Оксана Александровна Голобокова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 31 имени А. М. Ломакина»
Урок окружающего мира в 3 классе по теме
«Разнообразие животных»
Продолжительность урока: 40 минут
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Место урока в учебном плане: первый урок по теме «Разнообразие животных»
Методы: проблемного изложения, частично-поисковый.
Технологии: проблемно-диалогическая, исследовательская деятельность, ИКТ, технология здоровьесбережения, педагогика сотрудничества, групповое обучение
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная
Основные термины и понятия: зоология, группы животных: черви, моллюски , иглокожие, паукообразные, ракообразные, насекомые, рыбы, земноводные, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие.
Раздел: «Эта удивительная природа»
Цель: познакомиться с разнообразием животных на Земле и с новой классификацией животных по их групповым признакам
Образовательные результаты: развитие умений выделять группы животных по их групповым признакам
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- отличать новое от уже известного;
- создавать условия для познавательной активности учащихся;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности на уроке с помощью учителя, искать средства для её осуществления;
- умение планировать свою деятельность;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- владение основами самоконтроля и самооценки;
- принятие решений осуществления основного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- взаимодействовать в группе при решении учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- высказывать своё мнение и обосновывать его, приводя аргументы;
- готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и выступлении;
- выдвигать гипотезу и доказательства;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками;
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;
- использовать информационные ресурсы для поиска информации;
- способствовать развитию умений работы с учебником и другими источниками информации;
Личностные результаты:
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание необходимости и важности бережного отношения человека к природе, бережное отношение и интерес к миру животных.
Практическая реализация: в результате урока учащиеся познакомятся с классификацией животных, что поможет составить таблицу о группах животных.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1.Организационный этап (2 мин.) | Посмотрите на доску. Сколько бабочек к нам прилетело! (на интерактиве изображения бабочек, а на них написаны буквы: Ы, У, Б, Л, И, Т, Ь, С, Н, Е) Соберём буквы, которые написаны на них и прочитаем получившееся слово. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи. Ведь с маленькой удачи начинается настоящий успех. Желаю всем нам успеха. |
Собирают слово из букв. Получилось – улыбнитесь.
| Регулятивные УУД: - организация рабочего места. Личностные УУД: - самоопределение в учебной деятельности |
2. Актуализация знаний (7 мин.)
| В некотором царстве, в некотором государстве жили – были… Нет, не царь с царицею. Речь идёт об особенных царствах. Царства эти находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вернее вокруг нас. В некоторых из них мы уже с вами побывали. |
|
Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - учёт разных мнений.
Познавательные УУД: - умение выделять существенную информацию, устанавливать причинно – следственные связи.
Познавательные УУД: - умение устанавливать причинно - следственные связи. |
Может, кто догадался, о каких царствах идёт речь? | О царствах живой природы |
У каждой группы на столе листы белого цвета. Прочитайте текст под номером 1 и попробуйте узнать, о каком царстве идёт речь? (см. Приложение № 1) |
|
О каком царстве идёт речь в этом тексте? | О царстве бактерий |
К какою типу можно отнести прочитанный вами текст? | Повествование, с элементами описания |
Прочитайте текст под номером 2 и определите, о каком царстве в нём говорится (см. Приложение № 2) |
|
О каком царстве идёт речь в прочитанном вами тексте? | О царстве грибов
|
Название следующего царства вы узнаете, если правильно отгадаете загадки, которые подготовила София. 1. Тонкий стебель у дорожки На конце его серёжки. На земле лежат листки Маленькие лопушки. Нам он как хороший друг Лечит раны ног и рук. | Подорожник |
2. Из - под снега расцветает, Раньше всех весну встречает. | Подснежник |
Как вы думаете к какому царству мы отнесём слова- отгадки? | К царству растений
|
Посмотрите внимательно на слова - отгадки и подумайте, что их объединяет? | 1. Это лекарственные растения. 2. По составу они одинаковые, состоят из приставки, корня, суффикса, нулевого окончания. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация и целеполагание (10 мин.)
| Вспомним, о чём говорили на прошлом уроке? | Об охране растений
| Коммуникативные УУД: - умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Познавательные УУД: - умение понимать цель чтения и осмысление прочитанного; - умение извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Коммуникативные УУД: - использование критериев для обоснования своего суждения; - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - умение извлекать необходимую информацию.
Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция в ситуации затруднения; - целеполагание.
Коммуникативные УУД: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - умение устанавливать причинно – следственные связи; - умение делать выводы. |
А сейчас разгадаем кроссворд, а для этого вспомним то, что читали дома об охране растений. Разгаданный кроссворд поможет нам узнать о существовании ещё одного царства. КРОССВОРД 1.Как называют людей, которые охраняют природу? 2.Что доставляет красота растений человеку? 3.Что выделяют растения в воздух? А дальше нам разгадать кроссворд помогут «Правила друзей в природе». Возьмите памятки жёлтого цвета. Будем читать правила и находить в них глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?». Это глаголы неопределённой формы, с ними мы будем знакомиться позже на уроках русского языка. Правила друзей в природе 1.Будем составлять букеты из тех растений, которые выращены человеком. 2.Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе. 3.Не дадим растениям погибать от вмешательства в природу человека. 4.В лесу будем ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания. 5.Друзья природы всегда должны охранять её. |
Находят глаголы в неопределённой форме: составлять, собирать, погибать, ходить, охранять. |
Какое слово получилось в выделенных клетках? | Зоология |
А что же обозначает это слово? Кто уже догадался? | Высказывания детей |
Где мы можем узнать точное значение этого слова? | В словаре |
Давайте обратимся за помощью к словарям | Находят значение слова в разных видах словарей
|
Что такое зоология? | Зоология – это наука о животных |
Как будет называться четвёртое царство? Ребята, а все ли животные одинаковы? | Царство животных Нет, они разные |
Кто попробует сформулировать тему урока? | Разнообразие животных
|
Как вы думаете, на какие группы можно разделить всех животных? | Дикие и домашние, по месту обитания: на, воде, на суше, по виду питания: травоядные, хищники |
Ребята, я задала один вопрос, а мнений было много и разные. Почему так получилось? Чего мы ещё не знаем? | Мы не знаем, на какие группы именно надо делить |
Какова будет цель нашего урока? | Узнать, на какие группы учёные делят царство животных |
Чему будем учиться? | Будем учиться делить животных на группы, определять их отличительные признаки |
Вопрос «Как разделить животных по группам?» с давних пор интересовал учёных разных стран. Существовали разные мнения у учёных. Основателем классификации, т. е. разделения животных на группы, был шведский учёный Карл Линней. По его мнению, нужно было делить группы по признакам сходства. Ребята, а как вы думаете, по каким признакам животные могут быть похожи друг на друга? |
Перьями, шерстью…. |
Сегодня мы постараемся вспомнить группы животных, о которых изучали ранее, и выясним новые группы, которые существуют в природе. |
|
4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин.) | Учёные - зоологи делят царство животных на большое число групп. Я предлагаю вам побыть тоже в роли учёных – зоологов. Вы будете изучать жизнь животного мира. Чтобы выполнить исследование, вам надо выполнить полученные задания на зелёных карточках, пользуясь алгоритмом, в которых вы найдёте задание для исследования. Не забывайте правила работы в группах, кто забыл, можете их вспомнить, они в памятке перед вами. Задания для групп 1.Прочитайте отрывок из произведения. 2.Назовите произведение и его автора. 3.Определите главного героя произведения. 4.К какой группе животных его можно отнести. 5.Определите группу для исследования. (Тексты для групп см. Приложение № 3) |
Работают в группах | Коммуникативные УУД: - умение работать в группе; - излагать свою точку зрения; - слышать, слушать и понимать партнёра; - распределять роли, планировать деятельность. |
5. Физкультминутка (1 мин.) | Раз - подняться, подтянуться Два - согнуться, разогнуться Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать. Шесть - за стол тихонько сесть. |
|
|
| 1 группа. Это отрывок из произведения «_______». Автор ______.Герои произведения - ______, ______, ______, _____. Мы отнесём этих животных к группе __________. Мы считаем, что наша группа будет исследовать группу животных - ________.
