Конспект урока окружающего мира по теме:В пустыне.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Старшова Ирина Николаевна

На уроке у учащихся формируются  представления о природной зоне пустынь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir-konspekt_v_pustyne.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир.

Тема: В пустыне.

Цели:

  1. Формирование у учащихся представления о природной зоне пустынь.
  2. Развитие умений работать с гербарием, дополнительной литературой.
  3. Развитие речи детей, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы.
  4. Воспитание бережного отношения к природе.

Ход урока.

I.

Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

II.

Повторение пройденного материала.

Учитель: Ребята, перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться, достаточно ли у вас знаний.

Учитель: Отправляясь в путешествие, что мы с вами возьмем в дорогу?

Ученики: Воду, головные уборы, аптечку для оказания первой помощи, и т.п.

Учитель: Правильно, но еще нам нужно взять знания, приобретенные в дороге. Мы должны четко представлять, куда мы отправляемся. 

Исходя из предыдущих уроков, какие природные зоны мы знаем?

Ученики: Арктика, тундра, лесная зона и зона степей.

Учитель: Правильно, а на какие части делится лесная зона?

Ученики: Тайга, смешанные леса и широколиственные леса.

Учитель: Хорошо, а какие леса занимают самую большую территорию?

Ученики: Хвойные – тайга.

Учитель: В какой части лесной зоны расположен наш край РТ?

Ученики: РТ находится в лесостепи в умеренном климатическом поясе.

Учитель: Что вы можете сказать о климате в нашей республике?

Ученики: Ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.

Учитель: А каков животный и растительный мир зоны лесов?

Ученики: Животный и растительный мир зоны лесов богат.

Учитель: С чем связаны экологические проблемы лесной зоны?

Ученики: С неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса.

Учитель: Молодцы! А какая природная зона находится южнее зоны лесов?

Ученики: Степи.

Учитель: Как называется промежуточная зона между лесом и степью?

Ученики: Лесостепи.

Учитель: А какой характерный признак степей?

Ученики: Сплошной травянистый растительный покров, дуют горячие сухие ветра – суховеи, которые переходят в пыльные черные бури.

Учитель: Хорошо. Что характерно для растений степи?

Ученики: Корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья.

Учитель: А что является основным занятием населения степей?

Ученики: Земледелие.

Учитель: Верно, здесь самые плодородные земли.

Какие экологические проблемы появились в степи по вине человека?

Ученики: Распашка земель, неумеренный выпас скота и браконьерство.

Учитель: Молодцы!

III.

Сообщение темы и задач урока.

Учитель: В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать.

В разгадывании кроссворда помогут ваши приобретенные знания на предыдущих уроках по природным зонам.

  1. Царство снега и льда (Арктика)
  2. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга.

(Животное тундры.) (Олень)

  1. Самое сладкое дерево

Лиственных лесов.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают

Шкуру тонкую снимают. (Липа)

  1. Сильный сухой горячий ветер,

Приносящий в степь

Продолжительную засуху. (Суховей)

  1. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

  1. Ими питаются птицы, Белые медведи, тюлени. (Рыба)
  2. Растение, которое называют оленьим мхом. (Ягель)

Учитель: Прочитайте слово, получившееся в сетке кроссворда. (Пустыня)

1

2

3

а

о

л

5

4

р

6

л

и

с

о

к

р

е

7

п

у

с

т

ы

н

я

а

х

и

и

б

ь

г

о

н

к

а

е

в

а

а

л

е

ь

й

        

IV.

Изучение нового материала.

Учитель: Тема сегодняшнего урока «В пустыне».

Покинув родной край, бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе России (показ на карте природных зон). Итак, мы – путешественники.

Ребята, посмотрите на эту картину – плакат. Какой здесь вы видите пустыню?

Ученики: В пустыне видим много песка, солнце и голубое безоблачное небо.

Учитель: Как вы думаете, от какого слова произошло слово «пустыня»?

Ученики: От слова «пусто».

Учитель: В энциклопедическом словаре «пустыня» - это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова.

Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?

Ребята, в мире много пустынь. Такие как пустыня Сахара, на территории Евразии пустыня Гоби, пустыня Кызылкум и Каракум (показ фото), в Австралии большая песчаная пустыня Виктория.

Давайте послушаем о пустыне в России:

Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней (показ на карте).

