Окружающий мир 4 класс Тема: «В пустыне».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
4 класс
Тема: «В пустыне».
Цели: обучающие: сформировать представление о природной зоне пустынь: познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека;
развивающие: развивать познавательные способности, связную речь, память, расширять кругозор; воспитательные: прививать навыки работы и общения в группах, умение слушать товарищей.
Оборудование: тест «Зона степей»; ребус «Пустыни»; иллюстрации, изображающие пустынный пейзаж, опорные слова по теме «Признаки пустынных растений», «Особенности животных пустыни»; схема «Деятельность человека»; кроссворд «Степь»; слайды «Растения и животные пустыни»; мультимедийный проектор; компьютер; электронная доска; слайд схема «Найди ошибки» (классификация животных степи); схема «Пищевые связи в пустыне»; алгоритм выполнения практической работы (карточки «помогайки»); карточки с дифференцированными заданиями для индивидуальной работы, карточки с названием групп. Ход урока.
I. Организационный момент. Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся скорей за работу, Чтобы время зря не терять.
II. Сообщение темы и задач урока. — Снова пришел долгожданный миг, Нам пора в дорогу. Он зовет нас в загадочный мир, Таинственный мир природы. Сегодня свои тайны раскроет перед на ми еще одна природная зона России. Разгадайте ребус:
III. Проверка знаний. — Перед тем как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении?
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор!
Конечно же это стихи о степи. Расскажите о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту. Кто хочет поделиться своими научными открытиями о растениях и животных степи?
Т е с т «Зон а степей»
1. Зона степей расположена на ... нашей страны:
а) севере;
б) востоке;
в) юге.
2. На карте природных зон зона степей закрашена ... цветом:
а) розовым;
б) зеленым;
в) желтым;
г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей — это:
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
4. К степным птицам относятся:
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавликрасавки, дрофы, пустельги.
5. Для растений степи характерны:
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листьяколючки;
в) корнилуковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
7. Какая из цепей питания характерна для степи:
а) ежевика — лемминг — песец;
б) водоросли — рачки — сайка — гагарка;
в) растения — заяцбеляк — рысь;
г) зерно — суслик — орелберкут.
8. Основным занятием населения зоны степей является:
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.
9. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные:
а) кречет, стерх, краснозобая казарка;
б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка;
в) зубр, филин, женьшень.
IV. Изучение нового материала.
Географическое положение и климат пустыни. — Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе.
Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
Так выглядят пустыни (показ слайдов «Пустыня»). Какой вы увидели пустыню? (Пустыня — это песок и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.)
Выступление группы географов.
Рассказ о географическом положении пустыни.
Работа ведется в парах. На каждую парту раздается карточка «помогайка». К уроку учащиеся заранее приготовили дополнительную литературу, чтобы ответить на вопросы:
Где расположена зона пустынь?
Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
Как выглядит земная поверхность зоны?
Примерный текст.
— Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная, с валами из песка. Эти песочные валы — барханы (холмы серпообразной формы высотой от 3 до 8 м, иногда и больше), постоянно передвигаются. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые (появляются ровные, сухие, твердые площадки без растений, которые при высыхании растрескиваются на небольшие многоугольники — такыры) и даже каменистые (показ слайдов). Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи. Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
Пора включаться в работу нашим ботаникам, зоологам, экологам.
Выступление группы синоптиков.
Вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся (показ слайда «В пустыне»). Так выглядит пустыня.
Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до плюс 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. Ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают.
В пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до минус 12 градусов, и длится зима дватри месяца.
Иногда песок, подгоняемый ветром, может разгуляться вовсю. Тогда приходят в движение барханы, возникают песчаные бури.
Все в пустыне необычно: гряда золотистых песков -барханов, белые болота, засыпанные солью. Камни в пустыне почернели от солнца, глина потрескалась от жары. Кусты похожи на мотки колючей проволоки. Но жизнь в пустыне не замирает.
— Сейчас в работу включаются ботаники, зоологи и экологи.
Материалы для ботаников: слайды и
кар точки с изображением растений, энциклопедия «Я познаю мир. Растения», учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» (с. 123, 124).
Карточка «помогайка»:
1. Общая особенность растений.
2. Приспосабливаемость к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).
Материалы для зоологов: слайды и карточки с изображением животных, энциклопедия «Я познаю мир. Животные», учебник (с. 126, 127).
Карточка «помогайка»:
1. Отличительная черта животных пустыни.
2. Способы приспособления к жизни в пустыне на примере различных животных (размер, форма, окрас).
Материалы для экологов: карточки с изображением растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Карточка «помогайка»:
1. Экологические проблемы зоны пустыни, возникшие по вине человека.
2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.
V. Растения пустынь.
— Очень трудно приходится растениям в этой зоне (зной, недостаток влаги, сильный ветер). Поэтому и растительность здесь бедная. И все же благодаря специальным приспособлениям растения ухитряются жить и в пустыне.
Выступление группы ботаников.
Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни — верблюжья колючка (показ рисунка и гербария). У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти двадцать метров. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка — растение невысокое (закрепление карточки на стенной карте). Джузгун — это небольшой кустарник. Его листья — зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений (показ рисунка). Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья (показ рисунка). — Спасибо, уважаемые ботаники! В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазиса ми (просмотр видеосюжета об оазисах).
На доске появляется опорная схема
«Признаки пустынных растений»:
Мелкие листья.
Опушение листьев.
Восковой налет.
Сбрасывание листьев с наступлением жары.
Мощная корневая система.
— Почему у растений такие приспособления? (Живут в условиях недостатка влаги.)
