Конспект урока окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" (УМК "Школа России, 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Андреева Ирина Борисовна

Цель: познакомить учащихся с понятием «экологическая безопасность",  доказать необходимость выполнения правил экологической безопасности в повседневной жизни. 

Используемые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Класс, предмет: 3 класс, окружающий мир.

Тема: Экологическая безопасность

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: познакомить учащихся с понятием «экологическая безопасность", доказать необходимость выполнения правил экологической безопасности в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательная: создать условия для обобщения, конкретизации, углубления и систематизации знаний о природе; установления взаимосвязи между природой и трудовой деятельностью человека; обучения анализу материала, формулировке выводов; ознакомления учащихся с терминами: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».

Развивающая: способствовать развитию стремления глубже познавать окружающий мир и совершенствованию во всех видах экологической деятельности; расширению круга знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ; развитию речи, мышления; обогащению словарного запаса.

Воспитательная: содействовать воспитанию гуманной, творческой личности; бережного отношения к окружающей природе, к своему краю.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической  безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, высказывать своё мнение, доказывать его.

Формируемые УУД

Личностные:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
  • умение формулировать свою позицию;
  • развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  •  поиск и выделение необходимой информации;
  •  анализ объектов с целью выделения их признаков;
  •  синтез;
  • решение учебных задач по аналогии;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в группе.

Используемые образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: бытовой фильтр, вата, воронка, промокательная бумага, стакан с «грязной» водой, пустой стакан; карточки для индивидуальной работы, для работы в группах, презентация PowerPoint «Экологическая безопасность».

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы обучения, КРР

I. Самоопределение к деятельности.

Приветствует учеников

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок окружающего мира.

Настраиваемся все на плодотворную работу. На уроке понадобится ваше внимание и активная работа, так как предстоит многое сделать. Работать сегодня будем в группах.

Но прежде, чем начать работать вспомним правила сотрудничества. Внимание на экран

Видеофрагмент «Цветок»

Приветствуют учителя

Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.

Л: устанавливать связь между учителем и учениками. Настраивание на учебную работу.        

Метод – словесный

II.Актуализация знаний.

III. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.

Я – природа. Я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти –

Гриб в лесу, ромашку на лугу.

Небо в час восхода и захода,

    Иву над рекой… И, наконец,

    Солнцем прокаленный, рыжеватый
   Хлебный колосок- всему венец…

Давайте разгадаем кроссворд и вспомним, без чего невозможна жизнь на нашей планете.

Достаньте из папки лист с заданием №1 и заполните его.

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.
3. Плодородный слой Земли.
4. Смесь газов.

Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.

–Как вы думаете, почему природа связывает свою жизнь с жизнью человека.

– А человек влияет на природу?

 В результате его деятельности образуется много токсичных (ядовитых) веществ. Когда они попадают в почву, воду, воздух, происходит загрязнение.

- Сегодня у нас последний урок из раздела «Наша безопасность». О каком же виде безопасности пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Правильно, тема урока «экологическая безопасность».

Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой?

Разгадывают кроссворд и  отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение

Да

Экологической

Понимать, что такое экологическая безопасность, учиться соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни 

П:  Ориентация в собственной системе знаний.

П: овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности.

Повторение

Беседа

IV. Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний.

V.Продолжение решения учебной задачи.

VI. Физкультминутка

1. Работа с новыми терминами.

– Как вы понимаете слово «экология»?

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка

– Экология изучает растения и животных, включая людей, которые живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология – это наука о доме. Для человечества домом является вся наша планета Земля.

- Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а учеными-экологами.

- Кто из вас знает, а чем занимается эколог? (Ответы учащихся)

- Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

2. Работа с фотографиями, выявление проблемы

– В последние годы человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ним экологических проблем.

Рассмотрите фотографии нашей планеты и расскажите, что случилось.

  • Кит, выбросившийся на берег, – последствия загрязнения моря отходами химического производства.
  • Водоемы, покрытые нефтью, – последствия аварий на нефтепроводе.
  • Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.
  • Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.
  • Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.
  • Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.
  • А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

– Ребята, вам понравилось то, что вы увидели?

3. Самостоятельная работа.

Давайте подведем итог того, о чем мы сейчас говорили.

– На столе в папке найдите лист с заданием №2. Прочитайте вопрос, обсудите и дайте ответ.

Время на обсуждение 2 минуты

1. Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните.

2. Почему мы  говорим,  что  «Природа  в  опасности!»?  Объясните.  (Исчезают растения, погибают животные; создана Красная книга и  т. д.)

3. Как вы думаете, нужна ли  природе  помощь  человека?  Докажите.  

4. Как вы понимаете пословицу: «Судьба природы – наша судьба»? Объясните.

4. Проверка самостоятельной работы.

– Ребята, мы с вами ответили на вопрос: «Как человек влияет на природу: воздух, воду, почву?».

– А как влияет природа на жизнь человека?

1. Работа по слайду.

Рассмотрите картинки и расскажите, что произошло?

 Как называется передача отравляющих веществ из организма в организм? (Цепь.)

 Почему её назвали цепь? (Последовательно передаётся от одного к другому.)

Приведите свой пример цепи загрязнения.

 Каким образом в организм человека попадают вредные вещества?

Демонстрирует схему поступления вредных веществ в организм человека.

 Тогда перед нами проблема -  человек обречён на медленное отравление.

 Подумайте, что можно сделать, чтобы спасти положение.

- Необходимо выработать экологическую безопасность. А как бы вы ответили на вопрос, что такое экологическая безопасность? 

- Экологическая безопасность -  это защита человека от вредного воздействия  загрязненной окружающей среды.