Учитель: Ребята, давайте посмотрим фильм о пустыне. (просмотр фильма)

Ребята, как вы поняли, что такое барханы?

Ученики: Песчаные горы, которые движутся с места на место с помощью ветра.

Учитель: Что такое «суховей»?

Ученики: Сухой горячий ветер

Учитель: Пустыни бывают не только песчаны, но и глинистые и каменистые. Посмотрите также по учебнику на стр.35, там есть фотографии этих пустынь.

Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до +70С, а в тени выше 40С. Ночью прохладно, песок и глина быстро остывают. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12С, а в отдельные дни морозы достигают -20С, -25С. Зима длится 2-3 месяца.

Послушайте!

Лучи солнца в пустынях падают прямо, т.к. пустыни лежат ближе к экватору, дольше освещают поверхность и лучше ее нагревают, чем в других природных зонах. Равнинные просторы не задерживают зимой холодные ветры на Арктику, поэтому зимой в пустынях холодно. А высокие горы на юге задерживают серые ветры с Индийского океана, следовательно, летом редко идут дожди, ветры сухие и горячие.

Учитель: Чего хочется человеку, когда ему жарко?

Ученики: Пить, купаться.

Учитель: К сожаленью, в пустыне мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. Рек в пустыне мало. Вот почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду.

Итак, давайте обобщим с вами:

Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками.

Физминутка. (играет 1 куплет песни «Три колодца»)

Учитель: Ну а теперь пора включаться в исследовательскую работу. Ребята заранее подготовили сообщения о растениях пустыни. Давайте послушаем их.

Ученики: Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни верблюжья  колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает в глубину почти 20 метров, поэтому все лето, даже в сильный зной она ярко-зеленая. Листья у растения в виде колючек. Это позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое.

Ученики: Джузгун - это небольшой кустарник. Его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Плоды джузгуна очень мелкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк. его еще называют «песчаным овсом», у него тоже тонкие листья.

Ученики: В пустыне встречается песчаная акация. Это небольшое деревце с крохотными листьями. Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например, саксаул.  Это низкие деревья, не более 4-5 метров, с листьями-чешуйками. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная тяжелая древесина, которая тотчас потонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором - слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Саксаул - лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла. Деревья растут на большом расстоянии друг от друга.

Ученики: Там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы, похожие на наши. Такие места называют оазисами (на доске слово «оазис»). Величайшим оазисом является Ферганская долина (показ на карте), по которой протекает река Сырдарья. Фергана лежит средь высоких гор. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопчатник (показ иллюстрации, гербария). Там так много трав и цветов, но через 2-3 недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак и т.д.)

Учитель: Давайте обобщим: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну.

Учитель: А сейчас послушаем ребят, которые подготовили сообщения о животных пустыни.

Ученики: Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников, Их окраска под цвет песка - это их маскировка, Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пище животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.

Ученики: В пустыне обитают песчаный удавчик. ящерица быстрая, ящерица- круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности. Лисичка- корсак и ушастый ёж имеют большие уши (Слайд № 27). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (Слайд № 28). Одни из них роют норы, а другие - тушканчики - быстро передвигаются большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Тушканчики - ночные животные. Большие уши и глаза, очень длинные усы обеспечивают зверьку тонкий слух, острое зрение и замечательное осязание.

Ученики: Самыми крупными животными считаются сайгаки (Слайд № 29) и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать (со скоростью до 80 км/ч). Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы (Слайд № 30), кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. Часть из них хищники, они ядовиты: паук-каракурт, тарантул, скорпион.

Ученики: Черепаха живет до 100 лет, из 60 лет - 55 лет она спит. Это растительноядное животное, маленькое кожа жесткая, сухая, плотная, чтобы меньше испарять влаги. Зачем ей панцирь? Под ним она спасается от врагов (шакалов, волков) - панцирь очень крепок. Черепаху можно увидеть только утром или вечером. Днем она прячется от жары в норах и углублениях в земле, в зарослях растений.

