Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тоньшева Татьяна Николаевна
Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс
 
Цели:
  • систематизировать большой по объему материал о пустыне;
  • формировать представление о климате и географическом положении зоны пустынь;
  • формировать представление о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне пустынь;
  • формировать представление о деятельности человека в зоне пустынь;
  • формировать умение выделять главное при работе с текстом;
  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение работать в группах;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • формировать знания об экологической целостности природы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_po_teme_pustyni.docx53.22 КБ
Office presentation icon pustyni.ppt2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4кл

Цели:

  • систематизировать большой по объему материал о пустыне;
  • формировать представление о климате и географическом положении зоны пустынь;
  • формировать представление о растениях и животных, приспособившихся к жизни в зоне пустынь;
  • формировать представление о деятельности человека в зоне пустынь;
  • формировать умение выделять главное при работе с текстом;
  • развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, умение работать в группах;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • формировать знания об экологической целостности природы.

Оборудование: карточки со словами "оазис", "болото", "верблюд", "солнце", "колючка", "змея", "бархан", "северное сияние"; экран, проектор, презентация к уроку, фильм о пустыне, учебник  Плешпкова "Окружающий мир" 4 класс, энциклопедии «География» и «Чудеса природы», песочные часы, 4 разноцветных флажка, таблица для заполнения, 2 карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети сидят в рабочих группах (4 группы по 6 человек).

Знакомство с гостями.

II. Стадия вызова и повторение пройденного.

Посмотрите на доску. На доске написаны слова:, Безлесье, оазис, ковыль, суховеи, сайгак, чернозём, джузгун, дрофа, бархан, кузнечик. Как вы думаете, какие слова здесь лишние? Почему? Придумайте рассказ, используя все оставшиеся слова (объединив их).

Проверка Д/з  (рисунки, синквейн, тест)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о пустыне)

Для того, чтобы узнать тему урока, нужно отгадать ребус                                                                 Слайд 1.

https://st.depositphotos.com/1912393/1697/v/450/depositphotos_16975027-stock-illustration-cabbage.jpg

,,     ,  Ы

Ответ: Пустыни.

III. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природных зонах. Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на самом юге России, точнее, на юго-западе.

Солнечный, жаркий                                                                                                                     Слайд 2

Желтый поток

Льется в пустыне

На желтый necок.        

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.                                                                                                          

Работа с таблицей   "З, ХЗ, У"

Составление КЛАСТЕРА                                                                                                                      Слайд 3

Посмотрите небольшой фрагмент о пустыне. Приложение 2 (видеофильм).                                  Слайд 4.

IV. Работа в группах.Осмысление материала.

 Сейчас каждый из вас будет работать со своей частью текста. Прочитает и подчеркнет самое главное. На эту работу вам дается 4 минуты.

Те, у кого на тетради:

  • красный кружок – стр. 118-119
  • желтый – стр. 122
  • синий – стр. 122-123
  • зеленый – стр. 123
  • феолетовый  - стр. 124

индивидуально с энциклопедией будут работать 2 ученика: «География» и «Чудеса природы». Открываем учебник на нужной странице. Время пошло. (песочные часы)

V. Работа в экспертных группах. Чтение с пометками

Сейчас вы переходите в группы экспертов. На каждом столе флажок определенного цвета. Среди вас специалисты по одной теме.

  • Красный флажок – географическое положение и климат. "Географы"
  • Желтый флажок – растительный мир. "Биологи"
  • Синий флажок – животный мир.  "Зоологи"
  • Зеленый флажок – деятельность человека. "Экономисты"
  • Феолетовый  - экология  "Экологи"

Сейчас вы коллективно обсуждаете тот материал, который выделили и заполняете свою часть таблицы в РТ на стр.59 (таблица вклеена). Приложение 3. Затем выбираете эксперта, который будет выступать у доски. Двум участникам группы, работающим над темами растительный и животный мир, дается дополнительное задание в конверте. На эту работу вам дается 4 минуты. Время пошло. (песочные часы)

VI. Презентация групп.

Дети садятся в первоначальные группы. Эксперты выходят к доске по одному. Во время выступления эксперта, остальные заполняют оставшиеся части таблицы.

Эксперт первой группы показывает географическое положение на карте.

Итог каждому выступлению подводят дети с использованием мультимедиа.

1 группа – Слайды 5-10.

Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?

2 группа – Слайды 11,12

3 группа – Слайды 13,14

4 группа – Слайд 15.

Что может добавить тот, кто работал с энциклопедией?

ПУСТЫНЯ

Географическое положение

Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. На юге Восточной Сибири. На территории Казахстана – Каракумы и Кызылкум. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы.

