Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий социальный мир" , "Человек"4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по предметам : "Человек","Окружающий соиальный мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП "Окружающий социальный мир" | 356.42 КБ |
КТП по предмету :"Человек" | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
по предмету «Окружающий социальный мир»
для обучающихся 4 «Б» класса (ФГОС, II вариант)
(в неделю – 2ч, учебных недель – 33)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития детей с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, еѐ культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде, общепринятых правилах поведения.
Задачи:
- Формировать представления о мире, созданном руками человека.
- Знакомство с явлениями социальной жизни.
- Формировать представления об окружающих людях:
а) овладение первоначальными представлениями о социальной жизни;
б) овладение представлениями о профессиональных и социальных ролях людей.
- Развивать межличностные и групповые отношения.
- Формировать представления о стране проживания – Россия.
- Формировать представления об обязанностях и правах ребенка.
- Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком.
В связи с особенностями психического развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития практическая направленность реализуется через наглядно – практический характер, т.е. представление об окружающем социальном мире усваиваются в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
2. Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты:
- интерес к объектам, созданным человеком;
- представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности;
- представления о деятельности и профессиях людей;
- представления о социальных ролях людей;
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- умение соблюдать правила поведения на уроках;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности.
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- работа в коллективе (ученик – ученик);
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Программа формирования БУД
Личностные:
- Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- радоваться вместе с детьми;
- подражать действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
- использование по назначению учебных материалов;
- формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
- делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
Коммуникативные:
- учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- сообщение учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- следить за объяснением учителя;
- поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 31 часов,
во в II полугодии – 36 час,
всего – 67 часов.
Раздел | Количество часов |
Раздел «Школа». | 7 |
Раздел «Страна» | 12 |
Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком» | 7 |
Раздел «Обычаи, традиции» | 7 |
Раздел «Город» | 12 |
Раздел «Квартира, дом» | 12 |
Раздел «Продукты питания» | 5 |
Раздел «Транспорт» | 5 |
4. Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий социальный мир» в 4 «Б»
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | |||
По плану | По факту | |||||
I четверть – 17 часов | ||||||
Школа | ||||||
1. | Основные сведения о себе и своей семье. | 1 | 2.09 | |||
2. | Основные правила дорожного движения (светофор, пешеходный переход). | 1 | 6.09 | |||
3. | Знакомство с новым классом. | 1 | 9.09 | |||
4. | Узнавание и различение помещений школы. Знание назначений помещений. Нахождение помещений школы. | 1 | 13.09 | |||
5. | Узнавание участков школьной территории. Знание и соблюдение правил поведения на территории школы. | 1 | 16.09 | |||
6. | Знание и соблюдение школьного распорядка. | 1 | 20.09 | |||
Страна | ||||||
7-8. | Наша страна – Россия. | 2 | 23.09 27.09 | |||
9-10. | Государственная символика. | 2 | 30.09 04.10 | |||
11. | Населенные пункты нашей страны. | 1 | 7.10 | |||
12. | Столица России – Москва. | 1 | 11.10 | |||
13-14. | Основные достопримечательности. | 2 | 14.10 18.10 | |||
15-16. | Города России и их достопримечательности. | 2 | 21.10 25.10 | |||
17 | Деньги нашей страны. | 1 | 28.10 | |||
II четверть – 14 часов | ||||||
Предметы и материалы, изготовленные человеком | ||||||
18 19. | Бумага. Свойства. | 2 | 8.11 11.11 | |||
20. | Дерево. Свойства. | 1 | 15.11 | |||
21. | Стекло. Свойства. | 1 | 18.11 | |||
22. | Резина. Свойства. | 1 | 22.11 | |||
23. | Металл. Свойства. | 1 | 25.11 | |||
24 | Ткань. Свойства. | 1 | 29.11 | |||
