня на столе стоят два стакана, что вы наблюдаете? (в одном чистая, в другом мутная, грязная вода) Воду в первый стакан я налила из-под крана, которая очень много раз обработалась, а во второй стакан из нашего Урала. Почему она такая? Большое значение для нас имеет вода? Можно ли воду назвать «богатством нашего края»? Нужно ли её беречь? А как и почему сегодня мы с вами и узнаем».
Актуализация знаний.
У: «Сейчас мы посмотрим видеоролик: вспомним общую информацию про водные объекты нашей страны».
Организует коллективную проверку.
У: «Отвечаем на вопросы по видео:
- Каким цветом на картах изображены водоемы? (синим, голубым).
- Какие водоёмы мы можем увидеть на карте? (реки, озера, моря, океаны).
- Чем естественные водоемы отличаются от искусственных? (первые созданы природой, а вторые человеком).
- Какие естественные водоемы вы знаете? (реки, моря, озера, океаны).
- Какие искусственные водоёмы вы знаете? (канал, пруд, водохранилище).
- Что такое река? (постоянный водный поток, движущийся в выработанном им природном углублении – русле).
- Назовите части реки: левый и правый берег, исток – начало, устье – конец, место откуда река впадает в другую реку, озеро, море и т.д., русло – углубление, по которому течет река, левые и правые притоки, которые питают реку.
- Отчего зависит скорость реки? (от местности, где она протекает, медленно – на равнине, быстро в горах).
- Чем питаются реки? (подземные воды, дождевая вода, талая вода (от таяния снега или льда).
- Что такое половодье? (весной, от обильного таяния снега и льда, подъем воды увеличивается и реки выходят из русла и затапливают пойму).
- Что такое озеро? (это углубление на поверхности суши, затопленное водой). Оно не имеет ни истока, ни устья.
- Какие бывают озера? (пресные и соленые). Питаются подземными и поверхностными водами, часто в них впадают реки.
- Что такое полынья? (Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря).
- Можно ли ходить и кататься на льду весной? (Нет).
- Можно ли купаться в неразрешенных местах и без взрослых? (Нет).
- Можно ли жить без воды? Почему, для чего она нужна?
- Для бытовых и хозяйственных нужд человека – питье и приготовление пищи;
- Для растений и животных (в сельском хозяйстве);
- Для работы завода;
- По воде перевозят грузы;
- В воде живут растения и животные;
- Место отдыха людей.
- Причины загрязнения водоёмов: вырубка лесов вокруг водоемов (разрушение берегов, обмеление рек), нерациональное использование, сливание отходов и ядохимикатов заводами в водоемы,
- Последствия: загрязнение водоёмов, гибель рыбы, гибель птиц (нарушение цепи питания);
- Памятка – что нужно делать, чтобы сберечь воду: не мыть в водоемах машины, нельзя бросать мусор и оставлять его на берегу, нужно следить за чистотой водоемов, расчищать родники и ручьи (водоочистные сооружения), не допускать применения удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в большом количестве.
Постановка проблемной ситуации.
Организует индивидуальную работу.
У: «Выделите из водных объектов России, те, которые находятся в Оренбургской области».
Организует самопроверку по шаблону на экране.
У: «Время вышло, проверьте по шаблону на экране правильно ли вы выполнили задание, если да – поднимите зелёный карточку, если нет – жёлтую».
Фиксирует затруднения обучающихся при выполнении задания.
У: «У нас возникла трудность, не все смогли правильно выполнить задание, как вы думаете, почему? (Высказывают свои предположения). Сегодня на уроке мы с вами решим эту проблему».
Формулировка темы.
У: «Как вы думаете, какая тема урока? Прочитайте на экране: «Водные богатства нашего края».
Формулировка цели.
У: «Какую цель мы себе поставим? Чему мы должны научиться? (научиться различать водоемы нашего края).
Проектировочный этап:
Планирует совместно с обучающимися деятельность на занятии:
У: «Итак дети, что же мы должны будем сделать, чтобы достичь сегодняшней цели? (Составить план: выделить задачи). Выделим основные задачи. На доске есть план, но он незакончен, нужно заполнить пропуски:
- Узнать, какие водоёмы есть в нашем крае;
- Научиться описывать их по предложенному плану;
- Узнать значение этих водоемов и меры их охраны.
Процессуальный этап:
Организует групповую работу для решения первой задачи.
У: «Какая первая задача? (Узнать, какие водоёмы есть в нашем крае). Выясним, какие водные объекты находятся в нашем крае, и составим их список. Две группы работают с краеведческой литературой, третья группа - с картой нашего края, четвертая ищет материал в сети Интернет. (В результате работы в группах получается список водных объектов своего края, который можно записать в рабочей тетради на с. 68 (задание 1). А теперь составьте рассказ-описание реки по плану на с. 145 учебника. (Работа ведется с использованием карты местности. После подготовки заслушивают ответы, которые учитель обобщает и дополняет.)
