Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тютюнник Валентина Сергеевна

В данном материале представлен конспект по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс), УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no6_ekologicheskaya_bezopasnost.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Урок №6

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «Б»

Тема урока: «Экологическая безопасность»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Экологическая безопасность».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать понятие «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр» и представление о правилах экологической безопасности в повседневной жизни.

  1. Формировать умения понимать, что такое экологическая безопасность и уметь защитить себя от различных загрязнений.

Предметные:

1. Учащиеся научатся объяснять, что такое «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»;

    Учащиеся получат возможность научиться называть правила экологической безопасности в повседневной жизни.

  1. Учащиеся научатся понимать, что такое экологическая безопасность;

Учащиеся получат возможность научиться уметь защитить, себя от различных загрязнений.

Развивающие:

  1. Формировать умение определять учебную задачу, планировать свои действия.

  1. Формировать умение анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей и выполнять действия по алгоритму.

3. Формировать умение владеть диалогической формой речи и работать в парах и группах.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- Учащиеся научатся определять учебную задачу;

- Учащиеся получат возможность научиться составлять план своих действий.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

- Учащиеся получат возможность научиться выполнять действия по алгоритму.

3. Коммуникативные:

- Учащиеся научатся владеть диалогической речью;

- Учащиеся получат возможность научиться работать в парах и группах.

Воспитательная:
Формировать интерес к изучению темы: «Экологическая безопасность», и осознание ответственности за своё здоровье, окружающих при загрязнении окружающей среды вредными веществами и соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.

Личностные:

- У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы: «Экологическая безопасность»;

- У учащихся может быть сформировано осознание ответственности за своё здоровье, окружающих при загрязнении окружающей среды вредными веществами и соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Дидактические средства: листы исследователя, таблица для самостоятельных работ.

Интерактивное оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонки.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Мотивация к учебной деятельности

Словесный (беседа);

Наглядный (иллюстрации)

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Валентина Сергеевна.   Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку. У вас должно быть на парте: учебник, таблица для самостоятельной работы, пенал и рабочая тетрадь.

 Мы продолжаем разговор по разделу «Наша безопасность».

-Ребята, посмотрите на слайд.

Что вы видите?

(Слайд грозы, опасные грибы, растения и животные)

-К какой природе они относятся?

-И мы с вами на предыдущем уроке изучали правила безопасного поведения в неживой и живой природе. Давайте их вспомним.

Приветствуют.

Проверяют готовность к уроку.

Слайд 1

Природные опасности.        

К Живой и Неживой природе.

Р: волевая саморегуляция.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения  в пробном действии

Практический( упражнение);

Словесный (беседа)

- У вас на парте лежит таблица. Подпишите имя и фамилию. На экране вы увидите задание и варианты ответов к нему, ваша задача написать правильный ответ.

Я прочитываю, вы под номером 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 ставите тот знак, который считаете верным.

-Отложите листочки на край стола.

Слайд 2-12

Подписывают имя и фамилию. Заполняют таблицу.

П: владеть рядом общих приёмов решения задач.

  1. Выявление места и причины затруднения

Наглядный (демонстрация)

-Посмотрите видеоролик.

-Почему Земля больше этого не вынесет и просит помощи?

О какой помощи она взывает к человеку?

(Слайд 13)

-А что такое «Экология»? (слайд 14)

-О каком доме идет речь? (слайд 15)

-Верно, это Земля, она сегодня нуждается в нашей помощи.

-Что человек делает?

-Верно! Так о какой теме мы будем с вами говорить сегодня?

«Мальчик и Земля 1»

Что бы человек бережнее к ней относился и не губил ее.

Это «дом» и «наука».

Земля.

Загрязняет воздух, сжигает все, мусорит.

Тема: Экологическая безопасность.

П: Самостоятельное выделение познавательной цели;

Р: определять учебную задачу;

К: владеть диалогической речью.

Интерес к изучению темы: «Экологическая безопасность»;

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (работа с учебником)

-Какую цель мы можем перед собой поставить?