Климат

Зима короткая (2-3 мес) и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами.

Лето долгое и жаркое (+45°). Песок прогревается до +80°. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней.

Растительный мир

Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Саксаул.

Животный мир

Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передвигаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, суслики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд.

Деятельность человека

Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие,

Дополнительное задание для двух групп включало в себя задания на карточках: Приложение 4.

Выделите особенности растений:

Растения (по высоте) _____________.

Поскольку в Пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни.

Листья растений похожи на _________.

Растения появляются только во время _____________.

Выделите особенности животного мира:

Животные (по размерам) __________.

Передвигаются ________.

Окраска ___________ цвета.

Ведут ________ образ жизни.

VII. Подведение итогов.

Посмотрим, как мы запомнили новый материал. Графический диктант (+,-) на обратной стороне таблицы. (1 ребенок у доски)

Графический диктант:

  1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
  2. У растений ствол длиннее корня.(-)
  3. Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода. (+)
  4. Места с довольно пышной растительностью называются барханы. (-)
  5. Зимой в пустыне никогда не выпадает снег. (-)
  6. Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов. (+)
  7. В пустыне только два времени года: зима и лето. (+)
  8. Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи. (-)
  9. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают. (+)
  10. В зоне пустынь выращивают хлопок. (+)

Передали тетрадь соседу справа. Сверяем с доской. Поднимите руки те, у кого нет ошибок? 1-2 ошибки?

А теперь вернемся к словам, написанным на доске. Мы знаем, что обозначают эти слова. Правильно ли мы составили рассказ в начале урока? Что бы вы изменили в рассказе?

VIII. Оценивание.

IX. Домашнее задание.

Ребусы, кроссворды на тему пустыни. Проверить по учебнику, все ли данные вы внесли в таблицу.

X. Дополнительно.

Повторение по таблице данных о зоне Пустынь. Слайд 16.

Дополнительный материал к уроку

Вопросы кроссворда:

  1. Осеннее явление природы, помогающее образовываться перегною? (листопад)
  2. Природная зона с многочисленными озерцами и болотцами? (тундра)
  3. Отличительная особенность зоны степей? (безлесье)
  4. Зона, богатая перегноем и чернозёмом? (степь)
  5. Главная беда лесной зоны? (пожары)
  6. Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах? (лишайники)
  7. Растительность преобладающая в зоне степей? (травянистая)

Игра «Узнай меня»

  1. Сколько важности в походке!

 По пустыне-сковородке,

 По колючкам босиком

Кто вдет с горбом-мешком?  (Верблюд.)

  1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)

  1. Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)

  1.   Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун).

  1.  Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)

  1. Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тон-г, как вязальные спицы. (Саксаул).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока ,, , Ы Пустыни.

Слайд 2

Зона пустынь Солнечный, жаркий Желтый поток Льется в пустыне На желтый nec ок. В воздухе желтом И плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет.

Слайд 3

КЛАСТЕР ПУСТЫНЯ Экология Климат Растительный мир Животный мир Деятельность человека Зима короткая и суровая (-20°) Осадков мало, снег сметается ветрами. Лето долгое и жаркое (+45°). Песок до +70 Около Каспийского моря, в низовье реки Волги Глинистые и песчаные. Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Верблюжья колючка, колосняк, джузгун, саксаул, осока. Верблюд, сайгак, лисичка корсак, тушканчик, песчанка, змеи, скорпионы, ящерицы, жуки. Разведение верблюдов, овец. Выращивание хлопка и винограда, земледелие. Добыча полезных ископаемых. Засоление почвы, перевыпас-подвижные пески. Заповедник"Чёрные земли"

Слайд 5

Стр. 118-119 «ГЕОГРАФЫ» Стр. 122 «БОТАНИКИ» Стр. 122-123 «ЗООЛОГИ» Стр. 123 «ЭКОНОМИСТЫ» Стр. 124 «ЭКОЛОГИ» Зона Пустынь

Слайд 6

Географическое положение Пустыня – это огромное почти безжизненное пространство около ____________ моря и в низовье реки ______ . Каспийского Волги

Слайд 7

глинистые Два вида Пустынь песчаные

Слайд 8

– песчаные холмы, наметённые ветром . Барханы – места с довольно пышной растительностью. Оазисы ? ? ? Особенности климата

Слайд 9

Страна Солнца В Пустыне Солнце поднимается ________ над горизонтом и почти никогда ______ _____________ облаками. Пасмурный день –________ явление. высоко закрывается не редкое