Организует промежуточную рефлексию.
У: «Мы выполнили первую задачу? Если вы считаете, что справились с заданием возьмите лист самооценки и поставьте напротив первой задачи себе плюсик, если нет - минус».
Не справился. | Справился. | |
1. | ||
2. | ||
3. |
Организует парную для решения второй задачи.
У: «Вернемся к плану. Какая вторая задача? (Научиться описывать их по предложенному плану). Заполните таблицу в рабочей тетради на с. 68 (с. 69 — если это не река)».
Организует коллективную проверку.
У: «Время вышло, поднимите зеленую карточку, если справились с заданием, если нет – жёлтую».
Организует промежуточную рефлексию.
У: «Мы выполнили вторую задачу? Если вы считаете, что справились с заданием возьмите лист самооценки и поставьте напротив первой задачи себе плюсик, если нет – минус».
Не справился. | Справился. | |
1. | ||
2. | ||
3. |
Физкультминутка
Организует фронтальную работу для решения третьей задачи.
У: «Беседа. Что вы знаете о значении водоемов в жизни людей? (Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи, хозяйственных нужд. Водоемы — это дом для растений и животных. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.) Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема? (Высказывания учеников.) Работа по учебнику С. 146-147. Прочитайте в учебнике статью «Значение водных богатств и их охрана». Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту. (Ученики работают с текстом. Затем задают друг другу вопросы.) В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова. Выполнение заданий в рабочей тетради. Выполним задание 2 на с. 69, составим схему «Значение водоемов в природе и жизни человека». Рассмотрите рисунки в задании 3 на с. 70. Какие экологические проблемы отражены на этих рисунках? (Примерный ответ. 1. Сточные воды и различный мусор попадают в водоемы и загрязняют их. 2. Люди, приезжающие отдыхать на водоемы, бросают в них разбитые бутылки, консервные банки и многое другое. 3. Люди применяют удобрения или ядохимикаты для повышения урожайности. Но иногда их используется больше нужного количества, тогда дождевая вода приносит часть удобрений и ядохимикатов в водоемы. 4. Водители моют автомобили или мотоциклы в реке.) Какие меры охраны природы помогут решению этих проблем? (Высказывания учащихся.)
Организует парную работу для решения третьей задачи.
Творческая работа (Составление памятки «Правила поведения у водоема». Работа проводится в парах или группах. После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляют общую памятку.)
Памятка «Правила поведения у водоема»
1. Не бросай мусор в воду.
2. Не оставляй мусор на берегу.
3. Не мой велосипед и другие транспортные с
Что еще загрязняет водоемы, с чем надо бороться? (В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.)
Организует промежуточную рефлексию.
У: «Мы выполнили третью задачу? Если вы считаете, что справились с заданием возьмите лист самооценки и поставьте напротив первой задачи себе плюсик, если нет – минус».
Не справился. | Справился. | |
1. | ||
2. | ||
3. |
Рефлексивно-оценочный этап:
Подводит обучающихся к выводу. Организует беседу, связывая результаты занятия с его целями.
У: «Ребята, что мы сегодня должны были узнать (на доске):
- Узнать, что такое «валюта»;
- Научиться определять валюты разных стран.
Организует рефлексию.
У: «Мы выполнили все задачи? Какая цель у нас была? Достигли мы цели? Какие задания вызвали у вас больше затруднений? Что интересного и нового узнали? Давайте проверим и закрепим наши знания.
У: «Молодцы, вы сегодня все хорошо поработали. Домашнее задание: прочитать текст на с. 145-148 учебника. Выполнить задание 4 на с. 70 рабочей тетради. Спасибо за работу!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру во 2-ом классе по теме: Водные богатства
Урок открытия новых знаний....
Конспект урока окружающего мира для 2 класса по теме "Водные богатства Земли"
Урок окружающего мира "Водные богатства Земли" - урок изучения нового материала....
Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс.Тема урока: «Водные богатства»
Познакомить с разнообразием водоемов, научить различать части реки....
Технологическая карта урока окружающего мира «Водные богатства» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Водные богатства» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природ...
Технологическая карта урока окружающего мира «Водные богатства» 2 класс УМК "Школа России"
Цель урока: формирование представления о водных богатствах нашей планеты, родного краяЗадачи урокаДидактические:Познакомить учеников с разнообразием водоёмов планеты;Формировать умение различать и наз...
Технологическая карта урока окружающего мира «Водные богатства». (УМК "Школа России", 2 класс)
Тема урока «Водные богатства».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у детей первоначальных представлений о водных богатствах нашей планетыЗадачи уро...
Технологическая карта урока окружающего мира "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс)
Конспект урока по окружающему миру 2 класс...