Технологическая карта урока окружающего мира по тем «Князь Владимир. Крещение Руси» для 4 класса УМК "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира по тем «Князь Владимир. Крещение Руси» для 4 класса УМК "Перспектива"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 12.05.22 Школа: МАОУ «Академический лицей №95» Класс: 4-А Урок: 3 Время: 09.50-10.30 Кабинет: 104 | Студент: Елисеева Елизавета Группа: 32 Учитель: Назарова Дарья Витальевна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема: «Князь Владимир. Крещение Руси»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления учащихся о князе Владимире, о принятии Русью христианства.
Задачи урока
Дидактические:
- Познакомить учащихся с жизнью древних славян;
- Познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство;
- Раскрыть значение принятия христианства.
Развивающие:
- Развивать устную речь;
- Развивать логическое мышление;
- Закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- Воспитывать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины;
- Воспитывать интерес к урокам окружающего мира через занимательный материал;
- Воспитывать уважение к мнению одноклассников через парную и групповую формы работы.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Саплина Е.В., 4 класс 2 часть (УМК «Планета знаний»), презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесный: беседа. Фронтальная форма. | Создание эмоционального настроя. - Здравствуйте, ребята! – Присаживайтесь. - Меня зовут Елизавета Олеговна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте продуктивной работы. | Приветствуют учителя. Садятся. - Желаю продуктивной работы. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа, опрос. Фронтальная, индивидуальная формы. | Повторение пройденного материала - Ребята, какой раздел мы изучаем? - Кто мне скажет, над какой темой мы работали на предыдущем уроке? - Тест по теме «Первые русские князья» 1. Первым князем на Руси был а) Князь Игорь б) Князь Олег в) Князь Рюрик 2. Сын Рюрика… а) Иван б) Игорь в) Олег 3. Древнерусское государство образовалось… а) в 945 году б) в 882 году в) в 1082 году 4. Город, ставший столицей Древнерусского государства а) Новгород б) Тверь в) Киев 5. Князь, который собирал дань с древлян и подвластных земель а) Святослав б) Игорь в) Олег 6. Какого князя называли «князь – воин» а) Рюрик б) Святослав в) Олег Взаимопроверка и взаимооценка: 1) В 2) Б 3) Б 4) В 5) Б 6) Б - Молодцы. | Отвечают на поставленные учителем вопросы - «Древняя Русь» - «Первые русские князья» Решают самостоятельно тест | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, учебный диалог Фронтальная форма. | 1. Формулирует вместе с детьми тему урока. Проблема! (Должно быть одно задание, которое приводит к проблемному заданию и появляется цель) 2. Подведение к формулировке темы и целей. - Найдите соответствие Князь Олег крестил Русь Князь Игорь погиб в бою с печенегами Князь Святослав прибил щит на врата Царьграда Князь Владимир собирал дань с древлян - Со всеми князьями и историческими событиями мы знакомы? - Что будем сегодня изучать на уроке? - Какая тема? - Какие цели мы перед собой поставим? – В конце урока вы должны знать о деятельности князя Владимира и уметь рассказать историю принятия христианства на Руси. - А также ответить на два главных вопроса: «Зачем Владимир крестил Русь?» и «Какое значение имеет христианство для Руси?» Организует работу по составлению плана урока. - Чтобы добиться поставленной цели, нам необходимо составить план урока. Попробуйте составить план урока из перемешанных пунктов. -Молодцы! | 1.Определяют цели и задачи урока Ответы учащихся на вопросы - «Князь Владимир. Крещение Руси» - Узнать о князе Владимире, о его деятельности. - Как произошло Крещение Руси, - Познакомиться с историей принятия христианства на Руси. Составляют план урока. ПЛАН 1. Узнать каким был князь Владимир. 2. Во что верили на Руси? 3. Почему Владимир выбрал христианство? Как Владимир выбирал веру. 4. Как происходило крещение Руси? 5. Какое значение имело крещение для Руси? | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося. | Презентация |
«Открытие» детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: демонстрация Словесный: беседа, учебный диалог, рассказ. Фронтальная форма. Групповая форма.
