Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
- систематизировать большой по объему материал о пустыне;
- формировать представление о климате и географическом положении зоны пустынь;
- формировать представление о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне пустынь;
- формировать представление о деятельности человека в зоне пустынь;
- формировать умение выделять главное при работе с текстом;
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение работать в группах;
- расширять словарный запас учащихся;
- формировать знания об экологической целостности природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_po_teme_pustyni.docx | 53.22 КБ |
pustyni.ppt | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4кл
Цели:
- систематизировать большой по объему материал о пустыне;
- формировать представление о климате и географическом положении зоны пустынь;
- формировать представление о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне пустынь;
- формировать представление о деятельности человека в зоне пустынь;
- формировать умение выделять главное при работе с текстом;
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение работать в группах;
- расширять словарный запас учащихся;
- формировать знания об экологической целостности природы.
Оборудование: карточки со словами "оазис", "болото", "верблюд", "солнце", "колючка", "змея", "бархан", "северное сияние"; экран, проектор, презентация к уроку, фильм о пустыне, учебник Плешпкова "Окружающий мир" 4 класс, энциклопедии «География» и «Чудеса природы», песочные часы, 4 разноцветных флажка, таблица для заполнения, 2 карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети сидят в рабочих группах (4 группы по 6 человек).
Знакомство с гостями.
II. Стадия вызова и повторение пройденного.
Посмотрите на доску. На доске написаны слова:, Безлесье, оазис, ковыль, суховеи, сайгак, чернозём, джузгун, дрофа, бархан, кузнечик. Как вы думаете, какие слова здесь лишние? Почему? Придумайте рассказ, используя все оставшиеся слова (объединив их).
Проверка Д/з (рисунки, синквейн, тест)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о пустыне)
Для того, чтобы узнать тему урока, нужно отгадать ребус Слайд 1.
,, , Ы
Ответ: Пустыни.
III. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природных зонах. Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе.
Солнечный, жаркий Слайд 2
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый necок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
Работа с таблицей "З, ХЗ, У"
Составление КЛАСТЕРА Слайд 3
Посмотрите небольшой фрагмент о пустыне. Приложение 2 (видеофильм). Слайд 4.
IV. Работа в группах.Осмысление материала.
Сейчас каждый из вас будет работать со своей частью текста. Прочитает и подчеркнет самое главное. На эту работу вам дается 4 минуты.
Те, у кого на тетради:
- красный кружок – стр. 118-119
- желтый – стр. 122
- синий – стр. 122-123
- зеленый – стр. 123
- феолетовый - стр. 124
индивидуально с энциклопедией будут работать 2 ученика: «География» и «Чудеса природы». Открываем учебник на нужной странице. Время пошло. (песочные часы)
V. Работа в экспертных группах. Чтение с пометками
Сейчас вы переходите в группы экспертов. На каждом столе флажок определенного цвета. Среди вас специалисты по одной теме.
- Красный флажок – географическое положение и климат. "Географы"
- Желтый флажок – растительный мир. "Биологи"
- Синий флажок – животный мир. "Зоологи"
- Зеленый флажок – деятельность человека. "Экономисты"
- Феолетовый - экология "Экологи"
Сейчас вы коллективно обсуждаете тот материал, который выделили и заполняете свою часть таблицы в РТ на стр.59 (таблица вклеена). Приложение 3. Затем выбираете эксперта, который будет выступать у доски. Двум участникам группы, работающим над темами растительный и животный мир, дается дополнительное задание в конверте. На эту работу вам дается 4 минуты. Время пошло. (песочные часы)
VI. Презентация групп.
Дети садятся в первоначальные группы. Эксперты выходят к доске по одному. Во время выступления эксперта, остальные заполняют оставшиеся части таблицы.
Эксперт первой группы показывает географическое положение на карте.
Итог каждому выступлению подводят дети с использованием мультимедиа.
1 группа – Слайды 5-10.
Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?
