Технологическая карта урока окружающего мира "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Крамаренко Валерия Александровна

Конспект урока по окружающему миру 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_okruzhayushchiy_mir.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 14.04.23

Школа: МБОУ «СОШ №9»

Класс: 2 А

Кабинет: 108

ФИО учителя: Тельминова Е.С.

ФИ студента: Крамаренко Валерия

ФИО методиста: Горячева С.Л.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Водные богатства»

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать водные богатства нашей планеты; происхождение водоемов; понятия: исток, устье, русло, приток.

 Уметьнаходить и называть части реки; анализировать текст учебника, делать выводы.

Личностные:

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков;

устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование:Учебник«Окружающий мир». 2 класс. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.-143 с.: ил. – (Школа России); рабочая тетрадь Ч.2 (Школа России); презентация.

Оценка _____________________

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод:

психологический настрой, беседа

1-2

 мин

- Ребята, присаживайтесь. Сядьте правильно: спинки выпрямите, руки положите на парту. Приведите в порядок свое рабочее место: проверьте, все ли принадлежности на месте.

Приготовьтесь внимательно слушать и усердно работать.

Приветствуют учителя и садятся.

Эмоционально настраиваются на работу.

Р.: умение настроиться на работу

Л.:самоопределение к учебной деятельности

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод:

учебный диалог, беседа

Практический метод: работа со схемой

4-5

мин

- Над какой темой вы работали на прошлом уроке?

- Какие основные формыземной поверхности вы знаете?

- Верно.

- А сейчас мы с вами сыграем в игру «Угадай-ка». Я буду задавать вам вопросы, ваша задача ответить на них.

- Возвышенности на равнине – это….

- Ровные или почти ровные участки земной поверхности – это….

- Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью – это....

- Горы, расположенные рядами – это…

- Молодцы!

- Кто желает показать на схеме части холма и горы, и дать им определение на оценку? (картинка на доске).

- Покажи, пожалуйста.

- Молодец! Оценка 5.

- Формы земной поверхности.

- Равнины и горы.

- Холмы.

- Равнины.

- Горы.

- Горные хребты.

- Вершина – самая высокая часть холма и горы, склон – располагается между вершиной и подножием, подошва (подножие) – место, где начинается холм или гора.

Р.: планирование

К.: учёт разных мнений

П.: структурирование знаний

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод: учебный диалог

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

2-3

 мин

- Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку.

- Лес на берегах стоит,

Под мостом она бежит,

И течёт вода куда-то,

Догадались вы,ребята?

Умолчу ответ пока,

Под мостом течёт...

- Верно.

- Ручей, река, море – каким общим словом можно назвать это?

- Предположите, о чем мы сегодня будем говорить?

- Если быть точнее, тема нашего урока «Водные богатства».

- А как вы думаете, почему богатства?

- Верно.

- Предположите, какие цели вы с вами должны поставить перед собой? Что нового мы можем узнать о водных богатствах?

- Молодцы!

- Также мы с вами познакомимся с частями реки, по схеме научимся о них рассказывать.

- Река.

- Водоёмы.

-  О водоёмах.

- Водоемы нашей планеты.

- Потому что наша страна богата водными ресурсами. Потому что без воды не было бы жизни на Земле.

- Узнаем, что составляет водные богатства, на какие группы можно разделить водные богатства, какие водоемы есть в нашем крае.

П.: подведение под понятие

Р.: целеполагание

К.: учёт разных мнений

IV. Открытие нового знания

Словесный метод:

учебный диалог, беседа

Практический метод:

работа с учебником

Словесный метод:

учебный диалог, беседа

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

Словесный метод:

учебный диалог, беседа

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

Практический метод:

работа с учебником

10-11

мин

- Ребята, скажите, а что такое водоём?

- Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой.

- Что относится к водоёмам нашей планеты?

- Молодцы! Это всё является водными богатствами нашей планеты.

-  Как вы думаете, на какие две группы мы можем разделить водоёмы?

 -Совершенно верно. Что значит естественные? А искусственные?

- Хорошо. Давайте узнаем, правильно ли вы ответили на вопрос. Для этого прочитаем текст на стр.82. Прочитайте, пожалуйста.

- Правильно ли вы определили значение слов?

- Молодцы!

- Сейчас мы с вами оправимся в путешествие по водным богатствам нашей планеты.

- Первый водоем, на который мы с вами отправимся – река. Вспомните, что вы знаете о реке.

- Хорошо.

- Прочитайте, пожалуйста, определение на слайде.  

- Какое происхождение имеет река: искусственное или естественное?

