Урок окружающего мира "Зима-покой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок окружающего мира на тему «Зима -покой природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_-pokoy_prirody.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира на тему «Зима -покой природы»
(1 класс, «Школа 2100»)
Цели: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы (1-я линия развития – уметь объяснять мир); научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений (1-я линия развития – уметь объяснять мир); развивать внимание, память, мышление, речь, кругозор, представление; воспитывать организованность, самостоятельность, аккуратность.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
3) формируем умение устанавливать аналогии;
4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Оборудование:
- учебник (1 ч.), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс.
Авторы: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан;
- карточки с названиями зимних месяцев, признаками зимы;
- зимняя одежда;
- сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева», В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»;
- модели снежинок (белые кружки);
- словарь русского языка С. И. Ожегова;
- мультимедийная установка
Ход урока
- Орг. момент. Психологический настрой.
Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво. Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся друг пусть другу. Да и мне улыбка ваша очень-очень уж нужна.
Вот спасибо! Как я рада! Тихо сели, спинки прямо.
- Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Показ кадров из мультфильмов. (слайд 2 )
- Посмотрите на экран.
- Угадайте, из каких мультфильмов и сказок взяты следующие кадры. («Ну, погоди!», «Зима в Простоквашино», «Мороз Иванович», "Снежная королева")
- Кто главные герои?
- Что же объединяет эти кадры?
- В какое время года происходят все эти действия ? ЗИМА (слайд 3 )
(На слайде репродукция зимнего пейзажа, передающего спокойствие, задумчивость, таинственность, безмолвие зимней природы).
Загадка, читает Всеволод
Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
- Сегодня мы будем говорить… Продолжите мою мысль. (О зиме)
Открыть тему урока. (слайд 4 )
- Принято считать, что зима – это покой природы.
- Как вы понимаете слово покой? (Если не отвечают, то прочитать значение слова в словаре)
Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия.
- Ребята, а действительно ли зима – это покой природы?
- Давайте постараемся в этом разобраться.
- Совместное открытие новых знаний.
- Отгадывание загадок.
– Прежде всего, определимся с зимними месяцами. Помогут нам в этом загадки.
- Какой месяц год кончает, зиму начинает? (декабрь)
(Кто родился в декабре?)
- Этот месяц – году начало, зиме середина! (январь)
(Кто родился в январе?)
- А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга. (февраль)
(Кто родился в феврале?) Названия месяцев повесить на доску.
- Работа в учебнике на с. 84.
- В учебнике на с. 84 рассмотрите рисунок.
- Какое время года изображено на рисунке? (зима)
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
Дети называют признаки зимы.
3) Работа в учебнике на с. 87.
- Внимательно рассмотрите рисунки в учебнике на с. 87.
- Сравните их (назвать сходства и различия).
- На каком рисунке за окном утро? Почему вы так решили?
- Что можно сказать о продолжительности дня в зимнее время?
Солнце всходит поздно, заходит рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода.
- Как вы думаете, это признак зимы?
Повесить на доску карточку с признаком - короткий день и длинная ночь.
4) Игра «Магазин».
- А сейчас я вас приглашаю в магазин.
На ваших столах лежат кепка, шапка, варежки, сапоги, туфли, легкий шарф, теплый шарф, шуба, шорты.
- Вы должны приклеить на листочках то, что подходит для зимнего времени года.
Проверка: повешу на доску готовую работу.
- Почему ребята выбрали эту одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться).
- Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло.
Признак зимы «люди тепло одеваются» повесить на доску.
- Ребята, одежда нас не греет, когда холодно, а поддерживает тепло нашего тела. Подробнее об этом вы узнаете в старших классах.
Работа с учебником.
5) Сравнение двух рисунков (осенней и зимней природы) на с. 85 учебника.
- Внимательно рассмотрите два верхних рисунка на с. 85 учебника.
- Давайте, их сравним. Что вы заметили? Какие изменения произошли?
- Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег?
Назовите главную причину этих изменений.
(Главная причина изменений – холод.)
Повесить карточку с признаком «холодно» на доску.
- Такой признак вы уже называли и его мы только что подтвердили.
6) Беседа о снеге.
- Мы выяснили, что зимой выпадают осадки в виде снега, потому что холодно.
Карточку с признаком «идёт снег» повесить на доску.
- Снег - что это такое? (Замерзшая вода)
Послушайте Диану и скажите, о чём так говорят?
Диана: Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (О снежинке)
- Как образуются снежинки, кто знает? (Слайд 5, 6 )
- Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».
- Поднимите руки, кто знает эту сказку?
Арина читает отрывок из сказки.
«Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».
- Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали. А кто хорошо читает, может прочитать книгу самостоятельно.
7) Рисование снежинок.
- Ребята, в мире нет одинаковых снежинок.
- Давайте посмотрим, получатся ли у вас одинаковые снежинки. За одну минуту нарисуйте свою снежинку. Покажите их.
- Видите, у вас получились разные снежинки. Положите снежинки на край стола, они нам еще понадобятся.
8) Физминутка.