| Это отрывок из произведения «Кошка, которая гуляла сама по себе». Автор Редьярд Киплинг. Герои произведения – корова, собака, лошадь, кот. Мы отнесём этих животных к группе млекопитающие. Мы считаем, что наша группа будет исследовать группу животных - млекопитающие. | Коммуникативные УУД: - взаимно контролировать друг друга; - уметь договариваться, вести дискуссию, правильно излагать свои мысли.
Познавательные УУД: - умение извлекать необходимую информацию; - самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Регулятивные УУД: - умение работать по плану, контролировать действия.
Коммуникативные УУД: - умение работать в группе, излагать свою точку зрения, слышать, слушать и понимать партнёра, распределять роли, планировать деятельность, взаимно контролировать друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно излагать свои мысли.
Познавательные УУД: -умение извлекать необходимую информацию, самостоятельно осуществлять поиск и выделять необходимую информацию; - умение производить простые логические действия.
|
2 группа. Это отрывок из произведения «______». Автор _______. Главный герой произведения - _______. Мы отнесём это животное к группе ________. Мы считаем, что наша группа будет исследовать группу животных - _______________.
| Это отрывок из произведения «Гадкий утёнок». Автор Г. Х. Андерсен. Главный герой произведения - утёнок. Мы отнесём это животное к группе птицы. Мы считаем, что наша группа будет исследовать группу животных - птицы. |
3 группа. Это отрывок из произведения «______». Автор ______. Главный герой произведения - _______. Мы отнесём это животное к группе ________. Мы считаем, что наша группа будет исследовать группу животных - ________________.
| Это отрывок из произведения «Лягушка - путешественница». Автор В. Гаршин. Главный герой произведения - лягушка. Мы отнесём это животное к группе земноводные. Мы считаем, что наша группа будет исследовать группу животных - земноводные. |
4 группа. Это отрывок из произведения «_______». Автор ______.Главный герой произведения - _______. Мы отнесём это животное к группе ______. Мы считаем, что наша группа будет исследовать группу животных - ______________.
| Это отрывок из произведения «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор А. С. Пушкин. Главный герой произведения – золотая рыбка. Мы отнесём это животное к группе рыбы. Мы считаем, что наша группа будет исследовать группу животных - рыбы. |
5 группа. Это отрывок из произведения «____________». Автор ___________. Главный герой произведения - _______, но в отрывке мы прочитали о животном - ________. Мы отнесём это животное к группе ________. Мы считаем, что наша группа будет исследовать группу животных - ________.
| Это отрывок из произведения «Первая охота». Автор В. Бианки. Главный герой произведения - щенок, но в отрывке мы прочитали о животном - ящерице. Мы отнесём это животное к группе пресмыкающиеся. Мы считаем, что наша группа будет исследовать группу животных – пресмыкающиеся. |
У каждого на столе есть таблица № 1. Все исследования вы будете заносить в эту таблицу. Таблицу с внесёнными исследования прикрепляете после ответа на доску. Таблица № 1 Группы животных | Признаки группы
| Рыбы | Живут в ________. Тело покрыто ______. Передвигаются при помощи _______. Дышат ________.
|
Таблица № 1 Группы животных | Признаки группы | Птицы | Живут ________. Тело покрыто _______. Передвигаются при помощи ______, _______.
|
Таблица № 1 Группы животных | Признаки группы | Звери или млекопитающие | Тело покрыто _______. Передвигаются при помощи ______________.