25. | Пластмасса. Свойства. | 1 | 2.11 | |||
Традиции и обычаи | ||||||
26. | День Победы. | 1 | 6.12 | |||
27. | 8 марта.23 февраля. | 1 | 9.12 | |||
28. | Масленица. | 1 | 13.12 | |||
29. | Пасха. | 1 | 16.12 | |||
30 31 | Новый год. Рождество. | 2 | 20.12 23.12 | |||
III четверть –20 часов | ||||||
Город | ||||||
32 | Наш город – Смоленск. | 1 | 10.01 | |||
33 34 35 36 | Профессии вокруг нас. | 4 | 13.01 17.01 20.01 24.01 | |||
37 38 39 | Достопримечательности нашего города. | 3 | 27.01 31.01 3.02 | |||
40 41 | Правила поведения в общественных местах. | 2 | 7.02 10.02 | |||
42 43 | Элементы городской инфраструктуры. | 2 | 14.02 17.02 | |||
44 | Назначение зданий нашего города. | 1 | ||||
Квартира, дом | ||||||
45 | Дом. Части дома. | 1 | 3.03 | |||
46 47 | Типы домов. | 2 | 5.03 10.03 | |||
48 49 | Места общего пользования в доме | 2 | 14.03 17.03 | |||
50-51 | Лифт. | 2 | 21.03 24.03 | |||
IV четверть –16часов | ||||||
52 53 | Правила безопасности во время аварийной ситуации в доме. | 2 | 4.04 7.04 | |||
54 55 | Коммунальные удобства в квартире. | 2 | 11.04 14.04 | |||
Продукты питания | ||||||
56 57 | Напитки. | 2 | 18.04 21.04 | |||
58 59 | Молочные и рыбные продукты. | 2 | 25.04 28.04 | |||
64 60 | Мясные продукты. | 1 | 02.05 | |||
61 | Мучные изделия. | 1 | 5.05 | |||
62 | Кондитерские изделия. | 1 | 12.05 | |||
Транспорт | ||||||
63 | Транспорт. Виды транспорта. | 1 | 16.05 | |||
64 | Наземный транспорт. | 1 | 19.05 | |||
65 | Воздушный и космический транспорт. | 1 | 23.05 | |||
66 | Водный транспорт. | 1 | 26.05 | |||
67 | Профессии людей, работающих на транспорте. | 1 | 30.05 |
Пояснение к реализации программного материала
Количество учебных часов в год | Примечание | |
По плану | По факту | |
66 | 67 | Согласно Календарному учебному графику на 2022-2023 учебный год (сдвоенные недели 1 четверть)
|
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
по предмету «Человек»
для обучающихся 4 «Б» класса (ФГОС, II вариант)
(в неделю – 2 ч, учебных недель – 33)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Человек» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель обучения – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
В программе присутствуют следующие разделы: представления о себе, семья, гигиена тела, туалет, одевание и раздевание, прием пищи.
Задачи обучения:
- Формировать представления о себе:
а) представление о собственном теле;
б) умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы и желания;
в) умение сообщать основные сведения о себе;
г) представление о возрастных изменениях человека.
- Формировать умение решать каждодневные жизненные потребности:
а) умение обслуживать себя;
б) умение сообщать о своих потребностях и желаниях;
- Формировать умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами:
а) умение определять свое самочувствие;
б) показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
в) умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня;
г) умение следить за своим внешним видом.
4. Формировать представления о своей семье:
а) представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
Учебный предмет «Человек» является основной частью предметной области «Окружающий мир». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
2. Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- работа в коллективе (ученик – ученик);
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Предметные результаты:
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
- умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
- поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- иметь представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
- понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
- представление о собственном теле;
- представления о возрастных изменениях человека;
- умение обслуживать себя;
- умение определять свое самочувствие;
- умение следить за своим внешним видом.
Программа формирования БУД
Личностные:
- Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- радоваться вместе с детьми;
- подражать действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
- использование по назначению учебных материалов;
- формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
- делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
Коммуникативные:
- учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- сообщение учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- следить за объяснением учителя;
- поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 31 часов,
во в II полугодии – 35 час,
всего – 66 часов.
