2 класс Конспект урока по Окружающему миру на тему "Пожар"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)
Класс: 2
Дисциплина: окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Тема: Пожар
Тип урока: общеметодологической направленности
Цели:
Содержательная: усвоение знаний о домашних опасностях.
Деятельностная: первичное закрепление основ безопасного поведения в быту.
Задачи:
Дидактические:
1. Познакомиться с понятием «быт»;
2. Учиться определять опасные предметы в доме;
3. Учиться формулировать правила безопасного поведения дома, предлагать их условные обозначения;
4. Учиться предвидеть опасные ситуации в быту и не допускать их.
Развивающие:
1. Учиться сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
2. Учиться находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию;
3. Учиться фиксировать полученные результаты в графическом виде (рисунок);
4. Учиться планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
5. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
6. Учиться находить ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
7. Учиться объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
8. Учиться в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
9. Учиться конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов работы.
Воспитательные:
1. Учиться соблюдать правила организации безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнять правила безопасного поведения в быту;
2. Осознавать ценности познания, проявлять познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_pozhar.docx | 49.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
Конспект урока
по окружающему миру
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс IV, группа 41Н
Москалевой Веры Владимировны
Учитель: Никифорова Н.Н
Оценка_________
Подпись учителя______________
2023г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Дата: 08.02.2023
Школа: МБОУ Новопогощенская СОШ
Класс: 2
Дисциплина: окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Учитель: Никифорова Нина Николаевна
Студент: Москалева Вера Владимировна
Тема: Пожар
Тип урока: общеметодологической направленности
Цели:
Содержательная: усвоение знаний о домашних опасностях.
Деятельностная: первичное закрепление основ безопасного поведения в быту.
Задачи:
Дидактические:
1. Познакомиться с понятием «быт»;
2. Учиться определять опасные предметы в доме;
3. Учиться формулировать правила безопасного поведения дома, предлагать их условные обозначения;
4. Учиться предвидеть опасные ситуации в быту и не допускать их.
Развивающие:
1. Учиться сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
2. Учиться находить и использовать для решения учебных задач текстовую информацию;
3. Учиться фиксировать полученные результаты в графическом виде (рисунок);
4. Учиться планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
5. Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
6. Учиться находить ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
7. Учиться объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
8. Учиться в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
9. Учиться конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов работы.
Воспитательные:
1. Учиться соблюдать правила организации безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнять правила безопасного поведения в быту;
2. Осознавать ценности познания, проявлять познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знает определение понятия «быт»;
2. Умеет определять опасные предметы в доме;
3. Умеет формулировать правила безопасного поведения дома, предлагает их условные обозначения;
4. Предвидит опасные ситуации в быту и знает, как не допускать их.
Личностные:
1. Соблюдает правила организации безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполняет правила безопасного поведения в быту;
2. Осознаёт ценности познания, проявляет познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Сравнивает объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
2. Находит и использовать для решения учебных задач текстовую информацию;
3. Фиксирует полученные результаты в графическом виде (рисунок).
Регулятивные:
1. Планирует самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
2. Осуществляет контроль процесса и результата своей деятельности;
3. Находит ошибки в своей работе и устанавливает их причины; корректирует свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
4. Объективно оценивает результаты своей деятельности, соотносит свою оценку с оценкой учителя;
Коммуникативные:
1. В процессе диалогов задаёт вопросы, высказывает суждения, оценивает выступления участников;
2. Конструирует обобщения и выводы на основе полученных результатов работы;
Оборудование:
Для учителя:
1. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012 – С. 18-21
2. А. А. Плешаков Окружающий МИР / Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. В. 2 ч. Ч.2 3-е изд. М.: Просвещение, 2014 – С. 10-11
3. Анаграмма слова «опасности» на доске, карточки с вопросами теста, карточка с заданием для групповой работы.
Для учащихся: цветные карандаши.
План урока
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Мотивация
2. Этап актуализация и пробного учебного действия (5-7 мин.)
2.1. Проверка остаточных знаний
2.2. Работа с пословицей
3. Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)
4. Этап построения выхода из затруднения (1 мин.)