- Верно. Следующий водоём – озеро.

- Паша, прочитай, пожалуйста, что же такое озеро.

- Если же река – это постоянный поток воды, то в озере вода просто стоит.

- Одно из интереснейших озёр нашей страны - озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире, в нём огромный запас пресной чистой воды.

- Какое происхождение имеет озеро?

- На озерах мы побывали. Сейчас узнаем, куда двигаться дальше. Закройте глаза, представьте себе лето, звуки моря, шум волн.  О чем же мы будем говорить?Давайте вспомним, что вы знаете о море.

- Прочитайте, пожалуйста, определение.

- Спасибо.

- Скажите, ребята, а кто из вас был на море?

-Расскажите нам, какое впечатление у вас осталось? Понравилось ли вам?

- Ребята, куда впадает море?

- Рома, прочитай, пожалуйста, что такое океан.

- На нашей планете 5 океанов: Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый, Индийский и Южный.

- Скажите, какое происхождение будут иметь океаны и моря?

- Верно. Давайте повторим, какие водоемы имеют естественное происхождение.

- Верно. Эти водоёмы создала природа, и они называются естественными.

- А какие водоемы мы не отнесли к естественным?

- Почему?

- Совершенно верно. Водоёмы, которые произошли при помощи человека, называются искусственными.

- Давайте отправимся на них.

- Первый искусственный водоём – канал.

- Как вы думаете, что такое канал?

- Прочитайте, пожалуйста, определение.

- Спасибо. Следующий водоем – пруд.

Пруд – это искусственный водоём для хранения воды с целью разведения рыбы.

- И последний искусственный водоём – водохранилище.

- Водохранилище – это искусственные водоёмы с огромными запасами воды, образовавшиеся после постройки плотин на реках.

- Давайте подведем итог, какие же водоемы имеют искусственное происхождение.

- Верно.

- Давайте немного отдохнём. Встаем.

-Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)
Море волнуется — два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется — три! (Поворотытуловища влево-вправо.)
Морская фигура, на месте замри! (Присели.)

- Ребята, а знаете ли вы, где образуется река и куда она течёт?

- Давайте узнаем. Для этого рассмотрим схему на странице 83.

- Смотрим только на схему, текст пока не читаем.

- Как вы думаете, где будет начало реки? А что такое устье? Что будет являться правым и левым притоками?

- Давайте узнаем, верны ли наши предположения.

-Начните, пожалуйста, читать текст под схемой. Все остальные внимательно слушают.

- Спасибо. Продолжай.

- Скопление воды.

Воспринимают информацию.

- Реки, озера, моря, океаны, пруды, каналы, водохранилища.

- Искусственные, естественные.

- Созданы природой. Созданы при помощи человека.

Читают текст.

- Да.

- Вода в реке пресная. Реки впадают в моря.

- Река – это природный водный поток, который течет по углублению, которое называется руслом реки.

- Естественное.

- Озеро – это скопление воды в природном углублении.

Воспринимают информацию.

- Естественное.

- О море.

- В море соленая вода. Море впадает в океан.

- Море - это большое пространство, наполненное соленой водой и ограничено с одной или нескольких сторон сушей.

Делятся впечатлениями.

- В океан.

- Океан – это огромные водные пространства, окружающие материки и острова.

- Естественное.

- Озеро, река, море, океан.

- Пруд, водохранилище и канал.

- Их создал человек.

Воспринимают информацию.

Высказывают свое мнение.

- Канал – это искусственные реки, по которому речные суда переплывают из одной реки в другую.

Воспринимают информацию.

Воспринимают информацию.

- Пруд, водохранилище, канал.

Выполняют разминку.

- Нет.

Рассматривают схему.

- Где находится исток.

Место, где река впадает в озеро.

Отвечают на вопрос.

П.: выделение необходимой информации

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: смысловое чтение

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П.: выделение информации

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: выделение информации

К.: учет разных мнений

П.: выделение информации

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П.: выделение информации

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: выделение информации

П.:структурирование знаний

П..: анализ

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: смысловое чтение

V. Первичное закрепление в устной речи

Словесный метод:

учебный диалог, беседа

Практический метод:

упражнение

5-6

мин

- Как называют начало реки?

- Как называют место, где река впадает в другую реку, озеро или море?

- Как называют углубление, по которому течёт река?

- Как называют другие реки, которые впадают в главную реку.

- Как определить, где правый берег, а где левый?

- Совершенно верно. Течение обозначается стрелочкой. В какую сторону смотрит носик стрелки, в ту сторону и направлено течение. Течение реки считается по направлению: от истока к устью.

