Конспект урока окружающего мира в 3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Казгунова Татьяна Владимировна

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Заповедники"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок окружающего мира44.72 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

3 класс

Тема: Заповедники.

Тип урока: «открытие»  нового знания.

 Цель:   создать условия для формирования представлений о заповедниках России.

Задачи:

        Предметные:

1.формировать представления  о заповедниках,

2. развивать универсальные учебные действия,

3. воспитать ответственное отношение к окружающему миру,

 Метапредметные

Познавательные:

-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное;

-содействовать развитию умения наблюдать, исследовать;

-формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя.

Регулятивные:

- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать развитию  самоконтроля, самооценки.

Коммуникативные

- содействовать развитию у детей  умению общаться;

- обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Планируемые результаты

Предметные:

-    смогут рассуждать о заповедниках России;

-    делиться с одноклассниками собственными наблюдениями, формулировать выводы и проверять их;

-    выполнять задания по поиску информации, работать по алгоритму в группах.

Метапредметные:

-      познавательные: принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрировать схемы, выделять проблему защиты животных; анализировать и обобщать;

-        коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию; оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

-        регулятивные: ученик получит возможность учиться проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-         личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать деятельность товарища, адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса.

Ресурсы урока: учебник, часть 1; презентация, мультимедийный проектор, экран, бейджик (пластиковые кармашки для визиток с названиями участников экспедиции), карта Заповедные зоны России, предметные картинки с изображением животных, картинки и дополнительный материал из энциклопедий и других источников, цветные карандаши, фломастеры, алгоритмы работы для групп, папки, файлы.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята.   Сегодняшний  урок окружающего мира проведу я. Зовут меня Татьяна Владимировна. Работать будем в группах.

- Представляю моего ученика Диму, который примет участие в нашем уроке.

- Доброе утро, Дима!

2. Актуализация знаний

В синем небе звёзды блещут,

В Большом Иргизе волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Послание по реке к нам плывёт.

И послушная  волна:

Тут же на берег она

Послание  вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

- К нашим берегам реки Большой Иргиз приплыла  ёмкость, в которой послание  учёных – экологов . Вскроем её, а в ней карта.

3. Постановка учебной задачи

- Прочитай название её карты… ( Заповедные места России)

- Как вы понимаете выражение  заповедные  места?

- Подберите родственное слово… (заповедники)

- В группах обсудите, что такое заповедник и напишите  своё определение.

- Зачитайте, что по- вашему значит слово заповедник. (ответы выслушиваются)

- А Дима зачитает определение заповедника из словаря Ожегова?

- Какие заповедники изобразили на карте учёные – экологи, прочитай.

- Экологи приглашают вас посетить эти места.

- Сформулируйте тему урока.

- Действительно, тема урока: «Заповедники» .

- Какие задачи поставим перед собой?(…,…,…,…)

- Зачем люди создают заповедники?

- Зачитай особенности заповедника.

4. Постановка проекта выхода из затруднения

- Представьте себя в роли учёных. Каждая группа совершит экспедицию в один из заповедников нашей страны, изображённых на карте экологов. Назначаю руководителя экспедиции.

1 группа – в Воронежский заповедник;

2 – в Уссурийский;

3 – в Приокско – террасный;

А Дмитрий расскажет нам о памятнике природы Саратовской области  регионального значения. (рассказ Дмитрия)

   Путешествуя с родителями по Саратовской области, мы побывали в  Александрово-Гайском районе, где расположена "Тюльпанная степь".
    Это уникальный участок целинной равнины. Его площадь равна одному гектару. И вся эта территория покрыта растущими здесь дикими степными тюльпанами Шренка, расцветающими примерно в конце мая – начале июня. Эти степные растения -  исконные тюльпаны.
   Цветки "Тюльпанной степи " похожи на рассыпанные драгоценные камни. Они белые, красные, желтые и даже фиолетовые.

   Когда я вижу, что кругом земля осыпана разноцветными растениями, теряю дар речи от увиденной красоты.

   Я знаю, что тюльпаны Шренка занесены в Красную книгу, и срывать их запрещено.

- Спасибо, Дима! Было очень интересно. Пожелаем тебе здоровья. Об отчётах экспедиций я расскажу тебе при первой же встрече. До свидания!

Цель каждой экспедиции:  исследовать флору и фауну заповедника.

- Вспомним, что обозначает слово «флора»?....

- А что «фауна»?

5. Первичное закрепление

1

- Покажите на карте Воронежский заповедник.

- Это лесной островок в степи, где живет много лисиц, хорьков, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. В начале века в нашей стране почти не осталось бобров. Их густой мех называли коричневым золотом.  Ради этого меха на бобров безжалостно охотились. Затем, охота на этих зверей было запрещена.  Их стали заселять в заповедники и расселять по стране.

- Ваша задача: ответить на вопрос, почему Воронежский заповедник называют бобровым и  составить паспорт представителя фауны (бобра).

 (учебник, папка с фотографиями растений, животных, текст с пропущенными словами, которые дети вставляют в ходе работы, материал для паспорта бобра).

2

- Покажите на карте Уссурийский заповедник.

-  В нем обитают пеликаны и цапли.  Примерно 100 лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. Модницы платили за шляпки с птичьими перьями огромные деньги. Очень красивыми были перья белых цапель. Как много птиц погибло из-за этой моды! За несколько лет цапель почти не осталось… только благодаря полному запрету на охоту на них, птиц удалось спасти.

- Да, и зубр, и белая цапля, и бобр, и многие друге птицы и звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли, и не пожалели сил, чтобы их спасти.

 

- Ваша задача:  создать свою Красную книгу Уссурийского заповедника и представить её.

(учебник, красная папка с фотографиями  животных, текст с пропущенными словами, которые дети вставляют в ходе работы).

3

- Покажите на карте Приокско-террасный заповедник

- В Приокско-террасном заповеднике живут зубры. Когда-то зубр не был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти звери, а на самих зубров постоянно охотились. И вот зубры стали редкими, а потом… Потом они могли бы навсегда исчезнуть, как исчезли дикие быки или странствующие голуби. Но люди сумели их спасти. 

- Ваша задача: провести экскурсию по Приокско-террасному  заповеднику и составить паспорт одного из обитателей флоры (венерин башмачок).

(фото, магнитики, материал для паспорта зубра)

6.Физкультминутка (подготовимся к отправлению)

- Для успешной работы экспедиции разомнёмся

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Пожелаю всем плодотворной работы в экспедиции.

Последовательность работы указана в алгоритме.

Дисциплина в группах экспедиций должна соответствовать учёным.

(групповая работа)

- Начинаем отчёт экспедиций

- Свою работу представит1  группа учёных

Отчёт по экспедиции

8. Рефлексия

- В России кроме изученных вами заповедников есть и другие заповедные места.

На карте они помечены числами.

- Сейчас вы- дети. Какую помощь вы можете оказать природе сегодня?

- Когда вы станете взрослыми, как вы сможете её защитить.

- Мне хочется рассказать вам притчу: “Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.

Оценивание работы

- Наш урок подошёл к концу.

- Руководители экспедиции, оцените  работу товарищей. Я с вашими оценками согласна.

9. Домашнее задание в группах

- Домашнее задание предлагаю выполнить в тех же группах.

1-й: создать плакат к стихотворным строчкам Я.Акима : «Береги свою планету – ведь другой, похожей нет!»

2-й: создать диафильм на тему: «Экскурсия по заповедным местам России»

3-й: создать презентацию по правилам поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...