Конспект по окружающему миру на тему " Экологическая безопасность" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Самоанализ урока по окружающему миру
в 3 классе по теме «Экологическая безопасность»
Урок проведён по типу «Изучение нового материала»
Перед собой ставила цель:
-сформировать у учащихся понятия об экологической безопасности, о цепи загрязнения; дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы;
- развивать операции логического мышления : анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; создать благоприятные условия для изучения новой темы за счёт использования информационных технологий и методов обучения;
-воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Были поставлены цели для учащихся:
Знать:
- понятия экологической безопасности, цепи загрязнения.
Уметь:
- читать и слушать, извлекая нужную информацию; самостоятельно её находить в материалах учебника.
- уметь рассуждать, доказывать, работать в группе,в паре.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Поставленные задачи старалась реализовать через деятельностный подход, т.е. организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность, поэтому урок начала с эмоционально-психологического настроя, с совместной выработки темы, для этого использовала занимательный материал- видеосюжет, беседу, подвела учащихся к тому, что они должны узнать и уметь по данной теме.
На этапе изучения нового материала в ходе групповой работы учащиеся пришли к выводу, что загрязняющие вещества движутся по цепочке: человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются.
Также на данном этапе использовала технологию смыслового чтения, этап текстовой деятельности, приём «Исправь ошибку»
Во время проведения опыта, дети справились с заданием и пришли к выводу ,что воду надо очищать.
Для того, чтобы выявить, как были реализованы образовательные задачи на учебном занятии, провела проверку через самостоятельную работу, используя приём «Проверочные листы». дети проверили и оценили себя
Главная моя задача – развитие и воспитание, а также, развитие положительной мотивации к учебной деятельности. Я построила свой урок так, чтобы он был интересным, чтобы у детей не пропала мотивация к учению. В конце урока была проведена рефлексия, была возможность спокойно подвести итог урока и объяснить домашнее задание
Выполняя один из дидактических принципов обучения – проблемности – в изложении учебного материала использовались проблемные вопросы и ситуации.
В уроке использован межпредметный подход (музыка, чтение).
Думаю, что дети тему усвоили, поставленные задачи реализованы.
Надпредметная компетентность: осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение.
На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности. На уроке применялись здоровье сберегающие технологии ( физминутка общего воздействия).
Думаю, что на уроке был создан нравственный и эмоциональный фон, очень хорошо работали принципы взаимодействия, взаимодополнения, видна была взаимосвязь учителя и ученика, ученика и ученика, оказывала ученикам различные виды поддержки: психологическую, педагогическую.
Все это было направлено на реализацию основной цели – создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_bezopasnost.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме «Экологическая безопасность». 3-й класс
Цели:
- познакомить детей с терминами «экология», «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»;
- доказать детям, что Земля – наш дом, бережём дом – бережём здоровье;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
- учить сравнивать, анализировать, обобщать, выполнять правила личной экологической безопасности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1) Вступление
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Петровна, я у вас проведу урок окружающего мира. Будем работать с вами на расстоянии. Самое главное – вы будете работать совершенно самостоятельно, связываясь только со мной. Желаю вам успеха!
II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
(просмотр видеоролика)
- Скажите, пожалуйста, выживет ли человек в такой окружающей среде? (Нет)
Одной из актуальных проблем современного общества-проблема загрязнения окружающей среды.
-Ребята, а какая наука нас учит бережному отношению к окружающей среде? (Экология) это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету Земля. Чтобы жизнь была безопасно .
Учёных, которые занимаются защитой окружающей среды называют экологами. Это очень интересная и важная профессия сегодня.
-Я вам, ребята предлагаю побыть в роли экологов. Вы уже надели зелёные галстуки.
Учёные экологи – постоянно думают о том, как сделать нашу планету чище, а жизнь на ней безопасней.
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Безопасность человека от загрязнений окружающей среды имеет своё название.
Как вы думаете, как она называется? (Экологическая безопасность)
Экологическая безопасность. Это и есть тема нашего урока.
-Какие же задачи нам необходимо решить на уроке?
1.Узнать, что такое экологическая безопасность?
2. Выяснить источники загрязнения окружающей среды.
3.Предложить пути решения проблемы как человеку выжить в этом мире.
- Как вы понимаете «Экологическая безопасность».
(Ответы детей).
- Сколько мнений! Кто же прав?