4.1. Формулирование темы
4.2. Формулирование цели и задач урока
4.3. Планирование своей деятельности
5. Этап реализации построенного проекта (15-18 мин.)
5.1. Понятие «быт»
Работа с понятием
Обобщение по вопросу
5.2. Опасные места в доме
5.2.1. Актуализация знаний
5.2.2. Работа с рисунком в парах (стр.18)
5.2.3. Сообщающая беседа
5.2.4. Выполнение задания в рабочей тетради
Обобщение по вопросу
5.3. Правила поведения в быту
5.3.1. Вводная беседа
5.3.2. Работа в группах по составлению правил поведения в быту (У стр.19-20, РТ стр.11№2.1)
5.3.2. Представление результатов работы
Обобщение по вопросу
Физминутка
5.4. Поведение в опасной ситуации дома
5.4.1. Работа с иллюстрацией
5.4.2. Знакомство с телефонами помощи
Обобщение по вопросу
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5-10 мин.)
6.1. Работа с условными обозначениями (№2 стр.20-21)
6.2. Работа с рубрикой «Проверь себя»
6.3. Работа с выводом
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2 мин.)
Самостоятельная работа со взаимопроверкой (РТ стр.10№1)
8. Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин.)
8.1. Обсуждение ситуативной задачи
8.2. Работа с пословицей и главным проблемным вопросом урока
8.3. Подведение итогов
9. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)
9.1. Рефлексия деятельности на уроке
9.2. Домашнее задание
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Главные вопросы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приёмы работы | Форма организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля и взаимоконтроля | Планируемые результаты | ||
ПР | МЕТ | Л | ||||||||
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие – Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вера Владимировна, и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира. 1.2. Проверка готовности – Проверьте готовность к уроку. На ваших столах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал, цветные карандаши. 1.3. Мотивация - Ребята, на доске изображена формула успеха. Я предлагаю вам выбрать из всех качеств, представленных на доске, только те, которые помогут нам достичь успеха на сегодняшнем уроке. (внимательность, лень, трудолюбие, активность, отвлекаемость) - Почему вы выбрали именно эти качества? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Выбирают качества: внимательность, трудолюбие, активность. | Формула успеха Создание ситуации успеха | Фронтальная | «Формула успеха» Карточки с качествами человека | Фронтальный контроль | К1 | Л2 | ||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Проверка остаточных знаний - Ребята, какую тему вы изучали на прошлом уроке? («Школа пешехода») - Давайте проверим, как хорошо вы усвоили материал прошлых уроков. Я подготовила для вас тест. Подпишите на отведённой строке своё имя и фамилию. На эту работу я даю вам 5 минут. - Ребята, время на работу вышло. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. Возьмите в руки простые карандаши. Сверьте работу одноклассника с эталоном на слайде. Если ответ верный поставьте плюс, если нет – минус. Оцените работу товарища. 5 – всё верно, 4 – 5-6 правильных ответов, 3 – 4 правильных ответа, 2 – менее 0-3 правильных ответа. - Обменяйтесь работами назад. Поднимите руку те, кто получил оценку 5. А теперь те, кто получил 4. Какие ошибки вы допустили? Кто получил оценку 3? Какие ошибки допустили вы? Есть ли те, кому поставили 2? 2.2. Работа с пословицей - Ребята, на слайде представлена пословица Мой дом – моя крепость. - Как вы думаете, что такое крепость? (Хорошо защищённое сооружение.) - Для чего люди строили крепости? (Для защиты жилья и его укрепления) - Как вы понимаете смыл этой пословицы? (Дом – место, где ты чувствуешь себя защищенно и комфортно) | Мыслительная деятельность Выполнение тестовых заданий Взаимопроверка по эталону Мыслительная деятельность Отвечают на вопросы учителя | Вводная беседа Самостоятельная работа по вариантам Проверка по эталону Взаимопроверка взаимооценка Работа с пословицей Обобщающая беседа | Индивидуальная | Карточки с самостоятельной работой двух вариантов Слайд презентации | Фронтальный контроль Взаимопроверка Взаимооценка Фронтальный контроль | П1 Р2 Р3 Р4 | Л2 | ||