Дышат _____________. Детёнышей кормят __________.
|
Таблица № 1 Группы животных | Признаки группы | Земноводные | Живут в ____, на _____. Тело покрыто ________. Передвигаются при помощи _______________. Дышат _____, _____.
|
Таблица № 1 Группы животных | Признаки группы | Пресмыкающиеся | Живут на _____, а , например, крокодилы _____. Черепахи, могут жить в ______. Передвигаются при помощи _________, некоторые _________. Дышат ______, так как тело покрыто _____ или _____.
|
|
Живут в воде. Тело покрыто чешуёй. Передвигаются при помощи хвоста, плавников. Дышат жабрами.
Живут в небе. Тело покрыто перьями. Передвигаются при помощи ног, крыльев.
Тело покрыто шерстью. Передвигаются при помощи ног. Дышат лёгкими. Детёнышей кормят молоком.
Живут в воде, на суше. Тело покрыто кожей. Передвигаются при помощи ног. Дышат кожей, лёгкими.
Живут на суше, а, например, крокодилы в воде. Черепахи могут жить в воде. Передвигаются при помощи тела, некоторые ног. Дышат лёгкими, так как тело покрыто чешуёй или панцирем.
|
- Посмотрите на картинки (скелеты)рядом с предметами, без скелетов животные.
Ребята, как вы думаете, на какие две группы ещё можно разделить животных? |
Позвоночные и беспозвоночные |
Те, группы животных, которые вы сейчас исследовали, к какой группе будут относиться? | Позвоночные |
Почему вы так решили? | У них у всех есть позвоночник |
6. Первичное закрепление (5 мин.) | А сейчас вы попробуете исследовать группы беспозвоночных животных. Для этого откройте учебник на странице 88-89, найдите информацию и вклейте правильные ответы в таблицу № 2 о представителях той группы, которая указана у вас в таблице. Таблица № 2 Группа 1 Группы животных | Признаки группы | Черви: |
| Ракообразные: |
|
Группа 2 Группы животных | Признаки группы | Моллюски: |
|
Группа 3 Группы животных | Признаки группы | Иглокожие: |
|
Группа 4 Группы животных | Признаки группы | Паукообразные: |
|
Группа 5 Группы животных | Признаки группы | Насекомые: |
|
| Таблица № 2 Группы животных | Признаки группы | Черви: дождевой червь, пиявка | нет | Ракообразные: раки, крабы, креветки | нет | Моллюски: улитки, слизни, осьминоги, кальмары | Мягкое тело обычно защищено раковиной | Иглокожие: морские звёзды, морские ежи, морские огурцы | Имеются иголки | Паукообразные: скорпионы, пауки, клещи | Имеют 8 ног | Насекомые: жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи | Имеют 6 ног |
| Коммуникативные УУД: - умение работать в группе, излагать своё мнение и аргументировать его, согласованно выполнять совместную деятельность.
Регулятивные УУД: - умение работать по плану. |
7. Рефлексия (4 мин.)
| Метод «Кластер» Перед вами кластер, в основу которого положено понятие «Животное». Вспомните, что вы знаете о животных. Для этого обменяйтесь мнениями в группе и запишите, используя кластер, все, что узнали по этой теме. Командиры групп заполнят кластер, работая у доски, все остальные в группах.
|
Заполняют кластер | Регулятивные УУД: - умение определять смысл полученных знаний, понимать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные УУД: - умение работать в группе; - аргументировать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - умение оценивать достижения работы в группе не только свои, но и одноклассников.
Коммуникативные УУД: - умение излагать и доказывать своё мнение. Регулятивные УУД: - умение дать оценку своей успешности, определять смысл полученных знаний, понимать и удерживать учебную задачу |
Что же у вас получилось? | Ответы командира одной из групп |
У групп также выполнено это задание или есть дополнения? Сейчас я предложу вам оценить вашу работу на уроке. Возьмите оранжевую карточку и заполните оценочный лист. (см. Приложение № 4) Ваши оценочные листы я посмотрю, собрав их. А вот для оценки работы группы, активных её участников, я бы попросила командиров групп, чтобы они оказали мне помощь в этом. Я соглашусь с отметками командиров. |
Командиры групп оценивают работу каждого ребёнка в группе |
Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? | Узнать, на какие группы учёные делят царство животных |
Достигли вы её? | Да |
Убедились ли вы в том, что мир животных разнообразен? | Да |
Но каким бы разнообразным не был животный мир, о чём мы должны помнить?