- Где мы можем проверить правильность своего мнения? (Посмотреть в учебнике, спросить у взрослых, поискать в интернете).
Прочитать понятие на стр. 32
2.- Что является источником загрязнения окружающей среды? (фабрики, заводы, мусор).
- Куда попадают вредные вещества? (в воздух, воду, почву)
Из воздуха, воды, почвы загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек. Загрязняющие вещества движутся по - цепочке. Эта цепь называется цепью загрязнения.
- Откройте учебник на с.31. Рассмотрите рисунок. Проследите по рисунку, как происходит загрязнение. Как вы поняли слова: «Загрязняющие вещества движутся по цепочке».
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Работа в группах.
- Расположите картинки в нужном порядке, установив цепь загрязнения.
(Дорога – грибы – человек - больница.
Завод – овощи - человек – больница).
(Ответы детей).
Вывод:
- Посмотрите иллюстрацию на с.32.
- Какими путями загрязнённые вещества попадают в организм человека?
-Мы выяснили пути загрязнения, а можно ли при этом оставаться здоровым?
- Как же обезопасить себя?
V. Физминутка
А теперь мы проведём подвижную игру «Экологический светофор».
- Если ты не рвёшь больших букетов, то хлопни в ладоши над головой.
- Если ты никогда не оставляешь мусор в лесу, то топни ногой.
- Если ты сажаешь цветы, деревья, то подними руку.
- Если тебе нравятся цветы, то улыбнись.
- Если в твою комнату залетел шмель, ты выпускаешь его на волю, то махни рукой.
- Если ты считаешь, что каждый человек должен заботиться о природе – протяни своим соседями руки.
Вот такими дружными мы должны быть, что бы сберечь природу
VI. Работа по теме урока
Мы продолжим размышлять о том, как обезопасить себя в современном мире.
- Практическая работа-опыт
Мы каждый день употребляем воду. Представьте себе ситуацию.
* Жизненный опыт
- Как вы поступите в походе, когда закончится чистая вода?
-Ваши предложения? - Можно профильтровать воду через ткань, например платок, а потом прокипятить.
-Скажите, чем может быть загрязнена вода? (показ колбы с грязной водой)
-Можно её употреблять?( нет)
-Что нам нужно сделать? (Очистить)
2. Работа в парах
1.пара ( 4 слоя бинта, вата)
2.пара ( вата,марля, активированный уголь)
3.пара (фильтровальная бумага)
3.Делаем выводы:
-Что мы использовали в качестве фильтра ? (полным ответом) мы использовали –- -
-Что мы получили в результате опыта ? получили чистую воду.
- А можно ли эту воду пить?
Мы её очистили, но в ней осталось много вредных микробов. Но ребятам хочется пить. Как быть?
- Правильно, воду нужно прокипятить.
В наш дом приходит очищенная вода, но что делают ваши родители , чтоб дополнительно очистить воду? (используют фильтр)
- Кто пользуется таким дома?
- Воду можно очищать ещё с помощью серебра, кипячения, заморозки: В кастрюлю наливают воду, ставят в морозилку, когда вода начинает замерзать, снимают верхний слой льда – это очищенная вода. Остальную воду выливают.)
-Скажите, пожалуйста, а только ли вода загрязнена? Из видеоролика мы увидели,что загрязнён воздух…
Нужно знать и соблюдать правила экологической безопасности.
3.Самостоятельная работа
- Сейчас поработаем самостоятельно. На парте лежат инструкции работы.
Правило работы понятно? Работаем.
1. Как защититься от загрязнённого воздуха. стр 27
2. Как защититься от загрязнённой воды.стр.27-28
3. Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания. стр 28.
И так приступаем к самостоятельной работе.
_Прочитаем памятку «Как защититься от загрязнённого воздуха».
План для исследователей воздуха.
- Прочитайте материал учебника на с.33-34.
- Исправьте ошибки в памятке: «Как защититься от загрязнённого воздуха».
- Не находись рядом с автомобилем с работающим двигателем.
- Не находись рядом с курящими людьми.
- … ходи рядом с дорогой, где движется транспорт.
- Разводи комнатные растения.
- Не сажай деревья и кустарники.
Поднимите руку, у кого такая памятка и вы справились без ошибок.
-Спасибо.Молодцы!