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злиться,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
- А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Перед вами сломанные снежинки, соберите, пожалуйста, их.
Игра "Собери снежинку" (Слайд 7)
9) – Снег – не только зимнее украшение, но и тёплая одежда для растений.
– О том, какие же изменения происходят с деревьями зимой, нам прочитает Кира. (Слайд 8 )
- Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.
Ещё один признак зимы – деревья и кусты стоят голые.
Повесить этот признак на доску.
- Все ли деревья сбрасывают листья? (Нет) (Слайд 9 )
- Как называют такие деревья? (хвойные)
- Хвойные деревья не сбрасывают свои иголочки, потому что они покрыты восковым налётом и поэтому им не страшен мороз.
Физминутка
Игра «Выбери рисунки и раскрась рамочки с тремя цветами»
Художник нарисовал предметы из разных времён года. Да вот беда, забыл раскрасить рамочки с разными цветами.
Зелёный- с предметами, которые встречаются в разное время года.
Синий – с предметами, которые чаще всего встречаются зимой.
Красный - с предметами, которых не встретишь зимой.
Перед вами три цвета бумаги: зелёный, синий, красный.
- Вы очень наблюдательные и внимательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы.
(Слайд 10)
- Почему зимой многие звери и птицы чаще посещают города и сёла? Как мы можем им помочь?
- (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу).
- Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)
- Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)
- Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит.)
- Кто еще из зверей спит? (Медведь, еж, летучие мыши)
- А хотели бы вы узнать о жизни животных в зимний период? Об этом мы поговорим на следующем уроке.
IV. Самостоятельное применение знаний.
Игра "Крестики-нолики".
(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный)
1. Прячутся ли насекомые к зиме? (+)
2. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0)
3. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
4. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0)
5. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)
6. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
7. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
8. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)
(+ 0 + 0 + + + 0 ) Взаимопроверка выполненного задания.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Как вы поняли, ребята, почему говорят, что «Зима – покой природы», что «зимой природа спит».
- Можем ли мы теперь утверждать, что зима – это покой природы?
- Давайте прочитаем вывод в учебнике на с. 87.
- Какие признаки характеризуют зиму?
(Прочитаем записи на доске)
- Ребята возьмите свои снежинки и на обратной стороне нарисуйте свою улыбку, если вам было всё понятно и интересно на уроке. Если нужна помощь друга, то нарисуйте руку.
- Покой и умиротворение зимней природы выразили в своих стихах русские поэты. Давайте послушаем.
Стихи читают наизусть Ралина, София, Ника.
Чтение стихотворений: И. Суриков «Зима», С. Есенин «Берёза»
ЗАГАДКИ Снег с березы повалился, Говорю я брату: - Ох! На коньках я мчусь вперед, Стали звездочки кружиться, Зимние каникулы! | Меня не растили, (Снежная баба. Ее встречаем только зимой) Вниз вершиной растет, вверх корнем растет. (Сосулька) Две сестренки, две плетенки |
Использованные источники.
- Х. К. Андерсен «Снежна королева». – М.: Книжный дом, 2004 г.
- В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Серия: Мои первые книжки. – М.: Детская литература, 1983 г.
- Мультфильм «Мороз Иванович». http://teramult.org.ua/m/1/1981_su_moroz/moroz.mp4
- Кадр из мультфильма «Ну, погоди!». http://abya.ru/load/russkie_multfilmy/russkie_multfilmy_smotret_onlajn/nu_pogodi_vypusk_8_volk_i_zajac_v_novyj_god/6-1-0-74
- Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино». http://donbass.ua/news/culture/2012/12/22/chetyre-gavani-cheburashkinogo-papy.html
- Стихотворение И. Сурикова «Зима». http://allforchildren.ru/poetry/winter29.php
- Стихотворение С. Есенина «Берёза». http://www.stihi-rus.ru/1/Esenin/3.htm
Зима» Иван Суриков Белый снег, пушистый И под утро снегом
| Берёза |
- Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Охрана природы"
На уроке дети знакомятся с некоторыми животными и растениями, занесенными в Красную Книгу Челябинской области...
Урок окружающего мира «Царства природы» 2 класс
Урок окружающего мира «Царства природы» 2 класс по программе" Начальная школа 21 век"...
урок окружающего мира "Осень-природа готовится к зиме"
Методическая разработка к уроку окружающего мира по теме "Осень-природа готовится к зиме" для 1 класса по программе "Школа 2100" с использованием ЦОР....
Урок окружающего мира "Береги природу, человек"
Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуацииТип урока: усвоение новых знанийЗадачи: сформировать знания о значении природы в...
Презентация к уроку окружающего мира "Охрана природы осенью" 2 класс (А.А.Плешаков УМК "Перспектива")
Представители флоры и фауны России, занесённые в Красную книгу....
Урок окружающего мира «Богата природа России».
Задачи:1) познакомить детей с картой, как моделью пространства географического объекта( в данном случае- территория России), расширять знания о природе родной страны и её...
урок окружающего мира "Охрана природы"
Конспект и презентация ....