Откройте первую страницу и прочитайте 5 абзац.

-Давайте составим план работы. Откройте стр 31.

-Как будет звучать 1 вопрос?

-Как будет звучать 2 вопрос?

-Как будет звучать 3 вопрос?

-Это основные вопросы, на которые мы должны ответить по ходу урока. Это и есть наш с вами план и задачи.

Слайд 16

-Цель: Научиться понимать, что такое экологическая безопасность и какие правила экологической безопасности необходимо соблюдать.

Слайд 17

-Что такое экологическая безопасность.

-Цепь загрязнения или пути загрязнения.

-Правила экологической безопасности.

Р:Целеполагание;

Р: планирование своих действий;

К: владеть диалогической речью.

Интерес к изучению темы: «Экологическая безопасность»;

  1. Реализация построенного проекта

Словесный( беседа);

Практический (упражнения)

-Мы с вами будем проводить исследование.

-Возьмите лист исследователя. Подпишите его.

Вам нужно заполнять его аккуратно и грамотно, потому что от этого будет зависеть ваша отметка.

-Посмотрите задание №1.

Внимание на слайд, перед вами иллюстрации, на котором представлены природы и загрязнением природы. Вам нужно выделить, те номера, где происходит загрязнение природы.

-Давайте проверим.

-Объясните почему, эти картинки являются путями загрязнения?

-Давайте выясним, какие пути поступления загрязняющих веществ опасны для природы.  Стр 32

-Какими путями в организм попадают загрязняющие вещества?

-Люди загрязняют окружающую среду и загрязненные вещества чаще всего как движутся?

-Прочитайте на стр 31 1 абзац 2 предложение.

Как движутся?

-И как ее  называют?

-Вот мы и перешли ко второму вопросу.

Вам нужно во 2 задании в листе исследователя поставить в правильной последовательности цифры данных картинок.

-Давайте проверим.

-Объясните, почему вы так решили?

-Что такое цепь загрязнения?

-Посмотрите на задание №3.

Вам нужно поставить возле каждого предложения цифру. И определить последовательность цепи загрязнения.

-Обменяйтесь с соседом по парте и проверьте друг у друга.

-Давайте проверим теперь все вместе.

-Как вы думаете, что такое экологическая безопасность?

-Посмотрите стр 32 и прочитайте определение.

-Откройте рабочую тетрадь и выполните задание № 3.

- Физминутка: не поворачивая головы, посмотрите глазками в право, потом в лево, в вверх и в низ. Посмотрите на зеленый цвет.  

-Какой вопрос у нас остался не рассмотренным?

-Правила экологической безопасности.

-Сейчас вы будете работать 3 группами.

-1 ряд делает задание № 4: Блок 1

-2 ряд делает задание № 4: Блок 2

-3 ряд делает задание № 4: Блок 3

-Вам нужно поставить плюс, рядом с предложением, которое считаете верным. После того как вы сделаете каждый ряд свое задание, мы будем проверять. После проверки, два других ряда должны поставить плюс возле 2 и 3 блока.

Блок 1: загрязнение  воздуха.

  • Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.
  • Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.
  • Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.
  • Попроси взрослых не курить в квартире.
  • Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.
  • Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.

Блок 2: загрязнение  воды.

  • Нельзя купаться возле промышленных стоков.
  • Пей только кипяченую воду.
  • Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.
  • Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.
  • Не пить в водоемах воду.
  • Не пить воду из-под крана.
  • Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

Блок 3: загрязнение продуктов питания.

  • Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.
  • Всегда тщательно мой овощи и фрукты.
  • Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.
  • В магазине выбирай экологически чистые продукты.

-Молодцы!

Подписывают листы исследователя.

Слайд 18

Выполняют 1 задание.

Слайд 19

Слайд 20

Через воздух, воду и продукты питание.

По цепочке.

Цепь загрязнения.

Слайд 21

Слайд 22

-это путь по которому движутся загрязняющие вещества.

Слайд 23

Слайд 24

-это защита от вредного воздействия загрязняющей среды.