Если вам на уроке понравилось, всё было понятно, интересно – поднимите картинку с позвоночным животным. Если вам на уроке было скучно, не было понятно, неинтересно – поднимите картинку с беспозвоночным животным. | Мы должны помнить о том, что нужно беречь каждого животного Показывают выбранные картинки |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.) | 1. Страница 88-90 пересказ, рабочая тетрадь стр. 2. Подобрать загадки о позвоночных или о беспозвоночных животных.
|
|
|
| Я очень рада, что вам всем сегодня на уроке было понятно, интересно, с урока вы уйдёте с новыми знаниями. Спасибо! Урок окончен. |
|
|
Приложение к уроку
Приложение № 1
Это мельчайшие живые существа. Живут они повсюду. По форме напоминают палочки или шарики. Но увидеть их можно только в микроскоп, потому что они слишком малы. Бывают полезными и вредными.
Приложение № 2
Представителей следующего царства можно разделить на 2 группы: съедобные и несъедобные. Они имеют шляпку, тело и грибницу, благодаря которой они размножаются.
Приложение № 3
1 группа «На следующий день дикая корова, высоко подняв свою дикую голову, чтобы не зацепиться своими дикими рогами за дикие деревья, пришла к пещере; а кот пришел за ней и спрятался там же, где и прежде. Случилось всё, как прежде, и кот сказал всё, что говорил прежде, а когда дикая корова обещала женщине каждый день давать свое молоко за чудесную траву, кот пошел через дикий лес и, помахивая своим диким хвостом, одинокий и дикий разгуливал все так же, как и прежде. И никому ничего не сказал. Вот вернулись человек, лошадь и собака, и муж женщины задал ей прежние вопросы; она же ответила:
–Ее больше не зовут дикой коровой; теперь она наша кормилица и всегда, всегда, всегда будет давать нам теплое, белое молоко.»
2 группа «…На другой день погода стояла чудесная, зеленый лопух был весь залит солнцем. Утка со всею своей семьей направилась к канаве. Бултых! — и утка очутилась в воде.
— За мной! Живо! — кликнула она утят, и те один за другим бултыхнулись в воду.
Сначала вода покрыла их с головками, но затем они вынырнули и поплыли так, что любо глядеть. Лапки у всех работали без устали, и некрасивый серый утенок не отставал от других.
— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь, как славно гребет лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурен, если посмотришь на него хорошенько! Ну, живо, живо, за мной! Я сейчас представлю вас в общество — мы отправимся на птичий двор.»
3 группа «…Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие…»
4 группа «В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
5 группа «Пойду лучше Ящерку поймаю". Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался он - прыг! - и ухватил за хвост. А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.»
Приложение № 4
Оценочный лист
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе |
|
|
2. Выполнял свои обязанности |
|
|
3. Соблюдал культуру общения |
|
|
| + + у меня всё получилось - + были затруднения, но я справился - у меня не получилось работать в группе | + + у тебя всё получилось - + у тебя возникли затруднения, но ты справился - у тебя не получилось работать в группе |
4. Оценка работы группы (поставить знак +) |
Мы работали слаженно и у нас всё получилось | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
Список литературы
- Плешаков А. А.
П38 Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.: ил.- (Школа России).
ISBN 978-5-09-030779-6
- Васильева Н. Ю.
В19 Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с. – (В помощь учителю).
ISBN 978-5-408-01291-6
- Сухин И. Г.
С91 Занимательные материалы: Начальная школа.- М.: ВАКО, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя).
ISBN 5-94665-129-3