Раздел | Количество часов |
Представления о себе | 18 |
Туалет | 2 |
Прием пищи | 4 |
Гигиена тела | 6 |
Обращение с одеждой и обувью | 24 |
Семья | 12 |
5. Календарно-тематическое планирование предмета
«Человек» в 4 «Б» классе
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
I четверть – 17 часов | |||||
Представления о себе | |||||
1. | Мальчики и девочки. | 1 | 1.09 | ||
2. | Части тела человека. | 1 | 5.09 | ||
3 4. | Части лица человека. Назначение. | 2 | 8.09 12.09 | ||
5. | Скелет человека. | 1 | 15.09 | ||
6. 7 | Мышцы человека. | 2 | 19.09 22.09 | ||
8. 9. | Кожа. | 2 | 26.09 29.09 | ||
10. | Внутренние органы: сердце. | 1 | 03.10 | ||
11. | Внутренние органы: легкие. | 1 | 6.10 | ||
12. | Внутренние органы: печень. | 1 | 10.10 | ||
13. | Внутренние органы: почки. | 1 | 13.10 | ||
14. | Внутренние органы: мозг. | 1 | 17.10 | ||
15. | Внутренние органы: желудок. | 1 | 20.10 | ||
16. | Вредные привычки. | 1 | 24.10 | ||
17. | Возрастные изменения человека. Состояние здоровья: опознавательные признаки. | 1 | 27.10 | ||
II четверть – 14 часов | |||||
Гигиена тела | |||||
18. | Последовательность действий при мытье рук. | 1 | 7.11 | ||
19. | Регулирование напора струи воды. | 1 | 10.11 | ||
20. | Последовательность действий при мытье лица. | 1 | 14.11 | ||
21. | Чистка зубов. | 1 | 17.11 | ||
22. | Очищение носового хода. | 1 | 21.11 | ||
23. | Расчесывание волос. | 1 | 24.11 | ||
Туалет | |||||
24. | Сообщение о желании сходить в туалет. | 1 | 28.11 | ||
25. | Последовательность действий при походе в туалет. | 1 | 1.12 | ||
Обращение с одеждой и обувью | |||||
26. | Виды одежды. | 1 | 5.12 | ||
27. | Верхняя одежда. | 1 | 9.12 | ||
28. | Повседневная одежда. | 1 | 12.12 | ||
29. | Детали одежды. | 1 | 16.12 | ||
30. | Сезонная одежда. | 1 | 19.12 | ||
31. | Повторение. | 1 | 23.12 | ||
III четверть – 20 часов | |||||
32 33. | Обувь. Виды обуви. | 2 | 9.01 12.01 | ||
34 35. | Сезонная обувь. | 2 | 16.01 19.01 | ||
36-37. | Головные уборы: виды. | 2 | 23.01 26.01 | ||
38. | Сезонные головные уборы. | 1 | 30.01 | ||
39. | Уход за одеждой, обувью, головными уборами. | 1 | 02.02 | ||
40. | Снятие предмета одежды. | 1 | 06.02 | ||
41. | Соблюдение последовательности действий при раздевании. | 1 | 09.02 | ||
42. | Совершение манипуляций с липучками, молниями пуговицами. | 1 | 13.02 | ||
43. | Завязывание шнурков. | 1 | 16.02 | ||
44. | Обувание обуви. Различение правого, левого ботинка. | 1 | 27.02 | ||
45. | Выбор одежды для прогулки. | 1 | 2.03 | ||
46. | Выбор одежды для мероприятия. | 1 | 6.03 | ||
47. | Выворачивание одежды. | 1 | 9.03 | ||
48. 49 | Различение лицевой и изнаночной стороны. | 2 | 13.03 16.03 | ||
50 51 | Повторение изученного. | 2 | 20.03 23.03 | ||
IV четверть – 15 часов | |||||
Прием пищи | |||||
52. | Использование салфетки во время приема пищи. | 1 | 3.04 | ||
53. | Еда вилкой. | 1 | 6.04 | ||
54. | Накладывание пищи в тарелку. | 1 | 10.04 | ||
55 | Кружка-стакан. | 1 | 13.04 | ||
Семья | |||||
56 57 | Члены семьи. | 2 | 17.04 20.04 | ||
58 59 | Дети и взрослые. | 2 | 24.04 27.04 | ||
60 61 | Социальные роли в семье. | 2 | 4.05 11.05 | ||
62 63 | Представление о профессиональной деятельности членов семьи. | 2 | 15.05 18.05 | ||
64 | Рассказ о своей семье. | 1 | 22.05 | ||
65 66 | Повторение. | 2 | 25.05 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планированиае по литературному чтению для 1 класса
КТП по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России" (ФГОС)...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...