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Ребята, что такое безопасность? - О какой безопасности мы говорили на прошлом уроке? - Я надеюсь вы соблюдаете эти правила? Ведь вы знаете, что любые детские шалости могут привести к страшной трагедии! СЛАЙД 2 - Ребята, посмотрите на экран. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма. Будьте внимательны во время просмотра. - Фрагмент какого мультфильма вы посмотрели? - Какое правило нарушили лисички? - Какие ещё правила безопасности надо соблюдать дома? Проверочный тест «ДОМАШНИЕ ОПАСНОСТИ» (см. Приложение 1) (работа в паре). - Выполните тест самостоятельно. Для проверки поменяйтесь работами с соседом по парте. | - Отсутствие риска, состояние защищенности. - О правилах безопасности, которые нужно соблюдать дома. Ученики смотрят фрагмент мультфильма «Путаница» - «Путаница» - Играли со спичками. Выполняют тест, меняются работами для взаимопроверки. | Вводная беседа Анаграмма | Фронтальная | Карточки с буквами | Фронтальный контроль | П1 П3 | Л2 | ||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока – Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? (Пожар) - Давайте откроем учебник на странице 18 и проверим ваши предположения. 4.2. Формулирование цели и задач урока – Какую цель мы с вами поставим? (Узнать как избежать пожара) - Какие задачи мы поставим перед собой? - Ребята, давайте проверим верны ли все наши предположения. Прочитайте, чему нам предлагает научиться Муравьишка. 4.3. Планирование своей деятельности – Ребята, а что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели и ответить на главный вопрос? (Работать с рисунками и текстом учебника, выполнять задания из рабочей тетради.) | Мыслительная деятельность Под руководством учителя формулируют тему, цель и задачи урока. Проводят проверку предположений по эталону в учебнике Планируют свою деятельность | Самостоятельное формулирование темы, цели, задач Проверка по эталону в учебнике | Фронтальная | Карточка с названием темы Учебник | Фронтальный контроль | Р1 Р2 К1 | Л2 | ||
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 1. Работа по учебнику, с опорой на жизненный опыт (работа в группе) - Прочитайте текст на с. 22—23 и найдите ответы на вопросы:
- Обсудите этот вопрос в группе. (Повторяют правила работы в группе. После работы в группах проводится коллективное обсуждение, в ходе которого учащиеся под руководством учителя формулируют причины возникновения пожара.) | Мыслительная деятельность Работают с текстом учебника Сравнивают свои предположения с эталоном в учебнике Делают выводы | Работа с учебником | Фронтальная | Учебник | Фронтальная Индивидуальная | П3 | Л1 | ||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
«А ВЫ СМОЖЕТЕ ПРАВИЛЬНО ВЫЗВАТЬ ПОЖАРНЫХ?» (ролевая игра) — Представьте себе, что у вас горит квартира, возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Ознакомьтесь с планом или с вопросами, на которые нужно будет ответить, когда вы позвоните в экстренную службу. СЛАЙД 13
Учитель играет роль оператора, принимающего звонок. По одному «звонку» из каждой групп СЛАЙД 14 - Если пожара всё-таки не удалось избежать, но вы всё сделали правильно, именно они придут к вам на помощь! Знать обязан каждый гражданин - Телефон пожарных - 01. Если что-то загорелось, На себя возьмите смелость: Срочно 01 звоните, Точно адрес назовите, Что горит? Давно ли? Где? Несколько минут промчится - К вам пожарная примчится. И поможет вам в беде СЛАЙД 15 - Ребята, посмотрите, как тушил огонь пожарный крокодил в мультфильме. Всё он делал правильно? - Мы сейчас поможем крокодилу собрать необходимые предметы, которые нужны для тушения пожара. СЛАЙД 16 Игра «ПОМОГИ ПОЖАРНЫМ» (Приложение 2) (групповая работа) - У каждой группы на столе лежит конверт с изображениями различных предметов. Из них нужно выбрать те, которые понадобятся пожарным для устранения пожара и объяснить, для чего нужен данный предмет.
