КТП по Окружающий социальный мир 2й класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)

Катасонова Юлия Сергеевна

формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osm_2a.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Приказ №172

от 31 августа 2021г.

Директор

___________/Дюг С.А./

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________       /Вдовенкова И.В./

«31» августа 2021г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2021г.

Рассмотрено:

на заседании МО

«31» августа 2021г.

_______________

Мартыненкова Л.В.

Рабочая программа учебного предмета


«Окружающий социальный мир»

для обучающихся

2 «А» класса

на 2021/2022 учебный год

Программу составила:

Катасонова Ю.С.

учитель начальных классов

первая  категория

г. Смоленск

2021г.

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я           З А П И С К А

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
  • Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цель предмета:

- формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения;

- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»).

Задачи предмета:

- формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении;

- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;

- развивать межличностные и групповые отношения

Программа адресована обучающимся  2 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Общая характеристика учебного предмета.

Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Моя семья», «Жилище», «Я - в школе», «Мир людей». «Культура поведения». Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.
  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
  4. Коррекция произвольного внимания.
  5. Коррекция мышц мелкой моторики.
  6. Развитие самостоятельности, аккуратности

Планируемые результаты освоения учебного материала в 2 «Б»классе.

Личностные

- социально - эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

Предметные результаты

Представления о мире, созданном руками человека:

- интерес к объектам, созданным человеком;

- представления о доме, школе, объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и др.), транспорте и т.д.;

- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;

Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей:

- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребѐнка (учитель, врач, повар, водитель и т.д.);

- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;

- конструктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,

Развитие межличностных и групповых отношений:

- представление о дружбе, товарищах, сверстниках;

- умение находить друзей на основе личных симпатий;

- умение сопереживать, сочувствовать;

- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, др. видах доступной деятельности;

Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:

- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;

- использование простейших эстетический ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно - бытовой деятельности;

- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

Содержание программного материала

«Школа». Ориентация в помещениях школы, на школьной территории; в распорядок школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Соблюдение правил учебного поведения.

«Безопасность».  Безопасное поведения на улице и на дорогах, в квартире. Безопасность на природе. Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

«Профессии» Представления о профессиях людей.

Календарно-тематическое планирование

по ОСМ на 2021/2022 учебный год  

2 «А» класс

Учитель: Катасонова Ю.С.                1ч в неделю; 34ч за год

Количество часов:   16ч  на первое полугодие              18ч  на второе полугодие              

                                   Всего 16ч., в неделю 1 ч.              Всего 18ч., в неделю 1 ч.

Административных контрольных работ   - (всего за уч. год).

Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,  

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. Москва, «Просвещение» 2014 год   Допущено Министерством   образования и науки Российской Федерации

Учебник: Кудрина С В. Мир природы и человека. 2 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).

п/п

Содержание тем

Кол-

во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть – 9часов

Повторение. Безопасность.

1

Основные сведения о себе и своей семье

1

01.09

2

Основные правила дорожного движения (светофор, пешеходный переход)

1

08.09

Школа и школьное здание

3

Ориентация и расположение кабинетов, спортивного зала, столовой, их назначение

1

15.09

4

Школьные принадлежности. Игра – собери портфель.

1

22.09

5

Правила поведения на уроке и перемене.

1

29.09

6

Правила поведения и ориентация в местах приема пищи.

1

06.10

7

Классная комната (стены, потолок, окна и т.д.), их использование и назначение

1

13.10

8

Поддержание порядка и чистоты в классе.

1

20.10

9

Игровые занятия и упражнения.

1

27.10

2 четверть – 7 часов

Дом, квартира

10

Дом. Типы домов. Части дома (стена, крыша, окно)

1

10.11

11

12

Помещения квартиры (детская, прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон)

1

1

17.11

24.11

Предметы быта

13

Электроприборы (телевизор, утюг, чайник)

1

01.12

14

Предметы мебели (стол, стул, диван, кровать)

1

08.12

15

Предметы посуды (ложка, вилка, тарелка, нож)

1

15.12

Улица. Правила уличного движения. Транспорт.

16

Части улицы. Дорожные знаки. Виды транспорта.

1

22.12

3 четверть – 10 часов

Продукты питания

17

Молочные продукты – молоко, йогурт, кефир.

1

12.01

18

Мясные продукты – мясо, котлета, сосиска.

1

19.01

19

Рыбные продукты – филе рыбы, рыбная котлета, фарш.

1

26.01

20

Мучные продукты – хлеб, булочка, сушки. Кондитерские изделия – печенье, конфеты

1

02.02

21

Напитки – вода, чай, сок, какао.

1

09.02

Безопасность жизнедеятельности

22

23

Безопасность в квартире. Противопожарная безопасность. Один дома.

1

1

16.02

02.03

24

25

Безопасность на природе. Растения. Животные. Водоём.

1

1

09.03

16.03

26

Безопасность на улице и на дороге

1

23.03

4 четверть – 8 часов

27

Профессия «Продавец»

1

06.04

28

Профессия «Врач»

1

13.04

29

Профессия «Парикмахер»

1

20.04

30

Профессия «Строитель»

1

27.04

31

Профессия «Повар»

1

04.05

32

Профессия «Столяр»

1

11.05

33

Профессия «Швея»

1

18.05

34

Дидактическая игра «Профессии»

1

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Календарно-тематическое планирование " Окружающий социальный мир " 1 класс СИПР

Представления о мире, созданном руками человека Интерес к объектам, созданным человеком. Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игро...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" 1 класс

Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта...

Рабочая программа «Окружающий социальный мир» 1 класс СИПР

Содержание программы представлено следующими разделами:ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ – 16 час.Школа – 8 часов  Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.Кварти...

Методические рекомендации для программы по предмету «Окружающий социальный мир» 2 класс

Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения, формирование общепринятых способов социального взаимодействия....

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий социальный мир, 2 класс.

АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школ...

Рабочая программа. Окружающий социальный мир. 2 класс.

Рабочая программа по окружающему социальному миру составлена для учащейся 2 класса надомного обучения с НОДА....