По экологической тропе
план-конспект по окружающему миру

Петрова Людмила Евгеньевна

Игровая программа для детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_ekologicheskoy_trope.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

По экологической тропе

Цели: развивать познавательные интересы школьников младшего возраста; формировать экологическую культуру; воспитание любви к Родине, желание сберечь и сохранить природу и её богатство.

    Игровая программа «По экологической тропе» рассчитана на детей младшего школьного возраста.

     Шагая по импровизированной тропе, участники делают остановки, которые мы называем привалами.

Привал «На опушке леса»

   На этой станции представлена разнообразная наглядность по теме «Лес» (плакаты, иллюстрации, самодельные знаки поведения в лесу).

    Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете путешествовать по экологической тропе. В пути вы сделаете пять остановок: вас ждёт лесной доктор, грибная полянка, следы неизвестных животных и много других лесных приключений.

    Сейчас вы находитесь в начале тропы – «На опушке леса». Если вы назовёте «лесной пароль», мы пропустим вас на тропу. «Лесной пароль» - это ваши знания о лесе, что можно и что нельзя делать в лесу. Рассказываете  правило по знаку и можете проходить на лесную тропу и получить первый балл. Старайтесь получать их на других привалах. В конце тропы мы определим лучших знатоков леса. А сейчас слушаем ваш пароль.

Привал «Боровичок»

   У ведущего – лукошко, в нём семь больших грибов.

   Ведущий. Дети, давайте собирать грибы. Берите по грибу и читайте вопрос. Если ответ будет правильным, я возьму этот гриб в лукошко.

  1.   Какой гриб носит ласковое название животного? (Лисичка)
  2. Можно ли употреблять в пищу грибы, собранные в черте города? (Нельзя. Они впитывают в себя вредные промышленные выбросы.)
  3. Как правильно собирать грибы? (Срезать гриб ножом, не повреждая грибницы.)
  4. Назовите самый ядовитый гриб? (Бледная поганка.)
  5. У каких грибов шляпки разного цвета, а название одно? (У сыроежек.)
  6. Какой гриб растёт с большой скоростью и в старости превращается в пыль? (Дождевик.)
  7. Назовите грибы, которые растут целыми семьями? (Грузди, опята, лисички.)

Привал «Зелёная аптека»

   На столе разложены иллюстрации лекарственных трав.

   Ведущий (в белом халате со знаком «зелёная аптека», в руках у него карточки с «диагнозами»). Дети, вас приветствует лесной доктор. Вы шагаете по экологической тропе. Представьте, что с вами случилась непредвиденная ситуация. Возможно, вы заболели. Я не буду давать вам горьких таблеток. Лечиться будем с помощью растений. Выбирайте диагнозы и приступайте к лечению.

1. Шагая по тропе, я напоролся на острый сучок, повредил плечо и приложил растение… (Подорожник, тысячелистник, сок крапивы.)

2. Отправляясь путешествовать по тропе, я надел новые кроссовки. Они натёрли мне ноги до мозолей. Пришлось остановиться, приложить лечебное растение… и забинтовать ноги. (Подорожник, мох.)

3. С утра было солнечно, я отправился путешествовать в лёгкой одежде. Вдруг пошёл холодный проливной дождь. Я промок до нитки. К вечеру поднялась высокая температура. Мне помог чай… (Из малины, липового цветка, зверобоя.)

4. Шагая по тропе, я увидел незатушенный костёр. Я поторопился сбить огонь и обжёг руку. Хорошо, что мне попался…  Это настоящий лесной пластырь. (Гриб-дождевик, измельчённая хвоя сосны.)

5. Набродившись в лесу, мы долго не могли успокоиться от впечатлений. Пришлось нашему руководителю заваривать нам особый, успокоительный чай из… (Из валерианы, пустырника.)

6. Переходя болотистое место, я сошёл с тропы и провалился в трясину. Друзья спасли меня, но от испуга у меня заболело сердце. Вылечил меня отвар из… (Из валерианы, плодов боярышника, купены.)

7. Шагая по тропе, мы набрели на родник. Я выпил много студеной воды и вскоре не мог удержаться от кашля. Мне помогла…  (Мать-и-мачеха, багульник, подорожник, шалфей.)

8. Шагая по тропе, я нечаянно потревожил осиное гнездо. Оса больно ужалила меня. Когда я приложил… боль стала стихать. (Подорожник.)

Привал «Чьи следы?»

    Оформление: рисунки следов животных (зайца, белки, медведя, лося, кабана, волка, вороны, утки).

   Ведущий. Ребята! На этом привале вы превращаетесь в следопытов. Посмотрите, пожалуйста, какие следы оставляют животные на снегу. Вам остаётся только разобраться, кому какие следы принадлежат.

Привал «Лесные великаны»

     Вопросы оформлены на силуэтах деревьев.

    Ведущий. Как вы думаете, кто такие лесные великаны? Конечно, это деревья. И я приготовила вопросы о деревьях.

  1. В каких лесах, если заблудишься, бывает особенно страшно? (В еловых и пихтовых – они очень тёмные даже днём.)
  2. В каких лесах строят туберкулёзные санатории? Почему? (В сосновых. Фитонциды сосны убивают туберкулёзную палочку.)
  3. Какое дерево ежегодно страдает больше всех по вине  человека? (ель. Из-за новогодней традиции.)
  4. Из древесины какого дерева дома наиболее долговечные? (Из лиственницы.)
  5. У какого дерева хвоя держится на ветке до десяти лет? (У пихты.)
  6. Какое дерево способно вырасти первым на месте лесного пожара? (Берёза, она светолюбивая.)
  7. Какое дерево известно своей неприхотливостью и нетребовательностью к условиям произрастания? (Сосна.)
  8. Плоды какого дерева вкусны в подмороженном виде? (Рябины.)
  9. У какого дерева самые красивые и длинные иголки? (У кедра.)
  10. Рядом растут маленькие ель и берёза. Скажите, кто кого переживёт? (Тенелюбивая ель перерастёт берёзу и, лишив её света, погубит.)

Привал «Осторожно! Ядовитые растения»

    На столе разложены иллюстрации (гербарии) ядовитых и неядовитых растений.

   Ведущий. На моём привале обстановка очень опасная. Здесь вас окружают ядовитые растения. Возьмите у меня задания. Они написаны на листиках.

  1. Какому красивому растению, но ядовитому досталось название хищного зверя? (Волчье лыко.)
  2. Назовите растение, у которого есть единственная синяя ядовитая ягода. (Вороний глаз.)
  3. Какое растение растёт на пустырях вблизи жилья человека? (Белена.)
  4. Какому ядовитому растению принадлежат ядовитые кувшинчики? (Белена.) Вспомните поговорку об этом растении.
  5. Какое слабоядовитое луговое растение, съеденное на лугу коровой, вызывает горечь у молока? (Лютик ядовитый.)

 

     На привале «На опушке леса» дети сдают свои маршрутные листы с баллами. Подводятся итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа-интерактивно-методическая форма экологической педагогики.

В условиях дефицита социально-ориентированных наглядных пособий и экскурсионных маршрутов по экологическому образованию идет  разработка новых интерактивных художественно-психологических методиче...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"

Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе

Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....