- Значит в какую сторону должна быть показана стрелочка на нашей схеме?

- А сейчас вы поработаете в парах. Возвращаемся на с.82 №2. Ваша задача догадаться, что пропущено в описании.

- На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты.

- Заканчиваем.

- Слушаем (пара отвечает).

- У кого не так?

- Нет таких. Молодцы!

- А какое происхождение у этих водоемов?

- Верно.

- Какую оценку поставим ребятам?

- Я согласна с вами. Оценка 5.

- Исток.

- Устье.

- Русло.

- Правый и левый притоки.

- Нужно смотреть в сторону течения реки, справой стороны – правый берег, с левой – левый.

-В правую.

- Пруд, водохранилище, канал.

- Искусственное.

- 5.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П.: анализ, извлечение необходимой информации

Р.: планирование

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Р.: контроль, коррекция, оценка

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: упражнение

Словесный метод:

слово учителя

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

4-5

мин

- Выполните самостоятельно задания № 1, 2 в рабочей тетради на странице 51. В №1 написано с помощью учебника, а вы попробуйте выполнить самостоятельно.

- У вас 5 минут.

-Проверяем. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

Спрашиваю по 1 человеку на 1 задание.

- За каждый правильный ответ ставим себе «+».

-Сосчитайте количество «+».

-Поставьте оценку. Посмотрите на слайд, здесь представлены критерии оценивания:

9-10 «+»- 5

6-8«+»- 4

3-5 «+»- 3

1-2 «+»- 2

-Поднимите руку те, кто получил 2, 3, 4?

- Все остальные 5?

-Молодцы!

Выполняют самостоятельную работу.

Обмениваются тетрадями.

Взаимопроверка.

Оценивают работу.

Р.:планирование

П.: структурирование знаний

Р.: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный метод:

учебный диалог, беседа

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

5-6

мин

- Ребята, скажите, а какие водные богатства есть в нашем крае?

- Верно.

- Синташта — река очень древняя, берет начало в сосновом лесу, около п. Сосновка, впадает в реку Тобол (показываю на карте).

- Недалеко от нашего посёлка располагается Брединское водохранилище, которое обеспечивает нас водой. Посмотрите на слайд.

- Вода – одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек.  К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм. От загрязнения воды страдает всё живое.

- Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?

- Верно. На водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду.

- А как вы можете беречь и экономить воду в повседневной жизни?

- Правильно, молодцы!

- р. Синташта, Брединское водохранилище, Боровская балка.

Воспринимают информацию.

Воспринимают информацию.

- Не засорять мусором, ставить очистительные сооружения.

- Не лить воду просто так.

К.: учет разных мнений

П.: анализ, извлечение необходимой информации

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

VIII. Рефлексия по продукту деятельности

Словесный метод:

постановка вопросов,

формулирование

выводов, обобщений

Наглядный метод:

демонстрация слайдов

2-3

мин

- Откройте дневники. Запишите домашнее задание: учебник с. 84 читать, РТ с.52 №4,5.

- Как называла тема нашего урока?

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Что составляет водные богатства нашей планеты?

-А сейчас проверим, как вы запомнили материал, изученный на уроке.

- Мы поиграем в игру «да» и «нет». Если моё высказывание правильное – показываете зеленый карандаш/ручку, а если неправильное – красный.

1. Озеро –это естественный водоём.

2. Водохранилище – это естественный водоём.

3. Начало реки – это исток.

4. Место, где река впадает в море, называется руслом.

5. У реки есть правый и левый берега.

- Молодцы!

- А сейчас поднимите красный карандаш, если вы ничего не узнали на уроке, и он вам не понравился.

Поднимите зеленый карандаш, если вам понравился урок, и вы узнали много нового.

- Молодцы! Урок окончен.

Записывают домашнее задание.

- Водные богатства.

- Да.

- Океан, море, река, озеро, пруд, водохранилище, канал.

Показывают зелёный карандаш.

Показывают красный карандаш.

Показывают зелёный карандаш.

Показывают красный карандаш.

Показывают зелёный карандаш.

Поднимают карандаши.

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р.: планирование

К.: учет разных мнений

Л.: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся знаний о некоторых городах России, их культуре и достопримечательностях.Задачи урокаДидактические:сформировать знания о городах России;сформировать знания о достопр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечатель...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир." (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России. Плес, Иваново, Суздаль, Владимир»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого к...

Технологическая карта урока окружающего мира "Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России. Углич, Ярославль, Кострома»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...