| Мыслительная деятельность Сравнивают условные обозначения Отвечают на вопросы учителя В парах работают с рубрикой «Проверь себя» Отвечают на вопросы учителя Формулируют вывод Сравнивают свой вывод с выводом авторов учебника | Работа с иллюстрациями учебника Повторительно-обобщающая беседа Сравнение Работа с рубрикой «Проверь себя» Работа с выводом Проверка по эталону Работа с текстом учебника | Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная Фронтальная | Иллюстрации в учебнике Рубрика «Проверь себя» Вывод в учебнике | Фронтальный контроль Фронтальная Фронтальный контроль Фронтальный контроль | П2 Р4 К1 К2 П2 Р4 К1 К2 | Л1 Л2 Л1 Л2 Л1 Л2 | ||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | А теперь давайте повторим то, что мы узнали сегодня на уроке.
СЛАЙДЫ 17-19 Если пожар случился
| Мыслительная деятельность Выполняют самостоятельною работу для закрепления материала Проводят взаимопроверку Отвечают на вопросы учителя Анализируют свою работу | Самостоятельная работа Взаимная проверка по эталону | Индивидуальная | Рабочая тетрадь | Взаимопроверка Фронтальный | ПР1 ПР2 ПР3ПР4 | П1 Р2 Р3 Р4 К2 | Л1 Л2 | |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Итак, подведём итог урока. Какова тема нашего урока? - Да, пожар – это бедствие. СЛАЙД 20 - На сегодняшнем уроке мы узнали основные правила пожарной безопасности. - Давайте вспомним учебные задачи, которые мы ставили перед собой? - В процессе работы на уроке мы с вами нашли решение этих задач?
- Какой же вывод мы с вами должны сделать? Вывод: люди должны очень осторожно обращаться с огнем, а самое главное не только знать правила пожарной безопасности, но и соблюдать их. Тогда беда обойдет нас стороной. - В мультфильме, который помогает нам сегодня на уроке изучать правила пожарной безопасности, всё закончилось благополучно. | Анализируют проделанную работу Подводят итог | Фронтальная работа | Индивидуальная | Фронтальная | ПР1 ПР2 ПР3ПР4 | П1 Р2 Р3 Р4 К2 | Л1 Л2 | ||
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Рефлексия деятельности на уроке -Ребята, наш урок подошёл к концу. - Если вы считаете, что у вас всё получилось, вы узнали новое о домашних опасностях, закрепили уже имеющиеся знания и сможете их применить, поднимите смайлик. | Оценивают свою деятельность Планируют домашнее задание | Рефлексия Самостоятельное прогнозирование д/з Домашнее задание | Фронтальная | Смайлик | Фронтальный контроль Самоконтроль Самооценка | Р4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Конспект урока по окружающему миру по теме: "Золотое кольцо России"
Класс: 3Тема урока: «Золотое кольцо России»Цели урока: познакомить с древними городами, которые образуют всемирно известный маршрут Золотое кольцо России.Планируемые результаты:- предметные: учащиеся ...
2 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: Проект «Родословная». Школа России
Окружающий мир Тема: Проект «Родословная».Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию своей родословной.Планируемые результаты...
2 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "В школе" Школа России
Окружающий мирТема: «В школе»Цель: учить детей правильно вести себя в школе.Планируемые результаты:Личностные:• развивать логику, мышление, коммуникатив...
3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Какая бывает промышленность" Школа России
"Какая бывает промышленность"...
3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Размножение и развитие животных". Школа России
Технологическая карта урока по окружающему мируЦель урока: познакомиться с особенностями развития и размножения животныхПланируемые результаты:-личностные: Развивать познавательный интересы и мо...
3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Побываем в гостях" Перспектива
Тема: «Чудо под ногами»Тип урока: изучение нового материала.Планируемые результаты:Личностные: Формировать умение преодолевать трудности. Развивать умение формулировать свои мысли. Воспитывать терпимо...
3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Мир природы в народном творчестве" Перспектива
Тема урока: «Мир природы в народном творчестве».Тип урока: Урок открытия нового знанияЦели: - Познакомить детей с миром природы и его отражением в народном творчестве.Планируемые результаты:Личн...