Дети по лесу гуляли

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)

Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку.)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали. 

Дружно мы похлопаем, 

Ножками  потопаем! 

Мы природу любим?

Да. Мы ей верные друзья!

Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания или окружающей среде

Рассматривают фотографии на слайдах, обозначают проблему

Нет

1.Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода; вырубаются леса – грязнее становится воздух; выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха и т. д.

2.Исчезают растения, погибают животные; создана Красная книга и  т. д.

3.Да, загрязняется окружающая среда.

4.От нас зависит состояние природы, а от природы – наше здоровье и наша жизнь.

Да

Рассматривают иллюстрации

Цепь

Последовательно передаётся от одного к другому

Рассматривают схему

Мнения учащихся.

Экологическая безопасность - это защита человека от вредного воздействия окружающей среды.

.

Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

П: построение логической цепи рассуждений.

Метод - словесный; практический;

наглядный

Метод - словесный; практический;

Метод - словесный; практический;

наглядный

VII.Продолжение решения учебной задачи.

2. Составление в группе правил экологической безопасности

- Сейчас в группах  мы с вами попробуем разработать правила экологической безопасности для того, чтобы, выполняя их, мы смогли сберечь свое здоровье.

Достаньте карточки с заданием №3. Прочитайте задания в своей группе.

Время на выполнение- 6 минут.

Сначала каждая группа работает с текстом учебника,

1 группа экологов работает по теме: «Как защититься от загрязненного воздуха?»

2 группа экологов работает по теме: «Как защититься от загрязненной воды?»

3 группа экологов работает по теме: «Как защититься от загрязненных веществ в продуктах питания?»

(Каждой группе экологов предлагается лист с задание №2. Работая с этим заданием, учащиеся читают материал из учебника, анализируют информацию, систематизируют, делают выводы и выбирают правила из перечня предложенных:

3. Практическая работа. (4 группа)

 - Ребята, состояние питьевой воды в России ужасающе. Лишь 1 % вод из рек, озёр и родников можно употреблять в пищу. Остальные 99 % вод очень опасны для здоровья, и могут вызвать много заболеваний.В наши дома поступает, конечно, очищенная вода, но совсем чистой ее не назовешь. На станциях очистки ее обрабатывают специальным веществом – хлором, для того, чтобы уничтожить опасные бактерии. Но хлор вреден и для человека. Поэтому нам надо научиться  очищать воду с помощью бытового фильтра.

– Как можно очистить загрязнённую воду? (Предположения учащихся.)

– А сейчас мы проведём опыт по очистке воды.

План работы«Как очистить грязную воду»:

1) На дно воронки положить вату, на неё поочерёдно мелкие камешки, слой песка – всё накрой кружком промокательной бумаги.

2) Поставить воронку над чистым стаканом.

3) Налить в воронку «загрязнённую» воду.

– Какая вода стала после того, как её пропустили через сделанный фильтр?

– Можно ли пить эту воду?

1 группа

1.  Выбирайте дорогу, где больше зелени.

2.  Не останавливайся около машины с работающим двигателем.

3. Не играй около места, где много машин.

4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире.

5. Разводи цветы, сажай деревья.

6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.

7. Если в твоём городе  есть предприятие с вредным производством, необходимо о нём знать, чтобы предвидеть аварии.

2 группа

1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков.

2. Не пить в водоемах воду.

3. Не пить воду из-под крана.

4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток.

3 группа

1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.

2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.

3. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки.

4. Ешь экологически чистые продукты.

5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

К: обмениваться мнениями, слушают друг друга, строят речевые высказывания.

Метод - словесный; практический;

наглядный;

частично– поисковый

VIII. Индивидуальная работа по карточкам.

- Итак, уважаемые экологи, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно.

– Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе:

  • Сортируя мусор,
  • Починив подтекающий кран,
  • Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,
  • Изучая природу,
  • Охраняя растения,

бережёшь чистую воду.

узнаёшь, как ее сберечь.

даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

бережёшь чистый воздух.

 сохраняешь леса.

П:  Ориентация в собственной системе знаний.

Метод практический

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Назовите тему сегодняшнего урока. 

– Что такое экологическая безопасность?

– Какие цели ставили перед собой?

Что нового открыли для себя на уроке?

– Что такое цепь загрязнения

– А какие экологические проблемы возникают на Земле?

– Чему мы научились сегодня на уроке?

Я прошу вас проанализировать свою работу на уроке, как активно вы принимали участие в работе группы.

Домашнее задание: учебник, с. 31–36 (ответить на вопросы); подготовить сообщение о состоянии воды и воздуха в Санкт-Петербурге

Видеофрагмент «Как прекрасен этот мир!»

Экологическая безопасность

Экологическая безопасность -  это защита человека от вредного воздействия окружающей среды

Понимать, что такое экологическая безопасность, учиться соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни 

Цепь загрязнения – это передача отравляющих средств из организма в организм

Р: осуществлять итоговый контроль

Л: самооценка на основе критерия успешности

Беседа

Самооценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект окружающего мира на тему " В школе" 2 класс

Конспект окружающего мира на тему " В школе" 2 класс...

Конспект + презентация урока окр. мира по теме "Наша родина – Россия. Россия – многонациональная страна" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся  о России как о многонациональной стране.Планируемые результаты:Предметные:- знать что в России живет более 100 народностей;- знать об...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Путешествие завершается» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока окружающего мира на тему "Трудовой фронт России", 4 класс, УМК "Школа России" + презентация

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений об истории Трудового фронта России; ознакомление с изменениями, которые произошли в России и Челябинской области.Планируемые результ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России (2-ой час)", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое золотое кольцо России; города, к...