2 группа – Слайды 11,12
3 группа – Слайды 13,14
4 группа – Слайд 15.
Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?
ПУСТЫНЯ | ||
Географическое положение | Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге Восточной Сибири. На территории Казахстана – Каракумы и Кызылкум. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы. | |
Климат | Зима короткая (2-3 мес) и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами. | Лето долгое и жаркое (+45°). Песок прогревается до +80°. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней. |
Растительный мир | Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Саксаул. | |
Животный мир | Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд. | |
Деятельность человека | Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие, |
Дополнительное задание для двух групп включало в себя задания на карточках: Приложение 4.
Выделите особенности растений: Растения (по высоте) _____________. Поскольку в Пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни. Листья растений похожи на _________. Растения появляются только во время _____________. |
Выделите особенности животного мира: Животные (по размерам) __________. Передвигаются ________. Окраска ___________ цвета. Ведут ________ образ жизни. |
VII. Подведение итогов.
Посмотрим, как мы запомнили новый материал. Графический диктант (+,-) на обратной стороне таблицы. (1 ребенок у доски)
Графический диктант:
- Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
- У растений ствол длиннее корня.(-)
- Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)
- Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)
- Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)
- Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+)
- В пустыне только два времени года: зима и лето. (+)
- Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)
- Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)
- В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)
Передали тетрадь соседу справа. Сверяем с доской. Поднимите руки те, у кого нет ошибок? 1-2 ошибки?
А теперь вернемся к словам, написанным на доске. Мы знаем, что обозначают эти слова. Правильно ли мы составили рассказ в начале урока? Что бы вы изменили в рассказе?
VIII. Оценивание.
IX. Домашнее задание.
Ребусы, кроссворды на тему пустыни. Проверить по учебнику, все ли данные вы внесли в таблицу.
X. Дополнительно.
Повторение по таблице данных о зоне Пустынь. Слайд 16.
Дополнительный материал к уроку
Вопросы кроссворда:
- Осеннее явление природы, помогающее образовываться перегною? (листопад)
- Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами? (тундра)
- Отличительная особенность зоны степей? (безлесье)
- Зона, богатая перегноем и чернозёмом? (степь)
- Главная беда лесной зоны? (пожары)
- Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах? (лишайники)
- Растительность преобладающая в зоне степей? (травянистая)
Игра «Узнай меня»
- Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке,
По колючкам босиком
Кто вдет с горбом-мешком? (Верблюд.)
- Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)
- Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)
- Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун).
- Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)
- Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тон-г, как вязальные спицы. (Саксаул).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зона пустынь Солнечный, жаркий Желтый поток Льется в пустыне На желтый nec ок. В воздухе желтом И плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет.
КЛАСТЕР ПУСТЫНЯ Экология Климат Растительный мир Животный мир Деятельность человека Зима короткая и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами. Лето долгое и жаркое (+45°). Песок до +70 Около Каспийского моря, в низовье реки Волги Глинистые и песчаные. Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Верблюжья колючка, колосняк, джузгун, саксаул, осока. Верблюд, сайгак, лисичка корсак, тушканчик, песчанка, змеи, скорпионы, ящерицы, жуки. Разведение верблюдов, овец. Выращивание хлопка и винограда, земледелие. Добыча полезных ископаемых. Засоление почвы, перевыпас-подвижные пески. Заповедник"Чёрные земли"
Стр. 118-119 «ГЕОГРАФЫ» Стр. 122 «БОТАНИКИ» Стр. 122-123 «ЗООЛОГИ» Стр. 123 «ЭКОНОМИСТЫ» Стр. 124 «ЭКОЛОГИ» Зона Пустынь
