Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий природный мир" 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Николаева Елена Викторовна

Календарно-тематическое планирование по предмету :" Окружающий природный мир" для обучающихся 4 класса 8вид 2 вариант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._okruzhayushchiy_prirodnyy_mir.docx355.7 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\справки20220923140756_001.jpg

Рабочая учебная программа

по предмету «Окружающий природный мир»

для обучающихся 4 «Б» класса (ФГОС, II вариант)

(в неделю – 2ч, учебных недель – 33)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • Матвеева Н.Б., С. П. Котина, Т. О. Куртова. Живой мир. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - Просвещение. – М., 2015 г.

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающегося представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения  формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами при обучении являются:

  1. Формировать представление об объектах и явлениях неживой природы:

а) интерес к объектам и явлениям неживой природы;

б) представления о конкретных объектах неживой природы: вода, воздух, земля, огонь, лес, водоем, и т.д.

  1. Формировать представление о растительном и животном мире:

а) интерес к объектам живой природы;

б) представлениях о конкретных группах и субъектах растительного и животного мира;

в) опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

г) умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.

  1. Формировать временные представления:

а) представления о временах года, характерные изменения, и их влияние на жизнь человека;

б) умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;

в) умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года;

г) представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

Рабочая программа состоит из 4 разделов: растительный мир, животный мир, временные представления, объекты неживой природы.

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и д.р.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, зима, весна), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Учащийся знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия. Особое внимание при обучении уделяется воспитанию любви и уважению к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Учебный предмет «Окружающий природный мир» является частью предметной области «Окружающий мир». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).

2. Планируемы результаты

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – ученик);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога;
  • осознает, что может, а что ему пока не удается.

Предметные результаты:

  • умение различать времена года и соответствующие сезонные изменения в природе;
  • интерес к объектам и явлениям неживой природы;
  • представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека;
  • интерес к объектам живой природы;
  • расширение представлений о конкретных объектах животного и растительного мира
  • опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
  • узнавать изученные объекты и явления  неживой и живой природы;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • использовать различные источники для получения разного рода  информации, опираясь на сохранные анализаторы;
  • понимать необходимость  соблюдения правил безопасного поведения   на улице, в лесу;
  • контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осознавать свою неразрывную связь с природой;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности.

Программа формирования БУД

Личностные:

  • Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • радоваться вместе с детьми;
  • подражать действиям, выполняемыми педагогом;
  • последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

Регулятивные:

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
  •  переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
  • последовательное выполнение нескольких заданий;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Познавательные:

  • делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • умение самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствие с расписанием занятий, алгоритмом действий;
  • умение различать и классифицировать изученные объекты животного и растительного мира.
  • выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.

Коммуникативные:

  •  учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
  • развивать умение слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
  • сообщение учителю об окончании задания;
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • следить за объяснением учителя;
  • поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

4. Содержание учебного предмета

В I полугодии – 31 часа,

во в II полугодии – 35час,

всего – 66 часов.

Раздел

Количество часов

Растительный мир

16

Животный мир

18

Объекты неживой природы

18

Временные представления

14

5. Календарно-тематическое планирование предмета

«Окружающий природный мир» в 4 «Б» классе

п/п

Содержание

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть - 17 часов

Растительный мир

1.

Вводная беседа. Лето.

1

1.09

2.

Различение растений: дерево, куст, трава.

1

5.09

3.

Различение частей растения и их значение.

1

8.09

4.

Значение растений в природе и жизни человека.

1

12.09

5.

Строение дерева.

1

15.09

6.

Лиственные и хвойные деревья.

1

19.09

7.

Плодовые деревья.

1

22.09

8.

Строение кустарника.

1

26.09

9.

Лесные и садовые кустарники. Значение кустарников в природе и жизни человека.

1

29.09

10.

Фрукты. Овощи.

1

3.10

11.

 Ягоды.

1

6.10

12.

 Грибы.

1

10.10

13.

 Цветочно-декоративные растения: строение и виды.

1

13.10

14.

Травянистые растения. Значение в жизни человека.

1

17.10

15.

Лекарственные растения.

1

20.10

16.

Комнатные растения. Зерновые культуры.

1

24.10

17.

Растения различных природных зон.

1

27.10

II четверть - 14 часов

Временные представления

18-19.

Осень. Явления природы и жизнь человека.

2

7.11

10.11

20-21.

Зима. Явления природы и жизнь человека.

2

14.11

17.11

22-23.

Весна. Явления природы и жизнь человека.

2

21.11

24.11

24-25.

Лето. Явления природы и жизнь человека.

2

28.11

1.12

26.

Соотнесение месяцев с временем года.

1

5.12

27.

Различение частей суток.

1

8.12

28.

Виды деятельности в разное время суток.

1

12.12

29.

Дни недели. Различение выходных и рабочих дней.

1

15.12

30-31.

Повторение.

2

19.12

22.12

III четверть -20 часов

Животный мир

32.

Строение животного.

1

9.01

33.

Основные признаки животного.

1

12.01

34.

Домашние животные.

1

16.01

35.

Дикие животные.

1

19.01

36

Животные зон холодного пояса.

1

23.01

37.

Животные зон жаркого пояса.

1

26.01

38.

Строение птицы.

1

30.01

39.

Летающие и нелетающие птицы.

1

2.02

40.

Домашние птицы. Их особенности и значение в жизни человека.

1

6.02

41.

Зимующие и перелетные птицы.

1

9.02

42.

 Водоплавающие птицы.

1

13.02

43.

 Строение рыбы. Виды. Значение в природе и жизни человека.

1

16.02

 44.

 Строение насекомого.

1

27.02

45-46.

 Питание, виды, передвижение насекомых.

2

2.03

6.03

47. 48.

 Морские обитатели.

1

9.03

13.03

49.

 Животные в квартире.

1

16.03

50

51

Повторение.

2

20.03

23.03

IV четверть – 15 часов.

Объекты неживой природы

52.

Солнце. Значение в природе и жизни человека.

1

3.04

53

Луна. Значение в природе и жизни человека.

1

6.04

54.

Солнечная система. Планеты.

1

10.04

55.

Глобус.

1

13.04

56.

Воздух. Значение в природе и жизни человека.

1

17.04

57

Земля и небо.

1

20.04

58

Земля. Различение разных поверхностей.

1

24.04

59

Лес в природе и жизни человека.

1

27.04

60

Луг. Луговые цветы.

1

4.05

61

 Вода. Свойства воды.

1

11.05

62

 Виды водоемов. Значение в жизни человека и природе.

1

15.05

63

64

 Правила поведения в лесу и на водоемах.

1

18.05

65.

Огонь. Свойства огня.

2

22.05

25.05

66

Повторение.

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планированиае по литературному чтению для 1 класса

КТП по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России" (ФГОС)...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...