Слайд 10

Зима в Пустыне Осадков в Пустыне выпадает ______ . Снеговой покров ___________ и часто __________ ветрами. Зима __________ (2-3 мес.) и _________ (до – 20ºс). мало небольшой сметается короткая суровая

Слайд 11

Лето в пустыне Лето _______ и _______ (до + 45ºс). Песок прогревается до ______. В Пустыне всего два времени года _______ и ______. жаркое долгое + 70ºс зима лето

Слайд 12

Растительный мир Пустыни саксаул осока колючка джузгун

Слайд 13

Особенности растений Растения (по высоте) _____________. Поскольку в Пустыне ______ воды, то растения имеют _________ корни. Листья растений похожи на _________. Появляются растения только во время ________. низкорослые длинные мало колючки дождей

Слайд 14

Животный мир Пустыни Саджа Сайгак Варан Скорпион Верблюд Змея Черепаха Тарантул

Слайд 15

Особенности животных Животные (по размерам) ___________. Передвигаются ________. Окраска ___________ цвета. Ведут ________ образ жизни. некрупные быстро защитного ночной

Слайд 16

Деятельность человека в Пустыне Добыча воды Выращивание винограда Добыча ископаемых Перевозка грузов Животноводство Выращивание хлопка Кочевники Строительство каналов

Слайд 17

Находится в Республике Калмыкия. Создан в 1990г.

Слайд 18

Домашнее задание Стр. 118-125. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Рассказ-отчет о работе нашей экспедиции в пустыне. Зад.№2 – дополнительное.

Слайд 20

Тема урока Осеннее явление природы, помогающее образованию перегноя. 2. Природная зона с много- численными озерцами и болотцами. 3. Отличительная особенность зоны степей. 4. Зона, богатая перегноем и чернозёмом. 5. Главная беда лесной зоны. 6. Растения, первыми поселяющиеся на бесплодных местах, камнях. 7. Растительность, преобладающая в зоне степей. 2. 1. 3. 4. 5. 6. 7. Л И С Т О П А Д Т У Н Д Р А Б Е З Л Е С Ь Е С Т Е П Ь П О Ж А Р Ы Л И Ш А Й Н И К И Т Р А В Я Н И С Т А Я

Слайд 21

ПУСТЫНЯ Географи-ческое положение Южнее степей. Около Каспийского моря, в низовье реки Волги. До юга Восточной Сибири. На территории Казахстана – пустыни Каракумы и Кызылкумы. Глинистые и песчаные. Оазисы и барханы. Климат Зима Лето Короткая (2-3 мес.) и суровая (-20) Осадков мало, снег сметается ветрами. Долгое и жаркое (+45). Песок прогревается до +80. Два времени года: зима и лето. Мало пасмурных дней. Раститель-ный мир Растения низкорослые, длинные корни, листья узкие, похожи на колючки. Появляются только в сезон дождей. Верблюжья колючка, саксаул, осока, полынь, мятлик. Маки, тюльпаны, лютики. Животный мир Животные некрупные с окраской защитного цвета. Передви-гаются быстро. Ведут ночной образ жизни. Тушканчики, сус-лики, черепахи, змеи, тарантулы, землеройки, скорпионы, антилопа джейран, ящерицы вараны, фазан, жаворонок, сойка, двугорбый верблюд. Деятель-ность человека Добыча полезных ископаемых, выращивание хлопка и винограда, земледелие, животноводство, перевозка грузов, добыча воды и строительство каналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира: Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира 4 класс, УМК  "Школа России", А. Плешаков по теме: Зона Арктических пустынь. Представлен конспект урока. Цель урока: познакомить детей с зоной Арктических пустынь, географ...

Урок окружающего мира по теме "Пустыни"

Конспект урока по предмету окружающий мир по теме "Пустыни", 4 класс, УМК "Школа России"  с УУД....

Урок окружающего мира по теме "Пустыни России", 4 класс

Тема урока: Пустыни России.  Урок построен по схеме традиционного урока с элементами развивающего обучения. Автор учебника А.А. Плешаков. Имеется презентация к данному уроку....

презентация к уроку окружающего мира по теме "Пустыня"

В презентации собран материал оо особенностях пустыни....

Тест к уроку окружающего мира по теме "Пустыни", 4 класс

Тест предназначен для УМК "Школа России" к учебнику для 4 класса А.А. Плешакова по теме "Зона пустынь"...

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Пустыни» 4 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме «Пустыни» 4 класс -  Заповедник «Черные Земли»...

Урок окружающего мира по теме "Пустыни Африки" 4 класс

в состав входит технологическая карта, презентация...