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Получить представление о правилах экологической безопасности в повседневной жизни;

Понимать, что такое экологическая безопасность и уметь защитить себя от различных загрязнений.

П: выявлять существенные признаки при анализе объектов

П: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

К: владеть диалогической речью;

К: Умение с достаточной полнотой и точностью, выражать своё мнение.

К: Формулирование и аргументация своего мнения.

Интерес к изучению темы: «Экологическая безопасность»;

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Практический (упражнение);

Словесный (беседа)

-Откройте рабочую тетрадь и найдите практическую работу.

-Кто что у меня в руках?

-Как  называется эта часть?

-Эта часть?

-А эта часть?

Дома зарисуете, сейчас только посмотрим.

 

-Посмотрите на слайд, это вода до очистки и после очистки, какие выводы можем сделать?

Вода до очистки: Имеет желтоватый оттенок, легкий запах хлора и на немного металлический привкус.

Вода после очистки: Стала более прозрачной, запах хлора пропал полностью, металлический привкус уменьшился.

Вывод: Вода пропущенная через бытовой фильтр стало заметно чище.

-Хоть у нас в Новосибирске вода хорошая, но ее нужно очищать, особенно весной.

-Почему именно весной?

-Сейчас столько много грязи и снега, все это польется в очистительные сооружения, но они не справляются  и эта вода, зачастую, идет по нашим трубам.

-Что нужно сделать, что бы очистить воду?

-Молодцы!

Фильтр-кувшин для воды.

Резервуар.

Крышка.

Очищающий элемент.

Слайд 30

Ответы ребят.

Слайд 31

Понимать, что такое экологическая безопасность и уметь защитить себя от различных загрязнений.

К: Формулирование и аргументация своего мнения

К: Умение с достаточной полнотой и точностью, выражать своё мнение.

П: Построение логической цепи рассуждения;

Интерес к изучению темы: «Экологическая безопасность»;

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Словесный (беседа)

-Посмотрите в листе исследователя задание № 5.

Вы попали на ярмарку.

Вам нужно поставить галочку возле правильного суждения или крестик возле неправильного.

-Обменяйтесь листом с соседом по парте, проверьте.

-Теперь, давайте проверим все вместе.

Слайд 32

Р: Волевая саморегуляция.

П: владеть рядом общих приёмов решения задач.

Интерес к изучению темы: «Экологическая безопасность»;

  1. Включение в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

-Посмотрите видеофрагмент.

-Какой мы можем сделать вывод?

-Верно! Если не будем правила эти соблюдать, может произойти много всего опасного для нас и окружающих.

-Что нам в будущем поможет сохранить здоровье?

-Чем важен был сегодняшний урок?

-Где мы можем применить полученные на уроке знания?

«Мальчик и Земля 2»

Ответы ребят.


К: Умение с достаточной полнотой и точностью, выражать своё мнение.

К: Формулирование и аргументация своего мнения.

П: Построение логической цепи рассуждения.

Осознание ответственности за своё здоровье, окружающих при загрязнении окружающей среды вредными веществами и соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Практический ( упражнение);

Словесный (беседа)

-Представьте ситуацию, что вы пришли на рынок покупать продукты. И вы увидели много яблок.

-Поднимите руку те, кто спросит только цену данного продукта.

А теперь поднимите руку те, кто спросит от куда они были привезены, когда и до какого числа годны.

-В заключение урока, я хочу пожелать вам соблюдать все правила безопасности, чтобы быть здоровыми и сохранить нашу жизнь!

Домашнее задание: учебник стр 31-35. Рабочая тетрадь стр 19 № 2.

-До свидания!

Поднимают руки.



Записывают домашнее задание. Прощаются.

Р: Волевая саморегуляция.

Осознание ответственности за своё здоровье, окружающих при загрязнении окружающей среды вредными веществами и соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.

Лист Исследователя

ФИ:

Задание № 1. Напишите, те номера, где происходит загрязнение природы.

Задание № 2. Поставьте в правильной последовательности числа картинок.

Задание № 3.Поставить возле каждого предложения цифру, определить последовательность цепи загрязнения.