Географическое положение Пустыня – это огромное почти безжизненное пространство около ____________ моря и в низовье реки ______ . Каспийского Волги
глинистые Два вида Пустынь песчаные
– песчаные холмы, наметённые ветром . Барханы – места с довольно пышной растительностью. Оазисы ? ? ? Особенности климата
Страна Солнца В Пустыне Солнце поднимается ________ над горизонтом и почти никогда ______ _____________ облаками. Пасмурный день –________ явление. высоко закрывается не редкое
Зима в Пустыне Осадков в Пустыне выпадает ______ . Снеговой покров ___________ и часто __________ ветрами. Зима __________ (2-3 мес.) и _________ (до – 20ºс). мало небольшой сметается короткая суровая
Лето в пустыне Лето _______ и _______ (до + 45ºс). Песок прогревается до ______. В Пустыне всего два времени года _______ и ______. жаркое долгое + 70ºс зима лето
Растительный мир Пустыни саксаул осока колючка джузгун
Особенности растений Растения (по высоте) _____________. Поскольку в Пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни. Листья растений похожи на _________. Появляются растения только во время ________. низкорослые длинные мало колючки дождей
Животный мир Пустыни Саджа Сайгак Варан Скорпион Верблюд Змея Черепаха Тарантул
Особенности животных Животные (по размерам) ___________. Передвигаются ________. Окраска ___________ цвета. Ведут ________ образ жизни. некрупные быстро защитного ночной
Деятельность человека в Пустыне Добыча воды Выращивание винограда Добыча ископаемых Перевозка грузов Животноводство Выращивание хлопка Кочевники Строительство каналов
Находится в Республике Калмыкия. Создан в 1990г.
Домашнее задание Стр. 118-125. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Рассказ-отчет о работе нашей экспедиции в пустыне. Зад.№2 – дополнительное.
Тема урока Осеннее явление природы, помогающее образованию перегноя. 2. Природная зона с много- численными озерцами и болотцами. 3. Отличительная особенность зоны степей. 4. Зона, богатая перегноем и чернозёмом. 5. Главная беда лесной зоны. 6. Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах, камнях. 7. Растительность, преобладающая в зоне степей. 2. 1. 3. 4. 5. 6. 7. Л И С Т О П А Д Т У Н Д Р А Б Е З Л Е С Ь Е С Т Е П Ь П О Ж А Р Ы Л И Ш А Й Н И К И Т Р А В Я Н И С Т А Я
ПУСТЫНЯ Географи-ческое положение Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. До юга Восточной Сибири. На территории Казахстана – пустыни Каракумы и Кызылкумы. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы. Климат Зима Лето Короткая (2-3 мес.) и суровая (-20) Осадков мало, снег сметается ветрами. Долгое и жаркое (+45). Песок прогревается до +80. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней. Раститель-ный мир Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Животный мир Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передви-гаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, сус-лики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд. Деятель-ность человека Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие, животноводство, перевозка грузов, добыча воды и строительство каналов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира: Зона Арктических пустынь.
Урок окружающего мира 4 класс, УМК "Школа России", А. Плешаков по теме: Зона Арктических пустынь. Представлен конспект урока. Цель урока: познакомить детей с зоной Арктических пустынь, географ...
Урок окружающего мира по теме "Пустыни"
Конспект урока по предмету окружающий мир по теме "Пустыни", 4 класс, УМК "Школа России" с УУД....
Урок окружающего мира по теме "Пустыни России", 4 класс
Тема урока: Пустыни России. Урок построен по схеме традиционного урока с элементами развивающего обучения. Автор учебника А.А. Плешаков. Имеется презентация к данному уроку....
презентация к уроку окружающего мира по теме "Пустыня"
В презентации собран материал оо особенностях пустыни....
Тест к уроку окружающего мира по теме "Пустыни", 4 класс
Тест предназначен для УМК "Школа России" к учебнику для 4 класса А.А. Плешакова по теме "Зона пустынь"...
Презентация к уроку окружающего мира по теме «Пустыни» 4 класс
Презентация к уроку окружающего мира по теме «Пустыни» 4 класс - Заповедник «Черные Земли»...
Урок окружающего мира по теме "Пустыни Африки" 4 класс
в состав входит технологическая карта, презентация...