| 1.Организует работу по теме урока. 2. Отвечает на вопросы учеников - В какие времена жили древние славяне и откуда мы узнаём про их жизнь? - Какая вера была у древних славян? (языческая) Сообщение подготовленных учеников («Верования древних славян»). – Крещение Руси связано с именем одного человека Владимир Святославович или Владимир – Красное Солнышко был третьим сыном князя Святослава и простой служанки Малуши, которая убирала в светлице княгини Ольги. «Ольга в гневе на Малушу сослала её в дальнее село, где и родился великий князь, вероятно в 960 году. В 970 году, ещё ребёнком, Владимир получил в удел Великий Новгород (карта), куда был отпущен вместе с Добрыней, его дядей. Когда во время начавшейся в 977 году междоусобицы старший брат Владимира убил среднего, князь бежал из Новгорода к варягам (карта) и вернулся в 980 году с большим отрядом воинов. Взяв в жёны невесту старшего брата, Владимир при помощи изменника – воеводы овладел Киевом и убил брата. После того «Начал княжить Владимир в Киеве один» (карта). В 980 году на киевском престоле воцарился новый князь – Владимир,. Это время было неспокойным. Кочевые племена нападали на русские земли, заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство. Князь Владимир собрал Русь в единое целое, около Киева построил множество городов для защиты от нападений кочевников. Но Владимир понимал, что удерживать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу нельзя. Нужна была другая сила. И эту силу Владимир увидел в религии. Сначала он попытался приспособить язычество к потребностям государства. Начал он с того, что в Киеве, возле своего дворца, соорудил место - пантеон (что означает “все боги”). На высоком холме князь приказал поставить деревянных идолов шести богов. Главным должен был стать Перун. Его деревянное изваяние венчала серебряная голова с золотыми усами. Но эта попытка успеха не имела. У каждого племени были свои наиболее почитаемые боги. Чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. С язычниками невозможен был настоящий мир – ведь они клялись соблюдать его именами разных богов. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере. - О чем я сейчас рассказала? Найдите этот пункт Итак, самым большим событием во времена правления князя Владимира было принятие Русью новой веры – христианства. - Теперь поработаем в группах. Вспомним правила работы в группе. 1 группа – выбор веры, крещение Владимира. Прочитайте текст. Несмотря на свои огромные размеры, Киевская Русь не признавалась соседними странами великим государством, потому что она была языческой. Русь была раздроблена на княжества, а в то время на Русь очень часто нападали враги. Русь надо было объединить. Для этого нужна была новая вера. Владимир решает принять веру, но не знает какую. Он пригласил к себе разных проповедников и греческого философа, которые рассказали ему о своих верах. Рассказ грека очень понравился Владимиру. Но он не спешил с выбором. Он отправил десять мужей в разные страны для «испытания вер». Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы - самыми красивыми. После этого князь Владимир просил руки сестры византийских императоров царевны Анны. Императоры не отдали Анну за язычника. «Сначала крестись», - был ответ. Тогда Владимир захватил Херсонес – византийский город в Крыму и угрожал идти на Царьград. Императорам пришлось уступить и отправить Анну к Владимиру. Ожидавший в Херсонесе приезда невесты Владимир неожиданно ослеп. Царевна Анна сказала ему: «Хочешь излечиться - крестись». Тогда князь повелел крестить себя. Нестор писал в своей летописи, что, когда епископ во время крещения возложил свою руку на голову князя, Владимир тотчас прозрел. Ответьте на вопросы и подготовьтесь рассказать одноклассникам о крещении Владимира. 1. Почему Владимир решает принять новую веру? 2. Какую веру выбрал Владимир? 3. Почему Владимир решил креститься сам? 2 группа – рождение Иисуса Христа Прочитайте текст на странице 19-20 учебника. Ответьте на вопросы и подготовьтесь рассказать одноклассникам о рождении Иисуса Христа. 1. В каком веке возникло христианство? 2. Где родился Иисус Христос? 3. Что проповедовал Иисус Христос? 4. Как назывались ученики Христа? 3 группа – крещение Руси Прочитайте текст. В 988г. летом, по данным летописи, состоялось крещение киевлян, что послужило официальным началом принятия христианства в Древней Руси. На самом деле принятие христианства затянулось на долгие века и во многих местах встречала упорное сопротивление. На Руси возникает двоеверие - смесь христианства и язычества. Причиной двоеверия является насильственное принятие новой веры. Тех, кто отказывался добровольно принять крещение, загоняли в реку силой. Согласно "Повести временных лет", после крещения в Византии Владимир вернулся в Киев и начал яростно уничтожать им же воздвигнутых языческих кумиров. Одних приказал изрубить, других сжечь. После расправы над языческими кумирами князь объявил: «Утром, всяк пойдет на реку Почайну (река Днепр) креститься. А ежели кто завтра к реке не явится, богатый или нищий, вельможа или раб, тот противником по велению моему сочтен будет». Окрестив Киев, Владимир разослал миссионеров, приставив к ним воинов для усмирения непокорных. Те пошли по городам и селам Киевской Руси и тысячами крестили народ, и хоть люди не хотели и сожалели, но отказываться из-за воинов боялись. Ответьте на вопросы и подготовьтесь рассказать одноклассникам о принятии христианства в Древней Руси. 1. Назовите год принятия христианства в Древней Руси? 2. Что такое «двоеверие»? 3. Каковы причины двоеверия? 4. Как происходило крещение людей? Динамическая пауза. - Давайте все встанем, отдохнем. - Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – присесть и сразу встать. А когда скажу я «семь» - На места садиться всем! | 1.Отвечают на вопросы учителя 2.Высказывают своё мнение - Работать дружно; Быть внимательным друг к другу, вежливым, называть товарищей по имени; Говорить в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам; Следить за временем; Уметь защищать общее дело и свою работу в частности. Делятся на группы Выполняют групповую работу Выполняют движения | Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося Л: готовность слушать собеседника и вести диалог Личностные: Влияние на здоровье и способность ученика | Презентация Раздаточный материал Учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа Фронтальная, парная, групповая формы.