VI. Животный мир пустыни.
— Сейчас предоставим слово зоологам.
Выступление группы зоологов (сопровождается показом рисунков). Существует мнение, что в пустыне всегда пусто. Это не так. По мнению ученых, животный мир пустыни разнообразнее, чем степи. Так же как и растения, животные приспособились жить в этой зоне.
Животные ведут преимущественно наземный, а в песчаной пустыне — подземный образ жизни. Даже леса из саксаула заселены главным образом наземными животными.
Большинство животных пустыни некрупные. Их окраска под цвет песка — это маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица- круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый еж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие — тушканчики — быстро передвигаются большими прыжками до трех метров в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются кобылки, жукичернотелки, скарабеи.
На доске появляются опорные слова.
Особенности животных пустыни:
Некрупные животные.
Ночная активность.
Стадность.
Спячка в засушливый период.
Маскирующая окраска.
Многие животные не нуждаются в питьевой воде.
Способность быстро передвигаться.
VII. Экологические связи в пустыне. Пустыни и человек.
— Люди живут в пустынях с незапамятных времен. Главное их занятие — животноводство. И первый помощник жителей пустынь — верблюд. Еще три тысячи лет до нашей эры верблюды были одомашнены. Из всех домашних животных самое выносливое — верблюд — «корабль пустыни». Это второе имя дано верблюду неслучайно. Бескрайняя пустыня напоминает морскую гладь. Барханы похожи на застывшие волны. И не торопясь, покачиваясь на ходу, как на легких волнах, «плывет» по этому морю корабль — верблюд. В пути, как и положено кораблю, он может не пополнять запасов воды и топлива. Он предельно нагружен. Как и всякому кораблю, ему не страшны бури.
Существуют двугорбые и одногорбые верблюды. Среди них есть разные породы: верховые, вьючные, беговые. С давних времен от верблюда зависело благополучие не только семьи, племени, но и целого государства. Например, благодаря верблюдам персидский царь Кир II в 549 году до нашей эры выиграл сражение с лидийским царем.
Поведение верблюдов с давних лет поражало воображение людей и рождало множество легенд. Много дней способен верблюд идти, преодолевая в день по 30–40 км и неся груз 150–240 кг. Он способен не пить много дней и питаться такой растительностью, до которой даже дотронуться страшно. На внутренней стороне щек, на нёбе и языке верблюда имеются твердые, жесткие бугры, благодаря им верблюдам не страшны никакие колючки. Верблюд может долго обходиться без еды, потому что запасает пищу впрок. Пища эта — жир. Верблюд накапливает 100–150 кг жира в горбах. От перегрева верблюда спасает шерсть. На ногах и груди у него толстые мозоли, поэтому он ходит по обжигающему песку спокойно.
В настоящее время верблюд почти полностью одомашнен, в дикой природе встречается редко. С прокладкой дорог через пустыни роль верблюда как караванного животного заметно снизилась, но он широко используется в сельском хозяйстве и для местных перевозок.
Пустыни — районы развития пастбищного овцеводства. Овца здесь — самое распространенное домашнее животное. Вместе с овцами часто можно увидеть пасущихся коз. Они очень подвижны, выносливы, способны совершать большие переходы.
Вдоль рек, в оазисах, где складываются благоприятные для растений условия, выращивают теплолюбивые культуры. Чтобы растения не испытывали недостатка воды, построили водохранилища, провели в пустыню каналы.
Одно из самых древних занятий людей — охота. В результате неконтролируемой охоты многие животные стали редкими.
Найдены в пустыне и полезные ископаемые. Ведется их добыча и переработка. Растут города, поселки.
Много полезного дает людям эта земля. Но человек нанес огромный вред пусты ням. Как можно помочь природе пустынь? (Работа с условными знаками: запрет, ограничение.)
Выступление группы экологов.
Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, — это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков — животные полностью съедают растения на пастбищах.
Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми. Для сохранения природы в 1990 г. в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показ на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.
— Спасибо, уважаемые экологи. Вы рассказали об экологических проблемах пустыни. Виновник создавшихся проблем — человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача — исправить свои ошибки.
VIII. Закрепление изученного материала.
— Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина — солнце и ветер? (Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев и ничто ему не препятствует.)
И г р а «Уз н а й м е н я».
Сколько важности в походке!
По пустынесковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд)
Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик)
Я — пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка)
Я ростом невелик, мои листья — зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун)
Я очень красива, у меня большая голова, от врагов мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица)
— Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам пустынь, познакомились с растительным и животным миром.
IX. Подведение итога.
— Наше путешествие заканчивается. Всем научным группам спасибо за работу!
Что мы узнали о зоне пустынь? Как приспособились растения и животные к условиям этой зоны? Какие экологические проблемы существуют в зоне? Как вы оцениваете работу вашей группы и каждого ученика в отдельности?
X. Домашнее задание.
Учебник, раздел «Проверь себя», задания 1, 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме:В пустыне.
На уроке у учащихся формируются представления о природной зоне пустынь....
мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)
Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....
презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)
презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...
индивидуальные карточки по окружающему миру по теме "Арктические пустыни" 4 класс
индивидуальные карточки по окружающему миру по теме "Арктические пустыни" 4 класс...
конспект урока по окружающему миру на тему "Зоны пустынь"
конспект урока по окружающему миру в 4 классе по программе Школа России на тему "Зона пустынь". Урок игра - путешествие, где учащиеся сами добывают новый материал путем выполнения заданий, р...
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»
middot; Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;· познакомить...
Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс
Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс Цели:систематизировать большой по объему материал о пустыне;формировать представление о климате и географическом положении зоны пуст...