Перевозка нефти танкером

Заболевание органов пищеварения человека

Нефтяная плёнка

Разлив нефти

Попадание рыбы в пищу человеку

Промысловая добыча

Заражённая нефтепродуктами  рыба

Задание № 4. Обведи в кружок то выражение, которое считаешь НЕверным.

Блок 1: загрязнение  воздуха.

  1. Выбирай такую дорогу, где автомобилей побольше, а зелени поменьше.
  2. Останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.
  3. Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.
  4. Попроси взрослых не курить в квартире.
  5. Не разводи комнатные растения, чтобы не очищать воздух.
  6. Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.

Обведи в кружок то выражение, которое считаешь НЕверным.

Блок 2: загрязнение  воды.

  1. Нельзя купаться возле промышленных стоков.
  2. Пей кипяченую воду и воду из-под крана.
  3. Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.
  4. Купайся в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.
  5. Не пить в водоемах воду.
  6. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

Обведи в кружок то выражение, которое считаешь НЕверным.

Блок 3: загрязнение продуктов питания.

  1. Собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.
  2. Всегда тщательно мой овощи и фрукты.
  3. Можно есть рыбу, выловленную в загрязненной реке.
  4. В магазине выбирай экологически чистые продукты.

Задание №5. Поставь крестик, где не правильно и плюсик, где верно.

- Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной речке!

- А моя большая рыбка плавала по тёплому каналу пруда-охладителя!

- Мои грибочки из берёзового лесочка!

- А я в лес не ходила, ноги не била, в посадке у дороги их находила!

- Я свои яблочки нарвала в деревне у бабушки!

- А мои красные яблочки привезены из-за границы, целый год могут храниться!

Литература:

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н.Аквилева, З.А.Клепинина – М.: Академия, 2012. - 237 с.
  2. Боровская Л.А., Азманова К.Р., Якимова Л. В. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: Электронное учебное пособие / Боровская Л.А., Азманова К.Р., Якимова Л. В. – Пермь: Перм. гос.гуман-пед. ун-т, 2012. -  380 с.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2014. – 100 с.
  4. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. /А.А. Плешаков. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /А.А. Плешаков. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
  6. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир». 3 класс / Сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2014. – 48 с.
  7. Загадки про...[http://zagadki-pro.ru/zagadki-s-otvetom-sobaka/]. - Режим доступа: http://zagadki-pro.ru. - Генератор загадок. - (Дата обращения: 20.04.2020)

  1. Генератор заданий[https://childdevelop.ru/generator/]. - Режим доступа: https://childdevelop.ru. - Развитие ребенка. - (Дата обращения: 20.04.2020)
  2. Генератор ребусов[http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%CF%CE%C6%C0%D0&skip=1&mode=0]. - Режим доступа: http://rebus1.com. - Rebus1.com - (Дата обращения: 20.04.2020)
  3. Тест по окружающему миру «Экологическая безопасность», 3 класс[https://infourok.ru/test-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-ekologicheskaya-bezopasnost-klass-3614895.html]. - Режим доступа: https://infourok.ru. - ИНФОУРОК.Окружающий мир. - (Дата обращения: 3.05.2020)
  4. Экологическая безопасность[https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/o-bezopasnosti-v-raznykh-mestakh-386744/vliianie-na-cheloveka-zagriaznenii-okruzhaiushchei-sredy-417043/re-bf0d927f-571f-4a5c-ac08-9f54d29fa3a6]. - Режим доступа: https://www.yaklass.ru. - ЯКласс. - (Дата обращения: 3.05.2020)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Условия горения", 2 класс

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова....

Конспект урока по окружающему миру "О дружбе". 2 класс

  Тема проекта: Когда мои друзья со мной!    Время: 3 часа     Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Тундра", 4 класс.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема "Тундра"...

Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"

Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1.  сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...

Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии ...

Конспект урока по окружающему миру "Красная книга" 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса....

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Наша безопасность», УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний по разделу “Наша безопасность”; проведение проверочной работы по разделу “Наша безопасность” .Планируемые результат...