| 1.Организация устной работы 2.Организация работы с заданиями С каким пунктом плана нам нужно ещё поработать? - Как вы думаете, крещение Руси было значимым? - Попробуйте определить, в чём же заключалось важность этого события. Для этого в паре поработайте с текстом. Задание: прочитать текст «Значение принятия христианства для развития Руси». Результаты вашей работы вы объедините в кластер. «Значение принятия христианства для развития Руси». 1. Примерно за сто лет до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии. Православные миссионеры, болгары по происхождению, Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку - "кириллицу" и перевели на славянский язык богослужебные книги. Сразу после крещения Русь получила письменность на славянском языке, что способствовало распространению грамотности. В XI в. на Руси стали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, превращавшихся в культурные центры. 2. Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жён и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли. Духовенство осуждало языческие обряды и празднества. Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители русской духовной элиты: волхвы и ведуны. 3. Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приёмы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам. Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследнице античной традиции. 4. Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племён в единый русский народ. До принятия христианства человек осознавал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином, православным, он ощутил себя русским. Укреплялось территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, поскольку Русь, отвергнув язычество, становилась равной другим христианским странам. Связи с соседями-христианами в XI веке значительно расширились. 5. Новая вера способствовала укреплению связей Руси со странами христианской Европы. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли ее связи с другими государствами Европы, вырос ее авторитет. На нее стали смотреть как на равную. 6. Христианство несло с собой новые духовные ценности. Новая вера призывала людей думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей. Христианство учило человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими бедами и болями, не совершать плохих поступков, любить людей, помогать бедным и несчастным, уважать родителей, власть государства. Оба полученных кластера вывешиваются на доску, проводится их сравнительный анализ. | 1. Устная работа 2. Выполнение заданий Высказывают своё мнение - с 5 пунктом - «Значение крещения Руси» Конверт-помощник № 1 1. Появление письменности 2. Вытеснение языческих обычаев 3. Развитие культуры и ремесла 4. Укрепление территориальное единства Руси 5. Укрепление связей с государствами Европы 6. Приобщение к новым духовным ценностям Конверт-помощник № 2 1. Развитие торговли. 2. Появление первых книг. 3. Распространение грамотности. 4. Строительство церквей. 5. Порядок в стране. 6. Славяне стали называться русскими | Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Презентация. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная Индивидуальная форма. | 1. Закрепление пройденного материала 2. Организация самостоятельной работы - Ребята, я раздала вам самостоятельную работу. Будьте внимательны. На выполнение работы даю вам 3-4 минуты. Тест 1.Кто крестил Русь? а)Святослав б)Владимир 2.На какой реке произошло крещение Руси? а)Дунай б)Днепр 3.Из какой страны пришло христианство? а)Византии б)Греции 4.Когда было введено христианство? а)В 988 г. б)В 898 г. Взаимопроверка. - Обменяйтесь тетрадками со своим соседом. - Если задание у вашего соседа выполнено - верно, то на полях простым карандашом ставим «+», если допускались ошибки, то ставим «-». - Если вы будете не согласны с решением вашего соседа по парте, вы сможете подойти ко мне после урока, и мы сами проверим вашу работу. - Обменяйтесь тетрадками обратно. - Кто выполнил задание верно? - Кто допустил ошибки? | Самостоятельно выполняют задание Выполняют самостоятельную работу Оценивают | Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Групповая форма | - Прочитайте и ответьте на вопросы. У каждой группы свой. -Какие посланники приходили к Владимиру? -Как почитают бога мусульмане? - Почему Владимиру не понравилась вера хазарских евреев? - Почему не понравилась немецкая вера? - Почему Владимиру не понравилась вера хазарских евреев? - Что рассказал греческий мудрец? Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут. Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Сказали бояре, что «нет в них веселия, а от того и закон их не добр». Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить». Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: «красоты у них в храмах не видели никакой», слишком много строгости, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали. После прибыли к киевскому князю хазарские евреи. Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить. В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило. Православие понравилось боярам: и веселье в нем есть, и радость, и красота. А еще любит православный люд пиры и праздники, именно такие, как при дворе князя Владимира устраивают. | 1.Отвечают на вопросы учителя Выполняют работу в группе Выступают по группам | Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося | Презентация Раздаточный материал Учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа. Наглядный. Ф, И | Проводит рефлексию. Проводит беседу по вопросам. - Запишите, пожалуйста, домашнее задание: нарисовать костюм 19 века; подготовить сообщение на тему «Наш город в 19 веке». -Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. — Ребята, какой была тема урока сегодня? — Какие цели вы ставили перед собой? — Как вы думаете, вы их достигли ? — Как князь Владимир укрепил своё государство? — Почему была выбрана христианская вера? — Как принятие Русью христианства повлияло на развитие государства? - Посмотрите, у вас на партах лежат карточки «Лесенка успеха». Я предлагаю с помощью «Лесенки» оценить вашу работу на уроке. Положите карточки перед собой. Послушайте критерии оценивания: 1 ступенька - Были ошибки в самостоятельной работе, ничего не понял по теме урока. 2 ступенька - Были ошибки в самостоятельной работе, остались вопросы по теме урока. 3 ступенька - Не было ошибок в самостоятельной работе, остались вопросы по теме урока. 4 ступенька - Не было ошибок в самостоятельной работе, понял тему урока. - Сейчас, оцените свою работу и отметьте знаком «+» нужную ступеньку лесенки. - Кто поставил себя на 1 ступеньку? На 2? На 3? На 4? - Передаем лесенку успеха с последних парт на первую. - Ребята, вы хорошо потрудились, спасибо за урок, до свидания. | 1. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, а что нет и почему). Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание - «Князь Владимир. Крещение Руси» - Узнать о князе Владимире, о его деятельности. - Как произошло Крещение Руси, - Познакомиться с историей принятия христианства на Руси. - Принял решение крестить всю Русь. Князь Владимир решил принять христианскую веру, потому что, во-первых, ему понравился рассказ грека; во-вторых, его бабушка, княгиня Ольга была первой правительницей, принявшей христианство на Руси; в-третьих, князь хотел жениться на сестре византийского царя Анне, которая была христианкой. Выполняют оценку своей деятельности на уроке. | П: построение речевого высказывания. Л: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. | Презентация Раздаточный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором мы живём" в 1 классе ("Школа 2100")
Данная технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе технологии деятельностного метода....
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Неживая и живая природа" 2 класс
Материал расчитан для обучающихся 2 класса УМК "Школа России". Урок соответствует требованиям ФГОС. В технологической карте прописаны планируемые УУД. В течении урока обучающиеся сами формулирую...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В гости к осени" 2 класс
Материал содержит технологическую карту урока, составленную в соответствии с требованиями ФГОС, презентацию к уроку, подробную инструкцию по организации групповой и парной работы....
Технологическая карта урока окружающего мира с презентацией "Чистота - залог здоровья" ПНШ 2 класс
технологическая карта урока окружающего мира по программе "Перспективная начальная школа" "Чистота - залог здоровья" (2 класс)...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока окружающего мира "Строение тела человека" и мультимедийная презентация) 2 класс
Тема урока: «Строение тела человека»Цели урока: познакомить с внешним и внутренним строением тела че¬ловека, основными внутренними органами и их функциями; нау¬чить определять местонахождение основных...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Общение – путь к познанию», 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века».
Нестандартный урок, позволяющий научить детей думать, анализирова, формулировать собственную точку зрения. ...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" (3 класс, УМК "Школа России")
Дети расширят свои представления о правилах безопасного поведения в природе и при общении с животными....