Ученики: А я хочу рассказать о змеях пустыни (Слайд № 32). Это кобра, эфа. гюрза, стрелка, удавчик. Они бесшумно передвигаются по земле, охотятся на насекомых и мелких животных. Мелких животных змеи убивают, ужаливая их ядовитыми зубами. А затем их заглатывают. Особенно опасен яд у кобры и гюрзы. Охотятся змеи в сумерках, когда спадает жара, и многие животные выходят кормиться. Зрение у змей не очень хорошее, они хорошо видят за несколько метров. Но у них есть особое зрение, помогающее видеть в темноте. Особые углубления-ямки за глазами - у змей улавливают тепло тела мелких животных и помогают охотиться даже ночью. От жары змеи иногда забираются на ветки кустов, где не так жарко. Песчаный удавчик может ползать под песком также легко, как рыба - плавать в воде.

Учитель: Спасибо, ребята, за интересные рассказы.

В пустыне можно увидеть самую крупную ящерицу - варана (показ на плакате), длина которого 150 см, поэтому его называют пустынным «крокодилом».

Ученики: Я хочу рассказать об удивительном животном пустыни - верблюде (Слайд № 33). Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды. Но это не так. Существуют 2 вида верблюдов: одногорбовые и двугорбовые. В наших пустынях обитают двугорбовые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыни ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Имеет отличное зрение и чутье - он чувствует запах воды и трав за несколько километров. Верблюд - домашнее животное, но все лето живет на свободе.

Учитель: Вот какие интересные животные обитают в пустыни.

Вы, наверное. Заметили, что в пустыне почти нет птиц - это потому, что птицы плохо переносят жажду. О жуке-скарабее вы прочитаете дома в учебнике на странице 125, и узнаете, почему его называют священным.

Давайте обобщим способы приспособления животных.

Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни - кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле.

VI.

Продолжение работы над новой темой.

Учитель: Несмотря на то, что в пустынях жарко, люди там живут уже много тысяч лет.

На огромных пастбищах северных и южных районов пустынь круглый год пасутся миллионы овец, сотни тысяч лошадей и верблюдов. Основные занятия населения пустыни скотоводство и земледелие на орошаемых территориях. При орошении пустынная почва, в которой мало перегноя, дает богатые урожаи. Главные культура: фрукты, овощи.

Еще Никита подготовил материал об экологии пустыни. Давайте послушаем его.

Ученики: Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди

построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.

Учитель: Некоторые животные сильно истреблены, сохранились только в заповедниках: дикий осел кулан, джейран, хищный зверек перевязка, гигантский слепыш.

Из-за деятельности человека мелеют реки, причиной тому – неумелое орошение, катастрофически мелеет Аральское море. Его спасение – дело огромной важности.

Спасибо, Никита, ты раскрыл экологические проблемы пустыни. Итак, давайте обобщим.

Экологические проблемы

неумелое орошение                                браконьерство

выпас скота

К сожалению, виновником создавшихся проблем является человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправлять свои ошибки.

VII.

Закрепление изученного материала.

Учитель: Подумайте и ответьте на вопрос: «Почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?»

Ученики: Солнце, потому что там всегда жарко, ветер, потому что нет препятствий, и он с места на место переносит барханы.

Учитель: А сейчас еще раз обобщим особенности пустыни, ее растительного и животного мира.

Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны?

Ученики:  Строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники.

Учитель:  Вот и закончилось наше путешествие. Если хотите, больше узнать о пустыне, то читайте эти книги.

VIII.

Подведение итогов работы. (Выставление оценок).

IX.

Д.з. 

  1. Прочитать по учебнику стр.35-36.
  2. Нарисовать, как представляете пустыню – по желанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира на тему "Наше отношение к миру"

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений о человеке, как части природы.Тип урока: Комбинированный.Оборудование: УМК «Школа России»; раздаточный материал....

Конспект урока окружающего мира по теме:"В ледяной пустыне".

Конспект урока окружающего мира по теме:"В ледяной пустыне"....

Конспект урока окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром", 1 класс, УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с  органами чувств и признаками, отличающих человека от других живых существ.Планируемые результаты:Предметные:Знать:-органы чувств;- признаки, от...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Зона Арктических пустынь» 4 класс.

В курсе окружающего мира одной из самых обширных и объёмных тем является изучение природных зон. Рассказывая об Арктике, учащиеся часто сравнивают её с ледяной снежной пустыней. Им очень сложно предст...

Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс

Урок окружающего мира по теме "Зона пустынь". 4класс Цели:систематизировать большой по объему материал о пустыне;формировать представление о климате и географическом положении зоны пуст...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...