После выступления группы «Исследователи воздуха» учитель говорит:
- Воздух испытывает серьёзную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. В интернете нашла видеоролик.
Видеоролик
- К чему может привести, если часто дышать загрязнённым воздухом?
Заболевания. Грязный воздух.
- Хронический бронхит
- Астма
- Ослабление иммунной защиты
- Важно ли соблюдать все эти правила.
План для исследователей воды.
- Прочитайте материал учебника на с. 34.
- Исправьте ошибки в памятке: «Как защититься от загрязнённой воды».
- Не купайся в загрязнённых водоёмах.
- Пей только не кипячёную воду.
- Очищай воду в домашних условиях с помощью фильтра.
- Ходи под дождём без зонта или головного убора.
- Не пей воду из водоёмов.
Поднимите руку, у кого такая памятка и вы справились без ошибок.
После выступления группы «Исследователи воды»
Пандемия короновируса может обернуться серьезными последствиями для экологии в 2020 году в мировой океан было сброшено примерно 1,56 миллиарда одноразовых медицинских масок.
По подсчетам эко-активистов, это приведет к дополнительному загрязнению мирового океана 4680 — 6240 тоннами пластика. Маски изготавливаются из полипропилена — тонких волокон пластика, которые разлагаются 450 лет. В организации отмечают, что со временем маски распадаются в микроскопические частицы пластика, которые могут нести серьезную угрозу для экосистем океанов.
План для исследователей продуктов питания.
- Прочитайте материал учебника на с. 35.
- Исправьте ошибки в памятке: «Как защититься от загрязнённых продуктов питания».
- Перед едой мой фрукты и овощи тёплой кипячёной водой.
- Собирай грибы и ягоды вблизи дорог и свалок.
- Не ешьте продукты с истёкшим сроком годности.
- Ешьте рыбу, выловленную из грязного водоёма.
Поднимите руку, у кого такая памятка и вы справились без ошибок.
- посмотрите, чтобы быть здоровым нужно соблюдать эти правила и употреблять экологически чистые продукты (слайд)
- Скажите, вы как экологи, надо ли соблюдать все эти правила?
-Для чего?
VII. Закрепление изученного материала.
Итог:
Вернёмся к задачам урока,.
1.Узнали, что такое экологическая безопасность?
2. Выяснили источники загрязнения окружающей среды.
3.Предложить пути решения проблемы как человеку выжить в этом мире.
-Проверим как вы поняли сегодняшнюю тему, выполнив задания. Соедините начало предложения в левом столбике с его окончанием во втором столбике.
1. Источники загрязнения окружающей среды – это … 2. Три пути попадания вредных веществ в организм человека – это … 3. Экологическая безопасность – это… 4. Бытовой фильтр – это …
5. Цепь загрязнения – это … 6. Главная причина загрязнения окружающей среды – это… | А) продукты питания, воздух и вода. Б) прибор для очистки воды в бытовых условиях. В) путь, по которому движутся загрязнённые вещества. Г) защита от вредных воздействий загрязнённой окружающей среды. Д) фабрики, заводы, транспорт. Е) человек. |
Поднимите руки , кто выполнил без ошибок-5
Оценки.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Дз на экране стр 36
IX. Рефлексия учебной деятельности
Самая прекрасная , родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети .
Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья ,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
- Человек должен не только уметь защищать себя от вредных воздействий окружающей среды, но и сам не становиться источником загрязнения природы.
- так как вы сегодня побывали в роли экологов, попробуем с вами создать живой «Сохраним нашу планету» в руки глобус
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Экологическая безопасность"
Изготовление фильтра для воды из подручных материалов....
Конспект урока по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность"
Конспект открытого урока с презентацией согласно ФГООС...
Конспект урока окружающего мира по теме : "Экологическая безопасность"- 3 класс (программа «Школа России», предмет «Мир вокруг нас», Плешаков А.А.)
Цели: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;доказать детям, что Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье;научить выполнять правила...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)
В данном материале представлен конспект по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс), УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" (УМК "Школа России, 3 класс)
Цель: познакомить учащихся с понятием «экологическая безопасность", доказать необходимость выполнения правил экологической безопасности в повседневной жизни. Используемые образов...
конспект урока окружающего мира по теме "Экологическая безопасность"
Урок окружающего мира в 3 классепо теме «Экологическая безопасность»Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материаломЦели урока: познакомить детей с терминами «Экологичес...